Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Если заказчик отказывается от документального оформления сделки

Редакция СД
Ответы на вопросы

Если заказчик отказывается от документального оформления сделки

 

ВОПРОС. Единоналожник занимается предоставлением консультационно-информационных услуг. Заказчик (юридическое лицо) после получения данных услуг расплатился наличными и отказался от документального оформления данной сделки.

Полученный единоналожником доход был занесен в Книгу учета доходов и расходов ф. № 10.

Как правильно в данном случае заполнить приходный кассовый ордер, а именно графу «Принято от» и соответственно квитанцию, на случай если заказчик все-таки передумает и вернется за квитанцией? Как быть в аналогичной ситуации, если заказчик является физическим лицом? Есть ли какие-то другие варианты документального оформления вышеуказанной ситуации? Могут ли проверяющие предъявить единоналожнику претензии, если доход зафиксирован, а подтверждающих документов у него в наличии нет (по причине отказа документального оформления предоставления услуг со стороны заказчиков)?

 

ОТВЕТ. Сразу заметим, что в данном случае никаких претензий со стороны проверяющих к единоналожнику (ввиду отсутствия документов, подтверждающих доход) быть не может.

Главное условие единоналожник выполнил: поступление выручки записал в Книгу ф. № 10. То, что поступление выручки не подтверждено документально, не является нарушением. Теперь подробнее.

Прямого указания на то, что единоналожник должен иметь документы, подтверждающие доход, ни в кассовом Положении № 637, ни в Указе № 746, ни в других документах не содержится. Главное и единственное требование — оприходование полученного дохода, а это есть отражение дохода в Книге ф. № 10 справка 1.

Если речь идет о предоставлении услуг физлицу (непредпринимателю), то единоналожник должен соблюдать требования Закона о защите прав потребителей (требования этого Закона в отношениях с юрлицами соблюдаться не должны). Согласно части 8 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель в зависимости от характера и специфики выполненной работы (предоставленной услуги) обязан выдать потребителю (т. е. заказчику-физлицу) расчетный документ, который подтверждает факт выполнения работы (предоставления услуги).

В то же время ни в Законе о защите прав потребителей, ни в КУоАП не предусмотрено никакой ответственности за невыдачу единоналожником заказчику расчетного документа. Но если единоналожник и выдаст физлицу такой документ, нигде не сказано, что он должен оставить корешок или копию такого документа в качестве подтверждения получения оплаты.

Таким образом, в данном случае за то, что у единоналожника не будет документа, подтверждающего доход, ему никто из проверяющих не может предъявить претензии.

Теперь непосредственно о самом расчетном документе. Как видно из вопроса, предприниматель прием от заказчиков наличных денежных средств оформляет выпиской приходных кассовых ордеров. Тут нужно заметить, что предприниматели не обязаны выписывать приходные кассовые ордера. Это прямо следует из Положения № 637. Согласно этому документу требование об обязательном оформлении наличных операций приходными и расходными кассовыми ордерами установлено только для юридических лиц. Это же подтвердил и НБУ в письме от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507.

Вообще единоналожники вполне могут использовать для оформления приема наличных любой письменный документ, составленный в произвольной форме. Главное, чтобы в этом документе содержалась информация о данных субъекта предпринимательской деятельности (Ф. И. О., идентификационный номер, желательно, серия и номер Свидетельства об уплате единого налога), дата составления документа, вид услуги (за что оплачено), общая сумма оплаты. При этом совершенно необязательно в расчетном документе указывать данные о заказчике.

В то же время, на наш взгляд, если предпринимателю удобно использовать для оформления приема наличных именно приходные кассовые ордера, то он вполне может ими пользоваться, особенно учитывая тот факт, что приходные кассовые ордера уже не являются бланками строгой отчетности. Однако при этом предпринимателю вовсе не обязательно следовать абсолютно всем правилам их выписки. Учитывая это, в ситуации, если заказчик передумает и вернется за квитанцией, единоналожник вполне может выписать ему квитанцию и задним числом, а может вместо квитанции к приходному ордеру выдать ему любой расчетный документ, составленный в произвольной форме.

 

Документы консультации

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Справочная информация (справка)

1 Если предприниматель согласно законодательству должен применять РРО (находится на общей системе), то все полученные наличные должны оприходоваться путем проведения через РРО и затем записываться в Книге ф. № 10.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше