Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Не так страшен кризис, как его пиарят

Редакция СД
Собственное Дело Февраль, 2009/№ 3
Печать
Статья

Не так страшен кризис, как его пиарят

 

По мнению большинства экспертов, экономический кризис в Украине будет длиться около двух лет. Причем самое сложное время нас ждет месяцев эдак через 2 — 3.

Но, как известно, нет худа без добра. Во-первых, любой кризис рано или поздно заканчивается и после него всегда начинается подъем во всех отраслях экономики. Это закон. А во-вторых, кризис — это не только тяжелое время, когда нужно потуже затянуть пояса. Кризис — лучшее время задуматься о своем будущем.

Экономика Украины в 2009 году (обзоры рынков, прогнозы экспертов), варианты преодоления кризиса с наименьшими потерями — вот о чем мы будем сегодня говорить.

Рассуждая на тему кризиса в Украине, мы вооружились передовыми знаниями и исследованиями известных отечественных и зарубежных экономистов, экспертов, бизнесменов, политиков, финансистов — словом, всех тех, кто знает, как победить кризис, стать на ноги и перейти на новый уровень ведения бизнеса.

 

Часть первая — «страшная», но необходимая. «Врага» надо знать в лицо.

Какие отрасли пострадают больше всего?

Прежде всего это

металлургия и машиностроение как наиболее ориентированные на экспорт отрасли.

Строительство.

Следующая отрасль, которая испытает существенные потери, — это строительство как наиболее чувствительный к кредитованию сегмент. Поскольку кредитование сейчас практически закрыто, то строить будет возможно только за капитал населения или бюджетные средства, направленные на важные инфраструктурные проекты. Вероятно, что многим застройщикам те недостройки, степень готовности которых сейчас меньше 60 — 70 %, закончить в этом году едва ли удастся. В целом объем производства в строительстве упадет на 15 %.

Розничная торговля.

Нынешний год для украинской розницы станет переломным. Большинство экспертов и участников рынка прогнозируют пик падения спроса в начале лета. Существенно пострадают те сегменты, которые не относятся к продаже предметов первой необходимости. Ощутимо сократятся продажи бытовой техники, предметов роскоши и т. п.

В 2009 году участники рынка ожидают падения роста продаж дорогой импортной продукции. К сожалению, отечественным производителям вряд ли удастся воспользоваться ситуацией, так как параллельно с подорожанием импортных товаров на большинстве рынков обнаруживается еще одна характерная тенденция: впервые за последние восемь лет индекс потребительских настроений наших граждан упал на 26,6 пунктов — до отметки 69,3 (значение индекса может быть от 0 до 200, где 0 — максимальное число пессимистов, а 200 — максимальное количество оптимистов). И девальвация гривни только усугубит эту тенденцию —

население еще больше урежет свои потребительские расходы.

По прогнозам аналитиков, в нынешнем году украинцы, чьи доходы в условиях кризиса останутся стабильными либо снизятся (а таких будет большинство), будут покупать дешевую продукцию. Если в 2008 году доля товаров стоимостью свыше 1500 грн. составляла более 10 % в общем объеме продаж, то в 2009 году этот показатель может снизиться до 7 — 9 %. У людей просто не будет достаточно средств на дорогостоящие приобретения.

Доля затрат на покупку техники, которая не является товаром первой необходимости, уменьшится в пользу расходов на продукты питания, проезд, одежду, коммунальные и другие текущие расходы.

Существенно упадут продажи автомобилей

частично из-за падения платежеспособности населения, частично из-за того, что у населения не будет уже такого доступа к кредитам, как раньше.

В 2009 году падение объемов продаж следует ожидать и

в сегменте мобильных телефонов на 15 — 20 % по сравнению с 2008 годом.

Ресторанный бизнес.

Кризис сказался на всех сферах ресторанного бизнеса в Украине. В наихудшем положении оказались рестораны со средним чеком в пределах 100 — 150 гривень. Посетители таких заведений — средний класс, который больше всего пострадал от кризиса. Это офисные работники, сотрудники банков, строительных, консалтинговых и инвестиционных компаний.

В сегменте quick & casual (рестораны быстрого обслуживания)

, по данным аналитиков, больше всего кризис ощутили традиционные фаст-фуды. В заведениях, которые предлагают комплексное питание, спрос снизился на 20 — 25 %. Серьезно пострадали и кофейни: падение спроса здесь составило до 40 %.

 

Часть вторая: «Кризис в свою пользу»

Ну вот, часть первая «страшная» закончена. Переходим ко второй, «жизнеутверждающей», в которой мы постараемся понять, как можно использовать

кризис в свою пользу.

Но вначале о

счастливчиках положения.

В пору кризиса достаточно уверенно будут себя чувствовать

компании, которые занимаются переработкой продуктов питания.

Меньше других ощутит на себе влияние кризиса

фармацевтика: люди будут переживать стрессовые состояния, болеть. Отечественные препараты станут вытеснять на рынке импортные. Кстати, небольшая девальвация даже полезна местному производителю, так как делает импорт более дорогим.

Продуктовый сегмент.

В целом ритейлеры из пищевого сегмента чувствуют себя лучше операторов других направлений, так как, в отличие от бытовой техники или стройматериалов, спрос на продукты питания будет всегда. Однако аналитики прогнозируют в ближайшем будущем удешевление продовольственной корзины среднестатистического украинца: вероятнее всего, упадут продажи дорогостоящих продуктов.

Сектор FMCG.

FMCG — товары потребительского рынка, которые быстро раскупаются в розничной торговле и запасы которых должны постоянно пополняться. Например, стандартный набор бакалейно-гастрономических и других товаров, обычно продаваемых в супермаркетах. В этом секторе можно прогнозировать определенный рост на базовые услуги и товары или же они будут сокращаться в очень незначительной мере и останутся стабильными.

Экономический кризис обусловил кризис доверия во всей цепочке от производителя до конечного потребителя. И первостепенной задачей компаний в данной ситуации является сохранение лояльности покупателей, их желания делать покупки.

Покупатель в период экономических кризисов перестает быть простым потребителем — он превращается в инвестора.

Давайте хорошенько запомним эти два тезиса и начнем действовать.

1. Кризис нарушает привычные сбытовые цепочки или вносит искажения в характер спроса в сбытовом канале. Поэтому важно и необходимо

мониторить рынок в поисках новых возможностей, поскольку потребности привычных клиентов в условиях кризиса значительно меняются.

2. Опыт потребительского рынка говорит о том, что в первую очередь от кризиса страдает спрос в среднем ценовом сегменте. В низком он значительно возрастает, а в премиальном — сокращается.

Это означает, что тактическое смещение компании по сегментам вниз или вверх может привести к увеличению продаж.

3.

Проинвентаризируйте свою клиентскую базу и посмотрите, как изменилась структура спроса. Вы обязательно обнаружите категории потребителей, у которых дела не ухудшаются или даже идут вверх, несмотря на сложившуюся в экономике ситуацию. Если вы сможете предложить что-то ценное для тех, у кого есть деньги, вы тоже двинетесь вверх.

4.

Производите и продвигайте. Скажете, что вам не хватает денег на продвижение? Тогда сделайте продвижение более акцентированным и четко направленным на ту категорию клиентов, которая готова покупать ваш продукт. Придумайте, как до них дотянуться, это может оказаться совсем не дорого!

5.

Измените основу своей деятельности. Новые внешние обстоятельства требуют нового образа действия. Тут возможен целый спектр решений. Это может быть введение каких-то новых продуктов, которые могла бы предложить ваша компания в логике: а что, собственно, сейчас требуется клиентам с положительной динамикой? Это может быть новая система мотивации собственных продаж, пересмотр сроков оплаты, изменение позиционирования. Например, у вас есть ресторан, а ваша обычная клиентура теперь предпочитает обедать и ужинать дома? Не медлите, произведите кардинальную реконцепцию. Оглянитесь вокруг: кто у нас еще ходит по ресторанам, что они едят, кто у них лидеры мнения? «Настройте» свой ресторан на них.

6.

Экономьте. Экономить не значит меньше производить. Это не экономия.

Экономия — это сокращение лишних усилий, действий и затрат на то, чтобы получить результат, это возможность предложить своему клиенту более дешевый товар или услугу.

Экономия на персонале и сокращение зарплат должны быть продуманными и взвешенными.

Несправедливо сокращать доходы сотрудников, которые засучили рукава и вносят большой вклад в работу компании в непростых условиях. А то, что несправедливо, — не работает. Наоборот, сейчас самое время объяснить каждому сотруднику, что он может сделать, чтобы заработать больше. А вот избавляться от «лишних», непродуктивных людей рекомендуется во все времена. И кризис здесь вовсе не при чем. Сегодня можно воспользоваться шансом (его скоро не будет) и укрепить команду, подобрав на рынке труда хороший персонал. Из-за паники среди работодателей на улицу выбрасывается большое количество людей, и каждый пятый из них — замечательный специалист.

7.

Подтяните дисциплину. Когда сотрудники вместо того, чтобы заниматься делом, начинают судачить: «Что же теперь будет?» и «Как же мы теперь?», руководителю бизнеса нужно привести их в чувство и настроить на победу. Экономика состоит из отдельных компаний, компании — из людей. Транслируйте подчиненным позитив, и вам воздастся!

 

Заключение

Абсолютное большинство экспертов ставят на средний и малый бизнес.

В нынешних условиях только он на собственном опыте знает, как управлять реальным производством, на что обращать внимание в первую очередь, а что можно отложить на потом.

Кризис — это время стремительных изменений в окружающей среде. А значит, на первый план выходит быстрая реакция предпринимателя и здоровый оппортунизм.

Если вы способны производить ценности, которые действительно нужны другим людям, то с вами ничего страшного не произойдет.

Если мы все перестанем кричать: «Спасайся, кто может!» и станем относиться к кризису не как к большой беде, а как к шансу, у нас быстро все наладится!

Вот и выходит, что малому и среднему бизнесу ничего не остается, как только побеждать кризис внутри своей компании, наращивая благодаря этому собственную эффективность. Только для тех, кто преуспеет в этом, кризис станет, как уверяют умные люди, временем возможностей.

 

Материал подготовила Елена Кедрус

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше