Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Новости

На заметку

 

Внимание плательщикам сбора «за воду»: изменены формы Расчетов

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2008 г. № 802

 

ГНАУ утвердила новые формы налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды:

— Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использование воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использование поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков;

— Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды для нужд гидроэнергетики;

— Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме стояночного, служебно-вспомогательного и буксирного флотов).

Предыдущие формы налоговых расчетов утратили силу согласно

совместному приказу Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды «Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта» от 09.12.2008 г. № 1464/768/831/638 с 02.02.2009 г.

Заметим, что новые расчеты предусматривают указание коэффициента, который применяется к нормативам сбора.

 

Штрафы по статьям 20 и 21 Закона об РРО — ГНАУ изменила свою позицию!

Письмо ГНАУ от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159

 

Статьями 20

и 21 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО) установлена ответственность за реализацию неучтенного товара и за отсутствие или нарушение порядка учета товаров по месту их реализации и хранения. Механизм применения этих норм на законодательном уровне не определен. Поэтому ГНАУ в свое время вполне резонно отмечала, что нормы статей 20 и 21 Закона об РРО на практике не действуют. Это были письма от 21.02.2002 г. № 3187/7/23-3117 и от 14.07.2003 г. № 10974/7/23-2117.

С тех пор в законодательстве ничего не изменилось, однако ГНАУ решила указанные

письма отозвать.

Вполне возможно, что данный шаг для

физических лиц — предпринимателей на общей системе налогообложения и единоналожников означает, что неотражение приобретенных товаров в Книге ф. № 10 также может стать поводом для санкций согласно указанным статьям. Единоналожникам нужно иметь в виду, что Порядок ведения книги учета доходов и расходов от 26.09.2001 г. № 1269, на который ГНАУ ссылается в письме, не действует до тех пор, пока ГНАУ не разработает специальную форму Книги, поэтому ссылка на этот документ является ошибочной — ориентироваться им нужно на Порядок № 599.

Хотелось бы заметить, что

применение указанных санкции можно будет оспорить в суде со ссылкой на норму о «конфликте интересов» и с применением прежней правильной аргументации налоговиков (от которой они сейчас отказались).

Напомним, что согласно

статье 20 Закона об РРО к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.).

Согласно

статье 21 Закона об РРО к субъектам предпринимательской деятельности, которые не ведут или ведут с нарушением установленного порядка учет товаров по месту их реализации и хранения, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.).

Подробнее вопрос о применении этих санкций к предпринимателю мы рассмотрим в следующем номере «СД».

 

Единый налог для физлиц, работающих за границей

Постановление КМУ «О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса» от 05.03.2009 г. № 236 (вступило в силу с 24.03.2009 г.).

 

Кабмин решил попробовать приобщить граждан, работающих за границей, к числу единоналожников, чтобы получить от них «немножко» налогов.

Так, для

физлиц-предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины без привлечения наемных работников и членов семей, предусмотрена возможность перейти на уплату единого налога. Для указанных лиц действует такой же порядок получения Свидетельства об уплате единого налога, как и для обычных физлиц-предпринимателей. Единственная особенность — заявление о переходе на уплату единого налога можно подать не позднее чем за 15 дней до начала месяца (а не квартала), с которого осуществляется такой переход.

Свидетельство выдается

не более чем на календарный год. Если по окончании года физлицо продолжает уплачивать единый налог, новое Свидетельство выдается без подачи заявления. То есть по идее на основании платежного поручения об уплате единого налога хотя бы за один месяц следующего года можно получить Свидетельство на следующий год.

Физические лица, осуществляющие деятельность за пределами Украины, освобождаются от подачи отчетности. Такой «ход» вполне понятен, ведь по сути такие лица, находясь за границей, могут не иметь возможности ежеквартально подавать отчетность.

Местным советам

рекомендовано для таких лиц устанавливать максимальный размер ставки единого налога — 200 грн. В случае неуплаты единого налога в установленный срок (не позднее 20 числа месяца, следующего за периодом, в котором проведена предыдущая оплата) лицо, осуществляющее предпринимательство за пределами Украины, теряет право на применение упрощенной системы. При этом не совсем понятно, с какого периода (с месяца, за который нет оплаты в установленный срок, или со следующего года) предприниматель должен перейти на общую систему налогообложения.

Уплачивать единый налог можно

либо ежемесячно не позднее 20 числа, либо сразу за весь период действия Свидетельства (в пределах календарного года).

Доходы, полученные предпринимателями, работающими за границей, в пределах 500 тыс. грн. не включаются в состав общего налогооблагаемого дохода.

А

если у единоналожника, работающего за границей, доход превысит 500 тыс. грн.? В данном постановлении Кабмин указал, что доход в сумме до 500 тыс. грн. облагается единым налогом (не включается в состав годового облагаемого дохода), а сумма превышения облагается по ставке налога с доходов физических лиц (15 %) в порядке, установленном для обложения подоходным налогом с граждан доходов от предпринимательской деятельности (по общей системе налогообложения).

Поскольку налоговики лишены возможности проконтролировать объемы выручки (дохода), полученной за границей, чтобы установить превышение 500-тысячного предела, этот момент

постановления для «заграничных» единоналожников считаем не очень опасным. Настораживает другое. Как бы этой нормой постановления № 236 не воспользовались налоговики, утверждая, что она распространяется на всех единоналожников, а не только на тех, кто работает за границей. Ведь налоговики и так активно выступают за то, что сумма превышения 500 тыс. грн. у единоналожника должна облагаться налогом с доходов (мы с этим не согласны, о чем подробно писали в «СД», 2008, № 21, с. 42). А вышеуказанная норма постановления № 236 хотя и относится по идее исключительно к «заграничным» единоналожникам, но вполне может трактоваться налоговиками так, что она распространяется на всех.

Еще один важный вопрос, который затронут в

постановлении № 236, касается уплаты взносов в Пенсионный фонд. Кабмин указал, что плательщики единого налога могут осуществлять доплату до размера рекомендованных взносов в Пенсионный фонд, которые устанавливаются ежегодно до 1 января. На 2009 год размер таких рекомендованных взносов за каждый месяц составляет: базовый — 845 грн., повышенный — 1690 грн., максимальный — 3530 грн. По идее речь идет о добровольной уплате таких платежей. При этом в постановлении есть требование указать размер выбранного рекомендованного взноса в заявлении об уплате единого налога. То есть в момент регистрации плательщик должен сделать выбор, какой размер «добровольных» взносов он будет уплачивать.

В

постановлении упоминается еще одна «рекомендованная сумма платежа с учетом ставки единого налога» в размере 500 грн., которую Кабмин рекомендует уплачивать для обеспечения зачисления периода работы за границей в страховой стаж в полном объеме, хотя тут же упоминает, что размер минимального взноса в 2009 году составляет не менее 200 грн. Если точнее рассчитать эту сумму исходя из минимальной заработной платы, то, к примеру, в апреле 2009 года эта сумма составит 207,5 грн. (625 х 33,2 %), причем часть этой суммы уплачивается в составе единого налога. При ставке 200 грн. в Пенсионный фонд поступает 84 грн. (200 грн. х 42 %). Таким образом, если говорить о минимальной сумме, которую нужно доплачивать единоналожнику для зачисления периода работы в страховой стаж, то она составит всего 123,50 грн. (207,50 - 84), а не 500 грн. Кроме того, нужно заметить, что далеко не всегда такая доплата действительно поможет увеличить размер будущей пенсии (во многих случаях в ней нет особого смысла для предпринимателя).

 

Порядок применения штрафных санкций за предоставление недостоверных сведений в форме «ІНДАНІ»

Письмо Пенсионного фонда Украины от 25.02.2009 г. № 3165/05-10

 

ПФУ разъяснил, что под

недостоверными сведениями следует понимать несоответствие данных, указанных страхователем в «ІНДАНІ» (размер зарплаты, страховых взносов, основания для льготного стажа, периоды, за которые начислены взносы), данным, которые содержатся в документах первичного учета страхователя и других документах, подтверждающих основание для учета страхового стажа, неправильно указанные суммы больничных и отпускных, несоответствие идентификационного номера застрахованного лица в «ІНДАНІ» идентификационному номеру согласно справке ГНАУ и т. д.

Размер и порядок применения к работодателю финсанкций за неподачу отчетности, а также за подачу недостоверных сведений, использующихся в системе персонифицированного учета, определен

пунктом 5 части 9 статьи 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058). При этом при расчете суммы штрафной санкции в общем случае используется формула:

Годовая сумма страховых взносов

х 10 % х количество полных (неполных) месяцев задержки подачи сведений.

Поскольку в случае предоставления

недостоверных сведений задержки подачи нет (просто неверно указаны некоторые показатели отчетности), то, по мнению ПФУ, штраф будет минимальным — 170 грн. (за повторное нарушение в течение года — 340 грн.).

Если работодатель

самостоятельно выявит недостоверную информацию и подаст «ІНДАНІ» с отметкой «коригуюча» за предыдущие отчетные периоды, то финансовые и административные санкции применяться не будут. Санкции также не применяются в случае, если ошибка была допущена в написании фамилии, имени, отчества работника.

 

Нюансы осуществления госнадзора органами Пенсионного фонда

Письмо ПФУ от 20.02.2009 г. № 2874/09-10

 

В

письме отмечено, что отношения, возникающие между субъектами в сфере пенсионного страхования, регулируются Законом № 1058-IV. При этом органы Пенсионного фонда при проверках могут применять отдельные нормы Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877), не содержащиеся в Законе № 1058, в частности:

— если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного в соответствии с законом, допускает

неоднозначное толкование прав и обязанностей страхователя или органа Пенсионного фонда и его должностных лиц, решение принимается в пользу страхователя (часть 7 статьи 4 Закона № 877);

— Пенсионный фонд не возражает против

фиксации процесса осуществления плановой или внеплановой проверки либо каждого отдельного действия средствами аудио- и видеотехники с учетом требований законодательства относительно отсутствия препятствий для осуществления проверки во время фиксации.

Пенсионный фонд также отметил, что согласно

статье 19 Закона № 877 на письменный запрос субъекта хозяйствования органы Пенсионного фонда предоставляют ему письменные консультации относительно требований, соблюдение которых проверяется органами госнадзора.

Кроме того, согласно

статье 9 Закона № 877 органы Пенсионного фонда, его должностные лица несут ответственность за неисполнение требований законодательства, а также причинение неправомерными действиями убытков субъекту хозяйствования.

Заметим, что ранее в

письме от 19.08.2008 г. № 14639/09-10 Пенсионный фонд отметил, что порядок осуществления его органами проверок субъектов хозяйствования определен именно Законом № 877.

 

Как предпринимателю-единоналожнику рассчитать выручку от продажи основных фондов: позиция Госкомпредпринимательства

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 13.03.2009 г. № 2520

 

По мнению Госкомпредпринимательства,

физлицо-предприниматель, уплачивающий единый налог, имеет право определять выручку от реализации ОФ как разницу между суммой, полученной от реализации ОФ, и их остаточной стоимостью на момент продажи. При этом остаточную стоимость объекта ОФ предприниматель может рассчитывать путем применения налоговых норм амортизации или в порядке, аналогичном для начисления амортизации в бухучете юрлицами.

Заметим, что такой подход не разделяют налоговики, поскольку ГНАУ считает, что физлица-предприниматели

не обязаны вести бухучет и соответственно не имеют законодательных оснований для начисления амортизации (письмо ГНАУ от 03.03.2006 г. № 1205/0/17-0415).

 

Изменения в уплате «хмелесбора»: законодатель закрепляет разъяснения налоговиков

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 05.03.2009 г. № 1067-VI

 

Согласно внесенным изменениям, которые начнут действовать

с 1 января 2010 года:

срок действия Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства от 09.04.99 г. № 587-XIV (далее — Закон о хмелесборе) продлен до 31 декабря 2014 года. Это, пожалуй, и является основным новшеством, поскольку остальные «нововведения» уже работают на практике;

плательщиками хмелесбора являются субъекты хозяйствования, которые реализуют алкогольные напитки не только в оптово-розничной торговой сети, но и в сети общественного питания . Так в принципе происходит и сейчас;

производители алкогольных напитков и пива уплачивают сбор только в случае реализации собственной продукции в розничной торговле непосредственно потребителям;

в случае реализации алкогольных напитков и пива по договору комиссии (консигнации) плательщиком хмелесбора является или комитент (кроме производителей алкогольных напитков), или комиссионер в зависимости от того, на чей счет поступила выручка от продажи указанной продукции. То есть фактически в обновленной редакции Закона о хмелесборе закреплена последняя позиция ГНАУ по уплате хмелесбора производителями алкогольных напитков и участниками договора комиссии, изложенная в письме от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117 (см. «СД», 2008, № 9, с. 9).

Также конкретизирован объект обложения хмелесбором. Так,

хмелесбор уплачивается из выручки — товарооборота, полученного на всех этапах реализации «хмельной» продукции, в том числе по операциям, которые не предусматривают оплату денежными средствами. Так происходит и сейчас.

 

Установлены правила аренды жилья с выкупом

Постановление КМУ «Об утверждении Порядка аренды жилья с выкупом» от 25.03.2009 г. № 274

 

Законом Украины «О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» от 25.12.2008 г. № 800-IV

введен особый вид аренды жилья — аренда жилья с выкупом.

По каким правилам должна осуществляться аренда жилья с выкупом, теперь определено в кабминовском

Порядке аренды жилья с выкупом.

Так,

согласно Порядку такая аренда осуществляется на основании договора, согласно которому одна сторона — предприятие-арендодатель передает другой стороне — физическому лицу — арендатору жилье за плату на долговременный (до 30 лет) срок. По окончании этого срока или досрочно, при условии уплаты арендных платежей в полном объеме, жилье переходит в собственность арендатора.

Данный договор подлежит

обязательному нотариальному удостоверению и обязательной государственной регистрации.

До полной уплаты

арендатором арендных платежей жильем распоряжается арендодатель. Арендатор имеет право владения и пользования жильем, а также право на регистрацию места своего проживания по адресу объекта аренды. Арендатор также осуществляет оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг.

Арендные платежи

состоят из платежей на выкуп жилья и вознаграждения (дохода) арендодателя. Вознаграждение (доход) арендодателя определяется как процентная ставка от платежей на выкуп жилья , размер которой устанавливается в договоре аренды.

Также

Порядок предусматривает создание резерва за счет средств арендатора в размере 3 % от стоимости жилья (стоимость жилья состоит из платежей на выкуп и начального взноса арендатора). Средства резерва используются для покрытия арендодателем задолженности за потребленные арендатором коммунальные услуги.

 

Нюансы проведения проверок Госземинспекцией и ее органами

Письмо Госземинспекции Украины от 26.02.2009 г. № 5-16-580/181

 

Согласно разъяснениям Госземинспекции при проведении проверок инспекторы Госземинспекции руководствуются

Порядком планирования и проведения проверок по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным приказом Госкомзема от 12.12.2003 г. № 312. Госземинспекция при проверках не руководствуется нормами Закона № 877, о чем указала в письме от 30.05.2008 г. № 6-8-1496/721.

Так, согласно

пункту 3 Порядка не позднее 10 дней до начала проведения плановой проверки Госземинспекция направляет субъекту хозяйствования уведомление о проведении проверки. Внеплановые и оперативные проверки проводятся без предварительного уведомления. При осуществлении проверки госинспектор должен иметь при себе служебное удостоверение (предоставление направления на проверку не предусмотрено).

При проведении всех видов проверок госинспектор составляет

акт проверки. В случае выявления нарушений инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере использования и охраны земель предусмотрена статьями 52 — 56 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (в зависимости от вида правонарушения размер админштрафа колеблется от 85 до 850 грн.).

Госземинспекция также отметила, что

самыми распространенными нарушениями требований земельного законодательства являются самовольное занятие (предусмотрен штраф в размере от 170 до 850 грн.) и нецелевое использование земельных участков (от 85 до 425 грн.), а также снятие почвенного покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения (от 170 до 340 грн.).

 

О сроках выполнения банками платежных поручений клиентов

Письмо НБУ от 05.03.2009 г. № 25-113/592-3302

 

НБУ отмечает, что с учетом требований

статьи 8 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III платежные поручения клиентов выполняются банком в тот же рабочий день или не позднее следующего дня, если документ поступил в банк после операционного времени. При этом срок выполнения платежки не может превышать 2-х операционных дней для внутрибанковского перевода и 3-х операционных дней — для межбанковского перевода средств. По договоренности сторон в договоре могут быть установлены другие сроки.

Также отмечено, что банк плательщика или банк получателя должны уплачивать пеню клиенту на следующий день после последнего дня, когда такие банки должны были завершить перевод денег.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше