Темы статей
Выбрать темы

Вопросы наличного обращения: разъяснения и комментарии

Редакция СД
Статья

Вопросы наличного обращения: разъяснения и комментарии

 

В последнее время ГНАУ подготовила целый ряд обзорных писем по вопросам взимания того или иного налога. Дошла очередь и до вопросов наличного обращения: в своем достаточно объемном письме от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 ГНАУ уделила внимание как общим вопросам применения РРО, так и некоторым специальным (проведение расчетов плательщиками единого налога, использование РРО при продаже продукции собственного производства и т. д.).

В предлагаемой статье остановимся на наиболее актуальных для предпринимателей вопросах, затронутых в этом письме.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 313

— Закон Украины «О ставке акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)» от 11.07.96 г. № 313/96-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон об автотранспорте

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Требования № 199

— Требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 601

— Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

Лицензионные условия № 9/119

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи от 01.02.2008 г. № 9/119.

Порядок применения РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Правила № 104

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Порядок ведения КУРО

— Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Правила № 369

— Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Порядок предоставления отчета по РРО

— Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операции или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденный приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614.

Инструкция № 614

— Инструкция по заполнению «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)» по форме № ЗВР-1 (приложение 2 к Порядку предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденному приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614).

 

Предприниматели, которые обязаны применять РРО при наличных расчетах
(общая система, единоналожники и фикспатентщики, торгующие некоторыми
подакцизными товарами)

Вопрос /
(п.п. в письме ГНАУ)

Ответ ГНАУ

Комментарий редакции

1

2

3

Круглосуточная торговля и Z-отчет

Когда выполняется Z-отчет при круглосуточном режиме работы

(п.п. 2.2.7)?

Если объект торговли работает круглосуточно,
то фискальные
отчетные чеки (Z-отчеты) в соответствии с требованиями п. 9 ст. 3 Закона об РРО необходимо распечатывать каждые сутки

Совершенно справедливый ответ, учитывающий особенности работы регистраторов расчетных операций. Дело в том, что согласно Требованиям № 199 итог расчетов исчисляется за смену, максимальная продолжительность которой не должна превышать 24 часа. При этом под сменой понимается период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Следовательно, при круглосуточном режиме работы Z-отчет необходимо выполнять по окончании смены РРО, но не позднее чем через 24 часа со времени регистрации первой расчетной операции, выполненной после предыдущего Z-отчета.

Например, если персонал магазина работает целые сутки (так называемые сутки — трое), то Z-отчет целесообразно заполнять во время пересменки (технологического перерыва). Если в магазине применяется 2- или 3-сменный режим работы персонала, то Z-отчет целесообразно заполнять в конце каждой рабочей смены. Возможность распечатки нескольких фискальных чеков в течение дня предусмотрена п. 7.7 Порядка ведения КУРО. При распечатывании на РРО в течение рабочего дня нескольких фискальных отчетных чеков все они подклеиваются на соответствующей странице КУРО. При этом записи в разделе 2 КУРО будут заполняться по каждому фискальному отчетному чеку (Z-отчету) отдельно (подробнее см. «СД», 2008, № 15, с. 29).

Интересно, что в письме от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119 налоговики пришли к подобному выводу, но там они отметили, что распечатывать фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) необходимо не позднее чем через 24 часа после начала работы кассового аппарата (а не после проведения первой расчетной операции). Хотя в более поздних неофициальных консультациях представители главного налогового ведомства уточнили этот вывод, отметив, что между временем, указанным в первом и последнем чеках на товары (услуги), не должно проходить больше 24 часов. Это означает, что отсчет 24-часового периода нужно начинать не с момента включения РРО, а с момента проведения первой расчетной операции

Таксометр в такси

Предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, оказывает услуги по перевозке пассажиров на такси. Обязательно ли
использовать

Субъекты хозяйствования, находящиеся на общей системе налогообложения, в машинах-такси при расчетах
с пассажирами
наличностью

Редакция согласна с мнением ГНАУ. Расчетные операции за предоставленные услуги по перевозке пассажиров необходимо проводить через РРО. Это прямо следует из п. 1 ст. 3 Закона об РРО.


А электронный таксометр и есть разновидность РРО (ст. 2 Закона об РРО).

Учтите: отсутствие таксометра является не только нарушением Закона об РРО, но и нарушением лицензионных условий (пп. 4.2.1, 5.2.1 Лицензионных условий № 9/119). Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона об автотранспорте предоставление услуг

в машине-такси электронный таксометр (п.п. 2.2.15)?

должны использовать надлежащим образом зарегистрированные РРО с распечаткой соответствующих документов, подтверждающих выполнение расчетной операции

по перевозке пассажиров на такси является лицензируемым видом деятельности. При этом лицензионная карта на такси (содержащая регистрационные данные лицензии и транспортного средства) выдается при условии подтверждения соответствия его обустройства требованиям определения «такси». А согласно определению под «такси» понимается специальный легковой автомобиль, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа, оборудованный, помимо всего прочего, таксометром. Поэтому если автомобиль не будет оборудован электронным таксометром, то лицензионную карточку на него не выдадут.

В случае если таксист уже получил лицензионную карточку и после этого снял таксометр, то при обнаружении этого нарушения в ходе проверки представители Глававтотрансинспекции оформят предписание об устранении нарушения. За невыполнение этого предписания лицензию могут аннулировать

Если место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов

Предприниматель на общей системе осуществляет реализацию продуктов питания оптом и в розницу. Причем получение товара осуществляется в одном месте, а расчеты в наличной форме — в другом. Применяется ли в данном случае РРО (п.п. 2.2.16)?

Ссылаясь на п. 12 ст. 9 Закона об РРО, ГНАУ утверждает, что РРО не используется только на месте получения покупателями товара, а вот на месте проведения наличных расчетов РРО применять обязательно

Вопрос применения РРО в ситуации, когда место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов, достаточно давний. Возник он с момента появления в ст. 12 Закона об РРО пункта 12. С тех самых пор понимание ГНАУ норм этого пункта не изменилось: РРО не применяется в месте отпуска товаров, а вот в месте проведения расчетов РРО необходим. Об этом она писала еще в письме от 17.12.2004 г. № 11459/6/23-2119.

Конечно, сомнения в отношении этого вывода есть, ведь формально условия п. 12 ст. 9 Закона об РРО об отсутствии расчетов на месте получения товаров выполняются, а стало быть, и РРО по таким операциям применять не нужно. Однако убедить в этом представителей главного налогового ведомства вряд ли получится. Поэтому смельчакам, отказавшимся от применения РРО в данной ситуации, скорее всего, придется защищать свою позицию в судебном порядке. Кстати, примером положительного судебного решения по этому вопросу является определение ВАСУ от 19.12.2006 г.

Если покупатель возвращает товар

Могут ли предприниматели не использовать РРО при возврате покупателю наличных денежных средств за неполученный или возвращенный им товар (п.п. 2.2.55)?

В данной ситуации предприятия торговли обязаны использовать РРО

Мы солидарны с мнением ГНАУ в части применения РРО при возврате наличных средств за возвращенный покупателем товар. Действительно, эта операция считается расчетной в понимании ст. 2 Закона об РРО. А как известно, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или в безналичной форме, обязаны проводить такие расчетные операции через РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение таких операций. Основанием для проведения операции возврата через РРО является расчетный документ, подтверждающий факт внесения средств за приобретенный товар (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и т. д.). Причем если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., то материально ответственное лицо (или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты) согласно требованиям п. 4.8 Порядка применения РРО обязано составить акт о выдаче средств. В этом акте указываются паспортные данные покупателя, возвращающего товар, сведения о товаре, сумма выданных средств, номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

А вот при возврате денежных средств за еще не полученный товар мы считаем, что применять РРО не нужно

Заполняем расчетную квитанцию после включения электроэнергии

Нужно ли после включения электроэнергии делать запись в расчетной книжке «Служебная выдача» на общую сумму выручки, полученной за время отсутствия электроэнергии, если она соответствующим образом проводится через РРО (п.п. 2.2.96)?

После возобновления поступления электроэнергии суммы, зафиксированные в расчетной книжке за период ее отключения, проводятся через РРО
с использованием операции «Служебное внесение», а в расчетной книжке на эту
сумму делается запись «Служебная выдача»

Редакция согласна с мнением ГНАУ. При возобновлении работы РРО сумму выручки по всем использованным расчетным квитанциям вносят в корешок неиспользованной расчетной квитанции с указанием «Служебная выдача». После этого сумму, полученную за время отключения электроэнергии и внесенную в ящик РРО, проводят как операцию «Служебное внесение».

Обратите внимание: операции «Служебная выдача» и «Служебное внесение» не являются расчетными в понимании Закона об РРО и предназначены для выдачи и внесения наличных на месте проведения расчетов (подробнее см. «СД», 2008, № 15, с. 36)

РРО должен быть включен в Государственный реестр расчетных операций

Имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать РРО, отсутствующие в Государственном реестре регистраторов расчетных операций (п.п. 2.2.109)?

Нет, не имеют

В п. 3 ст. 3 Закона об РРО прямо сказано, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме, при продаже товаров обязаны использовать РРО, включенные в Государственный реестр расчетных операций. Внесение РРО в Реестр означает, что они соответствуют требованиям нормативных актов Украины

Как восстановить информацию в фискальном блоке РРО

Каким образом можно восстановить информацию, хранящуюся в фискальном блоке РРО, в случае выхода этого блока из строя (п.п. 2.2.110)?

В соответствии с п. 34 Порядка № 601 неисправный фискальный блок подлежит замене на новый, опломбированный производителем. При этом в новом фискальном блоке восстанавливается информация за последние три года на основании ежемесячных отчетов РРО. Восстанавливать информацию может только производитель такого РРО

Совершенно верно. Вышедший из строя фискальный блок РРО не подлежит ремонту в центре сервисного обслуживания. Его необходимо заменить на новый, опломбированный производителем. И именно производитель обязан поместить в этот фискальный блок информацию за последние три года

Срок службы РРО

Какой срок службы РРО (п.п. 2.2.112)?

Срок службы РРО устанавливается его производителем. Однако в старых моделях кассовых аппаратов он может быть не установлен.
В этом случае срок службы составляет 7 лет от даты ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска

Полностью разделяем подход ГНАУ.

Напомним, что в соответствии с п. 2.13 Порядка применения РРО налоговый орган по месту регистрации РРО должен предупредить плательщика за месяц до окончания срока службы РРО о необходимости отмены его регистрации. Для отмены регистрации РРО следует снять с учета и распломбировать в центре сервисного обслуживания. Если после получения предупреждения плательщик не приступает к процедуре отмены регистрации РРО или его нет по месту нахождения (проживания), то через месяц после окончания срока службы в книге учета РРО в органах ГНС делается соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной. В случае если предупреждение о принудительной отмене регистрации не получено, субъект хозяйствования может продолжать использовать РРО, поскольку законодательство не обязывает его контролировать сроки службы.

Вместе с тем отсутствие в письме ГНАУ какого-либо упоминая о получении соответствующего предупреждения со стороны местной ГНИ может свидетельствовать о намерениях налоговиков штрафовать за нарушение требований Закона об РРО. Подтверждает наши опасения и консультация представителей главного налогового ведомства в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, в которой было отмечено следующее: в случае использования субъектом хозяйствования РРО, срок эксплуатации которого истек, такое технологическое устройство не может считаться РРО. Поэтому его дальнейшее использование является нарушением требований ст. 3 Закона об РРО и влечет наложение штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 17 этого Закона

Если в Отчете об РРО допущена ошибка

Предусмотрено ли предоставление уточняющего «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)» (п.п. 2.2.118)?

Предоставление уточняющего Отчета об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек) действующим законодательством не предусмотрено

Как известно, Отчет об использовании регистраторов расчетных операций (форма № ЗВР-1) не является налоговой декларацией в понимании Закона № 2181 — на основании этого документа не осуществляются ни начисление, ни уплата налогов (сборов). Следовательно, положения п. 5.1 этого документа о самостоятельном исправлении ошибок через уточняющий расчет на Отчет по форме № ЗВР-1 не распространяются. Упоминаний об уточняющем Отчете нет и в специальных нормативных документах — Законе об РРО и Порядке предоставления отчета по РРО. В связи
с этим исправить ошибку, самостоятельно выявленную в Отчете по форме № ЗВР-1 путем предоставления уточняющего Отчета, не представляется возможным. В продолжение разговора отметим, что привлечь налогоплательщика за ошибки, допущенные в Отчете, у контролирующих органов вряд ли получится. Ведь штраф, предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона № 2181, на них не распространяется. Что же касается админштрафа, установленного ст. 1551 КУоАП (за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг), то сомнения относительно правомерности его применения возникают даже в случае несвоевременной подачи Отчета, не говоря уже об ошибках, допущенных в нем

Возврат товара и оформление документов

Нужно ли кассиру, в случае когда сумма средств, выданных при возврате товара или ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., оформлять какой-то документ (п.п. 2.2.8)?

Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., то лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты, должно составить акт о выдаче средств согласно п. 4.8 Порядка применения РРО

Этот ответ, бесспорно, соответствует законодательству. Напомним, что выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар или оформление при этом расчетных документов относительно перечисления средств в банк покупателя считается расчетной операцией (ст. 2 Закона об РРО). Поэтому лица, осуществляющие соответствующие расчетные операции (в частности, выдачу наличных средств за возвращенный товар), должны в соответствии со ст. 3 Закона об РРО проводить такие операции через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций (или с использованием расчетных книжек в случаях, предусмотренных этим Законом).

При возврате средств покупателю нужно учитывать важный момент, оговоренный в п. 4.8 Порядка применения РРО.

Так, если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., материально ответственное лицо предпринимателя или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты (как правило, это продавец-кассир), обязательно должно составить акт о выдаче денежных средств. В нем необходимо указать:
— данные документа, удостоверяющего личность покупателя, который возвращает товар;
— сведения о товаре;
— сумму выданных средств;
— номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

Такой акт хранится в течение 3-х лет (подклеивается на последней странице КУРО).

Акт о выдаче средств передают в бухгалтерию, где он должен храниться в течение 3-х лет. При отсутствии бухгалтерии такой акт подклеивают на последней странице КУРО. При заполнении раздела 2 КУРО необходимо учесть следующее: в графе 4 отражаются суммы, которые проведены через РРО с помощью операции «служебная выдача». Причем в этой графе показывают сумму выручки, фактически изъятую из ящика РРО в конце рабочего дня;
в графе 5 отражается вся сумма выручки за день, а не та сумма наличных, которая фактически находится в ящике РРО на конец дня. Причем сумма средств, полученных за день, не должна уменьшаться на сумму средств, выданных покупателю за возвращенный товар; в графе 6 — сумма операций, облагаемых НДС по полной ставке (20 %), а в графе 7 — суммы НДС; в графе 8 указывают суммы, выданные покупателю при возврате товара (подробнее см. «СД», 2008, № 15, с. 30)

Несколько слов о документах, которые должен предъявить покупатель при возврате товара.

К сожалению, ни Закон об РРО, ни Порядок применения РРО не содержат какой-либо конкретной информации по этому поводу. Однако, обратившись к п. 30 Правил № 104, можно сделать вывод, что при возврате некачественного товара покупатель должен предъявить продавцу письменное заявление об удовлетворении своих требований. А в п. 37 данных Правил говорится также о необходимости предъявления расчетного документа (чека). Если же возвращаются товары, на которые установлены гарантийные сроки, нужно предъявить технический паспорт или другой заменяющий его документ

Контрольная лента

Обязаны ли предприниматели печатать контрольную ленту и какой срок ее хранения (п.п. 2.2.9)?

Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие РРО, обязаны печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение 3-х лет согласно п. 10 ст. 3 Закона об РРО

Совершенно верно. В соответствии с Законом об РРО предприниматели на общей системе, которые осуществляют расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов, и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли общественного питания и услуг, обязаны печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение 3-х лет.

Контрольная лента — это документ, напечатанный РРО, содержащий копии напечатанных этим РРО расчетных документов.

Согласно п. 4.3 Порядка применения РРО контрольная лента должна печататься в едином рабочем цикле с кассовыми чеками или подкладными документами без повторного ее использования. При применении портативных РРО разрешается печатать контрольную ленту перед распечаткой фискального отчетного чека, если это предусмотрено техническими возможностями РРО. В случае невыполнения печати контрольной ленты или ее нехранения в течение установленного срока на предпринимателя может быть наложен штраф в размере 170 грн. (10 ннмдг)

Выход РРО из строя

Каким образом нужно проводить расчетную операцию в случае выхода из строя РРО (п.п. 2.2.12)?

 

Согласно ст. 5 Закона об РРО на период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней) отключения электроэнергии проведение расчетной операции осуществляется с использованием КУРО и РК или с применением должным образом зарегистрированного резервного РРО

 

Действительно, при осуществлении расчетных операций в случае поломки РРО необходимо руководствоваться ст. 5 Закона об РРО.

В соответствии со ст. 14 Закона об РРО обязанность по обеспечению возобновления работы РРО в течение 72 часов возложена на центр сервисного обслуживания. Поэтому при выходе РРО из строя его собственник должен сообщить об этом специалистам центра.

Предприниматель, который имеет резервный РРО, может воспользоваться им на время ремонта основного РРО. Перед его использованием сумму выручки, оставшейся в ящике вышедшего из строя РРО, необходимо внести в резервный РРО при помощи операции «Служебное внесение».

На период выхода из строя РРО расчетные операции могут осуществляться с использованием РК. При этом необходимо помнить о некоторых особенностях заполнения КУРО, связанных с использованием РК. Так, еще до обслуживания первого покупателя следует заполнить графы 1 — 5 раздела 3 «Учет расчетных квитанций» Книги учета расчетных операций, зарегистрированной на вышедший из строя РРО (п. 7.8 Порядка ведения КУРО). А вот графы 6 и 7 можно будет заполнить перед началом работы отремонтированного РРО. Что касается графы 8, то в ней отражается номер Z-отчета после восстановления РРО.

Добавим, что согласно п. 14 ст. 3 Закона об РРО на субъекта предпринимательской деятельности возложена обязанность по ремонту РРО через центры сервисного обслуживания (далее — ЦСО). Исполнение этих работ другими лицами либо ЦСО, с которым у предпринимателя не заключен договор, запрещается. ЦСО должен возобновить работу РРО в течение 72 часов.

Поломка РРО в обязательном порядке фиксируется в разделе 4 КУРО «Учет ремонтов, работ по техническому обслуживанию и проверок конструкции и программного обеспечения РРО». После выхода РРО из строя кассир заполняет графу 1 «№ п/п» и графу 2 «Дата и время выхода РРО из строя». Причина неисправности указывается работником ЦСО в графе 3. Дата и время возобновления работы РРО найдет свое отражение в графе 4. После получения владельцем отремонтированного РРО представитель ЦСО ставит свою подпись в графе 5.

Информация о том, каким образом производились расчеты в период ремонта основного РРО (через РК или резервный РРО), отражается в графе 6. Номер первого Z-отчета, выполненного после возобновления работы отремонтированного РРО, указывается в графе 7 раздела 4 КУРО

Применение РРО предпринимателем, оказывающим услуги на СТО

Нужно ли применять РРО предпринимателям на общей системе, предоставляющим услуги по техническому обслуживанию автомобилей на СТО (п.п. 2.2.21)?

Да, при проведении расчетных операций предприниматели на общей системе, которые предоставляют услуги по техническому обслуживанию автомобилей на СТО, обязаны применять РРО.

Под исключения, предусмотренные ст. 9 Закона об РРО, в отличие от предпринимателей на едином и фиксированном налоге они не подпадают.

В случае непроведения расчетной операции, нераспечатки соответствующего расчетного документа через РРО к субъектам ведения хозяйства — физическим лицам, которые осуществляют деятельность на общей системе налогообложения, применяется финансовая санкция в 5-кратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), на которые обнаружено несоответствие (п. 1 ст. 17 Закона об РРО)

Мы согласны с данным ответом ГНАУ. Предприниматели на общей системе, оказывающие услуги по техническому обслуживанию автомобилей на СТО, при осуществлении наличных расчетов и безналичных с помощью платежных карточек и т. д. обязаны применять РРО в соответствии со ст. 1 Закона об РРО.

В ст. 9 Закона об РРО приведен исчерпывающий перечень условий неприменения РРО субъектами хозяйствования, который не делает исключений для таких предпринимателей на общей системе.

В то же время вопросы, поступающие в нашу редакцию, говорят о том, что предпринимателей на общей системе, оказывающих услуги, больше интересует возможность не применять РРО при реализации собственных услуг, воспользовавшись п. 1 ст. 9 Закона об РРО. В частности, согласно данной норме разрешено не применять РРО при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Однако предприниматели на общей системе воспользоваться этой нормой не могут, несмотря на то что принципы применения РРО для них и юридических лиц в целом идентичны.

Дело в том, что норма п. 1 ст. 9 Закона об РРО распространяется только на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, т. е. на юридических лиц, а не на предпринимателей

Реализация табачных изделий через киоски и лотки

Можно ли не применять РРО при продаже табачных изделий через
киоски, с лотков и разносок (п.п. 2.2.22)?

Такая возможность у предпринимателей есть, но только при выполнении двух условий:
1) отсутствие продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров;

2) основными видами продаваемой продукции (с удельным весом свыше 50 % общего товарооборота) должны быть не табачные изделия, а товары, перечисленные в п. 10 ст. 9 Закона об РРО: газеты, журналы и другие издания, открытки, конверты, знаки почтовой оплаты

Действительно, торгуя определенными видами продукции, перечисленными в п. 10 ст. 9 Закона об РРО, при условии, что их удельный вес будет свыше 50 % общего товарооборота, предприниматели могут добавить к этому ассортименту табачные изделия и не применять РРО.

Неясность в этом вопросе была связана с тем, что под исключение п. 10 ст. 9 Закона об РРО не подпадают предприниматели, осуществляющие продажу через киоски алкогольных напитков и непродовольственных подакцизных товаров.

Табачные изделия как раз и относятся к подакцизным товарам.

Однако, изучив Номенклатуру продукции промышленности, утвержденную приказом Госкомстата от 30.08.2002 г. № 320, представители ГНАУ констатировали, что она содержит подсекцию DA «Пищевые продукты, напитки и табачные изделия».

Поэтому был сделан вывод, что табачные изделия, которые являются подакцизным товаром, относятся к продовольственной группе товаров. Их продажа может осуществляться без применения РРО и РК через киоски, с лотков, но только при соблюдении условий, установленных п. 10 ст. 9 Закона РРО.

Вместе с тем отметим, что продажа с разносок относится к торговле через средства передвижной мелкорозничной сети. А согласно п. 8 Правил № 369 продажа табачных изделий через такие пункты запрещена

Реализация хлебобулочных изделий собственного производства и РРО

Предприниматель работает на общей системе налогобложения, занимается производством хлебобулочных изделий и самостоятельно реализует продукцию по оптовым ценам другим предпринимателям на собственном транспорте. Обязательно ли на каждой из этих машин устанавливать РРО, можно ли клиентам выписывать кассовую квитанцию (п.п. 2.2.28)?

Предприниматель в данной ситуации должен применять РРО в местах расчетов. Исключений для неприменения РРО при оптовой торговле продукцией собственного производства предпринимателями на общей системе в ст. 9 и 10 Закона об РРО не предусмотрено

Редакция согласна с мнением ГНАУ. В данном случае предприниматель осуществляет доставку своей продукции собственным транспортом оптовым покупателям.

Выше мы уже рассматривали вопрос о том, что реализация продукции собственного производства или оказание услуг предпринимателями на общей системе, основной профиль деятельности которых к торговле не относится, в отличие от юрлиц без применения РРО невозможна (см. вопрос «Нужно ли применять РРО предпринимателям на общей системе, предоставляющим услуги по техническому обслуживанию автомобилей на СТО (п.п. 2.2.21)?» на с. 27).

Без РРО, но с применением КУРО и РК может происходить розничная торговля через автомагазины (п. 2 Перечня № 1336), но в данном случае мы имеем дело с оптом, доставкой транспортом производителя и расчетами вне его офиса.

Поэтому при осуществлении оптовой реализации продукции собственного производства за наличные средства предприниматель на общей системе налогообложения обязан применять РРО и обеспечить ими свои автотранспортные средства, на которых осуществляются доставка и реализация продукции

Печать Z-отчета

Обязаны ли субъекты предпринимательской деятельности ежедневно печатать на РРО фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в КУРО (п.п. 2.2.29)?

Да, обязаны.

Действительно, в обязанности самого предпринимателя, применяющего РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)), или его продавца (кассира) входит обеспечение ежедневной печати на РРО фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) и обеспечение их хранения в КУРО. Это прямо следует из нормы п. 9 ст. 3 Закона об РРО.

При круглосуточной работе магазина Z-отчет необходимо выполнять не позднее чем через 24 часа со времени регистрации первой расчетной операции. Подробнее см. ответ на вопрос «Когда выполняется Z-отчет при круглосуточном режиме работы (п.п. 2.2.7)?» на с. 21

Реализация ГСМ на АЗС

Имеет ли право субъект предпринимательства реализовывать горюче-смазочные материалы на АЗС без применения РРО (п.п. 2.2.42)?

Не имеет права при наличных расчетах. Может не применять при оптовых продажах по безналичному расчету или взаимозачетах

Бесспорно, необходимость применять РРО при наличных расчетах за ГСМ на АЗС продиктована ст. 1 Закона об РРО.

Вместе с тем согласно п. 12 ст. 9 Закона об РРО РРО не применяются, если в месте получения товаров операции по расчету в наличной форме не осуществляются (оптовая торговля и т. п.).

Следовательно, как справедливо отмечает ГНАУ, РРО могут не применяться лишь при отпуске оптовой партии горючего, расчеты за которые осуществлены путем безналичного перевода средств со счета на счет или путем взаимозачета, а также горючего, которое находится на ответственном хранении, при условии, что такой отпуск осуществляется из емкости, специально предназначенной для хранения и отпуска оптовой партии горючего

Торговля семенами на территории села

Может ли предприниматель на общей системе налогообложения проводить расчетную операцию без применения РРО при осуществлении розничной торговли семенами на территории села (п.п. 2.2.67)?

Да, может (п. 17 Перечня № 1336)

Действительно, согласно п. 17 Перечня № 1336 субъекты предпринимательства имеют право осуществлять расчеты без применения РРО с использованием КУРО и РК при осуществлении розничной торговли семенами в киосках на территории села или пгт.

Однако нужно учесть, что для таких лиц установлен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлении услуги). Так, в случае превышения годового объема расчетных операций по продаже товаров 200 тыс. грн. на одного субъекта предпринимательства становится обязательным применение РРО.

В случае превышения предельного размера (200 тыс. грн.) годового объема расчетных операций предприниматель будет обязан в месячный срок с даты такого превышения зарегистрировать РРО и проводить расчеты с его применением

Реализация продуктов с разносок в театрально-зрелищных и спортивных заведениях

Обязан ли предприниматель при проведении расчетов при продаже с разносок и ручной тележки в театрально-зрелищных и спортивных заведениях булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков применять РРО (п.п. 2.2.71)?

Не обязан применять РРО, но должен использовать КУРО и РК (п. 26 Перечня № 1336)

Совершенно верно. В данном случае предприниматель может не применять РРО согласно ст. 10 Закона об РРО, которая отсылает к Перечню № 1336.

Так, из нормы п. 26 Перечня № 1336 следует, что продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях осуществляется без применения РРО,
но с обязательным использованием КУРО и РК

Действия кассира в случае ошибочно выбитого чека

Какими должны быть действия кассира-операциониста в случае ошибочно выбитого чека (проведение суммы расчета через РРО)? Как следует исправить такую ошибку (п.п. 2.2.76)?

Для отмены ошибочно проведенной суммы в зависимости от алгоритмов работы РРО предусмотрены такие варианты:

1. Если алгоритм работы РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательной суммы расчетов, то осуществляется регистрация отрицательной суммы.

2. Если РРО не обеспечивает такого накопления, то регистрировать выдачу средств (отмену ошибочной суммы) нужно с помощью операции «служебная выдача». Кроме этого, согласно п. 4.8 Порядка применения РРО необходимо составить акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов.

Также ошибочно введенные через РРО суммы не отражаются в графах 4 — 7 Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № ЗВР-1 (см. п. 5 Инструкции № 614). При желании можно приложить к Отчету
пояснительную

Мы полностью согласны с ответом ГНАУ и лишь немного расширим его, добавив свои пояснения. В ситуации, когда чек выбит ошибочно, кассиру необходимо отменить проведенную через РРО сумму расчетов.

Согласно п. 4.7 Порядка применения РРО отмена ошибочной операции происходит следующим образом:
— путем регистрации отрицательной суммы (на ошибочно выбитую сумму распечатывается фискальный чек выдачи средств), если РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти
отрицательных сумм расчетов;
— путем регистрации выдачи средств (отмены ошибочной суммы) с помощью операции «Служебная выдача», если РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Необходимость осуществления такой операции связана с обеспечением соответствия сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО (Z-отчете).

Следует иметь в виду, что независимо от того, какой из вариантов применяется субъектом хозяйствования, запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «Сторно».

В соответствии с требованиями п. 4.8 Порядка применения РРО отмена ошибочно проведенной через РРО суммы расчета вызывает необходимость составления акта об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов. В этом акте указываются данные об ошибочно проведенной сумме и реквизиты ошибочно выбитого расчетного документа (чека).

Акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов хранится в течение 3-х лет (подклеивается на последней странице КУРО или хранится в бухгалтерии предпринимателя). Заметим, что представители налоговых органов рекомендуют акт вместе с ошибочно выбитым чеком подклеивать в КУРО в любом случае.
В этом случае для бухгалтерии целесообразно сделать копию акта.

По окончании рабочего дня кассир составляет дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО (Z-отчет), в котором должна быть отражена информация об операциях «Служебное внесение» или «Служебная выдача».

Заметим, что в данной ситуации операция «Служебная выдача» проводится исключительно с целью отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов и не связана с выемкой наличности из ящика РРО. К тому же при регистрации через РРО суммы продажи (впоследствии оказавшейся ошибочной операцией) наличность в ящик РРО фактически не вносилась и соответственно при исправлении допущенной ошибки с помощью операции «Служебная выдача» из ящика РРО не изымалась.

Таким образом, если исходить из того, что в графах 5 — 8 КУРО ошибочно проведенная сумма не отражается (здесь приводится правильная сумма расчетов), то и в других графах КУРО не нужно отражать сумму, связанную с исправлением допущенной ошибки. То есть в графе 4 следует отражать только суммы, которые были фактически изъяты из ящика РРО, например при проведении инкассации, а результат корректировки допущенной ошибки не отражается (подробнее об этом см. «СД», 2008, № 15, с. 33)

записку об ошибочно проведенных через РРО суммах

Торговля на рынке

Предприниматель работает на общей системе
налогообложения, осуществляет на рынке торговлю промышленными товарами с лотка (уплачивает рыночный сбор). Нужно ли ему использовать КУРО и РК (п.п. 2.2.84)?

Да, нужно

Мнение редакции совпадает с ответом ГНАУ. Освобождение от применения РРО, КУРО и РК по ст. 9 Закона об РРО предусмотрено для физических лиц при торговле продуктами или промышленными товарами за наличные на рынке, при уплате рыночного сбора.

Однако это касается обычных граждан, так как физлица-предприниматели упоминаются в тексте Закона об РРО как субъекты предпринимательства.

В то же время предприниматели на общей системе могут воспользоваться нормой п. 3 Перечня № 1336, согласно которой при осуществлении розничной торговли на рынке (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток) можно осуществлять наличные расчеты без РРО при условии использования КУРО и РК.

Таким образом, предприниматель, который работает на общей системе налогообложения и осуществляет на рынке торговлю промышленными товарами с лотка, имеет право не использовать РРО при условии использования КУРО и РК, несмотря на уплату рыночного сбора

Подача отчетности по РРО, если расчеты не проводились

Если субъект предпринимательства зарегистрировал РРО и не осуществляет хозяйственную деятельность, нужно ли подавать отчет органам ГНС (п.п. 2.2.117)?

Да нужно (п. 1 Порядка предоставления отчета по РРО)

Мы согласны. В соответствии со ст. 3 Закона об РРО на субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчеты в сфере торговли, общественного питания и услуг (кроме расчетов при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты) и применяют РРО и/или используют РК, возложена обязанность по предоставлению отчетности в налоговый орган по месту регистрации РРО (РК).

Подача такой отчетности регламентируется Порядком предоставления отчета по РРО. Согласно п. 2 данного Порядка она состоит из Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № 3ВР-1.

Отчетность, связанная с использованием РК, предоставляется в составе указанного Отчета и Справки об использованных расчетных книжках (приложение 1 к Порядку предоставления отчета по РРО).

Такие формы отчетности подаются ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (п. 7 ст. 3 Закона об РРО).

При этом согласно п. 1 Порядка предоставления отчета по РРО отчетность, связанная с применением РРО или использованием РК, подается субъектом предпринимательской деятельности относительно всех зарегистрированных РРО, независимо от применения или неприменения их в отчетном месяце

Расчеты между предпринимателями и применение РРО

Имеет ли право предприниматель на общей системе, который осуществляет продажу товаров предпринимателям —
плательщикам фиксированного налога, выдавать товарный чек, не применяя РРО? Включаются ли в предельный

В общем случае предприниматель на общей системе должен применять РРО при расчетах с фикспатентщиком на основании п. 1 ст. 3 Закона об РРО.

Однако если он осуществляет торговлю на рынке
(за исключением расположенных

Мы согласны с ответом ГНАУ. Фактически в данном случае рассматриваются два вопроса: возможность не применять РРО при расчетах с фикспатентщиком, выдавая товарный чек, и определение предельного размера расчетных операций, если предприниматель может вместо РРО применять КУРО и РК согласно Перечню № 1336.

Представители ГНАУ правомерно сослались на п. 1 ст. 3 Закона об РРО, который обязывает предпринимателей на общей системе при проведении наличных расчетов и безналичных расчетов с помощью платежных карточек применять РРО.

Однако, как плавно перешли работники ГНАУ, отвечая на другой вопрос, существуют исключения, когда вместо РРО можно использовать КУРО и РК. В частности, это возможно, если предприниматель на общей системе торгует на рынке (за исключением расположенных на его территории магазинов, киосков, палаток,

размер расчетных операций безналичные расчеты (п.п. 2.3.3)?

на его территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа), то согласно п. 3 Перечня № 1336 может вместо РРО использовать КУРО с РК. В этом случае предельный размер годового объема его расчетных операций не должен превышать 200 тыс. грн. Причем при подсчете общий объем включает как наличные, так и безналичные расчеты предпринимателя за год

павильонов, помещений контейнерного типа) согласно п. 3 Перечня № 1336. В то же время предельный размер годового объема его расчетных операций не должен превышать 200 тыс. грн., иначе придется применять РРО.

Исходя из определения расчетной операции, приведенного в ст. 2 Закона об РРО, представители ГНАУ приходят к выводу, что предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлении услуг), в случае превышения которого применение РРО является обязательным, включает в себя общий объем наличных и безналичных расчетов, проведенных предпринимателем на протяжении года.

Тем не менее, на наш взгляд, для расчета объема нужно включать не все безналичные расчеты предпринимателя, а только те из них, при которых нужно применять РРО, т. е. с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д. Заметим, что именно такие безналичные платежи перечислены в ст. 2 Закона об РРО в определении расчетной операции.

Что касается товарного чека, то предприниматель имеет право выдавать его в произвольной форме. По мнению налоговиков, в него нужно включить ту же информацию, что и в кассовый чек (за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек») (см. вопрос «Могут ли предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога выдавать товарный чек при реализации товара? Какие реквизиты должны быть на товарном чеке (п.п. 2.3.2)?» на с. 33, а также см. «СД», 2009, № 20, с. 15)

Скидки или надбавки могут указываться на корешке и в отрывной части расчетной квитанции

Если при продаже товаров устанавливается скидка или надбавка относительно стоимости единицы измерения товара, необходимо ли общую сумму скидки (надбавки) указывать на корешке и в отрывной части расчетной квитанции (п.п. 2.2.89)?

Указывается по желанию предпринимателя (п. 9.3 Порядка
ведения КУРО
)

Мы согласны с этим ответом. Действительно, в п. 9.3 Порядка ведения КУРО сказано: если при продаже товара (услуги) устанавливается скидка или надбавка относительно стоимости единицы измерения товара (услуги), то по желанию субъекта предпринимательской деятельности общая сумма скидки (надбавки) указывается на корешке и в отрывной части расчетной квитанции в скобках рядом с суммой расчета с соответствующей отметкой («ск» или «нд»)

Особенности проведения расчетных операций предпринимателями
на едином налоге и фиксированном патенте

Вопрос / (п.п. в письме ГНАУ)

Ответ ГНАУ

Комментарий редакции

Реализация уайт-спирита и керосина

Имеет ли право предприниматель — плательщик единого налога при реализации уайт-спирита и керосина применять КУРО и РК (п.п. 2.2.38)?

Нет, не имеет права. При реализации уайт-спирита и керосина должен применяться РРО, так как это подакцизные товары согласно ст. 1 Закона № 313

Мы согласны с ответом ГНАУ. В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об РРО предприниматели — единоналожники могут не применять ни РРО, ни КУРО и РК, только если в ассортименте их товаров отсутствуют подакцизные (кроме пива на разлив).

Уайт-спирит и керосин являются подакцизными товарами
(ст. 1 Закона № 313).

Подакцизные товары, которыми единоналожникам можно торговать не применяя РРО, а используя вместо него КУРО И РК, перечислены в п. 1 Порядка № 1336 (согласно ст. 10 Закона об РРО). Уайт-спирит и керосин к ним не относится.

Таким образом, предприниматели на едином налоге при их реализации обязаны применять РРО.

Добавим, что единоналожники могут торговать уайт-спиритом и керосином только в розницу

Реквизиты товарного чека

Могут ли предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога выдавать товарный чек при реализации товара? Какие реквизиты должны быть на товарном чеке (п.п. 2.3.2)?

Да, могут. По мнению ГНАУ, этот документ должен содержать надпись «Товарный чек» и по содержанию соответствовать требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, за исключением указания в нем фискального номера РРО
и надписи
«Фискальный чек»

Несмотря на то что частные предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога, которые не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), освобождены от использования РРО на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО, они обязаны предоставить покупателю товаров письменный документ, подтверждающий переход права собственности от продавца к покупателю. Одним из таких документов является товарный чек.

Форма и содержание товарного чека на сегодняшний день законодательно не установлены, поэтому субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки в произвольной форме.

Однако у налоговиков на этот счет иное мнение. Они считают, что в товарный чек необходимо включить ту же информацию, что и в кассовый чек (за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек»). Аналогичные выводы были изложены в письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019. (Подробнее об этой проблеме см. «СД», 2009, № 20, с. 15)

Документальное оформление расчетов, если не применяется РРО и РК

Имеет ли право предприниматель — единоналожник (зарегистрированный как плательщик НДС) осуществлять продажу товаров за наличные без применения РРО юридическим и физическим лицам — плательщикам НДС? Какие документы необходимо оформлять при продаже товаров? Какой порядок их учета и ведения (п.п. 2.3.6)?

Да, единоналожник — плательщик НДС имеет право осуществлять продажи товаров другим субъектам предпринимательства (плательщикам НДС) без применения РРО (ст. 9 Закона
об РРО
).

При этом оформляются расчетные документы, удостоверяющие факт продажи, а также налоговые накладные

Действительно, предприниматели — плательщики единого налога в соответствии с Законом об РРО могут не применять РРО и РК, если при этом они не торгуют подакцизными товарами (кроме пива на разлив), при условии ведения Книги учета доходов и расходов.

Вместе с тем единоналожник должен выдавать документы, удостоверяющие факт покупки товара.

При наличных расчетах субъекты хозяйствования (предприниматели и юрлица) могут потребовать расчетный документ, поскольку без него не смогут отразить расходы на покупку товаров (работ, услуг).

Что касается обычных граждан, то в таком случае Законом об РРО предписано выдавать расчетный документ по требованию покупателей. Однако Закон о защите прав потребителей устанавливает, что расчетный документ нужно выдавать всегда.

В Законе об РРО перечисляются виды расчетных документов, которые можно выдавать во исполнение Закона о защите прав потребителей (если не используется РРО): чек, квитанция, товарный чек или иной письменный документ, подтверждающий передачу права собственности на товар от продавца покупателю.

Как видим, перечень не исчерпывающий (возможны другие документы, кроме чека и квитанции). Форма документов, которые необходимо выдавать, если нет РРО, тоже четко не установлена. Значит, фактически расчетный документ в данном случае может иметь произвольную форму. Однако налоговики настаивают, чтобы реквизиты таких документов в целом совпадали с реквизитами фискальных чеков РРО. Подробнее об этом см. «СД», 2009, № 20, с. 15.

Кроме того, если предприниматель — единоналожник продает товар субъектам предпринимательства, они должны оформить накладные на товар и т. д. Кроме того, ГНАУ напоминает, что продавцы — плательщики НДС выписывают налоговые накладные в 2-х экземплярах

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше