О действии постановления Кабинета Министров Украины от 14.04.2009 г. № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения»
Письмо Пенсионного фонда Украины от 05.06.2009 г. № 10079/03-30
<...>
Во исполнение поручения Кабинету Министров Украины от 08.05.2009 г. № 24245/1/1-09 Пенсионный фонд Украины, в рамках своей компетенции <...> в отношении действия
постановления Кабинета Министров Украины от 14.04.2009 года № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения» сообщает.Отношения, возникающие между субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, регулируются
Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон). Исключительно этим Законом определяются плательщики страховых взносов, порядок начисления, исчисления и уплаты страховых взносов, взыскания задолженности по этим взносам, зачисления периодов работы в страховой стаж, а также приобретение права и порядок определения размеров пенсионных выплат. Действие других нормативно-правовых актов может распространяться на эти отношения только в случаях, предусмотренных данным Законом, или в части, не противоречащей этому Закону .Одними из принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования являются обязательность страхования физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности и равноправие застрахованных лиц в отношении получения пенсионных выплат и выполнения обязанностей по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе те, которые выбрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент), и члены семей указанных физических лиц, принимающие участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности,
статьей 11 Закона определены застрахованными лицами, а согласно статьям 14 и 15 Закона — страхователями и плательщиками страховых взносов соответственно.Части единого и фиксированного налогов (42 и 10 % соответственно), поступающие в Пенсионный фонд от органов Госказначейства в результате их разграничения, зачисляются физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, выбравшим упрощенную систему налогообложения, как уплаченные страховые взносы и учитываются таким лицам при исчислении размера пенсии.
Эти средства в настоящее время не обеспечивают минимальный страховой взнос (с 01.04.2009 г. минимальный страховой взнос составляет 207,50 грн.), а в отдельных случаях это в 100 раз меньше его. При таких условиях период предпринимательской деятельности в страховой стаж предпринимателей-упрощенцев в полном размере не зачисляется, что не позволяет рассчитывать на достойную пенсию.
С целью гарантии реализации застрахованными лицами своих прав на пенсионное страхование
Кабинетом Министров Украины принято постановление от 14.04.2009 года № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения».В соответствии с
подпунктом 4 пункта 8 раздела XV «Заключительные положения» Закона физические лица — субъекты предпринимательской деятельности должны уплачивать страховые взносы за себя и членов своих семей в фиксированном размере. Вместе с этим в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 раздела XV «Заключительные положения» Закона физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, выбравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), уплачивают страховые взносы, которые перечисляются в солидарную систему на условиях и в порядке, определенных этим Законом, и в размерах, предусмотренных для плательщиков сбора Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», но не меньше минимального страхового взноса.Таким образом,
постановление Кабинета Министров Украины от 14.04.2009 года № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения» не содержит норм, которые бы противоречили Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании ».Одновременно сообщаем, что 21.05.2009 г. Кабинетом Министров Украины принято
постановление № 505 «О порядке уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения», которым предусмотрено, что физические лица — предприниматели, которые одновременно являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и не используют труд наемных работников, уплачивают страховые взносы на добровольных началах.
Заместитель Председателя правления В. Короневский
коментарий редакции
В этом
письме ПФУ официально выразил свое мнение по поводу легитимности введенной Кабмином обязательной доплаты взносов в Пенсионный фонд до размера минимального страхового взноса единоналожниками и фикспатентщиками. Как и ожидалось, ПФУ не сказал ни слова против. Как раз наоборот: в письме указано, что постановление КМУ от 14.04.2009 г. № 366 (см. «СД», 2009, № 9, с. 2) не противоречит нормам Закона о пенсионном страховании.Согласно разъяснениям ПФУ
постановление принято для обеспечения равноправия застрахованных лиц относительно получения пенсионных выплат (в страховой стаж зачисляют месяцы уплаты взносов в сумме не меньше минимального страхового взноса) и выполнения обязанностей по уплате пенсионных взносов.Также ПФУ отметил, что
«упрощенные» предприниматели, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и не используют труд наемных работников, осуществляют доплату пенсионных взносов добровольно на основании постановления КМУ от 21.05.2009 г. № 505 (см. «СД», 2009, № 12, с. 5).Очень хотелось, чтобы в этом
письме ПФУ прямо подтвердил и то, что согласно постановлению КМУ № 505 он не будет штрафовать предпринимателей, которые не вносили вовремя доплату. Но пока о неприменении штрафов ПФУ молчит.С другой стороны, если ПФУ признал легитимность «доплатных» постановлений КМУ № 366 и № 505 в целом, то должен признавать его и в части неприменения штрафных санкций.