Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

На заметку

Редакция СД
Собственное Дело Декабрь, 2009/№ 24
Печать
Новости

На заметку

 

Внимание! Изменения в отчетность по персонификации

Постановление правления Пенсионного фонда Украины «О порядке формирования и подачи страхователями отчета относительно сумм начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины» от 05.11.2009 г. № 26-1

 

С 01.01.2010 г.

Пенсионный фонд (ПФ) изменил формы отчетности по персонификации и периодичность ее подачи. Данные изменения затронули интересы абсолютно всех предпринимателей, независимо от системы налогообложения.

Сразу отметим, что

за 2009 год предприниматели будут отчитываться пока что по старым правилам и за себя и за своих работников.

Но уже начиная с отчетности за январь тем предпринимателям, у которых есть наемные работники, нужно будет подавать

отчетность по персонификации по наемным работникам ежемесячно по новым правилам.

Теперь подробнее.

С 01.01.2010 г. отменяется подача традиционного

приложения 23, а вместо него нужно будет ежемесячно подавать отчетность по персонификации в отношении пенсионных взносов, начисленных на зарплату работников. Бланк данной формы (приложение 4 к Порядку № 26-1) объединил в себе приложение 23 к Инструкции № 21-1 и персонифицированную отчетность, которую раньше подавали за наемных работников раз в год (форма «ІНДАНІ»), а также ряд других таблиц (они предпринимателем не заполняются). Первый раз такой отчет нужно будет подать за январь 2010 г., т. е. не позже 22.02.2010 г. О том, как его заполнить, мы обязательно расскажем в ближайших номерах «СД», а пока обратим внимание на важные нюансы:

если количество наемных работников не превышает 10 человек, приложение 4 к Порядку № 26-1 можно подавать как в бумажном (2 экземпляра), так и в электронном виде (на выбор предпринимателя);

если же количество наемных работников 11 и больше, приложение 4 к Порядку № 26-1 необходимо подавать только в электронном виде. То есть составлять отчет придется с использованием специального программного обеспечения от ПФ. Причем в том случае, когда отчетность будет отправлена через Интернет с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП), бумажный ее вариант подавать не нужно. А вот если планируется сдать отчетность в ПФ на флешке, диске, дискете и т. п. (без ЭЦП), обязательно нужно предоставить ее бумажную копию (с подписью предпринимателя).

Следует смириться с тем, что многим страхователям придется научиться работать с программой от ПФ. Ведь если раньше приходилось составлять отчет только раз в год, то теперь это нужно делать ежемесячно. А ПФ даже после того, как примет бумажный вариант отчета вопреки установленному требованию в ситуации, когда у предпринимателя больше 10 работников, вправе наложить на предпринимателя штраф за подачу отчетности не по установленной форме (

статья 106 Закона о пенсионном страховании).

Итак, ПФ понимает, что разобраться с изменениями вначале будет не так просто, и предусмотрел возможность

продлить на 7 календарных дней срок подачи приложения 4 к Порядку № 26-1 за январь, февраль и март. Для этого предпринимателю нужно написать заявление в местное отделение ПФ. Разумеется, штраф за просрочку в данном случае не грозит.

Далее,

кроме персонификации «за наемных работников», предприниматели обязаны подать ее и «за себя». Как и прежде, такая отчетность подается раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (сдача отчетов, вероятно, будет проходить по графику, установленному в отделении ПФ, поэтому конкретный срок ее подачи предпринимателю должны сообщить работники ПФ). Данный отчет ( приложение 5 к Порядку № 26-1) очень напоминает форму «ІНДАНІ». Первый раз его заполнить и подать нужно будет за 2010 год, т. е. до 01.04.2011 г. Так что в течение года с ним еще разберемся.

И наконец,

еще одна форма по персонификации, которая подается только в том случае, если предприниматель добровольно доплачивает взносы в ПФ до минимального размера страхового взноса (для стажа). Как правило, такая доплата осуществляется раз в год или при выходе на пенсию (письмо ПФУ от 05.05.2006 г. № 5700/003-30). Порядок № 26-1 устанавливает, что в течение месяца после перечисления доплаты предприниматель должен отчитаться об этом перед ПФ (подать отчет по форме приложения 6 к Порядку № 26-1). Но если учесть, что за 2009 год предприниматели отчитываются по старым правилам (в том числе и о доплате), а за 2010 год доплата будет проводиться только в 2011 году, то до первой подачи отчета о доплате по новой форме пройдет не меньше года.

В отношении отчетов по персонификации «за себя» действуют те же правила, что и для отчетности «за наемных работников»:

если количество работников превышает 10 человек, обязательна электронная форма таких отчетов (впрочем, раньше это требование было еще жестче, поскольку ограничиться бумажным вариантом могли только те предприниматели, у которых трудилось не более 5 человек).

В случае, когда предельный

срок подачи отчета совпадает с нерабочим днем (праздничным или выходным), он переносится на следующий рабочий день.

Если в течение года (начиная с 01.01.2010 г.) предприниматель

изменит место жительства и станет на учет в другом отделении ПФ, отчет по персонификации за тот месяц (или год), в котором произошел переезд, следует подавать в ПФ по новому месту жительства.

Ну и напоследок приятная новость: за 2009 год последний раз подаются

приложение 25 и приложение 26 к Инструкции № 21-1, которые с 2010 года отменяются. С 01.01.2010 г. будет отменено и приложение 23 к Инструкции № 21-1, т. е. последний раз его следует подать за декабрь 2009 года (не позже 20.01.2010 г.).

 

Перенос рабочих дней в 2010 году

Распоряжение КМУ от 26.11.2009 г. № 1412-р

 

С целью создания благоприятных условий для празднования Нового года (1 января), Рождества (7 января) и Дня независимости Украины (24 августа) и рационального использования рабочего времени Кабмин

рекомендовал руководителям предприятий, для работников которых установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, перенести рабочие дни:

с понедельника 4 января — на субботу 30 января;

со вторника 5 января — на субботу 13 февраля;

со среды 6 января — на субботу 27 февраля;

с пятницы 8 января — на субботу 13 марта;

с понедельника 23 августа — на субботу 21 августа.

Исключение составляют органы ПФУ, «Укрпошта», Госказначейство и банковские учреждения. Специальный режим работы банковских учреждений будет установлен Нацбанком.

 

Реестр полученных и выданных налоговых накладных но новой форме — с 01.01.2010 г.

Письмо ГНАУ от 02.12.2009 г. № 26761/7/16-1117

 

В «СД», 2009, № 23, с. 2 мы публиковали и комментировали

приказ ГНАУ от 26.10.2009 г. № 582 «О внесении изменений в форму Реестра полученных и выданных налоговых накладных и Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденные приказом ГНА Украины от 30.06.2005 № 244» (далее — приказ № 582). Данным документом, напомним, предусмотрено изложение в новой редакции формы реестра полученных и выданных налоговых накладных и внесение изменений в Порядок ведения реестра.

Тогда же мы отмечали, что по неофициальной информации эти нововведения должны вступить в силу

с 1 января 2010 года.

Сегодня этим словам появилось официальное подтверждение. В

письме ГНАУ от 02.12.2009 г. № 26761/7/16-1117 «О внесении изменений в реестр полученных и выданных налоговых накладных» прямо указано, что приказ № 582 вступает в силу с 01.01.2010 г.

Напомним, что согласно

Порядку ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных реестр ведется в документальном или электронном виде на выбор налогоплательщика. При этом законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика прошнуровывать, нумеровать, регистрировать реестр в налоговой инспекции.

За ненадлежащее ведение реестра полученных и выданных налоговых накладных на виновное лицо предприятия может быть наложен админштраф по

статье 1631Кодекса Украины об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение порядка ведения налогового учета:

— от 85 до 170 грн.;

— от 170 до 255 грн. при повторном в течение года привлечении к

административной ответственности за это же нарушение.

Использованный реестр нужно хранить в течение 3 лет (при условии завершения плановой проверки за этот период налоговыми органами). В случае возникновения противоречий, споров, следственных и судебных дел реестр нужно хранить до принятия окончательного решения по этим вопросам.

 

Внимание! Внесены изменения в Земельный кодекс Украины

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» от 05.11.2009 г. № 1702-VI (вступает в силу со дня опубликования, отдельные положения вступают в силу с 01.01.2010 г.)

 

Изменениями, внесенными в

Земельный кодекс Украины, установлено, в частности, что:

— к лицу, приобретшему право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного),

здание или сооружение, переходит также право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором они размещены, в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя) (ранее — в размерах, установленных договором);

существенным условием договора, предусматривающего переход права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты;

— договор, предусматривающий приобретение права собственности на жилой дом,

здание или сооружение, связанное с переходом права собственности на часть земельного участка, заключается после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ей отдельного кадастрового номера.

Закон

несколько расширяет права землевладельцев и землепользователей относительно пользования землями. Так, статья 20 Земельного кодекса предусматривает, что «виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству».

Согласно изменениям, внесенным в

статью 134 Земельного кодекса, не подлежат продаже на земельных торгах земельные участки государственной или коммунальной собственности в случае:

размещения на них объектов недвижимости, находящихся в собственности физлиц или юрлиц (ранее — в собственности граждан, юрлиц, у которых отсутствуют акции (доли, паи), принадлежащие государству);

размещения инфраструктуры оптовых рынков сельхозпродукции;

возобновления договоров аренды земли;

— предоставления земельных участков

в других случаях, предусмотренных законом.

Изменениями, внесенными в

Закон об аренде земли, установлено, в частности, что:

— к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом,

здание или сооружение, размещенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды этого земельного участка (данная норма вступает в силу с 01.01.2010 г.);

— продажа арендованных земельных участков государственной или коммунальной собственности

не допускается без согласия на это арендатора.

 

50 % площади общественных мест кафе и ресторанов — для некурящих

Приказ Минэкономики Украины «О внесении изменения в Правила работы учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства» от 10.11.2009 г. № 1239

 

Согласно внесенным изменениям

в учреждениях (предприятиях) ресторанного хозяйства (независимо от типа и класса) для некурящих лиц отводится не менее половины площади общественных мест этих учреждений, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию. На этой территории запрещается курение каких-либо табачных изделий, а также размещение пепельниц.

Места для курения (в случае их наличия) должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма. Информация о расположении таких мест должна быть размещена в уголке потребителя.

 

С 01.01.2011 г. вступает запрет на продажу сигарет в нестандартных упаковках

Приказ Минэкономики Украины «О внесении изменений в Правила розничной торговли табачными изделиями» от 10.11.2009 г. № 1240

 

Согласно изменениям в

Правилах с 1 января 2011 года запрещается продажа табачных изделий в упаковках, которые содержат меньше 20 сигарет или папирос. Таким образом, Правила приведены в соответствие с нормами Закона от 11.06.2009 г. № 1512-VI, устанавливающими аналогичный запрет.

Кроме того, относительно маркировки табачных изделий уточнено, что

сведения о содержании смол и никотина, которые входят в состав табачных изделий и выделяются с табачным дымом во время их курения, должны быть нанесены на внешнюю поверхность одной меньшей стороны пачки, коробки или сувенирной коробки и занимать не менее 15 % плоскости этой стороны (ранее — не менее 10 %).

 

С 2011 года размер помощи при рождении ребенка будет зависеть от размера прожиточного минимума

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» относительно выплаты помощи при рождении ребенка» от 17.11.2009 г. № 1723-VI (вступает в силу с 01.01.2011 г.)

 

Согласно внесенным изменениям

размер помощи при рождении ребенка с 1 января 2011 года (не 2010!) будет исчисляться в размерах прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет, установленных на день рождения ребенка.

Так,

помощь при рождении ребенка будет предоставляться:

на первого ребенка — в сумме, кратной 22 размерам прожиточного минимума;

на второго ребенка — в сумме, кратной 45 размерам прожиточного минимума;

на третьего и каждого следующего ребенка — в сумме, кратной 90 размерам прожиточного минимума.

Выплата помощи будет осуществляться

единоразово в девятикратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остальная сумма помощи будет выплачиваться на первого ребенка — в течение следующих 12 месяцев, на второго ребенка — 24 месяцев, на третьего и каждого следующего ребенка — 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабмином.

Кроме этого, установлены

основания для прекращения выплаты помощи при рождении ребенка. Такими основаниями являются:

— лишение получателя помощи родительских прав;

— отобрание ребенка у получателя помощи без лишения родительских прав;

— временное устройство ребенка на полное государственное содержание;

— прекращение опеки или освобождение опекуна от его полномочий в отношении конкретного ребенка;

— нецелевое использование средств и необеспечение получателем помощи надлежащих условий для полноценного содержания и воспитания ребенка;

— возникновение других обстоятельств.

 

Определен перечень основных вопросов для осуществления государственного ветеринарно-санитарного надзора

Приказ Госкомветмедицины Украины «Об утверждении Перечня основных вопросов для осуществления плановых мероприятий» от 03.11.2009 г. № 432

 

У субъектов хозяйствования всех ступеней риска независимо от отрасли их деятельности

при осуществлении государственного ветеринарно-санитарного надзора проверяется, в частности:

— наличие лицензии, разрешений и других документов на право осуществления деятельности, а также материалов предыдущих проверок;

— состояние выполнения требований законодательства по вопросам ветеринарной медицины;

— наличие и правильность ведения документации;

— состояние контроля за соблюдением правил упаковки, маркировки, транспортировки;

— состояние соблюдения требований осуществления переработки, утилизации, уничтожения или использования товаров.

 

Лицензия на торговлю алкоголем аннулирована: как реализовать остатки алкогольной продукции

Письмо ГНАУ от 08.10.2009 г. № 4850/32-0415

 

Согласно разъяснениям ГНАУ, если срок действия лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками истек или лицензия аннулирована,

для реализации остатков алкогольных напитков субъекту хозяйствования необходимо приобрести новую лицензию или лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками для реализации продукции в пределах ее срока годности конечному потребителю.

Кроме того,

остатки нереализованной алкогольной продукции могут быть переданы на ответственное хранение на основании соответствующих договоров субъектам хозяйствования, имеющим помещения для хранения алкогольных напитков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр мест хранения алкогольных напитков.

Предприниматель — единоналожник-таксист может не использовать таксометр

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 18.09.2009 г. № 11249

 

Госкомпредпринимательства напомнил, что

предоставление услуг по внутренним и международным перевозкам пассажиров на такси подлежит лицензированию. При этом Лицензионными условиями от 01.02.2008 г. № 9/119 предусмотрено, что автомобиль-такси должен иметь соответствующее оборудование, в том числе действующий таксометр. Осуществлять перевозку пассажиров при отсутствии или поломке таксометра запрещено.

В то же время согласно

Закону об РРО таксометр является РРО. Следовательно, если перевозку пассажиров на такси осуществляет физлицо-предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения (в том числе на единый налог), то он может не применять таксометры на основании пункта 6 статьи 9 Закона об РРО.

 

Вопросы выдачи больничного женщине, работающей во время отпуска для ухода за ребенком до трех лет

Письмо Минтруда Украины от 17.07.2009 г. № 197/18/99-09

 

Согласно разъяснениям Минтруда,

женщине, работающей в режиме неполного рабочего времени в период нахождения в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, должны выдать больничный в случае ее болезни, а также в случае болезни ребенка в возрасте до 14 лет. Такой больничный должен быть оплачен по месту ее работы исходя из фактически начисленной зарплаты за отработанное время в расчетном периоде.

А вот

если болеет ребенок в возрасте до 3 лет, листок нетрудоспособности по уходу за ним не выдается, поскольку в этот период женщина уже получает гарантированную законодательством материальную выплату — пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

 

Обжалование действий государственного исполнителя: куда подавать жалобу

Письмо ВАСУ от 28.09.2009 г. № 1276/10/13-09

 

В данном

письме ВАСУ указал, в частности, что:

жалобы на решения, действия или бездействие органов государственной исполнительной службы, принятые/совершенные во время принудительного исполнения исполнительной надписи нотариуса, рассматриваются в административных судах;

жалобы на решения, действия или бездействие органов исполнительной службы во время выполнения решения общего суда, принятого после 01.09.2005 г., рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса Украины 2004 года в общем суде. Если речь идет уже о выполнении решения общего суда, принятого после указанной даты, жалобу на госисполнителя нужно подавать в административный суд;

— если решения, действия или бездействие государственного исполнителя

нарушили права и свободы лиц, которые не являются участниками исполнительного производства, такие решения, действия или бездействие могут быть обжалованы в административном суде;

действия госисполнителя, совершенные при выполнении решений хозяйственных судов, могут быть обжалованы в хозяйственном суде взыскателем, должником или прокурором; другими лицами такие действия госисполнителя могут быть обжалованы в административном суде.

Наконец, прописан такой важный момент.

Если будет подтвержден факт несвоевременного получения должником копии постановления об открытии исполнительного производства, государственный исполнитель не имеет права применять меры принудительного исполнения решения. В данном случае госисполнитель по письменному заявлению должника обязан возобновить ему срок для добровольного исполнения судебного решения.

 

Появился новый Государственный реестр РРО

Приказ ГНАУ «Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций в новой редакции» от 05.11.2009 г. № 612

 

ГНАУ в очередной раз обновила

Государственный реестр РРО. В связи с этим субъекты хозяйствования должны учитывать следующее:

— при

приобретении РРО выбор нужно делать исключительно в пользу моделей РРО, включенных в раздел I Реестра;

— если

РРО уже используется, то его можно продолжать использовать только в том случае, если он включен в раздел I или II Реестра. В противном случае его эксплуатация запрещена.

Как и прежде, разрешена

первичная регистрация некоторых моделей РРО, включенных в раздел II нового Реестра, если они произведены до 31.12.2008 г.

Приказ ГНАУ от 21.01.2009 г. № 7 утратил силу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше