Темы статей
Выбрать темы

Сбор за загрязнение окружающей природной среды (экосбор) в вопросах и ответах

Редакция СД
Статья

Сбор за загрязнение окружающей природной среды (экосбор) в вопросах и ответах

 

Подробно о порядке уплаты сбора за загрязнение окружающей среды и о том, как составить по нему отчет, мы писали в «СД», 2008, № 8, с. 4, 10, 38. С тех пор произошли незначительные изменения. Поэтому в данной статье напомним основные моменты, касающиеся уплаты экосбора (подробнее о них см. упомянутый номер «СД»), и расскажем о нововведениях.

Людмила БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Вопрос

Ответ

1

2

Кто обязан уплачивать экосбор? Освобождены ли от него единоналожники и предприниматели на фикспатенте?

Уплачивать экосбор обязаны те предприниматели, которые осуществляют хотя бы одно из следующих действий:
— выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу стационарными или передвижными источниками;
 — сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в водный объект (если осуществляется сброс сточных вод не в водный объект, а в канализацию, уплачивать экосбор не нужно);
 — самостоятельно хранят или размещают отходы (статья 2 и пункт 3.1 Инструкции № 162).
Единоналожники и предприниматели на фикспатенте от уплаты экосбора не освобождены (т. е. при необходимости обязаны уплатить его и подавать по нему отчетность)

Что относится к стационарным источникам загрязнения?

Предприятие, цех, агрегат, установка или иной неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты на протяжении определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (подпункт 1.15.5 Инструкции № 7).
По мнению налоговиков, сюда можно отнести паровые и водогрейные котлы, производственные печи, генераторы, дизель-генераторы, газосварочные установки, газорезательное оборудование и т. п. («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14).
Если возникают сомнения относительно того, содержатся ли в выбросах, осуществляемых в процессе хоздеятельности, загрязняющие вещества, лучше обратиться за разъяснением в местный совет

Что относится к передвижным источникам загрязнения?

Транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (подпункт 1.15.6 Инструкции № 7). Самый распространенный случай — автомобиль.
Налоговики в данную группу включают:
1) дорожные транспортные средства: легковые и грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, такси, мотоциклы и мопеды;
2) недорожные транспортные средства и машины: сельскохозяйственные и лесные тракторы и машины, промышленные и строительно-дорожные машины, автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, катки для укладки асфальта, работающие на дизельном горючем, и другие самоходные машины и механизмы;
3) воздушные суда;
4) плавучие транспортные средства
(корабли и другие морские суда, речные суда, передвижные буровые и добывающие установки);
5) локомотивы (консультации в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 14 и 40, письма ГНАУ от 03.03.2007 г. № 2121/6/15-0816, от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316).
С этим можно согласиться. Правда, насчет добывающих установок — вопрос спорный, равно как и мнение ГНАУ по поводу того, что даже газонокосилки, цепные пилы и бензопилы являются передвижными источниками загрязнения («условно» относятся к группе «недорожные транспортные средства и машины») — письмо ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214. Налицо тот факт, что упомянутые объекты к транспортным средствам абсолютно никакого отношения не имеют справка 1, а значит, передвижными источниками загрязнения их считать нельзя по определению, стационарными, кстати, тоже
(подпункт 1.15 Инструкции № 7)

Если предприниматель передает отходы по договору специализированной организации, является ли он плательщиком экосбора?

Приятно отметить, что за прошедший год мнение ГНАУ по данному вопросу изменилось в положительную сторону. Напомним, что ранее налоговики разрешали не уплачивать экосбор только тем предпринимателям, у которых на конец отчетного квартала отходов не было (были переданы в течение квартала специализированным организациям, по договору).
Теперь даже наличие у предпринимателя отходов на отчетную дату роли не играет. Главное, чтобы соблюдались сроки передачи отходов, установленные в договоре с коммунальным предприятием. Если соблюдаются, значит, экосбор уплачивать не нужно.
Если же сроки передачи отходов были нарушены (неважно, по чьей вине — предпринимателя или коммунального предприятия), в результате чего на конец квартала на территории предпринимателя остались отходы, налоговики требуют экосбор уплатить (письмо ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215, «СД», 2008, № 20, с. 42).
К слову, Минприроды считает, что нарушение условий договора в течение года роли не играет, только бы отходы не оставались у предпринимателя на конец года (письмо Минприроды от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08). Но следовать такому мнению довольно рискованно

Нужно ли регистрироваться плательщиком данного сбора?

Нет, специально регистрироваться не нужно. С того момента, когда предприниматель начинает загрязнять окружающую среду, он автоматически становится плательщиком экосбора (обязан уплачивать сбор и подавать отчет).
Вместе с тем есть нюансы для тех предпринимателей, которые стоят на учете в одной налоговой, а выбросы (сбросы, размещение отходов) осуществляют на территории другой (см. далее)

Нужны ли какие-то специальные разрешения в случае загрязнения окружающей среды?

На каждый вид выбросов, кроме выбросов передвижными источниками, нужно получить соответствующее разрешение. Выдается оно территориальным органом Минприроды бесплатно, но сама процедура формирования пакета документов может потребовать определенных затрат.
Вместе с тем уплачивать экосбор и отчитываться по нему, не имея на руках разрешения на выбросы, теоретически можно, но небезопасно. В случае обнаружения этого факта в ходе проверки деятельность предпринимателя могут приостановить (статья 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
Кроме того, при сбросе загрязняющих веществ в водный объект из-за отсутствия лимита экосбор придется уплатить в 10 раз больше (поскольку нет разрешения, то не установлен и лимит сбросов; пункт 8 Порядка № 303).
Предприниматели, которые размещают отходы самостоятельно, и даже те, которые передают их по договору другим предприятиям, должны оформить разрешение на размещение отходов и получить лимит (может возникнуть ситуация, когда за оставшиеся невывезенными отходы придется уплатить экосбор — без лимита он будет в 10 раз больше! (пункт 8 Порядка № 303)

Как рассчитать сумму экосбора при выбросе загрязняющих веществ стационарным объектом?

img 1, где


Пвс

— сумма сбора, грн.;
Міфактический объем выброса і-того загрязняющего вещества, т. Узнать, сколько
загрязняющих веществ было фактически выброшено, можно:
 — из техдокументации на загрязняющий объект;
 — из разрешения на выбросы (если в нем указан объем выбросов);
 — в органе Минприроды, за плату (если иначе узнать не удалось);
Нпі — норматив сбора за тонну і-того загрязняющего вещества с учетом индексации, грн./т (данный норматив с учетом индексации по состоянию на 01.01.2009 г.
см. на с. 28 — 30 этого номера);
Кнас — корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от численности жителей населенного пункта (см. на с. 30 этого номера);
Кф — корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от народно-хозяйственного значения населенного пункта (см. на с. 30 этого номера)

Как рассчитать сумму экосбора при выбросе загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения?

img 2, где


Пвп

— сумма сбора, грн.;
Мі — масса использованного горючего і-того вида, т. Определяется так:
1) устанавливается объем горючего, использованного в течение квартала (л или м3), по данным путевых листов или из регистра произвольной формы о расходовании
горючего;
2) объем переводится в массу так: объем умножается на коэффициент, указанный в подпункте 2.1.1 Методики № 452, для:
 — бензина — 0,74 кг/л;
 — дизельного топлива — 0,85 кг/л;
 — газа сжиженного — 0,55 кг/л;
 — газа сжатого — 0,59 кг/м3;
3) полученную в килограммах массу переводим в тонны, т. е. делим на 1000. Итоговое значение округлять лучше до трех знаков после запятой по общим правилам математики с учетом правила четной цифры справка 2 (письмо ГНАУ от 07.03.2008 г.
№ 2077/6/15-0816
// «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14);
Нпі — норматив сбора за тонну і-того вида использованного горючего с учетом индексации, грн./т (данный норматив с учетом индексации по состоянию на 01.01.2009 г.
см. на с. 30 этого номера);
Кнас — корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от численности жителей населенного пункта (см. на с. 30 этого номера);
Кф — корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от народно-хозяйственного значения населенного пункта (см. на с. 30 этого номера)

Как рассчитать сумму экосбора при сбросе загрязняющих веществ в воду?

img 3, где


Пс

— сумма сбора за сбросы, грн.;
Млі — масса сброса непосредственно в водный объект і-того загрязняющего вещества в пределах лимита (лимит указан в разрешении на сбросы), т. Определить массу фактически осуществленных сбросов предприниматель может самостоятельно или обратившись в орган Минприроды;
Мпі — масса сверхлимитного сброса (разница между массой фактического сброса и лимита) і-того загрязняющего вещества, т;
Нпі — норматив сбора за тонну і-того загрязняющего вещества с учетом индексации, грн./т (данный норматив с учетом индексации по состоянию на 01.01.2009 г.
см. на с. 31 — 32 этого номера);
Крб — региональный (бассейновый) корректирующий коэффициент, который учитывает территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства (см. на с. 32 этого номера);
Кп — коэффициент кратности сбора за сверхлимитные сбросы загрязняющих
веществ = 10 (пункт 8 Порядка № 303)

Как рассчитать сумму экосбора при размещении отходов?

img 4, где


Прв

— сумма сбора за размещение отходов, грн.;
Млі — масса отходов і-того вида в пределах лимита (лимит указан в разрешении на размещение), т;
Мпі — масса сверхлимитного размещения отходов (разница между массой фактического размещения отходов и лимитом) і-того вида, т;
Нпі — норматив сбора за тонну отходов і-того вида в пределах лимита с учетом индексации, грн./т (данный норматив с учетом индексации по состоянию на 01.01.2009 г.
см. на с. 32 — 33 этого номера). Норматив этот определяется в зависимости от класса опасности отходов (класс опасности указан в разрешении на размещение отходов);
Кт — корректирующий коэффициент, который учитывает размещение места размещения отходов (см. на с. 33 этого номера);
Ко — корректирующий коэффициент, который учитывает характер оснащения места размещения отходов (см. на с. 33 этого номера);
Кп — коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов = 10 (пункт 8 Порядка № 303)

С какой периодичностью нужно уплачивать сбор?

Экосбор уплачивается ежеквартально в течение 50 календарных дней после окончания отчетного квартала. В 2009 году последний день уплаты приходится на: за

I квартал —
20 мая; за
II квартал — 19 августа; за III квартал — 19 ноября; за IV квартал — 19 февраля 2010 года

В какие сроки нужно подать отчет по экосбору?

Отчет по экосбору составляется нарастающим итогом и подается в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала. В 2009 году последним днем сдачи отчета является: за

I квартал — 12 мая; за полугодие — 10 августа; за 9 месяцев — 9 ноября; за 2009 год — 9 февраля 2010 года.
Начиная с
I квартала 2009 года отчет подается в налоговый орган (туда же уплачивается сумма экосбора):
 — по месту нахождения стационарных источников загрязнения при выбросах и сбросах в воду;
 — по месту нахождения специально отведенных для отходов мест или объектов при размещении отходов;
 — по месту пребывания на налоговом учете в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.
Если
место подачи отчета не совпадает с местом постановки предпринимателя на налоговый учет справка 3, то в налоговую по месту учета (т. е. по месту жительства) нужно подать копию отчета по экосбору. Подается она в те же сроки — 40 календарных дней после окончания отчетного периода (пункты 9 и 10 Порядка № 303, письмо ГНАУ от 23.01.2009 г. № 1224/7/15-0617)

Если предприниматель стоит на учете в одной налоговой, а выбросы осуществляет на территории другой, как быть?

1. Теперь, с

I квартала 2009 года, помимо «своей» ГНИ, нужно будет стать на учет еще и в ГНИ по месту нахождения источника загрязнения
(т. е. по месту нахождения стационарного источника, полигона для отходов, канализационного коллектора и т. п.).
В такой ГНИ предпринимателя возьмут на учет как плательщика отдельных видов налогов (пункт 7.11 Порядка № 80). Но это не касается передвижных источников загрязнения, поскольку по ним, как и прежде, достаточно отчитаться только в «своей» ГНИ.
2. Если предприниматель перестанет загрязнять окружающую среду, он обязан будет сняться с учета в ГНИ по месту нахождения прежнего объекта загрязнения. В противном случае ему придется все время подавать отчет по экосбору (с прочерками).
Для того чтобы сняться с учета и перестать числиться плательщиком экосбора, необходимо предоставить подтверждающие документы об отсутствии объекта загрязнения
(подпункт 7.11.2 Порядка № 80).
Кроме того, на наш взгляд, с учета получится сняться не ранее чем с начала календарного года. Ведь отчет по экосбору составляется нарастающим итогом с начала года, значит, до окончания года его нужно подавать, даже если объекта загрязнения уже нет (необходимо просто дублировать данные предыдущих отчетных периодов)

Если предприниматель не знал, что является плательщиком экосбора, и не подавал по нему отчет, какой штраф ему грозит?
И что делать?

Единственный штраф, который грозит такому предпринимателю, — 170 грн. за каждый неподанный отчет по экосбору (а отчет подается 4 раза в год) — подпункт 17.1.1
Закона № 2181
.
Все остальные санкции в данной ситуации не работают. Так:
 — взыскать сумму неуплаченного экосбора у налоговиков не получится, поскольку нет документов, подтверждающих объем выбросов. В свою очередь, даже Минприроды задним числом установить объем выбросов, вероятно, не сможет (а налоговики таких полномочий не имеют);
 — штраф и пеня за неуплату согласованного налогового обязательства не налагаются, поскольку сумма экосбора не была согласована (налоговое обязательство согласовываются в момент подачи отчета по нему, а расчет по экосбору, как видим, не подавался —
подпункт 5.1 Закона № 2181);
 — штраф по подпункту 17.1.2 Закона № 2181 за каждый месяц задержки расчета по экосбору тоже не налагается. А все потому, что его просто невозможно рассчитать — 10 % от суммы неуплаченного экосбора, а сумма экосбора как раз и неизвестна.
Поэтому в данной ситуации исправиться несложно. Достаточно только уплатить штраф за неподачу расчета по экосбору (170 грн. за каждый отчет), а затем спокойно подавать отчеты за текущие периоды и уплатить экосбор.
Заметим, что, если предприниматель, уже будучи плательщиком экосбора, просрочит подачу отчета или несвоевременно уплатит сбор, пеня и все перечисленные штрафы к нему будут иметь непосредственное отношение

Включается ли сумма экосбора в состав валовых расходов предпринимателя на общей системе?

Закон о налоге на прибыль разрешает включать в состав расходов уплаченные налоги и сборы, в том числе и экосбор (подпункт 5.2.5). При этом никаких дополнительных ограничений в этом отношении Закон о налоге на прибыль не предусматривает. Более того, данный Закон даже запрещает другим законодательным актам как-либо ограничивать состав валовых расходов (подпункт 5.11).
Тем не менее Инструкция № 162 содержит норму о том, что в состав валовых расходов можно включить только сумму экосбора, уплаченную за выбросы в пределах лимита, а экосбор за сверхлимитные выбросы в расходы не включается (пункт 7.6).
Таким образом, на сегодня:
 — осторожные предприниматели должны придерживаться пункта 7.6 Инструкции № 162 и включать в расходы только экосбор за выбросы в пределах лимита;
 — смелые предприниматели, готовые отстаивать свои интересы в суде, могут в состав расходов включать всю сумму экосбора (шанс выиграть дело в суде высок)

 

Документы консультации

Закон об охране атмосферного воздуха

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Правила № 1306

— Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 (с изменениями и дополнениями от 03.12.2008 г.).

Порядок № 80

— Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 19.07.99 г. № 162/379.

Инструкция № 7

— Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 10.02.95 г. № 7.

Методика № 452

— Методика расчета выбросов загрязняющих вещества и парниковых газов в воздух транспортными средствами, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.11.2008 г. № 452.

Справочная информация (справка)

1

Транспортное средствоустройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов (пункт 1.10 Правил № 1306).

2

Правила округления при расчете массы горючего:

— если четвертая цифра после запятой

≤ 4, она просто отбрасывается;

— если четвертая цифра после запятой

≥ 6, ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу;

— если четвертая цифра после запятой

= 5, ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, или не изменяется, если она четная (правило четной цифры).

3 Как правило, предпринимателя ставят на учет в налоговой по его месту жительства (

пункт 5.1 Порядка № 80).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше