Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Можно ли включать суммы, потраченные на приемы и фуршеты, в состав расходов предпринимателя

Редакция СД
Ответы на вопросы

Можно ли включать суммы, потраченные на приемы и фуршеты, в состав расходов предпринимателя

 

ВОПРОС. Предприниматель (на общей системе налогообложения) закупает изделия в Италии, а затем реализует в Украине. Организация продажи изделий должна осуществляться с учетом требований, предъявляемых импортером (промо-акции, расположение, представление продукции в точках продажи, требования к работе персонала и т. д.).

Перед открытием торговой точки приезжал представитель иностранного поставщика, чтобы проконтролировать выполнение условий продажи. В качестве одного из мероприятий, связанного с приемом делового партнера, был фуршет, устроенный за счет предпринимателя. Может ли в данном случае предприниматель отразить такие затраты в составе своих расходов?

 

ОТВЕТ. Как известно, предприниматель на общей системе налогообложения формирует свои расходы в соответствии с перечнем статьи 5 Закона о налоге на прибыль документ 1 (статья 13 Декрета № 13-92 документ 2).

Именно в нем сказано, какие из потраченных средств могут быть включены в расходы, а какие нет.

Так, согласно подпункту 5.3.1 статьи 5 Закона о налоге на прибыль не включаются в состав валовых расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, а именно расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха , приобретение и распространение подарков (за исключением расходов, связанных с проведением рекламной деятельности, которые регулируются п.п. 5.4.4 этого Закона). Данное ограничение не касается налогоплательщиков, основной деятельностью которых является организация приемов, презентаций и праздников по заказу и за счет других лиц.

Следовательно, мы имеем дело с расходами двойного назначения. То есть средства на проведение приема с участием иностранного поставщика предприниматель может отнести на расходы только при соблюдении определенных условий. Поэтому разберемся, включаются ли в данном случае затраты на фуршет с иностранным гостем в расходы предпринимателя и при каких условиях.

Фуршет представляет собой прием, на котором можно перекусить и пообщаться с бизнес-партнерами, т. е. по сути деловой ужин. Заметим, что в Законе о налоге на прибыль не конкретизировано, в какой форме должны осуществляться приемы (презентации), включать или нет обед, ужин и т. д., т. е. нет подробного описания состава таких расходов.

На сегодняшний день детальный перечень и структуру расходов, о которых идет речь в подпункте 5.3.1 статьи 5 Закона о налоге на прибыль, можно найти только в Нормах № 88 документ 3, их общее наименование — представительские расходы. Данный нормативный документ распространяется только на руководителей и заместителей руководителей сельских, поселковых, городских и районных советов справка 1, а не на предпринимателей. Но все же это действующие нормы (пусть даже только в отношении определенного круга лиц), в частности, на них в своих разъяснениях ссылается и ГНАУ (например, в письме от 29.09.2004 г. № 18835/7/17-3117), что дает нам право ими воспользоваться.

Так, в пункте 1 Норм № 88 указано, что к представительским расходам в том числе относятся расходы на официальный прием (завтрак, обед, ужин) гостя, транспортное обеспечение, культурную программу, оплату услуг переводчика, оплату проживания представителя в гостинице.

Получается, что средства, потраченные на фуршет, Закон о налоге на прибыль не разрешает относить на расходы, если они не связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателя.

Однако при соблюдении определенных условий включение представительских расходов в состав расходов предпринимателя все же возможно. Условия эти связаны с проведением предпринимателем рекламной деятельности и оговорены в подпункте 5.4.4 статьи 5 Закона о налоге на прибыль. Согласно этому подпункту в валовые расходы включаются расходы на организацию приемов, презентаций и праздников в рекламных целях, но не более 2 % налогооблагаемой прибыли субъекта за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Как видим, отнесение представительских расходов на валовые допускается только в случае, если такие расходы осуществляются в рекламных целях. Только тогда они будут связаны с хозяйственной деятельностью субъекта предпринимательства. Аналогичное мнение на этот счет можно встретить в письме ГНАУ «О включении расходов на организацию и проведение приемов в валовые расходы производства (обращения)» от 07.03.2000 г. № 1159/6/15-1116.

Итак, для включения в расходы проводимый фуршет должен иметь рекламный характер. Напомним, что реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица или товара.

Понятно, что нет смысла рекламировать поставщику его же товар, но предприниматель может рекламировать себя, вернее, свою торговую точку (магазин), которая наилучшим образом подойдет для размещения, демонстрации товара и т. д.

При этом необходимо позаботиться и о документальном оформлении мероприятия:

— издать приказ об организации приема представителя зарубежной компании, подписанный предпринимателем;

— утвердить смету расходов с указанием места и даты фуршета, программы, количества приглашенных лиц, размера предполагаемых расходов;

— иметь расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.

В приказе на проведение фуршета нужно указать следующие цели:

— ознакомление партнеров с оформлением торговой точки, размещением товаров, работой персонала с целью установления взаимовыгодных отношений;

— демонстрация преимуществ торговой точки партнеру;

— обсуждение возможностей взаимовыгодного сотрудничества.

Но это еще не все. Учесть такие затраты в составе расходов (т. е. записать в Книгу по форме № 10) предприниматель имеет право:

— при наличии документов, подтверждающих расходы

;

— при условии получения дохода от торговой деятельности в отчетном периоде

;

— и то не всю сумму затрат на прием, а ту их часть, которая

не превышает (меньше или равна) 2 % от чистого дохода за прошлый год.

Существует еще один момент, на который нужно обратить внимание. Согласно

подпункту 5.4.8 статьи 5 Закона о налоге на прибыль не включаются в состав валовых расходов наличные, потраченные на цели, определенные подпунктами 5.3.1 и 5.4.4 этой статьи, а также на цели, не связанные с возмещением личных расходов физического лица, которое находится в командировке.

ГНАУ в

письме от 07.10.99 г. № 5654/6/15-0216 разъясняла, что в случае осуществления представительских расходов за наличный расчет такие расходы не могут относиться на валовые (при этом ни рекламный характер расходов, ни соблюдение 2-процентного ограничения не имеют значения).

Вместе с тем относительно применения

подпункта 5.4.8 статьи 5 Закона о налоге на прибыль существует и несколько иная точка зрения. Она заключается в том, что поскольку нормы этого подпункта регулируют расходы на командировки, то и установленное им ограничение относительно расходования наличности касается не любых представительских расходов, а только представительских расходов, понесенных в командировке.

Учитывая неоднозначность ситуации, тем предпринимателям, которые не хотят вступать в спор с налоговиками, рекомендуем осуществлять расходы на представительские цели

по безналичному расчету.

Также отметим, что по мнению налоговых органов в валовые расходы могут быть включены представительские расходы,

осуществленные исключительно на территории предпринимателя (в его городе) (см. консультацию «Реклама и рекламные услуги: учет и налогообложение», «Вестник налоговой службы Украины», 2001, № 4). Однако заметим, что никаких оговорок относительно места проведения представительского мероприятия подпункт 5.4.4 статьи 5 Закона о налоге на прибыль не содержит.

Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

2

Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

3

Нормы средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их расходования, утвержденные приказом Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 12.11.93 г. № 88.

 

Справочная информация (справка)

1

Это указано в письме Минэкономики от 24.07.2002 г. № 68-34/522.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше