Темы статей
Выбрать темы

Организация продаж через торговые автоматы

Редакция СД
Статья

Организация продаж через торговые автоматы

 

Продажа товаров через торговые автоматы (вендинг) уже не редкость для наших граждан. Главные преимущества вендинга, привлекающие предпринимателей к этому бизнесу, — возможность ведения торговли без сложного оформления витрин, участия продавцов, в круглосуточном режиме и др.

В данной статье мы поговорим об организационных моментах, связанных с осуществлением торговой деятельности через торговые автоматы.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы консультации

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 1699

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О Государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Декрет № 56-93

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

КВЭД

— Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005, принятая приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.

Правила № 369

— Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369.

Положение о патентовании

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Приказ № 614

— приказ ГНАУ «Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.12.2000 г. № 614.

Фискальные требования № 13

— Требования по реализации фискальных функций автоматами по продаже дозированных и штучных товаров, утвержденные протокольным решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 27.06.2002 г. № 13.

Правила торговли продтоварами

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

Правила непродовольственной торговли

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Государственный реестр

— Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом ГНАУ от 21.01.2009 г. № 7.

Порядок № 833

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

 

Организационно-разрешительные моменты

Торговые автоматы (далее — ТА) представляют собой розничные торговые точки, не требующие присутствия персонала (продавцов и т. д.) и самостоятельно производящие расчеты.

Так, продажа товаров через ТА согласно

КВЭД (код 52.63.0) представляет собой деятельность в сфере розничной торговли, а в соответствии с Правилами № 369 — это вид розничной торговли через мелкорозничную торговую сеть.

Для открытия и дальнейшего функционирования торговой точки предпринимателю нужно получить соответствующие разрешительные документы.

По своей конструкции ТА являются

передвижными малыми архитектурными формами (далее — МАФ). Основные вопросы, связанные с размещением МАФ, регулируются Законом № 1699 и местными правилами застройки. Размещение ТА необходимо согласовать с органами:

градостроительства и архитектуры справка 1;

пожарного надзора;

санэпидемстанции.

Как правило, предпринимателям не нужно получать разрешение органов градостроительства и архитектуры, если ТА размещается на территории рынка и проектная документация разрешает их размещение. Также это относится к размещению ТА на платформах инженерных сооружений, внутри помещений на части их площади. Однако окончательно уточнить данные нюансы предприниматели могут, обратившись в вышеназванные органы на местах.

Еще один момент: если предприниматель собирается размещать ТА вне помещения, то ему нужно иметь в виду, что заключение договора аренды так называемого твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. д.) для размещения МАФ не освобождает от обязанности заключить договор аренды земельного участка (

письмо Госземинспекции Украины от 11.07.2008 г. № 6-8-2111). Чтобы разместить МАФ, субъекту предпринимательства необходимо:

— получить документ, удостоверяющий право на земельный участок (государственный акт на право собственности или договор аренды участка);

— провести государственную регистрацию полученного документа;

— получить разрешение на размещение передвижной МАФ. При этом к заявлению, в частности, должен прилагаться правоустанавливающий документ на земельный участок.

Кроме того, от предпринимателя, устанавливающего ТА, могут потребовать получить

разрешение на размещение объекта торговли, которое выдают местные органы самоуправления.

Однако со вступлением в силу

Закона о разрешительной системе (с 06.10.2006 г.) у предпринимателей появились основания не получать это разрешение. Так, доводы в пользу работы без разрешения высказывал Госкомпредпринимательства в своих письмах: от 14.08.2007 г. № 6048; от 10.10.2007 г. № 7703; от 28.08.2008 г. № 7426; от 30.04.2009 г. № 5022.

В то же время отстоять свою позицию предпринимателям нелегко. Можно

попробовать написать письмо председателю облгосадминистрации или направить жалобу в прокуратуру (см. «СД», 2008, № 11, с. 10).

Если же ответ со стороны местной власти все равно будет негативным, то можно обратиться в суд. Заметим, что ГНАУ придерживается противоположного мнения, считая, что существующих законов вполне достаточно для получения разрешения и уплаты сбора (

письма ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717; от 22.04.2008 г. № 4888/5/15-0716, № 8374/7/15-0717).

Поэтому осторожным предпринимателям все-таки придется получить разрешение, если его наличия требуют местные органы власти. Отметим, что для целей получения разрешения на размещение объекта торговли ТА отнесены к пунктам некапитального строительства.

За выдачу разрешения на размещение объекта торговли нужно уплатить сбор согласно

статье 15 Закона о системе налогообложения. Механизм взимания и порядок уплаты таких платежей вправе определять местные советы в рамках предельных размеров ставок, которые установлены Декретом № 56-93. Сбор является платой за выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах (статья 17 Декрета № 56-93). Его сумма не должна превышать 340 грн. (20 ннмдг) при постоянной торговле в специально отведенных местах или 17 грн. (1 ннмдг) при разовой торговле. Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют постоянную торговлю в стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли уплачивают единоразово (статья 17 Декрета № 56-93).

Следует помнить, что предприниматели-единоналожники не являются плательщиками сбора, при этом разрешение на размещение объекта торговли они получают бесплатно.

 

Организация торговли через ТА

Отдельные правила именно для торговли через ТА в отечественном законодательстве отсутствуют. Поэтому предприниматели должны руководствоваться общими нормативными документами:

Правилами № 369, Порядком № 833, Правилами торговли продтоварами, Правилами непродовольственной торговли и т. д.

Кроме того, субъекты предпринимательства, которые продают в розницу товары через ТА, должны соблюдать законодательство о защите прав потребителей.

Что запрещено продавать через ТА.

Так, в вопросе запрета торговли отдельными товарами предпринимателям нужно ориентироваться на пункт 8 Правил № 369. В частности, запрет применительно к ТА наложен на:

— алкогольные напиткии табачные изделия;

— огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы;

— изделия, реализация которых запрещена законодательными актами;

— товары, которые не имеют сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.

Запрет на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями через ТА также прямо установлен в

статье 153 Закона № 481.

Отметим, что этот список запрещенных товаров может быть исчерпывающим для единоналожников. Так как товаров, которыми они не могут торговать в розницу и которые при этом не вошли в приведенный выше список, по сути нет.

Информация, размещаемая с ТА.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 369 на видном месте мелкорозничной торговой точки размещается свидетельство о государственной регистрации, адрес и телефон субъекта, которому принадлежит этот ТА.

Кроме того, на ТА необходимо разместить информацию о ценах на продаваемый товар. Указатели цен должны иметь такие реквизиты:

1) для продовольственных товаров:

— для весовых товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;

— для товаров или напитков, которые продаются наразлив, — название товара или напитка, сорт, цена за единицу емкости или единицу веса;

— для штучных товаров и напитков в бутылках — название товара или напитка, вес или емкость, сорт, цена за штуку;

— для расфасованных товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;

2) для непродовольственных товаров:

— для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, — название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для товаров, на которые цены по сортам не установлены, — название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) — название товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.

Информация о ценах должна быть подписана лицом, ответственным за это, и скреплена печатью субъекта (при наличии) с проставлением даты подписания.

Что касается Книги отзывов и предложений, то, по нашему мнению, размещать ее на ТА нет необходимости. В то же время субъект должен завести такую Книгу и хранить ее у себя, а при необходимости предъявлять потребителям и проверяющим. И еще один момент: на ТА нужно разместить табличку, которая содержит информацию с адресами и телефонами органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей.

Также

пункт 26 Правил № 369 требует при размещении торговой точки на участках без твердого покрытия проводить необходимое благоустройство вдоль их фасадов.

Кроме того, запрещается продажа пищевых продуктов и напитков с применением одноразовой посуды без емкостей для ее сбора и дальнейшей утилизации (

пункт 27 Правил № 369). Это, в частности, касается автоматов по продаже кофе и чая, безалкогольных напитков наразлив.

 

Получение патента

Предприниматель на общей системе.

Для целей патентования ТА относятся к пунктам продажи товаров и требуют приобретения патента. Предприниматели на общей системе должны обратиться в налоговый орган для приобретения патента на каждый ТА. Обращаем внимание, что патент на стационарные пункты продажи приобретается в налоговом органе по местонахождению такого пункта продажи, а по передвижным пунктам продажи — по месту регистрации субъекта. В соответствии с пунктом 3 Правил № 369 (а именно на этот документ, на наш взгляд, следует ориентироваться в решении, стационарной или передвижной точкой является ТА) автоматы отнесены к пунктам некапитального строительства, а не передвижной торговой сети. Следовательно, приобретать патент на ТА нужно в налоговом органе по местонахождению торгового автомата. Причем в письме ГНАУ от 17.02.2005 г. № 1403/6/15-1216 отмечено, что субъекту хозяйственной деятельности торговый патент необходим на каждый торговый автомат.

Если рассматривать ситуацию размещения ТА в собственном помещении, то необходимость приобретения патента зависит от вида деятельности, осуществляемой субъектом в этом помещении. Если это торговая деятельность (неважно, оптовая или розничная) или общепит, то приобретать еще один торговый патент не нужно. Это обусловлено

пунктом 20 Положения о патентовании, согласно которому при осуществлении предпринимательской деятельности в одном пункте продажи товаров двух или трех видов торговой деятельности (розничная и оптовая торговля, общественное питание) будет приобретаться один торговый патент по максимальной стоимости, установленной местными органами исполнительной власти с учетом местонахождения данного пункта и ассортиментного перечня товаров. Таким образом, если предприниматель уже имеет торговый патент на торговую деятельность (по максимальной ставке, о которой было сказано выше), то новый ему получать не нужно.

Если предприниматель размещает ТА

в своем помещении, где не осуществляется торговая деятельность или деятельность по общепиту, то ему нужно будет приобретать торговый патент.

Статьей 6 Закона о патентовании

установлен перечень продукции, при продаже которой приобретать торговый патент не нужно. Это, в частности, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция (кроме сгущенного молока и сливок с добавками и без них), безалкогольные напитки, мороженое. Отметим, что чай и кофе не входят в группу безалкогольных напитков согласно УКТ ВЭД. Следовательно, на ТА, изготавливающий чай и кофе, нужно приобретать торговый патент.

Путем приобретения льготного торгового патента через ТА можно торговать, например:

— почтовыми марками, открытками, поздравительными открытками и конвертами;

периодическими изданиями печатных средств массовой информации, которые имеют регистрационные свидетельства, выданные уполномоченными органами Украины, книгами, брошюрами, альбомами, нотными изданиями, буклетами, плакатами, картографической продукцией, издаваемыми юридическими лицами — резидентами Украины.

Предприниматели-единоналожники.

Предприниматели — плательщики единого налога освобождены от обязанности приобретения торговых патентов, поэтому нюансы патентования их вообще не касаются, независимо от количества торговых точек и вида товара.

 

Применение ТА как РРО

Предприниматель на общей системе.

Предприниматели на общей системе при наличных расчетах должны применять регистраторы расчетных операций (далее — РРО).

В то же время

Закон об РРО относит ТА к разновидности РРО. При этом нужно иметь в виду, что согласно статье 3 Закона об РРО разрешается использовать только те РРО, которые включены в Государственный реестр.

На сегодняшний день в сфере фискализации автоматов по продаже товаров (услуг) используется модель

РВ3101 (версия внутреннего программного обеспечения 3101-01, изготовитель ООО «Экспотрейд» (г. Киев)). Такой РРО разрешается применять в режиме формирования и хранения контрольной ленты в виде электронного документа (без одновременной печати бумажной контрольной ленты), что соответствует положениям пункта 10 статьи 3 раздела II Закона об РРО.

Поскольку такие ТА являются РРО, то при его использовании нужно ориентироваться на установленные правила применения РРО: зарегистрировать ТА и книгу учета расчетных операций (далее — КУРО) на него в налоговом органе, опломбировать в центре сервисного обслуживания и т. д.

Отметим еще один нюанс. В соответствии с

пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО на ТА не распространяется правило ежедневно печатать фискальные отчетные чеки и хранить их в КУРО. Однако в порядках применения РРО и КУРО, утвержденных приказом № 614 , никаких оговорок о ТА нет, в том числе и о правилах ведения КУРО на ТА, в частности подклеивании отчетов в КУРО.

Тем не менее если предприниматель использует ТА, занесенный в

Государственный реестр, то в соответствии с Фискальными требованиями № 13 в режиме отчетности ТА осуществляется формирование и выведение на устройство отображения фискальной информации суточных и периодических отчетов (за любой отрезок времени его эксплуатации) по форме: <код записи> < значения записи>. Это говорит о том, что отчеты ТА могут без распечатки выводится на специальные визуальные устройства, и тем самым обосновано исключение для ТА, предусмотренное пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО.

Добавим, что согласно

Фискальным требования № 13 автоматы по продаже дозированных товаров или их дозирующие устройства должны быть включены в Государственный реестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине, и иметь соответствующий сертификат утверждения типа средств измерительной техники.

Что касается предпринимателей на общей системе, которые по какой-то причине задействуют ТА, не включенный в

Государственный реестр, то единственно возможным вариантом для них является подключение к ТА РРО, внесенного в Государственный реестр. Однако вряд ли кто-нибудь решит осуществить его на практике, так как это технически сложно и вряд ли сможет сохраниться главный принцип работы ТА без продавца.

Поэтому получается, что ТА, не внесенные в

Государственный реестр, предприниматель на общей системе использовать не может.

Предприниматели-единоналожники.

Без применения РРО вести торговую деятельность имеют право физлица-предприниматели — плательщики единого налога. Следовательно, такие субъекты могут спокойно торговать через ТА, не включенные в Государственный реестр, и без подключения к нему РРО.

Единоналожникам сподручнее будет использовать ТА, содержащий блок фискальной памяти, посредством которой предприниматель будет снимать информацию о количестве проданного товара, сумме выручки и списанного сырья (например, по кофе-автоматам, снэк-автоматам). На основании полученной информации предприниматель может делать записи в

Книге учета доходов и расходов по форме № 10 (далее — Книга). Но, как уже было сказано, устанавливать фискальный ТА им необязательно, поэтому отсутствие в ТА обязательных фискальных элементов (блока памяти и т. д.) для них не считается нарушением.

Что касается

периодичности осуществления записей в Книге, то датой получения выручки логично считать выемку денег из ТА. На эту дату и нужно делать запись в Книге. Единоналожникам достаточно хронологического отражения сведений в Книге за отчетный период. При этом графа 1 Книги содержит название «Период учета (день, неделя, месяц, год)». Отсюда приходим к выводу, что записи в Книге можно делать не ежедневно, а за определенный период («с_ по _» за несколько дней или за неделю) в день, когда предприниматель изымает выручку из ТА.

 

ТА в учете

Приобретая ТА,

предприниматель на общей системе классифицирует его как объект основных фондов, поскольку срок эксплуатации превышает 365 дней, а стоимость 1000 грн. ТА относятся к группе 4 основных фондов, а значит амортизируются по норме 15 %.

 

Выводы

Торговый автомат согласно правилам торговли представляет собой розничную торговую точку, для открытия которой нужно получить разрешительные документы органов градостроительства и архитектуры, пожарного надзора, санэпидемстанции, а также разрешение на размещение объекта торговли.

Существует перечень товаров, которые запрещено продавать через торговые автоматы, в частности: алкогольные напитки и табачные изделия, опасные товары бытовой химии и некоторые другие.

Предприниматели на общей системе должны приобрести патент на каждый торговый автомат. Исключением может быть случай, когда торговый автомат расположен в другой торговой точке со сходным ассортиментом товаров и представляет собой отдельную секцию. Единоналожникам получать патент не нужно.

В соответствии с

Законом об РРО торговый автомат является регистратором расчетных операций. Однако это касается только тех торговых автоматов, которые занесены в Государственный реестр. Наличные расчеты при других моделях торговых автоматов не будут считаться проведенными через фискальный РРО, что важно для предпринимателей на общей системе. В то же время единоналожники могут не применять РРО, поэтому они в своей деятельности могут использовать любые модели торговых автоматов.

Справочная информация (справка)

1 С целью получения разрешения в органах градостроительства и архитектуры торговый автомат причислен к передвижной малой архитектурной форме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше