Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Летняя площадка возле кафе: нужен ли отвод земли?

Редакция СД
Ответы на вопросы

Летняя площадка возле кафе: нужен ли отвод земли?

 

ВОПРОС. Предприниматель возле своего кафе поставил несколько столиков и стулья на летний период. Обязательно ли оформлять на участок под столиками проект выделения (отвода) земли? Что будет, если такого проекта нет?

ОТВЕТ. Ответ на данный вопрос зависит от того, какой площадью земельного участка пользуется предприниматель:

1) если предприниматель арендует (имеет в собственности) земельный участок, включающий не только территорию, на которой расположено кафе, но и прилегающую территорию, то достаточно того проекта отвода земли, который уже имеется (на весь участок), а оформлять дополнительный проект отвода необходимости нет;

2) если же предприниматель арендует (имеет в собственности) только тот участок, на котором располагается его кафе, то оформить акт отвода земли для летней площадки нужно. Скорее всего, именно эта ситуация имеет место в нашем случае, так как предприниматель говорит о том, что проекта отвода земли нет. Есть несколько причин для того, чтобы его получить:

— приступать к использованию земли без наличия проекта выделения участка в натуре (на местности), а также без документов, подтверждающих право собственности на землю, запрещено (часть 3 статьи 125 ЗКУ документ 1);

— даже наличие договора аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) не освобождает предпринимателя от необходимости заключить договор аренды земельного участка, на котором расположена летняя площадка (аналогичное мнение, правда в отношении надувных батутов, высказал Госкомзем в письме от 11.07.2008 г. № 6-8-2111). В свою очередь, для того, чтобы заключить договор аренды земли, сначала нужно определить границы земельного участка, т. е. опять никуда не деться от проекта отвода земли;

— в некоторых областях местные советы требуют получить дополнительное разрешение на размещение летней площадки справка 1. В числе документов, необходимых для получения такого разрешения, указан проект отвода земли. Правда, в последнее время появилась возможность работать без разрешения на размещение (подробнее об этом в «СД», 2008, № 11, с. 10), но в нашей ситуации это не спасает, так как есть две предыдущие причины.

Теперь об ответственности за то, что землеотвода нет. За использование земельного участка без документов на него, т. е. за самовольное занятие земли, предусмотрена административная ответственность по статье 531 КУоАП документ 2 в виде штрафа от 170 до 850 грн. (от 10 до 50 ннмдг). При этом инспектор по контролю за использованием и охраной земель сразу штраф не наложит. Он имеет право только составить протокол о правонарушении, а вопрос о наложении штрафа рассматривается органами госконтроля за использованием и охраной земель либо главными, старшими или областными инспекторами таких органов (статьи 2381 и 255 КУоАП).

Но это еще не все. Помимо штрафа, придется возместить ущерб за самовольное занятие земельного участка, рассчитанный по методике, которая изложена в постановлении № 963 документ 3. Правда, если у предпринимателя есть право на пользование землей (например, по договору мены, дарения, наследования, купли-продажи или разрешение местного совета на разработку проекта землеотвода и т. п.), но пока еще нет землеотвода, Госкомзем трактует использование земли не как «самозахват земли», а как «пользование землей без правоустанавливающих документов». В таком случае не нужно возмещать ущерб достаточно уплатить админштраф и выполнить предписание инспектора, оформив землеотвод (письмо Госкомзема от 16.08.2006 г. № 14-17-4/6045).

Кроме административной ответственности, за самозахват земли предусмотрена еще и уголовная, но в данном случае она вряд ли будет применима. Тем не менее стоит принять к сведению: если будет доказано, что самовольное занятие земли нанесло существенный ущерб — больше или равен 25750 грн. (100 НСЛ справка 2), то придется возместить ущерб и уплатить штраф в размере от 3400 до 5100 грн. (200 — 300 ннмдг) — статья 1971 УКУ документ 4, пункт 22.5 Закона № 889 документ 5.


Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1 Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

2 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

3 Постановление КМУ «Об утверждении методики определения размера ущерба, нанесенного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя грунта) без специального разрешения» от 25.07.2007 г. № 963.

4 Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

5 Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

6 ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства».

 

Справочная информация (справка)

1 Организовать открытую площадку для питания можно при барах, кафе, закусочных и буфетах.

При столовых и кафетериях открывать летние площадки запрещено (ДСТУ 4281: 2004 документ 6).

2

НСЛ — налоговая социальная льгота устанавливается раз в год в размере 50 % от минимальной заработной платы, действующей на 1 января соответствующего года (пункт 6.1.1 Закона № 889). В 2008 г. НСЛ составляет 257,50 грн.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше