Темы статей
Выбрать темы

Заполняем земельную отчетность

Редакция СД
Статья

Заполняем земельную отчетность

 

Специфика земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности такова, что в начале года по ним предоставляют отчетность, а потом в течение года происходит их ежемесячная уплата. Поскольку приближается время подачи «земельной» отчетности, в данной статье мы и уделим внимание различным нюансом ее составления и уплаты земельного налога.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 2535

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон об аренде земли

— Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV.

Закон № 2181

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Приказ № 434

приказ ГНАУ «Об утверждении форм Сводного расчета суммы земельного налога, Справки к уточненному Расчету и Порядка их предоставления в орган государственной налоговой службы» от 26.10.2001 г. № 434.

 

Общие положения

Предоставлять отчетность и осуществлять платежи, о которых пойдет речь в этой статье, должны:

— собственники земельных участков в виде

Налогового расчета земельного налога (далее — Налоговый расчет);

— арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности в виде

Налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — Декларация по арендной плате).

Обе формы земельной отчетности подаются в налоговый орган по местонахождению земельного участка в начале 2009 года —

до 1 февраля. Поскольку 1 февраля 2009 года выпадает на воскресенье — выходной день, последний день, в который можно подать земельную отчетность, — 30 января (пятница).

В формах земельной отчетности указывается годовая сумма налога за 2009 год или арендной платы за 2009 год с разбивкой равными частями по месяцам.

Налогоплательщики также могут по желанию подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию (помимо обязательной годовой) — в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. Но подача ежемесячной отчетности не освобождает от составления годовой.

Несмотря на то что отчитываются по земельным платежам предприниматели уже в течение нескольких лет, тем не менее ежегодно у них возникают определенные вопросы. Рассмотрим их подробнее.

 

Предусмотрены ли специальные формы отчетности для физических лиц — предпринимателей?

Форма

Налогового расчета до сих пор не претерпела изменений и ориентирована исключительно на юридических лиц (форма утверждена приказом № 434). Однако отчитываться предпринимателям нужно, и поэтому рекомендуется заполнять ее следующим образом:

в строке 1 ставится отметка (Х) в ячейке возле «Звітний розрахунок», а также цифры 09 («на 2009 рік») и отметка (Х) в ячейке возле «На 20_ рік»;

в строке 2 указывается Ф. И. О. физического лица — предпринимателя;

в строке 3 — идентификационный номер из ГРФЛ;

в строке 5 — данные предпринимателя (адрес, телефон и т. д.);

в строках 6, 7 — наименование налогового органа и код органа местного самоуправления (при наличии).

В заключительной части расчета, где ставится подпись, слова «Руководитель предприятия» нужно заменить словами «Физическое лицо — предприниматель» (

письмо ГНАУ от 13.05.2005 г. № 9179/7/17-2217).

Что касается формы

Декларации по арендной плате, то она универсальна и предусматривает внесение данных как о физических, так и о юридических лицах. Отметим, что предприниматели-арендаторы любых участков, которые не находятся в государственной или коммунальной собственности, Декларацию по арендной плате не предоставляют и уплачивают арендную плату на счет арендодателя, а не в бюджет.

 

Как быть с отчетностью, если предприниматель приобретет (арендует) земельный участок в течение года?

В случае приобретения права собственности на земельный участок на протяжении года предприниматель подает

Налоговый расчет в течение месяца со дня возникновения такого права.

На практике часто возникает вопрос о моменте возникновения права собственности. Руководствуясь

статьями 125 и 193 ЗКУ, можно сделать вывод, что таковым является момент получения государственного акта установленной формы и его регистрации в земельном кадастре, т. е. только после этого предприниматель становится плательщиком земельного налога.

В то же время если оформление правоустанавливающих документов на землю затягивается, но при этом предприниматель начинает раньше пользоваться землей, то налоговики при проверке могут доначислить ему земельный налог за период между началом фактического использования земельного участка и получением государственного акта на такой земельный участок. В этом случае можно будет попытаться оспорить такое решение в суде, но анализ судебной практики показывает, что в этом вопросе у судов нет единого мнения. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что предприниматель суд выиграет.

Теперь об аренде. Если предприниматель заключает договоры аренды земли государственной или коммунальной собственности после 1 января текущего года, то

Декларация по арендной плате по таким договорам подается в течение месяца со дня их государственной регистрации.

 

Как определять размер земельного налога и арендной платы и уплачивать их в бюджет?

Налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате, определенное в налоговой декларации (расчете) на текущий год, уплачивается ежемесячно равными частями

на протяжении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (статья 17 Закона № 2535).

Рассчитывать

земельный налог предпринимателю нужно самостоятельно, и только по тем участкам, которые используются им в хозяйственной деятельности. При этом нужно учесть следующее.

Основанием для начисления земельного налога являются данные из земельного кадастра. На механизм расчета земельного налога влияет, проведена или нет денежная оценка земли (в данном случае нормативная). Оценка земельного участка — зачастую процедура платная, для получения соответствующей справки предпринимателю необходимо обращаться в местный орган земельных ресурсов. Если оценка проводилась несколько лет назад, то по состоянию на 1 января 2009 года она должна быть

уточнена на коэффициент индексации (информация о нем публикуется в официальных изданиях в январе текущего года).

В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, которая равна денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в соглашении.

Кроме того, существуют ставки земельного налога и специальные коэффициенты, размеры которых мы приведем на с. 17 этого номера.

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических лиц или граждан

, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании (часть 4 статьи 14 Закона № 2535).

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в совместной собственности нескольких юридических лиц или граждан

, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально их части в собственности на здание (часть 5 статьи 14 Закона № 2535).

Размер

арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности не может превышать 12 % нормативной денежной оценки этих участков (статья 21 Закона об аренде земли). Исключение сделано, только когда арендатора определяют на конкурсных началах — в таком случае размер арендной платы может быть больше.

Однако в отличие от земельного налога размер арендной платы самому предпринимателю рассчитывать не придется, в

Декларации по арендной плате он будет отражать сумму, взятую из договора аренды (разбитую помесячно).

 

Предпринимателю принадлежит недвижимость: как в этом случае уплачивать за землю под недвижимостью?

В соответствии

со статьей 377 ГКУ и статьей 120 ЗКУ при переходе права собственности на здание, сооружение право собственности переходит на земельный участок, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором. Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю недвижимости переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимую для их обслуживания.

В то же время, по мнению представителей налоговых органов, с момента перехода права собственности на здание к новому собственнику последний становится плательщиком земельного налога с участка под зданием. Однако не всегда можно точно определить, какую часть земельного участка вокруг здания следует считать необходимой для его обслуживания. Поэтому

желательно в договоре отчуждения здания указать конкретный размер земельного участка под приобретаемым объектом.

Вместе с тем право собственности на часть земельного участка, перешедшего к новому собственнику вместе со зданием, зарегистрировать в государственном земельном кадастре без выделения такой части в натуре не удастся, что в свою очередь затрудняет расчет земельного налога. В качестве выхода из ситуации можно попробовать обратиться в земельный кадастр за справкой о денежной оценке земли.

 

Единоналожник, у которого в собственности есть земельный участок, в середине года перешел на общую систему: когда начинать уплачивать земельный налог?

Как известно, предприниматели-единоналожники освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые ими в хозяйственной деятельности справка 1. Таким образом, предоставлять

Налоговый расчет и уплачивать налог в период уплаты единого налога не нужно.

Если же предприниматель-единоналожник перейдет на общую систему, то соответственно он при наличии земельных участков станет плательщиком земельного налога. Когда начинать уплачивать налог на землю и как подавать отчетность в этом случае, четко в нормативных документах нигде не сказано. По нашему мнению, в данном случае нужно поступать так же, как и в случае приобретения участка в течение года, т. е. в течение месяца после перехода на общую систему подать

Налоговый расчет. А уплатить налог на землю нужно будет в первый раз в течение 30 календарных дней месяца, следующего за первым месяцем работы на общей системе.

 

Как быть с земельной отчетностью, если предприниматель в течение года переходит на единый налог?

Заметим, что предприниматель на общей системе, использующий земельный участок и перейдя в середине года на единый налог, не должен уплачивать земельный налог. То есть получается, что сумма, указанная в

Налоговом расчете, который подавался предпринимателем, изменится. В случае изменения суммы земельного налога в отчетном (ых) месяце (ах) согласно пункту 5 приказа № 434 нужно подать новый Налоговый расчет за такой период (ы). На наш взгляд, именно так должен поступить предприниматель, перешедший на единый налог (и, возможно, приложить копию Свидетельства единоналожника).

 

Как отчитываться, если предприниматель арендует несколько участков государственной или коммунальной собственности?

В случае если плательщик арендной платы за земельные участки гос- и коммунальной собственности арендует

несколько земельных участков на территории одной административно-территориальной единицы (код КОАТУУ один и тот же), по которым отдельно заключены договоры аренды земли, то таким плательщиком может подаваться в соответствующий налоговый орган одна обобщающая декларация согласно заключенным договорам.

При этом отдельно по каждому земельному участку составляется

приложение 1 согласно заключенному договору аренды земли и подается вместе с обобщающей декларацией. В верхнем правом углу приложения 1 в клеточке после слова «Додаток» проставляется арабскими цифрами 1, 2, 3 и т. д. количество приложений, которые составляются по каждому земельному участку отдельно, а также переносятся данные из заглавной части.

В самой декларации в заключительной информации относительно количества приложений к ней после слов «1 (відомості із договору оренди землі) на» записывается суммарное количество листов приложений 1.

Если плательщик

арендует два участка в разных административных районах, то он должен предоставить отдельно в налоговый орган, обслуживающий первую административно-территориальную единицу, налоговую декларацию вместе с одним приложением по форме 1, соответствующим конкретному договору аренды, и отдельно в другую налоговую инспекцию — вторую налоговую декларацию с еще одним приложением по форме 1 (по второму участку).

 

Какая ответственность предусмотрена за неподачу земельной отчетности?

В «земельной» отчетности определяется сумма налоговых обязательств по земельному налогу или арендной плате. Она имеет статус налоговой декларации, поэтому нарушение порядка ее предоставления наказывается в соответствии с

подпунктом 17.1.1 Закона № 2181.

За каждую неподачу в установленные сроки

Налогового расчета или Декларации по арендной плате применяется штраф в размере 170 грн. (10 ннмдг).

Если

Расчет (декларацию) предоставить, а сроки уплаты пропустить, предприниматель подпадает под штраф по подпункту 17.1.7 Закона № 2181. За неуплату в течение установленных сроков суммы налога, указанной в предоставленной предпринимателем налоговой декларации, взимается штраф в размере:

10 % согласованной суммы земельного налога, арендной платы (при задержке до 30 календарных дней);

20 % (при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно);

50 % (при задержке более 90 календарных дней).

Кроме того, в случае нарушения установленных сроков уплаты налога (арендной платы) взимается

пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки по его уплате.

В случае если плательщик самостоятельно обнаружил недоплату земельного налога или арендной платы за земельные участки гос- или коммунальной собственности, то при самоисправлении ему придется уплатить лишь пятипроцентный штраф от суммы недоплаты.

 

Последовательность заполнения Налогового расчета земельного налога

Под заполнением отчетности по земельному налогу подразумевается заполнение

Налогового расчета и некоторых из шести приложений к нему, расшифровывающих показатели по отдельным земельным участкам каждой категории земель. Для предпринимателей актуальной будет подача отчетности по земельным участкам сельскохозяйственного назначения (приложение 3) и населенных пунктов (приложения 4, 5).

 

№ п/п

Часть (раздел) формы

Примечание

1

2

3

1

Информационная часть с реквизитами предпринимателя и т. д.

О нюансах заполнения информационной части Налогового расчета мы сказали выше

2

Приложение 1

Является обязательным для всех плательщиков земельного налога. В нем приводятся данные документов, устанавливающих право собственности на каждый земельный участок предпринимателя

3

Приложения 3 — 6

Заполняются в зависимости от того, земли какой категории находятся в собственности или пользовании налогоплательщика

3.1

Приложение 3 «Расчет суммы земельного налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения»

Для земель сельскохозяйственного назначения установлены ставки земельного налога в процентном отношении к денежной оценке в расчете на один гектар площади: — для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1 %; — для многолетних насаждений — 0,03 %. Эти ставки применяются независимо от того, где расположены угодья: в пределах или за пределами населенных пунктов (конечно, при условии, что они предоставлены в установленном порядке и используются по целевому назначению). Налог рассчитывается так: перемножаются денежная оценка, площадь участка и ставка налога. В приложении 3 это будет выглядеть следующим образом: Сумма начисленного налога (гр. 10) = Общая площадь участка (гр. 4) х Средняя денежная оценка 1 га угодий (гр. 7) х Коэффициент индексации денежной оценки (гр. 8) х Ставка налога (гр. 9)

3.2

Приложение 4 «Расчет суммы земельного налога на земельные участки населенных пунктов, которым установлена денежная оценка»

Для земель населенных пунктов, за некоторыми исключениями, применяется ставка земельного налога 1 % от их денежной оценки (уточненной или, другими словами, проиндексированной). Умножением ставки налога на денежную оценку земли получаем сумму земельного налога за год. Сумма налога, начисленного на общих основаниях (гр. 11) = Площадь, подлежащая налогообложению на общих основаниях (гр. 7) х Денежная оценка 1 кв. м участка на общих основаниях с учетом коэффициента индексации (гр. 9) х 0,01. Значение графы 11 переносится в графу 14, так как у предпринимателей нет льгот. Что касается исключений, то по ним фактически к указанной выше ставке применяется повышающий или понижающий коэффициент. В основном он предусмотрен для тех земельных участков, на которых располагаются объекты, не связанные с их целевым использованием (см. таблицу 1 в конце статьи). Если наш земельный участок относится к приведенным в таблице 1 (см. гр. 2 приложения 4), то полученное значение земельного налога умножается на коэффициент, а затем заносится в графу 11 приложения 4

3.3

Приложение 5 «Расчет суммы земельного налога на земельные участки населенных пунктов, которым не установлена денежная оценка»

Если денежная оценка участка не была проведена, то механизм расчета земельного налога будет таким. Берется ставка земельного налога, установленная для нашего земельного участка, исходя из средней ставки налога сельским, поселковым, городским советом. Эта ставка умножается на площадь участка — и получается сумма земельного налога. На практике свои ставки земельного налога сельские, поселковые, городские советы не устанавливают, а просто устанавливают свой коэффициент (назовем его местный). В таком случае мы сначала рассчитываем ставку налога

согласно статье 7 Закона № 2535 (см. таблицу 2 в конце статьи), а затем «сверху» применяем местный коэффициент. Его максимальная величина не может превышать 2, а вообще зависит, как правило, от местонахождения и функционального использования участка. Статья 7 Закона № 2535 содержит ставки и целый ряд обязательных для применения коэффициентов, а именно: 1. Берется ставка и коэффициент из части 2 статьи 7 Закона № 2535 (в зависимости от численности населения города). 2. Далее все субъекты предпринимательства применяют коэффициент, устанавливаемый Законом о госбюджете справка 2. 3. Затем если наш участок попадает в исключения, перечисленные в статье 7 Закона № 2535 (таблица 1), то здесь также применяются соответствующие повышающие или понижающие коэффициенты (к ставке с учетом коэффициента, устанавливаемого Законом о госбюджете). При этом коэффициенты, приведенные в пунктах 3 и 4 таблицы 1, указываются в графе 8 приложения 5 (часть 7 или 8 статьи 7 Закона № 2535), если таковые применяются. 4. Если наш участок находится в курортном населенном пункте, применяем еще один коэффициент из части 3 статьи 7 Закона № 2535. 5. Затем наконец применяем коэффициент, установленный местными органами власти (сельским, поселковым, городским советом), далее — местный коэффициент, который, напомним, не может быть больше 2. Местные коэффициенты, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаются и доводятся до сведения населения решениями местных советов. То есть прежде, чем исчислять налог и заполнять Налоговый расчет, необходимо выяснить ставки налога и соответствующие местные коэффициенты в отделе земельных ресурсов при органе местной власти. Таким образом, применив к ставке коэффициент курортной зоны (при необходимости) и местный коэффициент, заносим данные в графу 7 приложения 5 (если для нашего участка в графу 8 заносится «поправочный» коэффициент, то в графе 7 показывается ставка налога, не увеличенная на него). После этого мы получаем сумму земельного налога за год: Сумма начисленного налога (гр. 10) = Общая площадь участка (гр. 4) х Ставка налога (гр. 7) х Коэффициент части 7 или 8 статьи 7 Закона № 2535 (гр. 8) х Коэффициент индексации на текущий год (гр. 9)

4

Расчетная часть Налогового расчета

Расчетная часть заполняется на основании данных приложений. Общая сумма налоговых обязательств плательщика по земельному налогу определяется суммированием налога по всем имеющимся категориям земель и отражается в строке 4 этой части Налогового расчета. Что касается строк 5 — 9, то они используются для самостоятельного исправления ошибок, выявленных в течение отчетного года. Важно учесть, что при разбиении годовой суммы ежемесячные суммы при округлении могут уменьшаться. Для того чтобы их сумма за 12 месяцев совпадала с рассчитанной годовой, необязательно проставлять только равные значения

Суммы земельного налога следует проставлять в гривнях с копейками, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам. Причем графа 3 уже поделена (точечками) на ячейки, в каждой из которых отражается по цифре. Две крайние справа ячейки — для копеек. Отчетность может быть заполнена от руки чернильной или шариковой ручкой, печатным способом (заполнение карандашом не допускается), без исправлений и помарок; в строках, где отсутствуют данные для заполнения, должен быть проставлен прочерк

 

Последовательность заполнения Декларации по арендной плате

По сути заполнение

Декларации по арендной плате напоминает составление Налогового расчета. Остановимся на оформлении основных элементов этой формы, кроме расчетной части, где показываются сумма арендной платы и ее разбивка по месяцам, предусмотрено также заполнение двух приложений. В приложении 1 указываются сведения из договора аренды, поэтому оно заполняется в любом случае. Приложение 2 заполняется, только если исправляются ошибки (уточняются показатели), допущенные в ранее поданных декларациях. Правила таких исправлений (уточнений) установлены Законом № 2181.

При подаче отчетной годовой декларации нас будет интересовать заполнение «верхней» информационной части, а также данных о размере арендной платы («расчетной» части и

приложения 1).

 

№ п/п

Часть (раздел) формы

Примечание

1

2

3

1

Информационная часть с реквизитами предпринимателя и т. д.

В ней приводятся данные физического лица — предпринимателя, а также ее вид и за какие периоды приведены показатели (8 строк). В строке 1 обозначается вид декларации (отчетная, новая отчетная, по вновь заключенным договорам, уточняющая). В Декларации по арендной плате, которая заполняется по имеющимся на 1 января 2008 года договорам аренды, ставится отметка («Х») рядом с полем «отчетная». Далее по строке 2 указываем базовый налоговый (отчетный) период, за который подается Декларация по арендной плате. Если плательщиком составляется отчетная годовая декларация, то заполняются первые две пустые клеточки по строке 2, соответствующие последним двум цифрам текущего года, на который подается декларация (для 2009 года — 09), при этом другие клеточки по указанной строке не заполняются. Далее предприниматель заносит в форму данные о себе. В строке 3 делается отметка в клеточке рядом с «інша категорія платника». В верхней части Декларации по арендной плате в строках 3 — 6 указываются Ф. И. О. предпринимателя, идентификационный номер, местожительство, адрес и т. д. В строке 7 — наименование органа государственной налоговой службы, в который подается декларация. В строке 8 — код органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ (при наличии такового)

2

Расчетная часть

Весь расчет сводится к разбивке годовой суммы арендной платы на 12 месяцев. При заполнении отчетной декларации в строке 1 расчетной части декларации после слов: «Нараховано орендної плати на.» — указывается отчетный год (т. е. 2009), а также по строке 1 (1.1...1.12) колонки 3 «Розмір орендної плати, грн. коп.» — годовая сумма арендной платы с разбивкой равными частями по месяцам. При этом годовая сумма налогового обязательства (строка 1 расчетной части декларации) должна соответствовать размеру годовой арендной платы, указанной в приложении 1 «Сведения из договора аренды земли» к Декларации по арендной плате. Строки 2 — 7 расчетной части декларации заполняются на основании данных перерасчета, прилагаемого к декларации (приложение 2). В случае с отчетной декларацией они не заполняются и прочеркиваются (уточнение не проводится)

3

Приложение 1 «Сведения из договора аренды земли»

Заполняется в любом случае при подаче Декларации по арендной плате. В нем приводится следующая информация: — реквизиты договора аренды (номер, дата и место заключения, срок действия, наименование сторон договора); — номер и дата его государственной регистрации (именно с этого момента у налогоплательщика возникают обязательства относительно декларирования и уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности); — местонахождение и целевое назначение земельного участка; — его площадь (в га или кв. м), а также нормативная денежная оценка земли (в грн. с коп.), установленные договором. Указанное приложение заполняется и подается отдельно по каждому договору аренды. Годовая сумма арендной платы, установленная всеми действующими договорами аренды земли, складывается и переносится в строку 1 Декларации по арендной плате, а затем помесячно разбивается на равные части. Учитывая, что договор аренды земли может заключаться на несколько отчетных налоговых периодов (месяцев) отчетного года, то в строке «Розмір орендної плати (грн. коп.)» приложения 1 представители налоговых органов рекомендуют делать приписку, на какое количество отчетных налоговых периодов отчетного года разбивается соответствующая годовая сумма арендной платы, например «с разбивкой на 12 периодов (с января по декабрь)» или «с разбивкой на восемь периодов (с марта по октябрь)» и т. д.

4

Приложение 2 «Перерасчет налогового обязательства арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности»

Приложение 2 понадобится только при исправлении показателей уже поданных деклараций. Такое приложение составляется отдельно за каждый налоговый (отчетный) период или год, который подлежит уточнению. Отметим, что, несмотря на оговорку, содержащуюся в самом приложении 2 относительно того, что подавать его нужно только в случае уточнения показателей тех периодов, по которым прошел срок уплаты арендной платы, налоговики, похоже, считают, что подавать его нужно в случае любых уточнений (это следует из тех же Методических рекомендаций по заполнению «арендной» декларации, приведенных в письме ГНАУ от 01.02.2006 г. № 1833/7/15-0217)

Суммы арендной платы следует проставлять в гривнях с копейками, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам. Причем графа 3 уже поделена (точечками) на ячейки, в каждой из которых отражается по цифре. Две крайние справа ячейки — для копеек. Отчетность может быть заполнена от руки чернильной или шариковой ручкой, печатным способом (заполнение карандашом не допускается), без исправлений и помарок; в строках, где отсутствуют данные для заполнения, должен быть проставлен прочерк.

 

Таблица 1

 

Исключение

«Поправка» к ставке

1

Земельные участки, занятые жилищным фондом, кооперативными автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, гаражно-строительными, дачно-строительными кооперативами, индивидуальными гаражами и дачами граждан, а также земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми и хозяйственными зданиями и сооружениями

Земельный налог уплачивается в размере 3 % от рассчитанного

2

Участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, за исключением участков, занятых производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями

Налог уплачивается как составляющая платы за использование лесных ресурсов

3

Земельные участки на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов

Земельный налог уплачивается в пятикратном размере рассчитанного с применением ставки 1 %

4

Земельные участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, расположенными на территориях и объектах историко-культурного назначения, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов

К земельному налогу применяются коэффициенты: — международные (объекты историко-культурного назначения) — 7,5; — общегосударственного значения — 3,75; — местного значения — 1,5

5

Водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции

Земельный налог уплачивается в размере 25 % от рассчитанного

 

 

Ставки земельного налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена

справка 3

Таблица 2

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. чел.)

Ставка налога (грн. за 1 кв. м)

Коэффициент, который применяется в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

До 0,2

0,075

 

От 0,2 до 1

0,105

 

От 1 до 3

0,135

 

От 3 до 10

0,15

 

От 10 до 20

0,24

 

От 20 до 50

0,375

1,2

От 50 до 100

0,45

1,4

От 100 до 250

0,525

1,6

От 250 до 500

0,6

2,0

От 500 до 1000

0,75

2,5

От 1000 и более

1,05

3,0

 

Выводы

В 2009 году порядок предоставления земельной отчетности не изменился.

Налоговый расчет и Декларацию по арендной плате нужно подать до 1 февраля 2009 года с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате, определенное в налоговой декларации (расчете) на текущий год, уплачивается ежемесячно равными частями

на протяжении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Если в собственности частного предпринимателя в течение отчетного года окажется новый земельный участок, то он в течение месяца со дня возникновения на него права подает

Налоговый расчет.

Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю недвижимости переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, которая необходима для их обслуживания.

Основание для начисления земельного налога — данные из земельного кадастра. На механизм расчета земельного налога влияет, проведена или нет денежная оценки земли (в данном случае нормативная). В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, которая равна денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в соглашении.

Сумма арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности берется из договора аренды.


Справочная информация (справка)

1 Отметим, что от уплаты арендной платы за землю единоналожники не освобождаются, в том числе и за земельные участки государственной или коммунальной собственности.

2 В законах о госбюджете на 2007 и 2008 годы был установлен коэффициент 3,1, — вероятно, этот же коэффициент появится в Законе о госбюджете на 2009 год (на момент подготовки номера Закон о госбюджете на 2009 год еще не принят).

3

Возможно, Законом о госбюджете на 2009 год ставки будут изменены.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше