Темы статей
Выбрать темы

Встречные проверки: как они будут проходить

Редакция СД
Статья

Встречные проверки: как они будут проходить

 

Недавно ГНАУ утвердила Методические рекомендации по организации и проведению проверок подтверждения полученных от плательщика налогов (другого лица) сведений об отношениях с контрагентами и соблюдения налогового законодательства.

Сегодняшняя статья — развернутый комментарий к этим Методрекомендациям. Из нее вы узнаете, как будут проходить встречные проверки и что рекомендует ГНАУ своим подчиненным.

Наталья СУКАЧЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоговой службе

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон об НДС

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/ 97-ВР.

Методрекомендации

— Методические рекомендации по организации и проведению проверок подтверждения полученных от плательщика налогов (другого лица) сведений об отношениях с контрагентами и соблюдения налогового законодательства, утвержденные приказом ГНАУ от 01.10.2008 г. № 622.

Порядок № 165

Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

 

Кого будут проверять

Если у налогоплательщика проводилась документальная невыездная, плановая или внеплановая выездная проверка и возникла необходимость в подтверждении отдельных хозяйственных операций, то налоговики могут проверить контрагента, с которым работал налогоплательщик. Отбор контрагентов происходит по признакам, указанным в

подпункте 2.1.1 Методрекомендаций. Рассмотрим самые интересные, на наш взгляд, ситуации.

Так, в первую очередь работники налоговых органов будут обращать внимание на контрагентов, которые:

1) задекларировали корректировку сумм налоговых обязательств (налогового кредита) по НДС и/или валовых доходов (расходов) по налогу на прибыль, в частности при корректировке количественных и/или стоимостных объемов продажи.

Напомним, что корректировка НДС, как правило, связана с выпиской

Расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной. В соответствии с пунктом 20 Порядка № 165 Расчет корректировки выписывается только в случае осуществления корректировки сумм налоговых обязательств в соответствии с пунктом 4.5 Закона об НДС. В основу этого пункта положен принцип перерасчета налога (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), когда после поставки товаров (услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров (заметим, что в хозяйственной деятельности предпринимателя это не единственные операции, которые приводят к корректировке НДС);

2) являются покупателями (поставщиками) товаров работ (услуг), прохождение которых необходимо проследить по цепочке от производителя (импортера) до конечного потребителя в целях подтверждения или опровержения данных об использовании схем минимизации (уклонения) от уплаты налогов

.

Обращаем ваше внимание: если в этой цепочке налоговики обнаружат фиктивную фирму, то налогоплательщик может потерять свой налоговый кредит по НДС. В этом случае добросовестному налогоплательщику придется отстаивать свое право на налоговый кредит;

3) являются с налогоплательщиком связанными лицами

;

4) предоставляют налогоплательщику маркетинговые, инжиринговые, рекламные, консультационные, аудиторские услуги, услуги по разработке программного обеспечения и другие виды услуг нематериального характера

(в случае возникновения сомнений в их происхождении, использовании в хозяйственной деятельности определенного объема и оценке таких услуг).

Отметим, что указанные выше услуги всегда были под пристальным вниманием налоговиков. Достаточно вспомнить

письма ГНАУ от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016 и от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217. В них главный налоговый орган приходит к выводу, что затраты на маркетинг отражаются в составе валовых расходов только в случае, если они относятся к расходам на предпродажные и рекламные мероприятия. Полностью согласиться с такой точкой зрения мы не можем, ведь маркетинговые услуги — более широкое понятие, чем предпродажные и рекламные мероприятия;

5) являются единоналожниками — физическими лицами, с которыми объем совместных операций с налогоплательщиком превышает 300 тыс. грн.

А вот за какой период следует учитывать такой объем операций и с учетом или без учета НДС следует его рассчитывать, в

Методрекомендациях ничего не сказано;

6) в существенных объемах с налогоплательщиком осуществляют операции по кредитованию, предоставлению возвратной или безвозвратной финансовой помощи, операций по факторингу, страхованию (перестрахованию), а также операций по гарантированию обязательств

.

Только вот какие объемы следует считать существенными, ГНАУ не уточнила.

 

Как будет проходить проверка

Вначале налоговый орган (инициатор проведения проверки), на учете в котором состоит налогоплательщик, направляет другому налоговому органу (исполнителю), на учете в котором состоит такой контрагент, запрос о проведении проверки подтверждения полученных от такого налогоплательщика сведений об отношениях с контрагентом. В свою очередь налоговый орган (исполнитель) в течение 2-х рабочих дней от даты получения такого запроса направляет в адрес контрагента запрос по форме

приложения 2 к Методрекомендациям. Запрос направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается должностным лицам контрагента под расписку.

Отметим, что работники налоговых органов действительно имеют право требовать предъявления объяснений и их документальных подтверждений, если по результатам проверок других налогоплательщиков были выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении и валютного законодательства. При этом такое требование должно быть оформлено в виде письменного запроса.

Если налогоплательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса не предоставит объяснения и документальные подтверждения, т. е. все основания для проведения внеплановой выездной проверки (п. 1 ст. 111 Закона о налоговой службе). Решение о проведении внеплановой проверки принимается в течение 2-х следующих рабочих дней (со дня истечения 10-дневного срока). Поэтому ответ на запрос лучше написать.

Если же ответ на

запрос налоговые органы получат своевременно (в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса), то не позднее 2-х рабочих дней с момента его предоставления налоговики должны провести невыездную документальную проверку.

Результатом проведения таких проверок (внеплановых выездных или документальных невыездных) должна быть

Справка о результатах документальной выездной/внеплановой выездной проверки по подтверждению сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с плательщиком налогов (далее — Справка). Форма Справки утверждена приказом ГНАУ от 11.09.2008 г. № 584.

В

Методрекомендациях также описан порядок действия налоговых органов (исполнителя), если проверить контрагента нет возможности. Например, такой контрагент снят с учета или установлено отсутствие контрагента (должностных лиц контрагента) по его местонахождению. В этом случае ответственное подразделение налогового органа (исполнитель) не позднее 2-х рабочих дней с даты поступления запроса от налогового органа (инициатора проведения проверки) составляет акт о невозможности проведения проверки .

При получении материалов проведенной проверки (Справки или акта о невозможности проведения проверки) налоговый орган, направивший запрос, при подтверждении отношений налогоплательщика и контрагента приобщает такие материалы к материалам проверки налогоплательщика. При неподтверждении таких отношений и/или установлении нарушений налогового законодательства налоговый орган принимает меры по проведению проверки у налогоплательщика.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше