Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении

Редакция СД
Постановление от 25.02.2009 г. № 207

Кабинет Министров Украины

Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении

Постановление от 25.02.2009 г. № 207

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

Утвердить Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (прилагается).

 

Премьер-министр Украины Ю. ТИМОШЕНКО

 

 

Приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 г. № 207

Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении

 

1. Для водителя юридического лица или

физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях:

— фотокопия лицензии, удостоверенная автомобильным перевозчиком, или лицензионная карточка;

— документы на груз;

— удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон, прилагаемый к удостоверению;

— регистрационный документ на транспортное средство или другой удостоверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право управления, пользования или распоряжения транспортным средством;

— талон о прохождении государственного технического осмотра;

— полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Для водителя юридического лица необходимым является также путевой лист с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства.

2. Для водителя юридического лица или

физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд:

— документы на груз;

— удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон, прилагаемый к удостоверению;

— регистрационный документ на транспортное средство или другой удостоверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право управления, пользования или распоряжения транспортным средством;

— талон о прохождении государственного технического осмотра;

— полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Для водителя юридического лица необходимым является также путевой лист с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства.

3. Кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, являются необходимыми в случае перевоза:

— опасных грузов:

свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов;

ДОПОГ-свительство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

инструкция на случай аварии или чрезвычайной ситуации;

согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза, выданное Госавтоинспекцией;

— грузов с превышением габаритных или весовых ограничений — разрешение на движение по автомобильными дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное Госавтоинспекцией.

 

комментарий редакции

 

В первую очередь отметим, что нововведения (вернее, уточнения, так как нового немного)

коснулись только тех предпринимателей, которые используют грузовые или грузо-пассажирские автомобили на территории Украины, т. е. к легковым автомобилям комментируемое постановление отношения не имеет. Это следует из:

1) названия

постановления № 207: «Перечень документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении», а согласно части 3 статьи 306 ХКУ перевозить грузы можно только на грузовых автомобилях;

2) текста

постановления: «для водителя <…> который осуществляет грузовые перевозки <…>», а Закон об автотранспорте под грузовыми перевозками понимает перевозки грузов именно грузовыми автомобилями (статья 1).

Теперь далее. На сегодня сложилась такая ситуация, что перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе во время грузовых перевозок, установлен не только

статьей 48 Закона об автотранспорте, но и дополняется требованиями многих других нормативно-правовых актов. Попытка собрать требования всех документов воедино — это постановление КМУ № 207. Оно содержит перечень документов, необходимых при осуществлении:

договорных перевозок (на основании договора перевозки груза);

— перевозок

для собственных нужд (имеются в виду именно перевозки для обеспечения собственной хозяйственной деятельности предпринимателя, а не для удовлетворения личных целей физического лица).

Можно считать, что принятое

постановление содержит исчерпывающий перечень документов, поскольку в нем нет оговорки вроде: «и иные документы, предусмотренные законодательством». Тем не менее говорить о том, что теперь можно полностью отбросить требования ПДД, Правил перевозки грузов и иных документов, мы бы не советовали (хотя в случае необходимости можно сослаться на комментируемое постановление как самое позднее, а значит, имеющее преимущество).

Основные моменты

, которые следует отметить:

1.

Среди прочих документов, необходимых водителю, постановление № 207 упоминает документы на груз. Что подразумевается под ними? Без сомнения, сюда стоит отнести товарно-транспортную накладную (ТТН), так как статья 48 Закона об автотранспорте прямо требует ее наличия. Если же ТТН нет (например, предприниматель везет свой товар со склада в торговую точку), то вместо нее у водителя хотя бы должны быть иные документы, подтверждающие право собственности на товар (накладная, договор купли-продажи, чек и т. п.). Но даже в этом случае во избежание проблем лучше самому себе (своему водителю) выписывать ТТН (на этом настаивает и МВД в письме от 26.09.2005 г. № 137-38, а также Минтранспорта и связи в письме от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07).

2.

Что касается путевого листа, то с ним все не так просто, как с ТТН.

Исходя из комментируемого

постановления путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра и техосмотра должен быть только у водителей юридического лица. При этом не совсем понятно вот что: теперь согласно постановлению № 207 водители предпринимателя вообще могут обходиться без путевого листа или же путевой лист им нужен, но можно обойтись без отметок о медосмотре и техосмотре в нем?

По логике водители, работающие у физического лица-предпринимателя, путевой лист могут не использовать. Ту же ситуацию можно наблюдать и в

статье 48 Закона об автотранспорте: в списке документов перевозчика — юридического лица путевой лист упоминается, а среди документов перевозчика — физического лица его нет. Такая последовательность в нормативно-правовых актах наталкивает на мысль о том, что она не случайна. Стало быть, путевой лист предпринимателю и его водителям не нужен. Но это с одной стороны.

С другой стороны, в

Правилах перевозки грузов грузоперевозки без путевого листа запрещены (пункт 11.3). Поэтому:

осторожным предпринимателям без путевого листа грузы лучше не перевозить (единственное, что при оформлении путевого листа не нужны подписи врача и механика);

смелые предприниматели могут путевые листы своим водителям не выписывать (ссылаясь на данное постановление и статью 48 Закона об автотранспорте). Но важно помнить, что из путевых листов предприниматели обычно берут данные об объеме израсходованного горючего для расчета экосбора. Поэтому, если путевых листов не будет, сразу следует завести отдельный регистр (форма произвольная), в котором нужно указывать, сколько и когда было израсходовано горючего.

И еще момент:

без путевого листа плательщики НДС, по-видимому, не получат права на налоговый кредит по приобретенным ГСМ, запчастям и т. п., поскольку даже защитник предпринимателей — Госкомпредпринимательства — считает, что для подтверждения связи расходов с хоздеятельностью нужны путевые листы, а без подтверждения такой связи отражать налоговый кредит нельзя (письмо Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903).

3.

Постановлением № 207 уточнено, что вместе с правами водитель обязан иметь талон, который прилагается к ним.

4.

Лицензия на перевозку не нужна тем предпринимателям, которые осуществляют перевозку только для обеспечения собственной предпринимательской деятельности и не заключают договоры перевозки с другими субъектами.

Здесь важно обратить внимание на три момента:

— перевозчики теперь могут

не оформлять лицензионную карточку на каждое транспортное средство, а сделать фотокопию лицензии и самостоятельно заверить ее (т. е. поставить подпись, при наличии — печать);

— если предприниматель осуществляет доставку проданного товара покупателю, то

в договоре купли-продажи (и в прайсе) стоимость доставки отдельно указывать не нужно. Гораздо благоразумнее указать, что стоимость доставки включена в цену товара. Тогда никаких намеков на договор перевозки, а следовательно и на необходимость лицензии не будет;

— при осуществлении такого вида деятельности, как

транспортное экспедирование, лицензия не нужна. Ведь в данном случае сам предприниматель товар не перевозит, а только заключает договоры с автотранспортными предприятиями о перевозке груза, принадлежащего клиенту, и сопровождает этот груз.

5.

Документы, необходимые при перевозке опасных и крупногабаритных грузов, практически скопированы из статьи 48 Закона об автотранспорте. При этом уточнено три момента:

— при перевозке

опасных грузов водитель обязан иметь ДОПНВ-свидетельство (для получения которого нужно предварительно сдать экзамен в ГАИ);

— при перевозке

опасных грузов нужно получить согласование маршрута в ГАИ (это требование было и раньше, но не в Законе об автотранспорте, а в пункте 9.1 Правил перевозки опасных грузов);

разрешение на движение при перевозке крупногабаритных грузов выдается в ГАИ, независимо от того, будет ли водитель проезжать только по автомобильным дорогам или еще по улицам и железнодорожным переездам.

Очевидно, что указанным постановлением будут руководствоваться работники ГАИ при проверках на дорогах. Еще раз напомним о том, что требования данного постановления не распространяются на тех лиц, которые используют собственный автомобиль исключительно для удовлетворения личных нужд физического лица (т. е. не используют или не афишируют использование автомобиля в предпринимательской деятельности). Постановление № 207 вступило в силу 20.03.2009 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше