Темы статей
Выбрать темы

Организация грузовых перевозок предпринимателем

Редакция СД
Статья

Организация грузовых перевозок предпринимателем

 

Поводом к написанию данной статьи послужил вопрос читателя, поступивший в редакцию: как правильно заниматься грузовыми перевозками на общей системе налогообложения, если груз перевозится по территории Украины и за ее пределами? Какие документы необходимо иметь? Какими нормативными актами установлены требования к грузоперевозкам?

Тема эта интересна для многих предпринимателей, поэтому об особенностях грузоперевозок (внутренних и международных) сейчас мы и поговорим.

Людмила БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об автотранспорте

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о перевозке опасных грузов

— Закон Украины «О перевозке опасных грузов» от 06.04.2000 г. № 1644-III.

Постановление № 879

— постановление КМУ «О мерах по сохранению дорог общего пользования» от 27.06.2007 г. № 879.

Положение № 574

— Положение о грузовой таможенной декларации, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574.

Правила № 30

— Правила проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, утвержденные постановлением КМУ от 18.01.2001 г. № 30.

Постановления № 1336

— постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336.

Правила дорожного движения

— Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306 (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 01.10.2008 г. № 876).

Лицензионные условия № 9/119

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи Украины от 01.02.2008 г. № 9/119.

Правила перевозок грузов

— Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

Инструкция № 153

— Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.

Инструкция № 176

— Инструкция о порядке заполнения, использования специальной формы товарно-транспортной накладной на перевозку молочного сырья, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

Инструкция № 154

— Инструкция о порядке использования форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 г. № 154.

Приказ Минтранспорта и Минстатистики № 488/346

— приказ Министерства транспорта и Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

Порядок регистрации и ведения КУРО

— Порядок регистрации и ведения Книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

КДПГ

— Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

Конвенция МДП

— таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года.

 

Лицензия

Как только предприниматель принял решение заняться грузовыми перевозками, первое, о чем ему стоит позаботиться, — получить лицензию (

пункт 33 статьи 9 Закона о лицензировании).

Поскольку груз в большинстве случаев перевозится не только по Украине, но и за ее пределами,

имеет смысл сразу получить лицензию на осуществление международных перевозок, тем более что она дает право заниматься не только внешними, но и внутренними перевозками (статья 9 Закона об автотранспорте). Таким образом, при наличии лицензии на международные перевозки дополнительную лицензию на внутренние перевозки получать не нужно.

Срок действия лицензии составляет

5 лет, а стоимость — 340 грн.

С заявлением на ее получение нужно обратиться в местный орган Главной государственной инспекции по автомобильному транспорту.

И еще одно замечание: для того чтобы получить лицензию, предприниматель обязан исполнять требования

Лицензионных условий № 9/119. Их много, но все же выделим основные (ориентируемся на международные перевозки, так как требования к ним жестче):

опыт работы водителей на перевозках — не менее 3 лет;

— обязательно

наличие у каждого водителя: международного удостоверения на право управления автомобилем категории «С» (с прицепами и полуприцепами — категории «Е»), справки о прохождении медосмотра, документа, подтверждающего личное страхование водителя от несчастных случаев на транспорте;

— водители, которые имеют международное удостоверение, но

не управляли транспортными средствами более 12 месяцев, обязаны сдать экзамен в подразделении ГАИ;

— предприниматели, которые используют 10 или более транспортных средств, обязаны обеспечить

повышение квалификации руководителей и специалистов раз в 5 лет, а по вопросам безопасности перевозок, пожарной безопасности и охраны труда — каждые 3 года;

— на каждом автомобиле обязательно должен быть установлен

тахограф; и др.

Кроме того,

при осуществлении международных перевозок сам предприниматель или его работник, ответственный за организацию такой деятельности, должен сдать письменный или устный экзамен в ГАИ и получить документ, удостоверяющий наличие необходимых знаний в области коммерческого и финансового управления, технических стандартов, безопасности дорожного движения, доступа к рынкам, элементов торгового, социального и трудового, гражданского и налогового законодательства (статья 59 Закона об автотранспорте).

Достаточно одной лицензии на всю деятельность по перевозкам, но

на каждое транспортное средство необходимо оформить отдельную лицензионную карточку — это бесплатно (пункт 1.10 Лицензионных условий № 9/119).

 

Договоры перевозки грузов

Отношения перевозки оформляются договорами перевозки. Заключаются такие договоры с учетом норм

ХКУ (статья 307), а также ГКУ, в частности статьи 909, в письменной форме; подписание договора подтверждается составлением транспортной накладной — документа, установленного транспортными уставами.

Договор на перевозку груза может быть разовый или долгосрочный.

Долгосрочный договор имеет смысл заключать тогда, когда перевозки осуществляются систематически, при этом в договоре нужно оговорить сроки принятия партий груза к перевозке и сроки их доставки.

Вообще-то, содержание договоров на перевозку груза конкретизировано в

пункте 3.5 Правил перевозок грузов: «В Договоре устанавливаются: срок его действия, объемы перевозок, условия перевозок (режим работы по выдаче и принятию груза, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.), стоимость перевозок и порядок расчетов, порядок определения рациональных маршрутов, обязанности сторон, ответственность и т. п.».

Срок, в течение которого груз должен быть доставлен получателю, обсуждается сторонами и тоже фиксируется в любом договоре перевозки. За нарушение срока доставки перевозчик несет ответственность в виде штрафа или пени.

Ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика

начиная с момента принятия груза (статья 308 ХКУ). Именно перевозчик обязан возместить получателю груза ущерб, если не докажет, что ущерб возник не по его вине (статья 314 ХКУ).

Итак, заключив договор и получив транспортную накладную, перевозчик может приступать к процессу транспортировки груза. А этому сопутствует ряд услуг, таких как: погрузка, разгрузка, складское хранение товара, экспедиторские услуги и т. п. Поэтому

при заключении договора перевозки стоит особо обсудить с заказчиком и указать в договоре необходимость выполнения вспомогательных услуг (будет их выполнять перевозчик или заказчик).

 

Документы, необходимые при перевозке

Процесс перевозки связан с дорогой. На дорогах чаще всего водители сталкиваются с проверками, которые контролируют органы ГАИ. Они же могут прийти с проверкой на предмет наличия всех необходимых документов и к предпринимателю-перевозчику в офис. Поэтому следует знать, какие документы нужны перевозчику. Основные из них указаны в

статье 48 Закона об автотранспорте (см. таблицу):

 

Документы, необходимые при выполнении перевозок

Грузы

Внутренние перевозки

Международные перевозки

1

2

3

Обычные

У предпринимателя-

перевозчика должны быть: — лицензия; — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях (регистрационное удостоверение на автомобиль, договор купли-продажи, договор аренды и др.); — другие документы, предусмотренные законодательством Украины

Резиденты Украины должны иметь: —

разрешения иностранных стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; — лицензионную карточку на транспортное средство; — свидетельство о регистрации транспортного средства; — сертификат соответствия относительно безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения требованиям стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; — путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении (форма № 1) (приказ Минтранспорта и Минстатистики № 488/346); — международная автодорожная ТТН (CMR) (статьи 1, 4 КДПГ); — грузовая таможенная декларация (пункт 3 Положения № 574)

У водителя должны быть

: водительские права соответствующей категории; — регистрационные документы на транспортное средство; — лицензионная карточка; — товарно-транспортная накладная (ТТН) или другой определенный законодательством документ на груз; — другие документы, предусмотренные законодательством Украины, в частности: — полис страхования гражданской ответственности водителя (пункт 2.1 Правил дорожного движения); — путевой лист грузового автомобиля (форма № 2) (пункт 11.3 Правил перевозки грузов)

книжки МДП для транзитных перевозок грузов с отметкой TIR (статьи 15 и 16 Конвенции МДП)

Дополнительно

при перевозке опасных, крупногабаритных и некоторых других видов грузов

Опасные

Водитель

должен иметь: — свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов; — свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы; — письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайных ситуаций

Документ о

допуске к перевозке опасных грузов , выданный департаментом ГАИ МВД (статья 20 Закона об автотранспорте, статья 19 Закона о перевозке опасных грузов)

Крупногабаритные

Разрешение ГАИ

Разрешение

о согласовании условий и режимов перевозки, выданное Департаментом ГАИ МВД

Пищевые продукты

Санитарная книжка водителя

(пункт 12.4 Правил перевозки грузов)

Спирт этиловый

ТТН № 1-ТН /спирт/

(пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Высокооктановые кислородосодержащие примеси

ТТН № 1-ТН /вкд/

(пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Алкогольные напитки

ТТН № 1-ТН /алкогольні напої/

(пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Хлебобулочные изделия

ТТН № 1-ТТН (хліб)

(пункты 1.1 —  1.2 Инструкции № 153)

Молочное сырье

ТТН № 1-ТН (МС)

(пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 176)

 

Важно отметить, что

заполнить и выдать перевозчику ТТН обязан грузоотправитель (он же занимается и оформлением ГТД), а вот путевой лист должен выписывать водителям сам перевозчик — ежедневно каждому водителю перед выходом на линию.

Кроме того что перевозчик обязан обеспечить наличие всех необходимых документов, он также

должен соблюдать Правила дорожного движения и Правила перевозки грузов. Причем для различных категорий грузов установлены дополнительные требования к упаковке и к транспортным средствам, в частности для: грузов в контейнерах, поддонах и пакетах, сельскохозяйственной продукции, продукции лесного хозяйства, навалочных грузов, минерального сырья, продукции металлургической, химической, пищевой промышленности, товаров народного потребления, машиностроения, скоропортящихся товаров и междугородных перевозок. Все эти правила содержатся в статьях 17 — 29 Правил перевозки грузов.

При осуществлении

международных перевозок необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения и правила перевозки грузов тех стран , по территории которых пролегает маршрут перевозчика.

 

Требования к перевозчикам крупногабаритных и тяжеловесных товаров

Обычно перевозка крупногабаритных товаров — явление достаточно редкое, не все перевозчики оказывают подобные услуги. Конкуренция в данной отрасли не столь ощутима, поэтому некоторые предприниматели специализируются именно на нестандартных перевозках. Для этого необходима специальная техника и машины,

несколько дополнительных согласований, а также разрешение ГАИ (платное).

Но для начала определимся, какие же перевозки относятся к

крупногабаритным. В соответствии с Правилами дорожного движения это перевозка грузов или проезд транспортных средств, у которых хотя бы один из габаритов:

по ширине больше 2,6 м;

по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м);

по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м);

— фактическая

масса свыше 38 т;

— нагрузка

на одинарную ось больше 11 т (для автобусов, троллейбусов —11,5 т), сдвоенные оси справка 1 16 т, строенные — 22 т (на установленных Минтрансом и Госавтоинспекцией маршрутах — 40 т, для контейнеровозов на установленных маршрутах — 44 т, нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т);

груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м.

Перевозка крупногабаритных грузов не подчиняется нормам

Правил перевозки грузов, а регулируется специальными Правилами № 30. Если параметры транспортного средства превышают предельно допустимые только на 2 %, ни разрешение ГАИ, ни плата за него не потребуются (пункт 4 Правил № 30).

Если же превышение больше 2 %, основное, что нужно сделать

:

1) получить

согласования с дорожными, коммунальными, железнодорожными (если маршрут проходит через ж/д переезд) и иными предприятиями и организациями (если высота транспортного средства больше 4,5 м, потребуется согласование со службами местного электротранспорта, электросети, электрификации, электросвязи, мостового хозяйства);

2) получить

в ГАИ разрешение на перевозку (разрешение выдается разово, но, если такие перевозки осуществляются систематически по одному и тому же маршруту тем же транспортным средством, оно может быть выдано на срок не более 3 месяцев). При международных перевозках разрешение выдает департамент ГАИ МВД. За разрешение вносится плата за проезд справка 2;

3)

укомплектовать крупногабаритные транспортные средства в соответствии с требованиями Правил № 30 (две противооткатные опоры, знак «Объезд препятствия с правой/левой стороны», жесткий буксир, мигающий фонарь красного цвета и др.);

4) обеспечить в обязательном порядке

сопровождение груза автомобилем прикрытия, если ширина транспортного средства превышает 3,5 м или длина — 24 м; если же ширина больше 3,75 м, а длина — 30 м или транспортное средство хоть частично будет занимать встречную полосу, обязательно сопровождение его патрульным автомобилем ГАИ. При этом ГАИ может принять решение о необходимости подобного сопровождения при выдаче разрешения, даже если критерии «длина/ширина» не превышены.

 

Обязательно ли применять РРО?

Регистраторы расчетных операций (РРО) применяются только при осуществлении наличных расчетов. Следовательно, если

заказчики с предпринимателем рассчитываются по безналу, проблема применения РРО отпадает автоматически: он не нужен. Если предприниматель на едином налоге, то ему также беспокоиться об РРО не нужно.

Если же расчеты проводятся

наличными, а предприниматель находится на общей системе налогообложения, то, как правило, применять РРО все-таки придется. Дело в том, что освобождение от РРО, действующее при предоставлении услуг, распространяется исключительно на юридических лиц (часть 1 статьи 9 Закона об РРО). И все же выход для грузоперевозчика есть.

В

Законе об РРО имеется еще один хороший пункт, разрешающий работать без РРО в случае автоперевозок (часть 4 статьи 9): «Регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются: <…> при продаже проездных и перевозочных документов <…> на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью <…>». И хотя на первый взгляд может показаться, что данное освобождение имеет отношение только к перевозкам пассажиров, на самом деле это не так. Даже налоговики согласны с тем, что грузоперевозчик может не применять РРО при наличных расчетах, если соблюдает требования пункта 4 статьи 9 Закона об РРО, т. е. выдает заказчикам перевозочные документы, на которых напечатаны серия, номер и номинальная стоимость типографским способом (письмо ГНАУ от 12.01.2004 г. № 287/7/23-2117).

Итак, с одной стороны, предприниматели-грузоперевозчики никаких билетов и иных перевозочных документов выдавать не обязаны, но с другой — если организовать работу так, чтобы все же выдавать (продавать) заказчикам документы с нанесенными на них печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью, то можно не применять РРО. Какой вариант предпочесть — решать самому предпринимателю. Однако следует учитывать, что

даже в случае выдачи «серийных» документов придется вести Книгу учета расчетных операций (КУРО) по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку регистрации и ведения КУРО. КУРО обязательно нужно зарегистрировать в налоговом органе.

Графы этой КУРО заполняются в соответствии с их содержанием, за исключением графы 2 (номер расчетной книжки), которую можно не заполнять. В графе 5 указывается сумма наличности, которая находится у перевозчика на месте проведения расчетов на начало рабочего дня (разменная монета или остаток наличности с предыдущего рабочего дня), а в графе 6 — сумма наличности, инкассированная в кассу предпринимателя на протяжении рабочего дня.

 

На этом закончим разговор об организации и документальном обеспечении деятельности грузоперевозчиков. В следующей статье рассмотрим вопросы налогообложения и связанного с ним учета.

 

Выводы

При осуществлении грузоперевозок необходимо:

— получить

лицензию на предоставление транспортных услуг (340 грн.) и оформить лицензионную карточку на каждое транспортное средство (бесплатно);

— заключить с заказчиком

договор перевозки, оговорив срок его действия, срок доставки, стоимость услуг и иные существенные условия;

— обеспечить наличие

необходимых документов (документы, которые передает перевозчику грузоотправитель, и документы, которые обязан составить сам перевозчик);

— соблюдать

правила дорожного движения и правила перевозки грузов (в отношении определенных видов грузов имеются дополнительные требования), а при международных перевозках — аналогичные правила иностранных государств;

— получить

согласование в ГАИ (платное) при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

— в случае проведения с заказчиками

наличных расчетов — применять зарегистрированный РРО. РРО можно не применять, только если выдавать заказчикам перевозочные документы, например квитанции, с указанными типографским способом: серией, номером и номинальной стоимостью (но даже в этом случае придется вести КУРО).

Справочная информация (справка)

1 Оси следует считать сдвоенными или строенными, если расстояние между ними (смежными) не превышает 2,5 м.

2 Плата за проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств рассчитывается исходя из определенных в

постановлении № 879 ставок за превышение габаритов. Если транспортное средство будет следовать без разрешения, то за весь пройденный путь представители органов ГАИ взыщут плату в двойном размере (пункт 21 постановления № 879).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше