Темы статей
Выбрать темы

О воровстве денег со счетов на мобильных телефонах

Редакция СД
Статья

О воровстве денег со счетов на мобильных телефонах

 

Почти каждый владелец мобильного телефона может припомнить ситуацию, когда, по его мнению, деньги на счету мобильного телефона уж слишком быстро заканчивались. А в народе очень популярны истории о неправильной тарификации разговоров операторами сотовой связи, о приписывании несуществующих звонков, в том числе и международных, а то и прямых хищениях денег со счета.

Давайте разберемся, когда в действительности мы имеем дело с «фродом» (так называют мошенничество в мобильной сети), а когда утечка денег со счета сотового телефона произошла совсем по другой причине.

 

Ошибки оператора

Начнем по порядку и разберемся, существует ли реальное «операторское» воровство денег с мобильного телефона. Другими словами, возможен ли вариант присвоения оператором мобильной связи денег в большем размере, чем положено по договору между ним (оператором) и абонентом.

Если вам, во-первых, выставляют счета за неоказанные услуги, во-вторых, оказывают незапрошенные услуги и выставляют за них счета и, в-третьих, списывают деньги со счета в неизвестном направлении, есть резон подумать о реальном воровстве. Но чтобы убедиться в этом факте окончательно, желательно понять, как оператор считает деньги за потребленные вами, абонентом, услуги.

 

Биллинг

Биллинг

(от англ. billing) — это процесс определения стоимости предоставляемых услуг или выписка счета по предоставленным услугам.

Сотовая мобильная связь использует биллинг для автоматизированного контроля и управления безналичной оплаты мобильных счетов. Если коротко, с помощью биллинга собираются и перерабатываются данные о потребленных услугах. Записи эти предоставляются различным коммутационным оборудованием (MSC, SGSN, MMSC, SMSC, VoiceMail) и другими сервисными платформами.

Процесс переработки записей называется рейтинг. Основная задача рейтинга — взять запись о потребленной услуге (ее называют CDR) и определить, во-первых, кто должен платить и, во-вторых, сколько он должен платить.

Периодически (как правило, раз в месяц) происходит собственно биллинг, который подсчитывает общее количество расходов для каждого абонента на основании данных, предоставленных рейтингом. Даже такое поверхностное описание биллинга позволяет выявить следующие возможные ошибки:

1. Рейтинг «перепутал» и неправильно определил, кто будет платить.

2. Рейтинг неправильно подсчитал сумму платежей.

3. Биллинг занес расходы не на тот счет.

Причины этих ошибок могут быть самые разные — от ошибок в коде соответствующих программных продуктов (реже) до ошибок в конфигурации шиллинга (чаще).

Что же делать, если вы стали жертвой подобной ошибки?

Прежде всего надо запросить у оператора детальную информацию о потребленных услугах (это может стоить дополнительных денег), тщательно изучить ее и изложить свою претензию оператору лично (в фирменном магазине) или в письменном виде. У компании-оператора, как правило, есть отдельный отдел, в обязанности которого входит работа с претензиями абонентов. Ваша жалоба будет рассмотрена, и, если оператор заботится о своей репутации, деньги вам вернут, в том числе и за детальные распечатки.

Если же оператор не идет навстречу абоненту, а оставлять все как есть не хочется, то, увы, остается только одно — суд. При этом стоит учесть, что у оператора, как правило, есть целый отдел юристов (или юридическая фирма — партнер), которые занимаются в том числе и работой с абонентами.

Поэтому все-таки лучше попытаться решить проблему с представителями компании в ее фирменных представительствах или показать свое отношение к некомпетентности данного оператора, перейдя на обслуживание в другую компанию.

Но довольно часто ни операторы, ни мобильные мошенники не имеют ни малейшего отношения к утечке денег с вашего мобильного телефона.

 

Наши ошибки, или мнимое воровство

Заблокируй и спи спокойно!

Если клавиатура вашего телефона не блокируется автоматически, помните, что случайное нажатие клавиши телефона, находящегося в кармане, сумочке или под подушкой, является основной причиной неконтролируемого списания средств со счета. Вспомните, сколько раз к вам поступал звонок, при котором вместо абонента слышны были чьи-то шаги, невнятные голоса и пр. Иногда такое приводит к выходу в Интернет или отправке SMS. Поэтому, если автоблокировки в телефоне нет, не забывайте блокировать клавиатуру самостоятельно.

Вредные SMS.

Если вы, следуя рекламным призывам, отправляли SMS или звонили по указанному номеру, чтобы взамен получить мелодию, картинку, или участвовали в SMS-голосовании, нечего удивляться, что деньги со счета мобильного телефона улетучиваются в одно мгновение. Дело в том, что в такой рекламе «забывают» указать, что звонки — платные, иногда в несколько раз дороже обычных звонков. Поэтому, прежде чем куда-то звонить, узнайте, сколько стоит этот звонок.

Недешево владельцу телефона может обойтись и SMS, которые просят отправить не менее чем 10 друзьям.

Такие «забавы», как правило, приводят к значительным потерям денег потому, что SMS составлена так, что деньги у вас снимутся автоматически.

Непростые отношения с городскими телефонами.

Будьте бдительны, если вы звоните с мобильного на городской телефон! Дело в том, что бывают сбои в работе аппаратуры АТС, и для разрыва связи недостаточно единственного нажатия на клавишу сброса. Случается, что неисправность самого мобильника не обеспечивает разъединение. Тогда незавершенный звонок на городской телефон может обойтись очень недешево. Рекомендация такая: по окончании разговора убедитесь, что на дисплее исчез таймер разговора и появилось название оператора. Это свидетельствует о правильном разъединении.

Немало абонентов городских телефонов имеют аппараты с автоматическими определителями номера (АОН), у некоторых стоят автоответчики или факсы. При звонке на подобный аппарат начало отсчета начинается с момента снятия трубки, независимо от того, сделал ли это сам абонент, или за него трубку снял автоответчик или факс. Имейте в виду, что в момент, когда вы слышите характерный звуковой сигнал АОН, деньги с вашего счета уже снимаются. И не имеет никакого значения, состоится при этом сам разговор или нет.

А вот если городской телефон оснащен АОН с функцией «caller ID», тарификация происходит с момента реального соединения, и вам не придется оплачивать время ожидания.

В любом случае будьте бдительны!

Прочие недоразумения.

Встречаются недоразумения при попытке абонента самостоятельно контролировать правильность операторского биллинга или по причине непонимания абонентами механизма списания денег со счета. Не напрягайтесь понапрасну, а просто позвоните в справочную службу или зайдите в Интернет на сайт оператора и спокойно разберитесь в особенностях выбранного вами тарифного плана и порядке списания денег со счета.

Если вы меняете оператора, уточните, какие именно информационные услуги новый оператор оказывает бесплатно. Например, некоторые компании оказывают справочные услуги бесплатно, некоторые — нет.

И последняя рекомендация. Если вы уверены, что оператор по ошибке или злонамеренно неправильно списал деньги со счета, обращайтесь в справочную службу той компании, где вы обслуживаетесь, и подробно объясните ситуацию.

Ну а сейчас рассказ о настоящем мошенничестве в мобильной сети и способах защиты от «фрода».

 

Лжепризы

Специалисты насчитывают несколько сотен способов воровства денег в мобильной сети.

Но самый популярный способ обмана — рассылка сообщений о призах.

Все очень просто: к вам на телефон приходит сообщение о победе в акции, устраиваемой оператором, и возможности получить приз. Номер телефона не вызывает ни малейшего подозрения, так как производится с мобильного из той же сети, причем иногда используются номера из диапазонов, зарезервированных для служебных телефонов компании-оператора. Содержание SMS может быть разным в зависимости от фантазии мошенника. Самое простое выглядит следующим образом: «Ваш номер выиграл приз от национального оператора мобильной связи. Перезвоните по номеру…», или «Наша компания «

название оператора» приветствует вас! Номер вашего телефона стал одним из 10 победителей. Получите свой подарок. Звоните…», или «Мир развлечений на wap «название оператора» com.ua». Цель достигнута: абонент уверен, что с ним действительно связался его оператор мобильной связи.

Довольно часто, чтобы наверняка завлечь доверчивых владельцев телефонов в свои сети, мошенники рассылают SMS о победе абонента в совместных акциях операторов с другими компаниями. Это может быть сообщение о том, что «счастливый» владелец телефона выиграл ценный приз в совместной акции Samsung, Киевстара и МТС. Плюс к «крупному выигрышу» «оператор» в рамках акции предлагает получить бонус и ощутимо увеличить сумму на балансе абонента.

Содержание SMS могут быть самыми разнообразными, а вот заканчиваются они, как правило, одинаково: просьбой для получения приза или бонуса перезвонить оператору и продиктовать номер карты для пополнения счета (обычно на 100 — 200 грн.), которую, разумеется, надо купить предварительно.

По словам экспертов, такую схему обмана мошенники используют уже несколько лет, но 3 — 5 % абонентов, получивших SMS, по-прежнему попадаются на уловку аферистов. В основном это люди пожилого возраста и подростки.

 

Лжеперевод

Очень полезной услугой по переводу средств с одного номера на другой, предоставляемой операторами связи, успешно пользуются и мошенники. Владелец мобильного телефона получает сообщение о поступлении на его счет 15 грн., переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Через минуту ему звонит мошенник и просит вернуть по ошибке перечисленные деньги. Расчет делается на то, что, как правило, человек не знает точного состояния своего мобильного счета и возвращает якобы ошибочно полученные деньги на счет звонившего.

А вот что рассказывают сотрудники крупнейших компаний мобильной связи.

Киевстар.

Иногда мошенники сообщают новость о взломе сервера Киевстара и предлагают ввести набор цифр, чтобы удвоить сумму на своем счету. Но под кодом зашифрована услуга по переводу средств, и абонент, воспользовавшись ею, перечислит деньги со своего счета на счет мошенника.

МТС.

Часто к мобильному мошенничеству причастны сотрудники операторов мобильной связи, дилеры и контент-провайдеры. В начале 2008 года операторами был обнаружен еще один способ мобильного мошенничества. В компанию обратился абонент, утверждавший, что ему приписали долг за международные звонки, которых он не совершал. Проведя расследование, мы обнаружили, что клиент через Интернет заказал у контент-провайдера услугу установления местонахождения звонящего. На сайте предлагали набрать специальный код для ее активации. Но код оказался номером, закрепленным за провайдером в Северной Америке. Как только абонент набирал его, ему насчитывали дорогостоящий международный трафик.

 

Преступление без наказания

Добраться до мобильных мошенников практически невозможно. И виноваты в этом сами потерпевшие абоненты, которые предпочитают молчать о том, что стали жертвой обмана. И даже если заявление поступило, службы безопасности операторов часто физически не в состоянии провести расследование по каждой принятой жалобе. Максимум, что они могут сделать, — это лишь заблокировать номер звонившего, да и то для этого нужны веские основания. Служба безопасности Киевстара рекомендует абонентам, потерявшим мобильные деньги, обращаться в правоохранительные органы.

Однако сами правоохранительные органы видят ситуацию поимки мобильных мошенников довольно-таки в мрачном свете. Статистика утверждает: против мелких мобильных мошенников в МВД ни разу не возбуждали уголовные дела. Теоретически привлечь злоумышленников возможно, если преступления носят систематический характер. Но для выявления мобильного мошенника и доведения дела до суда правоохранительным органам, как правило, не хватает доказательной базы. SMS не может быть доказательством, оно является лишь предпосылкой к поиску злоумышленника. Выявить место, откуда аферисты рассылают сообщения, можно лишь приблизительно. «Например, мы можем определить, что злоумышленники находятся в радиусе 500 м, где расположены несколько девятиэтажных домов, — мошенники могут сидеть в любой из квартир. Поиск вести тяжело, а небольшие потери абонентов обычно не стоят того», — утверждают специалисты. В Украине проводили несколько расследований, но до непосредственных организаторов аферы добраться так и не удалось. Обычно ловят студентов, нанятых лидерами группировок для рассылки SMS.

Сегодня украинские операторы пока лишь советуют осторожно принимать участие в акциях, а при поступлении подозрительных звонков не бросаться переводить деньги, а для начала связаться с компанией и выяснить детали акции.

 

Заключение

Итак, что надо делать, если у нас катастрофически быстро исчезают деньги со счета мобильного телефона?

Нужно убедиться: нам

кажется, что деньги ни за что забрал оператор мобильной связи, или это действительно так. С этой целью честно пытаемся проанализировать свое «мобильное» поведение. А именно (опять же честно) отвечаем на следующие вопросы: имело ли место участие в рекламных акциях и SMS-голосованиях, использование телефона в нетрезвом состоянии, малыми детьми, друзьями и женами? Если ДА — кажется. Если НЕТ — идем дальше.

Четко ли мы понимаем свой тарифный план и контракт на обслуживание? Если — НЕТ, идем в фирменный магазин (или заходим на сайт оператора) и разбираемся с планами и контрактами детально. Если ДА — идем туда же и тоже разбираемся, но уже с оператором, причем пытаемся все решить полюбовно. Другой вариант — разбор полетов в суде. Дело длинное, да и, похоже, не выигрышное.

Как не попасть в лапы мобильных аферистов?

Очень внимательно и осторожно относимся ко всяким сладким выигрышам, забавным SMS-сообщениям, просьбам перевести деньги и прочим завлекалкам, сулящим значительное увеличение мобильного счета на ровном месте.

Другими словами, будьте бдительны и подозрительны! При малейшем сомнении в правдоподобности акции связывайтесь со своим оператором мобильной связи и требуйте детального пояснения каждого мобильного мероприятия. Другого способа не оказаться жертвой мобильных мошенников на сегодня нет — так утверждают украинские операторы мобильной связи.

 

Материал подготовила Александра Слюсаренко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше