Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем сентябрьскую зарплату

Редакция СД
Новости

На заметку

 

ВАСУ считает, что Закон № 877 на проверки налоговиков не распространяется

Письмо Высшего административного суда Украины от 31.07.2008 г. № 1331/100/13-08

 

В данном

письме ВАСУ указывает на то, что положения Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877) в отношении проверок, проводимых налоговыми органами, не применяются. Так, в частности, в письме утверждается, что отношения в процессе контроля за соблюдением налогового законодательства в принципе не входят в предмет регулирования Закона № 877, поскольку «не относятся к сфере хозяйственной деятельности, а являются отношениями, возникающими в сфере управления». С такими выводами согласиться довольно сложно.

По нашему мнению, весомым аргументом, опровергающим подход ВАСУ, является

часть 3 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования, в частности в сфере налоговых отношений. Как видим, законодатель все-таки считает, что налоговые отношения вполне являются сферой, в которой государство осуществляет надзор и контроль за хозяйственной деятельностью, т. е. они вписываются в предмет регулирования Закона № 877. Аналогичную позицию занял и Президент Украины. В его Указе «О неотложных мерах по усовершенствованию государственного регулирования хозяйственной деятельности» от 09.08.2008 г. № 698/2008 Кабмину дается поручение внести в двухмесячный срок на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты о приведении законов Украины, в том числе тех, которые определяют порядок осуществления контроля за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов (обязательных платежей), в соответствие с Законом № 877. Очевидно, это предполагает, что сферы регулирования этих актов и Закона № 877 по меньшей мере пересекаются. Более того, сама ГНАУ в письме от 06.09.2007 г. № 8610/6/23-6016/1016 не оспаривала необходимость применения налоговыми органами положений Закона № 877. К сожалению, учитывая мнение ВАСУ, все эти аргументы вряд ли сегодня найдут поддержку в судебных органах. Хотя мнение ВАСУ может оказаться нерешающим, если Верховный Суд Украины по поднятому вопросу займет иную правовую позицию.

 

Предельный срок подачи последней декларации по НДС в случае аннулирования регистрации плательщика НДС

Письмо ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214

 

Как следует из

письма, в случае аннулирования регистрации плательщика НДС предельный срок для подачи декларации отсчитывается не со дня такого аннулирования, а со дня, следующего за днем окончания месяца (квартала), в котором это событие произошло (как и в общем случае). Например, если месячный плательщик НДС снялся с регистрации 15 августа, то предельный срок подачи последней декларации приходится на 20 сентября.

Что касается индивидуального налогового номера, то на момент подачи последней декларации такового в Реестре уже не будет. По этому поводу ГНАУ в

письме указывает на то, что в декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период необходимо указать свой старый индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, т. е. тот, который использовался в таком периоде .

 

ГНАУ указывает, что за бензопилы, газонокосилки нужно уплачивать сбор за загрязнение

Письмо ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214

 

В соответствии с

п. 2 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303, и п. 1.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Минприроды и ядерной безопасности и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379, сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается, в частности, за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения.

Объектом исчисления сбора для таких источников загрязнения являются объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества (

абзац второй п. 3.1 указанной Инструкции).

ГНАУ со ссылкой на позицию Минприроды указывает, что к передвижным источникам загрязнения относятся транспортные средства, техника и другие передвижные средства и установки, которые

оборудованы двигателями внутреннего сгорания и работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газах, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива. При этом такие механизмы, как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, можно условно отнести к передвижным источникам загрязнения, в частности к типу «недорожные транспортные средства и машины».

Исходя из этого, по мнению ГНАУ, плательщики должны

уплачивать экосбор за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения, в том числе за бензопилы и т. п., исходя из объемов фактически использованных видов горючего. Нормативы сбора для такого типа передвижных источников установлены в таблице 1.4 приложения 1 к Порядку № 303.

К указанному добавим, что подробно о порядке уплаты сбора за загрязнение мы писали в «СД», 2008, № 8, с. 4.

 

ГНАУ подтвердила свою позицию по уплате хмелесбора участниками договора комиссии: уплачивает только один

Письмо ГНАУ от 23.07.2008 г. № 14782/7/21-0117

 

В «СД», 2008, № 9, с. 12, мы писали о том, что, судя по выводам, сделанным в

письме от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117, ГНАУ пересмотрела свою позицию по уплате хмелесбора участниками договора комиссии. В частности, согласилась с тем, что если выручку от реализации алкогольных напитков и пива получает на свой счет комитент (т. е. выручка проходит мимо комиссионера), то в этом случае хмелесбор уплачивает комитент (комиссионер хмелесбор не уплачивает). Если же выручку от реализации алкоголя и пива получает комиссионер, то в этом случае хмелесбор уплачивает комиссионер, а комитент уже ничего не уплачивает.

В

письме № 14782/7/21-0117 ГНАУ еще раз подтвердила: уплачивает хмелесбор и подает Отчет либо комиссионер, либо комитент (в зависимости от того, на чей счет поступила выручка). Старые письма, обязывавшие уплатить сбор одновременно и комиссионера и комитента (от 12.10.2006 г. № 19003/7/21-0117 и от 18.10.2006 г. № 19367/7/21-0117), отозваны.

 

Регистрация работодателей в Фонде защиты инвалидов может происходить перед подачей годового Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов

Письмо Фонда Украины социальной защиты инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06

 

Как известно, работодатели, в том числе физические лица, у которых по основному месту работы

работает восемь и более человек, должны регистрироваться в соответствующих региональных отделениях Фонда защиты инвалидов по своему местонахождению. На это указано в статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII и Порядке регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденном постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

При этом в своем

письме представители Фонда говорят о том, что если работодатель не зарегистрировался в соответствующем отделении Фонда, но принес отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, то он может зарегистрироваться непосредственно перед подачей Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет).

Получается, что в середине года (только набрав штат из восьми работников) предприниматель может не регистрироваться.

В

письме также затронуты вопросы об административной ответственности работодателя в виде штрафа согласно статье 1881 КУоАП в размере от 170 до 340 грн. В письме говорится, что данный штраф налагается в случае:

невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Штраф грозит должностному лицу, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, или физическому лицу, которое использует наемный труд;

неподачи в Фонд Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI. Штраф налагается на должностное лицо, которое обязано подавать отчет.

Отсюда можно сделать вывод, что физлица-предприниматели не могут быть наказаны за непредоставление Отчета. По крайне мере, именно на это наводят рассуждения, изложенные в

письме. Хотя из самого текста статьи 1881 КУоАП это явно не следует.

Напомним также, что в

письме Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548 приводится мнение, что предприниматели могут считаться должностными лицами, если являются работодателями (см. «СД», 2007, № 3, с. 3).

Заметим также, что

к несвоевременной регистрации в Фонде защиты инвалидов указанный выше административный штраф никакого отношения не имеет .

 

Должны ли предприниматели следовать нормам Генерального соглашения и устанавливать зарплату работникам не ниже 120 % от минимального размера?

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08

 

Согласно

статье 11 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальные гарантии в оплате труда, определяются Генеральным соглашением. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2008 — 2009 годы. Согласно пункту 2.8 раздела II «Оплата труда» этого Соглашения на период до введения размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица минимальная тарифная ставка рабочего I разряда в производственной сфере до 1 января 2009 года устанавливается в размере 120 % минимальной заработной платы.

Возникает вопрос: должны ли предприниматели следовать нормам

Генерального соглашения и устанавливать заработную плату для своих работников в размере не ниже 120 % минимальной заработной платы. Вопрос этот долгое время оставался спорным, подробнее об этом мы писали в «СД», 2008, № 12, с. 33.

В указанном выше

письме Минтруда изложило свое мнение по поводу применения норм Генерального соглашения работодателями.

Минтруда считает, что нормы

Генсоглашения являются обязательными при заключении коллективных договоров только для тех работодателей, представители которых принимали участие в подписании Генсоглашения или впоследствии присоединились к нему. Если же работодателем при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и со стороны профсоюза, то положения Генсоглашения не являются обязательными. Однако ничто не запрещает сторонам при заключении трудового договора учитывать их.

Тем не менее надо отметить, что ранее Минтруда в совместном

письме с Федерацией профессиональных союзов Украины от 07.02.2008 г. № 013-0184-01, № 07/01-16/275 указывал на обязательность применения норм Генсоглашения, в частности в отношении установления в колдоговорах минимального размера тарифной ставки рабочего I разряда на уровне 120 % размера минимальной заработной платы, всеми работодателями.

Поэтому, по всей видимости, дискуссия о применении

Генсоглашения не исчерпана. Но все же комментируемым письмом можно вооружиться работодателям на случай проверки инспекцией по труду.

 

Ограничение суммы больничных размером минзарплаты не действует с 22 мая 2008 года

Письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 18.07.2008 г. № 01-43-1524

 

В

письме речь идет о последствиях для расчета больничных принятия Конституционным Судом Украины Решения от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 (далее — Решение КСУ).

Напомним, что им были признаны неконституционными изменения, внесенные с начала этого года

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-IV в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ (далее — Закон № 2240).

Далее был принят

Закон Украины от 03.06.2008 г. № 309-VI , которым были восстановлены многие, но далеко не все изменения, внесенные в Закон № 2240 (см. «СД», 2008, № 12, с. 41). Как указано в письме № 01-43-1524, с 22 мая 2008 года (даты принятия Решения КСУ) суммы пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам для лиц, которые уплачивают страховые взносы менее 6 полных календарных месяцев в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая, не ограничиваются размером минимальной заработной платы. Обратите внимание, что при решении вопросов с переходящими больничными надо ориентироваться на дату наступления страхового случая.

Заметим, что по страховым случаям, наступившим 22 мая 2008 года и позже, снят годичный срок давности для обращения за пособием, т. е. при обращении за пособием и по истечении 12 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности и т. п. таковой должен оплачиваться. Об этом шла речь в

письме Минтруда 05.06.2008 г. № 295/020/99-08.

 

Внесены изменения в Порядок декларирования изменения цен на продтовары

Постановление КМУ от 06.08.2008 г. № 709 «О внесении изменений в Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары»

 

Изменился перечень продтоваров, цены на которые подлежат декларированию.

Теперь он включает: муку пшеничную высшего, первого и второго сорта, муку ржаную обдирную, говядину, свинину, мясо птицы (тушка), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое с содержанием жира до 2,5 %, творог с содержанием жира до 9 %, сметану с содержанием жира до 20 %, масло сливочное с содержанием жира до 72,5 %, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное.

Производители продтоваров при изменении оптово-отпускных цен в дополнение к существующему перечню документов должны подать в органы Госценинспекции:

— справку об объемах производства продтоваров за прошлый год и соответствующий период текущего года;

— стандарты, нормативы, технологические регламенты по производству продтоваров;

— копии договоров, связанных с производством продтоваров, заключенных с другими субъектами хозяйствования.

Реализаторы продтоваров дополнительно подают в органы Госценинспекции копии договоров, связанных с реализацией продтоваров, заключенных с другими субъектами хозяйствования.

Документы подаются производителями продтоваров не позднее 10 рабочих дней, реализаторами — не позднее 3 рабочих дней до введения измененных цен.

Письменные заключения предоставляются органами Госценинспекции производителям продтоваров — в 7-дневный срок, реализаторам — в 2-дневный срок.

Утверждены

отдельные формы декларации изменения оптово-отпускных цен для производителей и реализаторов.

 

Свидетельства о госрегистрации старого образца действуют

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 26.05.2008 г. № 4398

 

Закон о госрегистрации

предусматривал замену ранее выданных свидетельств о госрегистрации на свидетельства единого образца в течение 2004 — 2005 гг.

Госкомпредпринимательства отмечает, что

замена свидетельств продолжается и в настоящее время, а Свидетельство о госрегистрации старого образца не утрачивает своей юридической силы (действительно и сейчас).

Также указано, что

за невключение сведений в Единый госреестр санкции для субъектов хозяйствования не предусмотрены. Вместе с тем невнесенные сведения не могут быть использованы в споре с третьим лицом.

 

Утверждена новая форма статотчетности № 1-ФО для физических лиц — предпринимателей, производителей продукции пищевой промышленности

Приказ Госкомстата от 17.07.2008 г. № 243 «Об утверждении формы государственного статистического наблюдения № 1-ФО (единовременная) «Обследование деятельности предпринимателей — физических лиц, производителей продукции пищевой промышленности»

 

По итогам 2008 года

(в 2009 году) физические лица — предприниматели, занимающиеся производством пищевой промышленности, должны подавать в органы статистики новую форму государственного статистического наблюдения № 1-ФО (единовременная) «Обследование деятельности предпринимателей — физических лиц, производителей продукции пищевой промышленности».

 

Новый национальный стандарт общих правил маркировки пищевых продуктов для потребителей

Приказ Госпотребстандарта Украины от 04.08.2008 г. № 267 «Об утверждении национального стандарта и отмене нормативного документа»

 

С 1 ноября 2008 года пробному стандарту ДСТУ-П 4518:2006 предоставляется статус национального стандарта с заменой обозначения «ДСТУ-П» на «ДСТУ» и названия стандарта: ДСТУ 4518:2008 «Продукти харчові. Маркування для споживачів. Загальні правила».

Стандарт ДСТУ-П 4518:2006 «Продукти харчові. Споживче маркування. Загальні правила», на замену которого утвержден новый национальный стандарт, с 1 ноября 2008 года отменяется.

 

Июльский индекс — 99,5 %. Индексируем сентябрьскую зарплату

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 07.08.2008 г. № 144)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в июле составил 99,5 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации сентябрьской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2008 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за

сентябрь 2008 года (в пределах прожиточного минимума — в сентябре 649 грн.). Обратите внимание: для индексации заработной платы за другие месяцы (не за сентябрь 2008 года) индексы из таблицы не могут быть использованы.

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

Не повышалась с февраля 2003 года

94,7

2003 год

Март

92,6

Апрель

91,3

Май

91,3

Июнь

91,1

Июль

91,3

Август

94,6

Сентябрь

93,4

Октябрь

90,9

Ноябрь

87,4

Декабрь

84,6

2004 год

Январь

82,1

Февраль

81,3

Март

80,6

Апрель

79,4

Май

78,1

Июнь

76,9

Июль

76,9

Август

77,1

Сентябрь

74,8

Октябрь

71,0

Ноябрь

68,3

Декабрь

64,4

2005 год

 

Январь

61,6

Февраль

60,1

Март

57,5

Апрель

56,5

Май

55,5

Июнь

54,6

Июль

54,2

Август

54,2

Сентябрь

53,5

Октябрь

52,2

Ноябрь

50,4

Декабрь

49,0

2006 год

Январь

47,3

Февраль

44,7

Март

45,1

Апрель

45,7

Май

45,0

Июнь

44,8

Июль

43,5

Август

43,5

Сентябрь

40,7

Октябрь

37,2

Ноябрь

34,7

Декабрь

33,5

2007 год

Январь

32,9

Февраль

32,1

Март

31,8

Апрель

31,8

Май

31,0

Июнь

28,2

Июль

26,5

Август

25,7

Сентябрь

23,0

Октябрь

19,5

Ноябрь

17,0

Декабрь

14,6

2008 год

Январь

11,3

Февраль

8,4

Март

4,4

Апрель

1,3

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

Не индексируется

Сентябрь

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше