На заметку
У предпринимателей-единоналожников забрали право быть плательщиками НДС!!!
Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 г. № 507» от 20.12.2008 г. № 1118
(вступило в силу с 30.12.2008 г.)
Имеем такой факт: Кабмин
постановлением № 1118 лишил предпринимателей-единоналожников права быть плательщиками НДС. Как это получилось? Согласно требованиям Указа № 746 предприниматели-единоналожники плательщиками НДС не являлись и ранее. Давать разъяснения относительно применения норм Указа № 746 уполномочен Кабмин. Он-то в своем постановлении № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727» и разрешил предпринимателям-единоналожникам по собственному желанию становиться плательщиками НДС. Теперь же получается, что с учетом изменений, предусмотренных постановлением КМУ № 1118, ни в Указе № 746, ни в постановлении № 507 нет нормы, которая бы разрешала предпринимателям на едином налоге быть плательщиками НДС. Все, что сказано теперь в постановлении № 507, — это то, что при переходе на единый налог предприниматель — плательщик НДС должен подать заявление об аннулировании НДС-регистрации и сдать свидетельство плательщика НДС.В
Законе об НДС теоретически можно зацепиться за пункт 11.42, в котором формально допускается существование предпринимателей единоналожников — плательщиков НДС. Однако судебные разбирательства после аннулирования регистрации плательщика НДС особого смысла иметь не будут. А машина по снятию с регистрации единоналожников уже запущена. Аннулирование регистрации плательщика НДС в данном случае может происходить по инициативе налогового органа на основании подпункта «в» пункта 9.8 этого Закона. То есть налогоплательщикам должны высылаться акты об аннулировании регистрации по форме № 6-ПДВ. Налогоплательщик должен сдать свидетельство плательщика НДС в течение 20 календарных дней со дня принятия решения об аннулировании. Датой аннулирования регистрации плательщика НДС будет дата принятия решения об аннулировании.Нужно заметить, что одна из основных проблем, которые возникнут у предпринимателя при снятии с регистрации в качестве плательщика НДС, — это
неизбежность условной продажи товарных остатков и ОФ (по обычным ценам), по которым был сформирован налоговый кредит по НДС, и проблемы с бюджетным возмещением. Если потом предприниматель снова зарегистрируется плательщиком НДС (например, после перехода на общую систему), то ни налоговый кредит по НДС, ни право на возмещение у него не восстановятся. Поэтому в первую очередь нужно постараться избавиться от товарных остатков, причем успеть нужно до даты аннулирования регистрации.Нужно иметь в виду, что даже после снятия с регистрации в качестве плательщика НДС единоналожник должен доработать квартал на едином налоге и только потом он сможет перейти на общую систему и снова зарегистрироваться плательщиком НДС. Тем, для кого жизненно важно не сниматься с НДС-регистрации, можно уже с этого квартала попытаться стать общесистемщиками. Тут предприниматель должен сам для себя решить, как ему действовать, взвесив все «за» и «против», и учесть все подводные камни. Вариантов немного, но они есть: можно продать (отгрузить) в январе что-то запрещенное для продажи на едином налоге, но не требующее наличия лицензии. Например, отгрузить задним числом субъекту хозяйствования (оптом по безналу) пиво или тосол (ГСМ); можно попытаться подать уточненный отчет по единому налогу, по результатам которого выявится превышение за прошлый год выручки 500 тыс. грн. Но тут есть ряд нюансов: «недостающую» безналичную сумму задним числом не проведешь, а дополнительные записи о поступлении наличных могут повлечь за собой наложение штрафа за неоприходование наличности. Кроме того, на недостающую сумму нужно начислить налоговые обязательства по НДС.
В следующих номерах мы более детально рассмотрим проблему снятия единоналожника с регистрации в качестве плательщика НДС.
Что принес нам Закон о госбюджете на 2009 год
Закон Украины «О государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI
Сразу заметим, что ничего особо революционного в
Законе о госбюджете-2009 наблюдать не приходиться. Краткий его обзор уместится в небольшую заметку.1. Социально-зарплатный блок.
Согласно
статье 54 Закона о госбюджете-2009 на 2009 год установлен прожиточный минимум на одно лицо и для тех лиц, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения, в размерах, которые действовали в декабре 2008 года. Таким образом, прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц с 1 января 2009 года для трудоспособных лиц составляет 669 грн.Согласно
статье 55 Закона о госбюджете-2009 минимальная заработная плата с 01.01.2009 г. по 31.03.2009 г. составляет 605 грн.Подробнее в удобной табличной форме всю информацию о размерах минзарплаты, прожиточного минимума, размерах налоговых социальных льгот (НСЛ), предельном размере заработной платы, к которой применяется НСЛ, и др. мы привели в рубрике «Справочник предпринимателя» на с. 41 этого номера.
Обратите внимание на такой важный момент относительно соцвзносов. Ставки взносов в соцфонды
Законом о госбюджете-2009 не изменились. Однако Верховной Радой принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» от 25.12.2008 г. № 799-VI (см. следующую заметку). Согласно этому Закону с даты его опубликования будут действовать новые ставки взносов в соцфонды (кроме взносов в Пенсионный фонд, которые остались на прежнем уровне).2. Прочие изменения
Среди прочих изменений, произошедших в связи с принятием
Закона о госбюджете-2009, хотелось бы выделить следующие:—
размеры помощи, выплачиваемой при рождении ребенка, остались на прежнем уровне (т. е. 12240 грн. на первого, 25000 грн. — на второго, и 50000 грн. — на третьего и каждого следующего ребенка). А вот если дети усыновлены, то независимо от того, усыновляется первый ребенок, второй или третий (и т. д.), на каждого ребенка помощь выплачивается только в сумме 12240 грн. (статья 46 Закона о госбюджете-2009; статья 123 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХII);— для расчета
налога на землю за использование тех земель, по которым денежная оценка вообще не проводилась, в 2009 году применяется повышающий коэффициент, действующий вот уже несколько лет подряд (с 2006 года), — 3,1 (статья 63 Закона о госбюджете-2009);—
сбор в Пенсионный фонд с операций купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривни уменьшен: в 2009 году юридические и физические лица будут уплачивать его в размере 0,2 % от суммы операции (в прошлом году было 0,5 %) (статья 77 Закона о госбюджете-2009);— в 2009 году
нормативы сбора за специальное использование лесных ресурсов остались на уровне 2008 года (статья 82 Закона о госбюджете-2009).
Внимание! Установлены новые ставки взносов в соцфонды
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» от 25.12.2008 г. № 799-VI
Согласно этому закону с даты его опубликования т. е. с 13.01.2009 г. действуют новые ставки взносов в соцфонды, кроме взносов в Пенсионный фонд, которые остались на прежнем уровне (подробнее см. справочную информацию на с. 41). При этом, в связи с тем что в январе ставки соцвзносов изменились, при расчете начислений и удержаний с заработной платы нужно будет производить деление зарплаты на периоды, в которых действовали старые и новые ставки соцвзносов пропорционально количеству рабочих дней. То есть при начислении зарплаты за январь 2009 года нужно будет к зарплате за рабочие дни до даты вступления в силу
Закона № 799-VI (до 13.01.2009 г.) применять старые ставки, а с зарплаты за рабочие дни после этой даты применять новые ставки взносов в соцфонды.Но, пожалуй, одной из самых важных новаций
Закона № 799-VI является то, что с даты его вступления в силу на суммы вознаграждения физлицам за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам нужно будет начислять «сверху» взнос в Фонд «безработицы» (подробнее см. справочную информацию на с. 41). При этом заметим, что нормы Закона № 799-VI относительно вопроса налогообложения при выплате вознаграждения по договорам гражданско-правового характера довольно неоднозначны и требуют дополнительных разъяснений официальных органов. Подробно этот вопрос мы рассмотрим в следующем номере.
Индексация нормативной денежной оценки земель
Приведем информацию, касающуюся индексации нормативной денежной оценки земель (см. статью «Заполняем земельную отчетность» // «СД», 2009, № 1, с. 10).
На официальном сайте Госземагентства появились данные о коэффициенте индексации, на которые нам нужно ориентироваться.
Итак, среднегодовой индекс инфляции за 2008 год —
125,2 %, соответственно нормативная денежная оценка земли за 2009 год индексируется на коэффициент 1,152.В связи с этим для уплаты земельного налога и арендной платы за землю в 2009 году денежная оценка земель населенных пунктов, проведенная по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., и денежная оценка сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 01.07.95 г., подлежат индексации по состоянию на 01.01.2009 г. на коэффициент
3,022, который определяется исходя из произведения коэффициентов индексации за 1996 год — 1,703, за 1997 год — 1,059, за 1998 год — 1,006, за 1999 год — 1,127, за 2000 год — 1,182, за 2001 год — 1,02, за 2005 год — 1,035, за 2007 — 1,028 и за 2008 — 1,152. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась.
Ноябрьский индекс — 101,5 %. Индексируем январскую зарплату
(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 09.12.2008 г. № 231).
Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)
в ноябре составил 101,5 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации январской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2009 году.Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за
январь 2009 года (в пределах прожиточного минимума — в январе 669 грн.).
Месяц повышения заработной платы | Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%) | |
Не повышалась с февраля 2003 года | 103,6 | |
2003 год | Март | 101,4 |
Апрель | 100,0 | |
Май | 100,0 | |
Июнь | 99,9 | |
Июль | 100,0 | |
Август | 103,4 | |
Сентябрь | 102,3 | |
Октябрь | 99,7 | |
Ноябрь | 95,9 | |
Декабрь | 93,0 | |
2004 год | Январь | 90,4 |
Февраль | 89,6 | |
Март | 88,9 | |
Апрель | 87,6 | |
Май | 86,2 | |
Июнь | 85,0 | |
Июль | 85,0 | |
Август | 85,2 | |
Сентябрь | 82,8 | |
Октябрь | 78,8 | |
Ноябрь | 76,0 | |
Декабрь | 71,9 | |
2005 год | Январь | 69,0 |
Февраль | 67,4 | |
Март | 64,7 | |
Апрель | 63,6 | |
Май | 62,6 | |
Июнь | 61,7 | |
Июль | 61,2 | |
Август | 61,2 | |
Сентябрь | 60,5 | |
Октябрь | 59,1 | |
Ноябрь | 57,2 | |
Декабрь | 55,9 | |
2006 год | Январь | 54,0 |
Февраль | 51,3 | |
Март | 51,8 | |
Апрель | 52,4 | |
Май | 51,6 | |
Июнь | 51,4 | |
Июль | 50,1 | |
Август | 50,1 | |
Сентябрь | 47,2 | |
Октябрь | 43,4 | |
Ноябрь | 40,9 | |
Декабрь | 39,6 | |
2007 год | Январь | 39,0 |
Февраль | 38,1 | |
Март | 37,8 | |
Апрель | 37,8 | |
Май | 37,0 | |
Июнь | 34,1 | |
Июль | 32,2 | |
Август | 31,5 | |
Сентябрь | 28,6 | |
Октябрь | 25,0 | |
Ноябрь | 22,3 | |
Декабрь | 19,8 | |
2008 год | Январь | 16,4 |
Февраль | 13,4 | |
Март | 9,2 | |
Апрель | 5,9 | |
Май | 4,6 | |
Июнь | 3,7 | |
Июль | 4,2 | |
Август | 4,4 | |
Сентябрь | 3,2 | |
Октябрь | 1,5 | |
Ноябрь | Не индексируется | |
Декабрь | Не индексируется | |
2009 год | Январь | Не индексируется |