Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Электронная отчетность в Пенсионный фонд: первые шаги

Редакция СД
Собственное Дело Февраль, 2009/№ 3
Печать
Статья

Электронная отчетность в Пенсионный фонд: первые шаги

 

Подробно о сроках предоставления электронной отчетности в Пенсионный фонд (ПФ) и порядке ее составления мы писали в «СД», 2008, № 12, с. 11, 13, 20. И все же накануне подготовки годовой пенсионной отчетности еще раз проясним основные моменты: с чего начать подачу отчетности в ПФ в электронном виде.

Людмила БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Порядок № 7-6

— Порядок формирования и подачи органам Пенсионного фонда Украины данных о застрахованном лице, использующихся в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденный постановлением правления ПФУ от 10.06.2004 г. № 7-6.

Порядок № 7-7

— Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7.

 

Шаг 1 — письмо в ПФ

Подача в ПФ отчетности

в электронном виде обязательна только тогда, когда предприниматель с количеством наемных работников более 5 человек сдает отчетность по персонификации (пункт 1.3 Порядка № 7-6). Если у предпринимателя 5 или менее наемных работников или если он подает в ПФ отчетность, не имеющую отношения к персонификации (например, приложения 23, 25), он имеет право сам решать, в каком виде подавать отчетность в ПФ.

Как только предприниматель определился с тем, что будет подавать отчетность в ПФ в электронном виде, он должен уведомить об этом ПФ. Поэтому в первую очередь необходимо

направить по адресу управления ПФ соответствующее письмо. Форма письма произвольная, ориентировочно оно может выглядеть так:

 

img 1

 

Шаг 2 — внутренний приказ

Далее предприниматель должен оформить приказ (форма — произвольная) о назначении лиц, ответственных за подачу электронной отчетности в ПФ и имеющих право подписывать электронные отчеты. Ориентировочная форма приказа:

 

img 2

 

Шаг 3 — договор с Информационным центром

Следующим действием является заключение договора с Информационным центром персонифицированного учета ПФ (ІЦ СПОВ ПФУ), через который в дальнейшем и будут подаваться в ПФ электронные отчеты.

Текст договора находится на сайте ІЦ СПОВ ПФУ — http://www.spov.com.ua (подробную информацию можно получить по тел. 8 (044) 278-42-50 и 8 (044) 235-95-49).

После подписания договора необходимо

зарегистрироваться на сайте http://www.spov.com.ua, нажав на слово «Реєстрація» и заполнив открывшуюся форму для регистрации. Для того чтобы войти в систему в дальнейшем, в поле «логин» следует вводить свой код по ГРФЛ, а в поле «пароль» — тот пароль, который ПФ в течение суток пришлет на e-mail предпринимателя.

После подписания договора предприниматель предоставляет в ІЦ СПОВ ПФУ копию вышеприведенных письма, приказа, а также два экземпляра договора.

 

Шаг 4 — получить ключ (электронную подпись)

ПФ может быть уверен в подлинности полученного от страхователя электронного отчета только тогда, когда такой отчет подписан. Для подписи электронных документов существуют специальные ключи, т. е. уникальные электронные коды — аналоги подписи (печати) на бумажном документе.

Приобретать такие ключи нужно только в аккредитованном центре сертификации ключей. На сегодня это:

1. Специализированный центр сертификации ключей (СЦСК) общества с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмы «Українські національні інформаційні системи» (УНІС)

Юридический адрес — 01021 г. Киев, ул. Институтская, 24/7, оф. 1.

Адрес центра — 03680 г. Киев, ул. Семьи Сосненых, 11.

тел. (044) 501-40-04, сайт http://unis.org.ua

2. Центр сертификации ключей «Центр автентифікації національної системи конфіденційного зв’язку» Государственного предприятия «Українські спеціальні системи»

Юридический адрес — 04119 г. Киев, ул. Мельникова, 83б.

Адрес центра — 04119 г. Киев, ул. Мельникова, 83б.

тел. (044) 206-53-34, сайт http://www.uss.gov.ua

3. Центр сертификации ключей закрытого акционерного общества «Інфраструктура відкритих ключів»

Юридический адрес — 04050 г. Киев, ул. Мельникова, 12.

Адрес центра — 61058 г. Харьков, пр-т Ленина, 5.

тел. +38 (044) 524-98-58, +38 (057) 760-12-61, сайт http://www.ivk.org.ua

4. Центр сертификации ключей общества с ограниченной ответственностью «Український сертифікаційний центр»

Юридический адрес — 04119 г. Киев, ул. Дегтяровская, 36.

Адрес центра — 04119 г. Киев, ул. Дегтяровская, 36.

тел. (044) 496-25-22.

Адрес центра ОАО «Інформаційно-технологічний центр «Професіонал» — 61001 г. Харьков, ул. Плехановская, 92а, корп. Б, оф. 306, 307.

тел. (057) 717-33-32, (057) 717-32-33, (057) 717-33-79, (057) 737-55-23, Т/Ф (057) 737-49-11.

5. Центр сертификации ключей «MASTERKEY» общества с ограниченной ответственностью «Арт-Мастер»

Юридический адрес — 03035 г. Киев, ул. Сурикова, 3а.

тел. (044) 206-13-78; тел./факс: +380 44 206-13-79, сайт http:// www.masterkey.com.ua

Адрес центра «Бізнес-Центр «Сократ» — г. Харьков, ул. Культуры, 25а, оф. 404.

тел. 8-800-501-76-20.

 

Шаг 5 — получить/купить программу

Сформировать электронный отчет в формате, пригодном для отправки в ПФ, а затем наложить на него электронную цифровую подпись можно только в специальной программе.

В настоящий момент существует следующее программное обеспечение для подготовки и подачи отчетности в ПФ в электронном виде:

1. Программный комплекс

«АРМ Звіт страхувальника» ( «АРМ-ЗС» можно бесплатно получить в управлении ПФ). Подробно о том, как работать в этой программе, см. на с. 15 этого номера.

2. Программный комплекс

«БЕСТ-ЗВІТ» (полная версия этой программы — платная). Подробнее об использовании «БЕСТ-ЗВIТ» см. «СД», 2008, № 12, с. 13.

3. Система формирования и подачи отчетности в электронной форме

«е-Форма». В данном случае формирование и подача отчетов осуществляются через сервер оператора. Взаимодействие пользователя с системой организовано через веб-интерфейс по сети Интернет. Все электронные документы между сервером оператора и клиентской частью передаются в зашифрованном виде. Подробнее о том, как подключиться к системе и работать с ней, а также о ценах см. на сайте http://www.e-forma.com.ua.

 

Шаг 6 — отправить отчет

Сформированный в специальной программе отчет с наложенной на него электронной подписью пересылается в ПФ одним из двух способов:

по электронной почте на адрес: mailto:zvit@spov.com.ua;

через веб-сайт по адресу: http://www.spov.com.ua.

Подтверждением того, что отчет принят Пенсионным фондом, является квитанция о принятии отчета с расширением

*.kvt. Это вторая квитанция, ее нельзя путать с первой, которая имеет расширение *.rpl и свидетельствует всего лишь о том, что информация закачана/не закачана на сервер (правда, если информация не закачалась даже на сервер, т. е. получена негативная первая квитанция, в ПФ отчет не попадет и подавно).

Схема подачи отчетности имеет следующую форму:

 

img 3

 

Если отчетность была отправлена несколько раз, то оригиналом считается последний электронный или бумажный отчет, предоставленный до окончания предельного срока его подачи.

 

Важно знать

Если отчетность подана в электронной форме, то сдавать ее в бумажном виде необязательно

(пункт 2.3 Порядка 7-7). Однако заметим — это освобождение касается только тех отчетов, на которые наложена электронная цифровая подпись (ЭЦП). Если отчет подан в электронной форме, но без ЭЦП (на дискете, флеш-носителе и т. п.), в ПФ от предпринимателя обязательно потребуют и бумажный его вариант (пункт 1.3 Порядка № 7-6).

Обратите внимание:

подача отчетности в бумажном виде тогда, когда она требуется в электронной форме (отчеты по персонификации при количестве наемных работников более 5 человек), приравнивается к подаче отчета не по установленной форме с вытекающим отсюда штрафом: 10 % от суммы страховых взносов, которые были уплачены или подлежали уплате за соответствующий отчетный период (т. е. за год!), умножается на количество полных или неполных месяцев задержки электронной отчетности. Общая сумма штрафа при этом не может быть меньше 170 грн. (т. е. задержка даже на 1 день чревата штрафом в 170 грн.) (письмо ПФУ от 19.04.2007 г. № 6675/05-10).

А что, если электронную отчетность не удалось отправить вовремя из-за сбоев в сети? Что нужно делать в этом случае?

Право подавать отчетность в электронной форме не лишает предпринимателя возможности подать ее в бумажном виде в случае необходимости (например, сбои в системе, ошибки при отправке электронной отчетности и т. п.). Конечно, лучше всего с подачей отчетности до последнего не тянуть. Тогда в случае форс-мажора можно еще до окончания предельного срока сдачи отчетности лично посетить ПФ и отдать бумажный (или бумажно-электронный) отчет.

Ну а если срок все-таки пропущен, придется решать спор с ПФ. Процедура досудебного урегулирования споров, связанных с подачей электронной отчетности, не регламентирована, значит, может проводиться в произвольном порядке. Если же открыть договор с ПФ о предоставлении ему отчетности в электронной форме, то там можно найти

статью 8: «Стороны будут принимать все возможные меры для решения путем переговоров споров, которые будут возникать в ходе исполнения этого Договора.

Если не удается достичь взаимоприемлемых решений путем переговоров, споры решаются в хозяйственном суде

». Поэтому, если не удастся договориться, нужно обращаться в суд. К предпринимателю, который докажет, что отчет не был подан не по его вине, санкции за неподачу применяться не будут.

 

Выводы

Подача отчетности в ПФ в электронной форме на первый взгляд может показаться делом хлопотным, однако в действительности это не так. Во-первых, автоматизация расчетов экономит массу времени, а во-вторых, отсутствие необходимости лично посещать ПФ — тоже плюс.

Итак, для того, чтобы стать участником электронного способа подачи отчетности в ПФ, необходимо:

— обеспечить себе

доступ к Интернету ;

— написать

в управление ПФ письмо с уведомлением о том, что предприниматель намерен подавать отчетность в электронной форме;

— заключить

договор с Информационным центром ПФ;

— получить или приобрести

программное обеспечение для формирования отчетов;

— приобрести

электронные цифровые подписи (ЭЦП).

Подача отчетности в электронной форме с наложением ЭЦП освобождает плательщика от необходимости подавать ее в бумажном виде.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше