Темы статей
Выбрать темы

Легковой автомобиль у предпринимателя на общей системе: приобретение и эксплуатация

Редакция СД
Статья

Легковой автомобиль у предпринимателя на общей системе: приобретение и эксплуатация

 

Физическое лицо — предприниматель на общей системе приобрел легковой автомобиль, который будет использоваться в его хозяйственной деятельности. Об организационных и налоговых нюансах, сопутствующих данному приобретению, мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 1963

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов» в редакции от 06.12.2006 г. № 427-V (в редакции Закона Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII).

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об автотранспорте

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (в редакции Закона Украины от 23.02.2006 г. № 3492-IV).

Закон об НДС

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон об охране атмосферного воздуха

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожно-транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102.

Правила № 1388

— Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. № 1388.

Порядок № 1740

Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Декрет о подоходном налоге

Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Инструкция № 12

Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Приказ № 43

— Нормы расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43.

 

Покупка легкового автомобиля

Приобрести легковой автомобиль предприниматель может как у юридического, так и у физического лица. Причем независимо от статуса продавца последствия такой покупки в учете для предпринимателя будут идентичными.

Согласно

статье 1 Закона об автотранспорте легковой автомобиль — это автомобиль с количеством сидений не более 9-ти (включая место водителя), предназначенный для перевозки пассажиров.

Прежде чем использовать купленный автомобиль, нужно пройти процедуру государственной регистрации транспортного средства, осуществляемой органами Госавтоинспекции МВД Украины. В результате этого субъект получит документ —

Свидетельство о регистрации транспортного средства, который подтверждает право собственности на легковой автомобиль (входит в комплект «водительских» документов).

В

Свидетельстве, кроме прочей информации, указывается тип транспортного средства (в нашем случае легковой). Отметим, что именно информация о типе автомобиля, указываемая в Свидетельстве, будет определяющей при отнесении автомобиля к легковым для целей налогового учета (что мы рассмотрим ниже).

Если предприниматель собирается использовать легковой автомобиль в хозяйственной деятельности, то логично, что он захочет в регистрационных документах на авто отметить свой предпринимательский статус.

На этот счет Минюстом было дано разъяснение в

письме от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08. В нем говорится, что в соответствии с законодательством субъектом права собственности признается физическое лицо, которое может быть владельцем какого-либо имущества, кроме имущества, которое не может находиться в его собственности. И в то же время не выделяется такой субъект права собственности как физическое лицо — предприниматель.

Правовой статус физического лица шире, чем правовой статус физического лица — предпринимателя. Приобретение статуса предпринимателя позволяет физическому лицу лишь осуществлять хозяйственную деятельность.

Поэтому Минюст считает, что

регистрация транспортных средств должна осуществляться на физическое лицо, а не на физическое лицо — предпринимателя, поскольку регистрация осуществляется на лиц, являющихся собственниками.

Следовательно, в регистрационном свидетельстве на автомобиль предприниматель

будет фигурировать как обычный гражданин — собственник легкового автомобиля.

Тем не менее этот факт не помешает применять автомобиль, зарегистрированный на физлицо, для осуществления хозяйственной деятельности. Так, согласно

статье 320 ГКУ собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Регистрация автомобиля в ГАИ

Порядок проведения государственной регистрации автомобилей установлен

Правилами № 1388.

В соответствии с

пунктом 7 Правил № 1388 собственники транспортных средств — юридические и физические лица — обязаны зарегистрировать транспортные средства в течение 10 суток после их приобретения, таможенного оформления, временного ввоза на территорию Украины или появления обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в регистрационные документы.

Срок проведения регистрации (10 суток) может быть продлен в случае невозможности собственника транспортного средства своевременно ее осуществить (например, вследствие болезни, командировки, других уважительных причин). Эксплуатация транспортных средств, не зарегистрированных в подразделениях ГАИ или без номерного знака «транзит», запрещается.

Номерные знаки «транзит» выдаются сроком на два месяца на транспортные средства, которые доставляются своим ходом от предприятий-изготовителей, авторемонтных предприятий, торговых организаций, из-за границы до места регистрации, а также на снятые с учета транспортные средства в связи с выбытием в другую местность.

Регистрация транспортных средств осуществляется

на основании:

1) заявления владельца, поданного лично;

2) документов, которые удостоверяют:

— личность такого владельца;

— правомерность приобретения транспортного средства;

— оценку его стоимости, осуществляемую специалистом, прошедшим необходимую подготовку в порядке, установленном МВД, Минюстом, Госпромполитики, Гостаможслужбой и Фондом госимущества, и имеющим соответствующие документы;

— соответствие конструкции транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям, которые являются основанием для внесения изменений в регистрационные документы.

Для регистрации транспортных средств, находившихся в эксплуатации и зарегистрированных в подразделениях ГАИ, предоставляется свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт) с отметкой подразделения ГАИ о снятии транспортного средства с учета.

Одним из обязательных условий регистрации транспортных средств является уплата их собственниками предусмотренных законодательством налогов, а также внесение в установленном порядке платежей за осмотр транспортных средств, регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета, возмещение стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков.

Отметим, что, кроме оплаты услуг ГАИ, покупатель легкового автомобиля должен уплатить также налог с владельцев транспортных средств и сбор в Пенсионный фонд при приобретении легкового автомобиля.

 

Налог с владельцев транспортных средств

Закон № 1963

, регулирующий уплату данного налога, не разделяет порядок уплаты налога физическими лицами, в зависимости от того, являются они предпринимателями (используют автомобиль в хозяйственной деятельности) или обычными гражданами. То есть предприниматель уплачивает налог в том же порядке, что и обычное физическое лицо.

Ставка транспортного налога зависит от объема двигателя автомобиля

(подробнее см. «СД», 2007, № 3, с. 16).

Как мы уже сказали, налог с владельцев транспортных средств уплачивается перед регистрацией (первой регистрацией), перерегистрацией транспортных средств. Далее — перед техническим осмотром транспортных средств ежегодно или один раз в два года, но

не позднее первого полугодия года, в котором производится технический осмотр .

Напомним, что граждане проходят техосмотр автомобилей один раз в два года, в частности:

— в год, который заканчивается на нечетную цифру, — автотранспортные средства, последняя цифра года выпуска которых нечетная;

— в год, который заканчивается на четную цифру и нуль, — транспортные средства, последняя цифра года выпуска которых четная или нуль.

Также для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы по этому налогу.

Теперь поговорим

о возможности отнести суммы транспортного налога к расходам предпринимателя. По идее, если предприниматель использует автомобиль в предпринимательской деятельности, он имеет право отнести на расходы суммы транспортного налога. Однако на практике представители налоговых органов если и соглашаются с этим, то только при условии, что предприниматель использует автомобиль исключительно в предпринимательской деятельности (для личных целей не использует). При этом подтвердить то, что автомобиль используется исключительно в предпринимательской деятельности, можно путевыми листами. А вот если легковой автомобиль будет использоваться одновременно и в предпринимательской деятельности и в личных целях предпринимателя, то наверняка представители налогового органа будут против отнесения на расходы сумм транспортного налога по легковому автомобилю.

 

Сбор в Пенсионный фонд при приобретении легкового автомобиля

Сбор в Пенсионный фонд с операций отчуждения легковых автомобилей взимается согласно

Закону № 400 и Порядку № 1740. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследников по закону.

В соответствии с

пунктом 12 Порядка № 1740 пенсионный сбор уплачивается лицами, приобретающими право собственности на легковые автомобили путем:

— покупки, в том числе у производителей или торговых организаций;

— мены;

— дарения (бесплатной передачи);

— наследования (кроме наследования по закону);

— или при других обстоятельствах, предусмотренных законом.

Пенсионный сбор уплачивается в размере 3 % от стоимости легкового автомобиля, указанной в договоре купли-продажи, справках-счетах торговых организаций, договорах мены, справках органов таможенной службы, актах экспертной оценки стоимости авто, других документах

(пункт 13 Порядка № 1740).

Поскольку в перечисленных документах стоимость авто указывается вместе с НДС, то базой для начисления пенсионного сбора, по сути, должна быть такая продажная стоимость,

содержащая начисленный продавцом НДС .

В то же время Пенсионный фонд в

письме от 07.09.2006 г. № 11438/03-10 утверждает обратное: сбор со стоимости легкового автомобиля должен включаться в базу обложения НДС, поэтому он уплачивается со стоимости авто без учета НДС. Однако с таким выводом согласиться сложно, поскольку продавец к уплате сбора в Пенсионный фонд отношения не имеет. Уплачивается сбор в Пенсионный фонд покупателем. Поэтому НДС, начисленный продавцом, исчисляется со стоимости автомобиля без Пенсионного сбора.

Теперь что касается права отнести сумму сбора

на расходы предпринимателя. Так, на сегодняшний день есть разъяснение ГНАУ в отношении юридических лиц, где указано, что сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций отчуждения легковых автомобилей включается в состав валовых расходов на основании подпункта 5.2.5 Закона о налоге на прибыль (письмо ГНАУ от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317). Предприниматели также могут отнести в состав расходов сумму пенсионного сбора (при наличии подтверждающих документов), но только в том случае, если автомобиль используется в хозяйственной деятельности предпринимателя . Если автомобиль частично используется в хозяйственной деятельности, а частично — в личных целях предпринимателя, то, скорее всего, налоговики при проверке будут против того, чтобы предприниматель относил эти суммы на расходы. Так что, если предприниматель спорить с налоговиками не готов, сумму сбора в Пенсионный фонд в составе расходов лучше не учитывать.

 

Как приобретение автомобиля относить на расходы предпринимателя на общей системе (амортизация)

Теперь о том, как приобретение автомобиля отразится в учете предпринимателя, при условии, что

он будет использоваться в его хозяйственной деятельности.

Предприниматели на общей системе в данном случае руководствуются

Декретом о подоходном налоге и Инструкцией № 12. В этих документах прописана необходимость отнесения в состав расходов затрат или сумм амортизации в соответствии с Законом о налоге на прибыль. При этом никаких дополнительных ограничений, кроме документального подтверждения указанных расходов, не установлено.

В то же время в

приложении 7 к Инструкции № 12 содержится норма о возможности начисления амортизации при условии ведения бухгалтерского учета, на что часто обращают внимание представители ГНАУ. Однако, по нашему мнению, такие выводы не соответствуют действующему законодательству: предприниматель, работающий на общей системе, не обязан вести бухучет и, на наш взгляд, все-таки имеет право уменьшать доходы на сумму амортизации (см. «СД», 2007, № 18, с. 20). При этом предприниматель должен вести отдельный учетный регистр, отражая в нем данные о начисленной амортизации основных фондов. Такой регистр будет документальным доказательством обоснованности и правильности начисления амортизации. Об этом также говорится в письме Госкомпредпринимательства от 06.02.2007 г. № 851.

Заметим, что предприниматель имеет право амортизировать расходы

на приобретение (изготовление), ремонт, реконструкцию и модернизацию автомобиля, если он относится к составу основных фондов предпринимателя.

Определение основных фондов дано в

пункте 8.2.1 Закона о налоге на прибыль. Это материальные ценности, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, превышающего 365 дней, и стоимость которых превышает 1000 грн.

То, что легковой автомобиль предназначен для долгосрочного использования, не вызывает сомнения, и, как правило, его стоимость превышает 1000 грн. (в противном случае автомобиль для целей налогового учета не будет относиться к основным фондам, а затраты на его приобретение можно отнести к расходам).

Для начисления амортизации основные фонды распределены по группам. Автомобильный транспорт относится к

группе 2.

Начиная начисление амортизации, предприниматель должен определиться с нормами амортизации. На сегодня существуют два вида норм, условно их называют «

старые» и «повышенные». Они применяются для расчета ежеквартальной суммы амортизации, для группы 2 равны соответственно 6,25 % и 10,0 %.

 

Применение «старых» и «повышенных» норм

Состояние ОФ

Время

понесения расходов на приобретение ОФ

до 01.01.2004 г.

начиная с 01.01.2004 г.

Новые

(не были в эксплуатации до 01.01.2004 г.)

«Старые»

ставки амортизации — 6,25 %

«Повышенные»

ставки амортизации — 10,0 %

Старые

(были в эксплуатации до 01.01.2004 г.)

«Старые»

ставки амортизации — 6,25 %

«Старые»

ставки амортизации — 6,25 %

 

Начисление амортизации осуществляется

ежеквартально, поэтому для определения ежемесячной суммы амортизации полученный результат нужно разделить на 3 .

При этом исходя из норм

Закона о налоге на прибыль можно сделать вывод, что для основных фондов группы 2 начисление амортизации начинается со следующего квартала после их оприходования. Поэтому юридические лица так и поступают. Однако, на наш взгляд, предприниматели не обязаны следовать этому правилу. Во-первых, потому, что у предпринимателей есть свой порядок определения момента отражения расходов и амортизации — это момент получения дохода. Во-вторых, предприниматели в отличие от юридических лиц не ведут учет основных фондов по группам (они ведут пообъектный их учет), и поэтому им не нужно определять размер амотризационных отчислений на начало квартала по группе. И наконец, в учете у предпринимателя нет такого понятия, как оприходование.

В то же время мы не исключаем, что налоговики пожелают применить к предпринимателю ту же практику, что и к юрлицам. Поэтому если предприниматель не желает допустить возможных претензий налоговиков, то

амортизацию на автомобиль лучше начать начислять со следующего квартала после его приобретения, при условии, что в этом квартале он уже используется в предпринимательской деятельности и факт его использования можно увязать с полученным доходом. То есть валовый доход на сумму амортизации предприниматель может начать уменьшать не раньше того периода, в котором начнет получать доход от эксплуатации автомобиля.

Стоимость объектов

групп 2 амортизируется до нулевого значения . Расчет ежеквартальной суммы амортизационных отчислений для каждого объекта ОФ осуществляется по такой формуле:

Ао = На х Сост, где

Ао — сумма амортизационных отчислений отчетного квартала;

На — норма амортизации соответствующего объекта;

Сост — остаточная стоимость объекта ОФ на начало отчетного квартала, которая определяется так:

Сост (n) = Cост (n-1) + Зремонт - Ао (n-1), где

Сост (n) — остаточная стоимость объекта ОФ на начало отчетного квартала;

Cост (n-1) — остаточная стоимость объекта ОФ на начало предыдущего квартала;

З ремонт — сумма расходов, понесенных в предыдущем квартале в связи с ремонтом, реконструкцией или модернизацией объекта ОФ;

Ао (n-1) — сумма амортизационных отчислений, начисленная за предыдущий квартал.

Пример.

Предприниматель использует в хозяйственной деятельности легковой автомобиль, который был приобретен в I квартале 2008 года. Автомобиль 2006 года выпуска, его стоимость — 60000 грн. Таким образом, для амортизации применяется «повышенная» ставка 10,0 %. Автомобиль начал эксплуатироваться во II квартале, в этом же квартале был получен доход от его эксплуатации. Приведем расчет амортизации.

II квартал

:

Сост = 60000 грн. (стоимость приобретенного автомобиля);

Ао = 60000 х 10 % : 100 = 6000 грн.;

III квартал

:

Сост = 60000 - 6000 = 54000 грн.

Ао = 54000 х 10 % : 100 = 5400 грн.

и т. д. в следующих кварталах.

 

Налоговый кредит по НДС при покупке легкового автомобиля

Согласно

подпункту 7.4.2 статьи 7 Закона об НДС не включается в состав налогового кредита и относится в состав валовых расходов сумма налога, уплаченная плательщиком налога при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), который включается в состав основных фондов.

Это ограничение касается покупателя легкового автотранспорта — предпринимателя —

плательщика НДС, который может иметь право на налоговый кредит.

Однако, несмотря на то что

подпункт 7.4.2 Закона об НДС прямо говорит об отнесении суммы НДС (проходящей мимо налогового кредита) на валовые расходы, налоговики изначально с этим не соглашались. Такую точку зрения они аргументировали несоответствиями в законодательстве. Так, Закон о налоге на прибыль, который определяет состав расходов, аналогичной нормы не содержит и никаких подобных изменений относительно легковых авто в него внесено не было.

В результате ситуация складывалась для налогоплательщиков не лучшим образом: отражать налоговый кредит по входному НДС им запрещал

пункт 7.4.2 Закона об НДС, а против включения такой суммы в валовые расходы, ссылаясь на нормы «прибыльного» Закона, выступали налоговики, исключая при этом и возможность отнесения суммы входного НДС на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 2 (письмо ГНАУ от 27.07.2005 г. № 14787/7/15-1117).

Кстати, от своей позиции налоговики не отступали и в дальнейшем, настаивая на погашении «легкового» входного НДС налогоплательщиками за счет прочих источников. В противовес мнению ГНАУ появились благоприятные решения судов, а также

письмо Комитета ВРУ от 02.03.2007 г. № 06-10/10-199. Однако на законодательном уровне пока этот вопрос не решен, и безболезненно относить в расходы сумму входного НДС предприниматели вряд ли смогут.

Вместе с тем отметим, что ограничение из

подпункта. 7.4.2 Закона об НДС не касается случая, когда легковой автотранспорт приобретается с целью последующей продажи. Ведь в таком случае легковой автомобиль уже изначально выступает для предпринимателя товаром, а не объектом ОФ (как это обусловлено подпунктом 7.4.2 Закона об НДС). Стало быть, отразить налоговый кредит по нему предприниматель вправе на основании общего правила, установленного подпунктом 7.4.1 Закона об НДС.

 

Списание топлива на расходы

В соответствии с

подпунктом 5.4.10 Закона о налоге на прибыль в состав расходов предприниматель может включить только 50 % расходов на приобретение ГСМ для легковых автомобилей  справка 1. При этом в Законе о налоге на прибыль сказано, что плательщик налога освобождается от обязанностей доказательства связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью. Однако этим правом предприниматель воспользоваться не может. Для отнесения ГСМ на расходы ему нужно иметь в наличии все подтверждающие документы: путевые листы, документы о покупке ГСМ (чек АЗС, договор с АЗС и соответствующую платежку, если автомобили заправляют по талонам).

В то же время

суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе стоимости ГСМ, налогоплательщик включает в состав налогового кредита плательщика НДС в полном объеме. Безусловно, при наличии налоговой накладной или другого «заменяющего» документа (подробнее о документах, подтверждающих налоговый кредит, см. «СД», 2008, № 17, с. 37).

Основанием для списания горючего и подтверждением его производственного потребления служат

путевые листы . На их основании определяется пробег автомобиля (за день, месяц, квартал). Второй показатель, который нужен для определения количества израсходованного топлива, — норма расхода горючего.

Базовые

нормы расходов горючего утверждены на конкретную марку автомобиля и подлежат корректировке исходя из условий эксплуатации автомобиля. Нормы расхода топлива указаны для различных моделей автомобилей, в том числе с приведением идентификационных данных в таблицах (приложениях) к приказу № 43. Также в этом нормативном документе можно найти и нормы расхода смазочных материалов.

Нормы дифференцированы в зависимости от видов топлива, базовая линейная норма — это

расход топлива (литров или куб. м), который тратится на 100 км пробега автомобиля.

Учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов осуществляется

с помощью ряда поправочных коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы.

Например, нормы расходов топлива повышаются:

— в случае работы в зимних условиях — в зависимости от фактической температуры воздуха:

— от 0 °С до -10 °С — до 5 %;

— от -10 °С до - 20 °С — от 5 % до 10 %;

— от -20 °С и ниже — от 10 % до 15 %;

при работе в условиях города:

— с населением до 0,5 млн чел. — до 5 %;

— с населением от 0,5 до 1,0 млн чел. — до 10 %;

— с населением более 1,0 млн чел. — до 15 %;

в случае использования систем обогрева или охлаждения воздуха (кондиционера и т. п.) в салоне автомобиля и т. д.

Подробно условия применения коэффициентов указаны в

приказе № 43.

В целом для легковых автомобилей нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S (1 + 0,01 х К), где Qн — нормативная затрата топлива, литры, (м 3);

Hs — базовая линейная норма затраты топлива, л/100 км (м 3/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

К

 — суммарный корректирующий коэффициент, %.

Суммарный корректирующий коэффициент (К

) рассчитывается в случае применения одновременно нескольких корректирующих коэффициентов. Он равняется сумме надбавок (уменьшающие корректирующие коэффициенты отнимаются).

Нормативы расходов

смазочных материалов установлены на 100 л (100 м 3) нормативных расходов топлива, рассчитанных для данного автомобиля. В зависимости от срока эксплуатации автомобиля они могут увеличиваться или уменьшаться.

 

Техобслуживание автомобиля

В случае с проведением каких-либо работ, необходимых для поддержания автомобиля в рабочем состоянии, нужно различать техобслуживание и ремонт (замену узлов, деталей, реконструкцию и т. д.).

Перечень работ, которые относятся к категории техобслуживания, определен в

Положении № 102 (см. с. 35 этого номера).

Расходы на техобслуживание легкового автомобиля включаются в полном объеме в состав расходов предпринимателя.

Если предприниматель приобретет автомобиль, который уже несколько лет находился в эксплуатации, то ему придется проходить сезонное техобслуживание. Это техобслуживание, выполняемое для подготовки автомобиля к использованию

в осенне-зимних или летне-весенних условиях, т. е. осуществляемое дважды в год (весной и осенью).

Примерный перечень работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля приведен в

приложении «В» Положения № 102.

 

Ремонт автомобиля

Что касается затрат на ремонт, то

в понимании Закона о налоге на прибыль любой ремонт автомобиля расценивается как улучшение основных фондов.

Включать в расходы разрешается только ту часть затрат на ремонт, которая не превышает 10 % от совокупной балансовой стоимости собственных основных фондов на начало отчетного периода.

Если фактические ремонтные расходы превысили 10-процентное ограничение, на сумму превышения следует увеличить балансовую стоимость основного средства группы 2, т. е. включить в состав расходов путем начисления амортизации.

Ставки амортизации применяются так:

— если улучшаются объекты, амортизирующиеся по «старым» нормам, то и затраты на улучшение этих объектов будут амортизироваться по тем же нормам;

— если улучшаются объекты, амортизирующиеся по «повышенным» нормам, то и затраты на улучшение этих объектов будут амортизироваться по таким же нормам.

Предприниматели, которые свои основные средства не амортизируют

, не смогут определить сумму 10-процентного лимита. Поэтому для них безопаснее затраты на ремонт в составе расходов не учитывать .

 

Затраты на замену шин и дисков

По своей сути сезонная

замена шин (зимние на летние и наоборот) относится к техническому обслуживанию автомобиля как операция по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (пункт 1.3 Положения № 102). Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики, хотя в их разъяснениях есть некоторые исключения — замену поврежденных шин, не прошедших норму пробега, предлагается относить к ремонту (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14). Учитывая такие разъяснения, осторожным предпринимателям стоит относить затраты на приобретение зимних шин с применением правил учета ремонтных расходов.

Что касается стоимости замены дисков, то она не относится к техническому обслуживанию автомобиля. Диски не имеют повышенной изнашиваемости как, например, автошины. Поэтому стоимость установленных дисков правильней отнести на ремонт или улучшение автомобиля, в зависимости от того, чем вызвана замена.

 

Экосбор

В соответствии со

статьей 10 Закона об охране атмосферного воздуха субъект хозяйствования, использующий в своей деятельности автомобиль, обязан уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее — экосбор) (подробнее см. «СД», 2008, № 8, с. 4). Кроме самой уплаты сбора, ежеквартально (в течение 40 дней по окончании квартала) в налоговый орган нужно предоставлять отчетНалоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды (подробнее о том, как заполнить Расчет, см. «СД», 2006, № 2, с. 33).

Вредные вещества поступают в атмосферу с выхлопными газами от использованного горючего. Поэтому объектом исчисления сбора в этом случае являются объемы фактически использованных видов топлива.

Данные о фактическом объеме израсходованного топлива для заполнения такого Расчета удобнее всего брать из путевых листов.

Уплата экосбора включается в состав расходов предпринимателя.

 

Выводы

Приобретенный легковой автомобиль регистрируется в ГАИ на обычное физическое лицо, а не на субъекта предпринимательства, однако это не мешает его использовать в хозяйственной деятельности.

При госрегистрации автомобиля, кроме оплаты услуг ГАИ, предприниматель должен уплатить налог с владельцев транспортных средств и 3-процентный сбор в Пенсионный фонд. Если предприниматель использует автомобиль частично в хоздеятельности, а частично — в личных целях, то во избежание проблем с налоговиками лучше суммы налога с владельцев транспортных средств и сбора в Пенсионный фонд в состав расходов

не относить.

При покупке легкового автомобиля права на налоговый кредит у предпринимателя нет, при этом сумму входного НДС безопаснее не включать в расходы.

Предприниматель имеет право амортизировать используемый в хоздеятельности автомобиль. При этом если предприниматель не желает допустить возможных претензий налоговиков, то

амортизацию на автомобиль лучше начать начислять со следующего квартала после его приобретения, при условии, что в этом квартале он уже используется в предпринимательской деятельности и факт его использования можно увязать с полученным доходом.

Используя в хозяйственной деятельности автомобиль, предприниматель должен уплачивать экосбор, суммы которого можно отнести к расходам.

Затраты на работы по техническому обслуживанию легкового автомобиля включаются в расходы предпринимателя в полном объеме.


Справочная информация (справка)

1 Расходы на содержание и эксплуатацию легковых автомобилей (кроме подлежащих амортизации) в полном объеме

Законом о налоге на прибыль разрешено включать в состав валовых расходов лицам, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по транспортному или туристическому обслуживанию сторонних граждан или организаций, а также спортивным организациям по автомобилям, используемым ими в качестве спортивного снаряжения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше