Темы статей
Выбрать темы

Декларация по НДС: как ее заполнять (часть 3)

Редакция СД
Статья

Декларация по НДС: как ее заполнять (часть 3)

 

В этом номере мы приводим третью, последнюю часть публикации о заполнении декларации по НДС (см. «СД», 2009, № 12, с. 22; № 13, с. 7). В заключение мы коснемся вопросов заполнения самых востребованных приложений к декларации.

Оксана ПИРОЖЕНКО, Людмила СОЛОШЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»

 

Приложение 1. «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС»

 

Заполнение первой части приложения 1

Название граф

Номер графы

Комментарий

1

2

3

4

Отримувач (покупець)

найменування (П. І. Б. для фізичних осіб)

2

На каждую корректировку налогового обязательства заполняется отдельная строка.
При указании наименования покупателя следует ориентироваться на те сведения, которые указаны в налоговой накладной. Строго говоря, Ф. И. О. физлица-предпринимателя должны указываться полностью, однако налоговики не против, если в графе указаны фамилия и инициалы («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 22). Если товар возвращает конечный потребитель, которому налоговая накладная не выписывалась, то в этой графе так и указывается: «Конечный потребитель», а в графе 3 — знак «Х».
В то же время в некоторых случаях в этой графе будут указаны собственные данные. Например, если исправляется ошибка, не связанная с операциями с контрагентами, — скажем, налогоплательщик в одном из предыдущих периодов ошибочно не признал условную продажу согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС, не отразил налоговое обязательство при ликвидации основных фондов согласно п. 4.9 Закона об НДС и т. п. В таком случае налоговая накладная выписывается на самого себя (получателем является как бы сам плательщик НДС), и ему ничего не остается делать, как заполнять в этих графах собственное наименование и номер.
А вот если корректировку вообще невозможно связать с конкретной операцией (например, плательщик допустил арифметическую ошибку при суммировании оборотов за период), то ему ничего не остается делать, как проставить в этих графах прочерк.
Если плательщик получает услуги от нерезидента с местом поставки на территории Украины, возможна ситуация, когда курс НБУ на дату, предшествующую дате составления акта, оказался выше, чем курс на дату осуществления предоплаты. В таком случае нужно сделать корректировку, отражаемую в строке 8.4 декларации. При этом в графе 2 приложения 1 надо указать наименование нерезидента, в графе 3 — знак «Х»

індивідуальний податковий
номер

3

Податкова накладна, за якою проводиться коригування

дата

4

Как уже указывалось выше, вполне возможна ситуация, когда корректировку невозможно связать с конкретной налоговой накладной, либо ошибка в том и заключалась, что налоговая накладная не была выписана и не были отражены налоговые обязательства.
В этих случаях в гр. 4 и 5 ставится прочерк.
Если осуществляется возврат товаров конечным покупателем, то в этих графах указывается номер и дата итоговой налоговой накладной

номер

5

Розрахунок коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної

номер

6

Наиболее проблемные графы. Очень часто покупатели медлят с подписанием расчета корректировки либо вообще отказываются его подписывать. Тем не менее, если в периоде выписки расчета корректировки покупатель его так и не подписал, это вовсе не означает, что поставщику не нужно исправлять налоговые обязательства. Более того, Закон об НДС вообще не говорит о связи между корректировкой НДС и датой получения (подписания) расчета корректировки получателем товара (услуги), главное — направить этот расчет покупателю. Поэтому, на наш взгляд, если в текущем периоде поставщик выписал расчет корректировки, а покупатель его либо не подписал, либо отказывается от подписи, либо вернул с подписью только в следующем периоде, то уже в текущем периоде поставщик имеет право откорректировать налоговые обязательства, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В таком случае в гр. 6 следует указать номер расчета корректировки, а в гр. 7 — прочерк.
Более того, в некоторых случаях гр. 7 не может быть заполнена в принципе. Например, если товар возвращает конечный покупатель, то расчет корректировки остается у продавца и покупателю вообще не передается. А иногда нет вообще самого расчета корректировки. Это происходит, скажем, при списании задолженности с истекшим сроком исковой давности, связанной с получением аванса (налоговое обязательство корректируется, поскольку нет объекта обложения); исправление ошибки, не связанное с конкретной налоговой накладной; при пересчете налогового обязательства при получении услуг от нерезидента с местом поставки на территории Украины при изменении валютного курса. В этих случаях и в гр. 6 будет стоять прочерк

дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку

7

Підстава для коригування податкових зобов'язань з податку на додану вартість рядок 8

8

Кроме описания собственно характера корректировки (например, «возврат товара покупателем», «исправление ошибки, допущенной при формировании стр. 1» и т. д.), налоговики не против увидеть в этой графе еще и пункт нормативно-правового акта, на основании которого осуществлена корректировка (например, «п. 4.5 Закона об НДС», «п. 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166» и т. д.)

Обсяг поставки (без ПДВ) (+ чи -)

9

Указываются суммы корректировки объемов поставки (без НДС) в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией
будут минимальными

Сума ПДВ (+ чи -)

10

Указываются суммы корректировки налогового обязательства в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией
будут минимальными

 

Заполнение второй части приложения 1

Название граф

Номер графы

Комментарий

1

2

3

4

Постачальник (продавець)

найменування (П. І. Б. для фізичних осіб)

2

Так же как и при заполнении первой части приложения 1, вполне возможно, что в этих графах будет проставлен прочерк. Это может быть в случае, если операция не связана с конкретным контрагентом (например, при исправлении арифметической ошибки)

індивідуальний податковий
номер

3

Податкова накладна, за якою проводиться коригування

дата

4

В некоторых случаях в этих графах указываются не данные налоговой накладной, а данные других документов. Например, если покупатель возвращает товар, приобретенный в рознице, то основанием для увеличения налогового кредита была не налоговая накладная, а кассовый чек. В таком случае в этих графах следует указать дату и номер этого чека. Вполне возможно заполнение этой строки с прочерком (например, исправляется ошибка: в одном из предыдущих периодов был увеличен налоговый кредит без налоговой накладной)

номер

5

Розрахунок коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної

номер

6

Корректировка налогового кредита далеко не всегда осуществляется на основании Расчета корректировки, поэтому и в этих графах вполне возможно будут указаны прочерки. Такими случаями являются:
— использование товара в нехозяйственной деятельности;
— корректировка налогового кредита по задолженности с истекшим сроком исковой давности (если покупатель оплатил товар, но так и не получил товар (услуги));
— порча товара;
— возврат товара, приобретенного в рознице (расчет корректировки покупателю не выдается);
— исправление ошибки, не связанной с конкретной поставкой

дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку

7

Підстава для коригування податкового кредиту з податку на додану вартість рядок 16

8

Кроме описания собственно характера корректировки (например, «возврат товара поставщику», «исправление ошибки, допущенной при формировании строки 10.1» и т. д.), налоговики не против увидеть в этой графе еще и пункт Закона, на основании которого осуществлена корректировка (например, «п. 4.5 Закона об НДС», «п. 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166» и т. д.)

Обсяг поставки (без ПДВ) (+ чи -)

9

Указываются собственно суммы корректировки объемов поставки (без НДС) в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией будут минимальными

Сума ПДВ (+ чи -)

10

Указываются суммы корректировки налогового кредита в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией будут минимальными

 

 

Приложение 2 «Справка относительно остатка суммы отрицательного значения
предыдущих налоговых периодов, остающегося непогашенным после бюджетного
возмещения, полученного в отчетном периоде, и подлежащего включению
в состав налогового кредита следующего налогового периода».

 

Приложение 2

заполняют и подают все налогоплательщики, у которых в декларации по НДС заполнена строка 24, в том числе и не имеющие права на бюджетное возмещение (письмо ГНАУ от 06.08.2008 г. № 15844/7/16-1117; пункт 7 письма ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417).

В расчете бюджетного возмещения это приложение играет важную роль, так как в нем, по сути,

формируется сумма, в рамках которой налогоплательщик вправе заявить бюджетное возмещение (затем такая сумма попадет в приложение 3, где будет уже окончательно выведен декларируемый размер возмещения).

По своей структуре приложение 2 представляет собой

расшифровку отражаемой в строке 24 отрицательной суммы по периодам возникновения составляющих такого отрицательного значения.

 

Приложение 2

Название граф

Номер графы

Комментарий

1

2

3

4

Залишок від'ємного значення попереднього податкового періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 24 податкової декларації звітного податкового періоду)

 

звітний період, у якому виникла сума

2

Для заполнения колонок 2 и 3 приложения 2 налогоплательщику нужно провести своего рода инвентаризацию остатка отрицательного значения (далее — ООЗ), отражаемого по строке 24 декларации (при этом значение строки 24 декларации переносится в колонку 3 приложения 2 по строке «Всего» и подлежит дальнейшей расшифровке). При заполнении приложения 2 возможны следующие ситуации:

Ситуация 1. Если строка 24 появилась впервые в текущей декларации (т. е. до этого в декларациях прошлых периодов она пустовала), это означает, что отраженный в ней ООЗ сформирован исключительно из-за «минуса» предыдущего периода. В таком случае в приложении 2:

звітний період, у якому виникла сума

сума

2

3

В колонке 2 указывают предыдущий период
(т. е. период, в котором была заполнена строка 22.2)

В колонку 3 переносят всю сумму из строки 24 текущей декларации

Например, если впервые строка 24 (предположим, на сумму 5000 грн.) оказалась заполненной в декларации за июль 2009 года (а значит, образовалась за счет «минуса» предыдущего периода — июня 2009 года), то в приложении 2 к июльской декларации
в колонке 2 проставляют период «06.2009», в колонку 3 заносят сумму из строки 24 декларации — «5000»

06.2009

5000

сума

 

3

 

Ситуация 2. Если строка 24 заполняется уже несколько периодов подряд (т. е. ее формировали отрицательные значения нескольких предыдущих периодов), то в приложении 2 в колонках 2 и 3 соответственно расписывают составляющие части такого отрицательного значения по периодам их возникновения (указывая соответственно в колонке 2 период, а в колонке 3 — соответствующую ему сумму).
Каждое предыдущее приложение 2 является основанием для заполнения последующего (мартовское — для апрельского, апрельское — для майского и т. д.). Ведь колонка 5 приложения 2 как раз и раскрывает информацию об оставшихся неоплаченными (в разрезе периодов) остатках ООЗ, которые при осуществлении в последующем оплат могут стать возмещением у налогоплательщика в будущем. А значит, такие суммы по-прежнему вправе участвовать в расчете возмещаемой суммы. В связи с этим в таком случае при заполнении приложения 2 за текущий отчетный период в его колонки 2 и 3 переносят соответственно значения из колонок 2 и 5 приложения 2 за предыдущий период, корректируя их при этом (с учетом возможного заполнения в текущей декларации) на показатели строк 20, 23.1, 23.3, 23.4, т. е. соответственно:

звітний період, у якому виникла сума

сума

2

3

В колонку 2 приложения 2 за текущий отчетный период переносятся данные (о периодах) из колонки 2 приложения 2 за предыдущий отчетный период, напротив которых при этом проставлены суммы в колонке 5

В колонку 3 приложения 2 за текущий отчетный период переносятся данные из колонки 5 приложения 2 за предыдущий отчетный период, с учетом проведения возможной корректировки:
— уменьшения такого ООЗ (в хронологической последовательности его возникновения) на показатель строки 20 текущей декларации (если таковой заполнен) и/или
— увеличения такого ООЗ (путем присоединения к нему еще и ООЗ предыдущего периода) на величину показателей строк 23.1, 23.3, 23.4 текущей декларации (если таковые в текущей декларации заполнены)

Частина залишку від'ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів (послуг) постачальникам таких товарів (послуг) у попередніх податкових періодах та не погашена податковими зобов'язаннями попередніх податкових періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до р. 2 розрахунку бюджетного відшкодування)

 

 

сума

 

 

4

 

 

Назначение колонки 4 — отследить фактически оплаченную часть накопившегося ООЗ, на возмещение которой, по сути, и вправе рассчитывать налогоплательщик. Для этого предстоит провести своего рода инвентаризацию расчетов с поставщиками (а если поставщик нерезидент, то в таком случае будут важны расчеты с бюджетом) по состоянию на 1-е число текущего отчетного периода (т. е. периода, за который составляется декларация), чтобы выяснить, какая часть входного НДС (приведшего впоследствии к образованию такого ООЗ) была фактически оплачена.

В связи с этим заметим, что:
 — ГНАУ по-прежнему под фактической оплатой понимает оплату входного НДС исключительно денежными средствами (а стало быть, в колонку 4 будут попадать только денежные оплаты НДС, а вот, к примеру, бартерные расчеты в «оплаченную часть», т. е. в колонку 4, из осторожности налогоплательщик не включит). При этом в оплаченную часть налогоплательщик также вправе включить ввозной импортный НДС, уплаченный при импортировании товаров денежными средствами (письмо № 15844);

 — в колонку 4, по сути, должны попадать фактические оплаты, осуществленные в предыдущем отчетном периоде (письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517). В расчете суммы бюджетного возмещения по логике должны участвовать только оплаты предыдущего периода, которые и следует заносить в приложении 2 в колонку 4 (например, в колонке 4 апрельского приложения 2 должны отражаться мартовские оплаты, майского приложения 2 — апрельские оплаты и т. д.). Исключение, пожалуй, могут составлять оплаты прошлых периодов, которые по ошибке еще так и не были своевременно включены в расчет возмещения налогоплательщиком. Изучив состояние расчетов (т. е. фактическую оплату входного НДС), при заполнении колонки 4 приложения 2 нужно исходить из следующего:

Состояние расчетов по ООЗ

Заполнение колонки 4 приложения 2

сума

4

Если денежные расчеты с поставщиками по суммам, включенным в налоговый кредит периода возникновения ООЗ:

— произведены в полном объеме

весь ООЗ считается фактически оплаченным и в колонку 4 переносится значение из колонки 3:
колонка 4 приложения 2 =
= колонка 3 приложения 2

— произведены частично

ООЗ считается частично оплаченным и в колонку 4 приложения 2 при этом попадает сумма такой частичной оплаты (в рамках, конечно, значения, отраженного в колонке 3):

колонка 4 приложения 2 =
= сумма частичной оплаты (но не > колонки 3 приложения 2)

— не произведены (т. е. денежных оплат не было)

ООЗ считается неоплаченным и в колонке 4 приложения 2 проставляется прочерк:
колонка 4 приложения 2 =
= «-» (прочерк)

И еще один момент. Как отмечалось, приложение 2 составляют и подают все налогоплательщики, у которых в декларации заполнена строка 24, в том числе те, которые и не имеют права на бюджетное возмещение
(т. е. которые в связи с этим значение строки 24 переносят в строку 26 декларации). Сразу укажем, что на сегодняшний день каких-либо официальных разъяснений по поводу того, как такой категории лиц заполнять приложение 2, пока не появилось. Однако некоторые налоговики на местах разъясняют, что таким налогоплательщикам колонки 2 и 3 приложения 2 нужно заполнять в общеустановленном порядке, а вот в колонке 4 приложения 2 при этом проставлять прочерки, перенося при этом соответствующие значения из колонки 3 в колонку 5 приложения 2. Такой порядок заполнения как раз и позволит соблюсти равенство строк 24 (соответственно колонка 3 приложения 2) и 26 (соответственно колонка 5 приложения 2) декларации, а также в дальнейшем, при получении права на бюджетное возмещение, поможет таким налогоплательщикам уже по всем правилам заполнить приложение 2

Значення рядка 26 декларації звітного податкового періоду

сума

5

В этой колонке отражается остаток отрицательного значения, который не поучаствовал в расчете бюджетного возмещения в текущем отчетном периоде, а потому подлежит включению в состав налогового кредита следующего отчетного периода (т. е. может стать возмещением в будущем), т. е. это показатель строки 26 декларации. При этом в приложении 2 значение колонки 5 определяется расчетным путем как разность:
колонка 5 - колонка 3 - колонка 4

 

 

Приложение 5 «Расшифровки налоговых обязательств
и налогового кредита в разрезе контрагентов»

В приложении 5 расшифровываются показатели только строк 1, 10.1, 10.2 и 14.

Таким образом,

в нем не отражаются:

— экспорт товаров;

— не облагаемые НДС операции;

— услуги, полученные от нерезидента как с местом поставки на территории Украины, так и за ее пределами;

— корректировка налоговых обязательств и налогового кредита (данные строк 8 и 16 расшифровываются в приложении 1);

— получение товаров (услуг) без НДС (если продавец не является плательщиком либо пользуется льготой);

— импорт товаров, используемых как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.

 

Розділ І. Податкові зобов'язання

грн.

№ з/п

Платник податку — покупець (індивідуальний податковий номер)

Обсяг поставки
(без ПДВ)

Сума ПДВ

1

2

3

4

В разделе I расшифровывается строка 1 декларации по НДС. Заполняется она в разрезе контрагентов (покупателей). Таким образом, в общем случае количество строк в этом разделе будет соответствовать количеству покупателей, которым присвоен индивидуальный налоговый номер. Количество контрагентов значения не имеет: хоть их 10, хоть их 10000 — по всем нужно заполнять отдельную строку. Если в течение периода было осуществлено несколько поставок одному и тому же покупателю, то эти поставки будут отражены одной строкой под номером этого покупателя. В графе 2 отражается только налоговый номер покупателя без указания его названия и других данных.
Понятно, что, включая в приложение 5 всех контрагентов, бланк приложения 5 придется формировать на нескольких листах. На наш взгляд, в таком случае достаточно их скрепить, а поставить подпись (печать) только на последнем листе. Но во избежание недоразумений лучше подписать (поставить печать) на каждом листе приложения 5, так как это часто делается на листах договоров.
Графы 3 и 4 в разрезе контрагентов заполняются в гривнях с копейками, несмотря на то что вверху таблицы указано «грн.» (см. письмо ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117).
Для заполнения показателей следует использовать данные Раздела II Реестра полученных и выданных налоговых накладных (графы 7 и 8 за вычетом услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины)

Інші

В строке «Інші» отражаются те налоговые обязательства, которые сформированы по операциям без покупателя либо с покупателем, не имеющим индивидуального налогового номера. Таким образом, в этой строке отражаются следующие операции:
— розничные продажи конечным покупателям с выпиской итоговой налоговой накладной;
— поставки неплательщикам НДС;
— бесплатная передача товаров (услуг);
— превышение обычной цены над договорной на сумму, превышающую 20 %;
— услуги, поставленные нерезиденту с местом поставки на территории Украины;
— ликвидация основных фондов, приводящая к начислению НДС;
— передача товаров (услуг) в пределах баланса для непроизводственного использования;
— перевод основных фондов в состав непроизводственных;
— условные продажи (при использовании товара (услуг) в необлагаемых операциях, аннулировании регистрации плательщика НДС);
— поставка теми плательщиками, которые не выписывают налоговую накладную (транспортные билеты, гостиничные счета, счета за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по приборам учета).
Обратите внимание на включение в эту строку превышения обычной цены над договорной. Формально поставщик имеет все основания указать эту сумму в общих строках приложения 5 (есть покупатель, имеющий налоговый номер). Однако если так поступить, то при сверке в налоговых органах такой декларации с декларацией покупателя автоматически «выскочит» ошибка, ведь покупатель задекларирует налоговый кредит в сумме меньшей, чем поставщик задекларировал обязательства. Такая декларация подпадет под категорию 1. К каким-то серьезным штрафным санкциям это не приведет, но все же во избежание конфликтных ситуаций лучше заполнять строку «Інші»

Усього за місяць (квартал) (рядок 1 декларації), в тому числі:

Графы 3 и 4 в разрезе контрагентов заполняются в гривнях с копейками, а вот строка «Усього за місяць (квартал)» округляется по общеустановленным правилам. Такое правило в Порядке № 166 не содержится, более того, из формы следует, что заполнять ее надо в гривнях без копеек (над таблицами указано «грн.»). Однако в письме ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117 налоговики пришли именно к такому вполне логичному порядку заполнения. В таком случае расхождений с данными строки 1 декларации по НДС не будет.
Разница между строкой 1 декларации по НДС и строкой «Інші» должна давать сумму общих строк приложения 5

поставка основних фондів

Данную строку можно назвать справочной. Взять из реестра или декларации по НДС данные для ее заполнения не получится, поэтому придется анализировать первичные документы. Само собой разумеется, что если в течение периода плательщик НДС продал объект основных фондов, то в этой строке нужно отразить этот оборот. Но существует целый ряд операций с основными фондами, которые поставкой не являются (не соответствуют определению, приведенному в п. 1.4 Закона об НДС), но приравнены к таковой. Такими операциями являются:
— ликвидация основных фондов, приводящая к начислению НДС;
— перевод основных фондов в состав непроизводственных;
— условная продажа основных фондов в случае аннулирования регистрации плательщиком НДС;
— бесплатная передача основных фондов.
Налоговые обязательства по этим операциям тоже должны отражаться в этой справочной строке

передача товарів (послуг) комісіонером/повіреним на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону (без суми комісійної винагороди)

Последняя строка раздела I предусматривает расшифровку посреднических операций. Здесь нужно учесть два момента:
1. Заполняется она только посредником (комиссионером), доверитель (комитент) ставит в ней прочерк.
2. Судя по ее названию, предусмотрена она только для посреднических операций на покупку товара (услуг). Объясняется это тем, что передача товаров (услуг), о которой идет речь в названии этой строки, как момент возникновения налоговых обязательств посредника указана в п. 4.7 Закона об НДС только в отношении посреднических операций на покупку. Таким образом, сюда включается налоговое обязательство, возникающее при передаче посредником купленного им товара доверителю (комиссионеру)

 

Розділ ІІ. Податковий кредит

грн.

№ з/п

Постачальник (індивідуальний податковий номер)

Період* виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит

Обсяг поставки (без ПДВ)

Сума ПДВ

1

2

3

4

5

Операції з придбання з ПДВ, які надають право формування податкового кредиту

Так же как и при заполнении раздела I, на каждого контрагента выделяется одна строка. Если в течение периода было несколько приобретений у одного и того же поставщика, то все объемы приобретения по этому поставщику нужно указать одной строкой.
В то же время заполнение этого раздела имеет ряд особенностей.
1. Если в течение периода покупатель получил от поставщика две налоговые накладные — одну своевременно, другую с опозданием (выписана в одном из прошедших периодов), в таком случае на такого поставщика будет заполнено две строки. Ведь в графе 3 нужно указывать период выписки налоговой накладной, а в этом случае их будет два, поэтому будет две строки. Например, в письме ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117 указано, что количество записей по отдельному контрагенту будет равняться количеству налоговых периодов, в которых были выписаны налоговые накладные, дающие право на налоговый кредит.
2. Еще одна особенность заполнения этого раздела проявляется при использовании товара (услуг) одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях. В таком случае на одного контрагента (поставщика) может быть заполнено две строки (одна в первой части раздела II приложения 5, вторая — во второй части
раздела II; подробнее см. ниже).

3. Право на налоговый кредит дают не только налоговые накладные, но и целый ряд других документов, перечисленных в п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Среди них следует выделить чеки, не содержащие налогового номера поставщика. Такие документы в рамках установленной суммы, дающей право на налоговый кредит (200 грн. в день без НДС), вносятся в этот раздел приложения 5 под кодом «100000000000». Причем все чеки вписываются одной строкой (см. письмо ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516). Судя по всему, в ГНАУ просто не придают особого значения этим суммам и не собираются их идентифицировать. Отсюда можно предположить, что если в течение периода было получено несколько таких чеков, но одни своевременно, а другие с опозданием (с прошлого периода, например, командировка работника «пересекала» период), то их все равно нужно вписывать одной строкой.

4. Другим нестандартным документом, дающим право на налоговый кредит, является заявление с жалобой на поставщика, если тот не выписывает налоговую накладную или выписывает ее с нарушением порядка. Покупатель может не знать его налоговый номер. К сожалению, в упомянутом выше письме налоговики ничего не сказали о заполнении налогового номера поставщика в этом случае. Можно только предположить, что здесь следует поступать по аналогии с чеками без ИНН.
При заполнении графы 3 следует учесть несколько нюансов.
1. Эта графа заполняется арабскими цифрами, и в ней указывается именно период, а не, скажем, дата. Например, если налоговая накладная выписана в июне 2009 года, нужно указать «06.2009», а не «июнь 2009» или другие обозначения.
2. В этой графе указывается именно период выписки документа, дающего право на налоговый кредит, а не период его получения. Это актуально для налоговых накладных, полученных с опозданием (в этой графе указывается именно период ее выписки, а не получения). В общем же случае в этой графе будет указан тот период, за который подается декларация, ведь налоговый кредит покупателя и налоговые обязательства продавца в общем случае формируются по первому событию. Исключения из этого правила такие:
— если покупатель использует кассовый метод, а поставщик — нет, то период выписки налоговой накладной поставщиком и период ее включения в налоговый кредит покупателя могут не совпадать, если первым событием была поставка товаров (услуг);
— увеличение налогового кредита по налоговой накладной, полученной с опозданием.
3. Если документом, дающим право на налоговый кредит, является заявление с жалобой на поставщика, то в этой графе указывается период, в котором налоговая накладная должна была быть выписана поставщиком. Это будет тот период, за который предоставляется декларация (письмо ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417).
4. Если покупатель является квартальным плательщиком НДС, то в этой графе следует указывать месяц
выписки налоговой накладной, а не квартал («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 27). И это несмотря на то, что в сноске к этой строке указано: «Будь-які податкові періоди в межах установлених Законом строків давності».
Если квартальный период используется продавцом, покупателю также следует заполнять эту графу помесячно, ведь покупателю не известен отчетный период продавца

Усього за місяць (квартал) (рядок 10.1 декларації), в тому числі:

Итоговая строка, которая должна соответствовать строке 10.1 декларации по НДС. При округлении используется такое же правило, как и при заполнении раздела I: суммы в разрезе контрагентов указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в этой строке — округляются до гривни. В таком случае расхождений с данными строки 10 декларации по НДС не будет.

придбання (будівництво, спорудження) основних фондів

Как и при заполнении аналогичной строки раздела I, руководствоваться нужно определением основных фондов, приведенным в п.п. 8.2.1 Закона об НДС, а не бухгалтерской терминологией. Поскольку фигурируют слова «будівництво, спорудження», то при приобретении, например, стройматериалов для строительства недвижимого объекта, который впоследствии будет объектом основных фондов, уже необходимо включать сумму по такой покупке в эту строку. И совершенно неважно, что объект пока не введен в эксплуатацию

проведення розрахунків комісіонером/повіреним за товари (послуги) на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону

При заполнении этой строки следует учесть такие моменты:
1. Она заполняется только посредником (комиссионером), доверитель (комитент) ставит в ней прочерк.
2. Судя по всему, здесь указываются операции по посредническим договорам на продажу. Это следует из того, что в названии этой строки говорится о расчетах комиссионера. Как известно, при посреднических операциях на продажу налоговый кредит у посредника возникает как раз при перечислении средств комитенту или предоставлении ему других видов компенсаций стоимости проданных товаров. Если комиссионер передает комитенту не средства, а другие виды компенсации, то их также следует указывать в этой строке. Таким образом, в этой строке указывается тот НДС, который включается в налоговый кредит посредника (комиссионера) при передаче им средств (имущества) от проданного товара доверителю (комитенту). Строго говоря, название данной строки сформулировано не совсем корректно, ведь в абзаце втором п. 4.7 Закона об НДС речь идет только о поставке посредником товара, а в данной строке говорится еще и про услуги

Операції з придбання з ПДВ, які не надають права формування податкового кредиту

Во второй части раздела II приложения 5 расшифровываются данные строк 10.2 (если приобретенный товар (услуги) использован в необлагаемых операциях) и 14 (если приобретенный товар (услуги) не используется в хозяйственной деятельности или используется для поставки услуг с местом поставки за пределами территории Украины).

Строку 10.2 заполняют те предприниматели, которые не имеют права на налоговый кредит на основании пп. 7.4.2 и 7.4.3 Закона об НДС. В связи с этим возникает вопрос: как заполнять приложение 5 теми предпринимателями, которые приобретенные товары (услуги) частично используют в облагаемой, частично в необлагаемой деятельности? Как известно, в таком случае входящий НДС следует распределить согласно коэффициенту распределения, регламентированному п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Порядок № 166 никаких особенностей для этой ситуации не выдвигает: часть такого НДС войдет в состав налогового кредита и будет отражена в первой части раздела II приложения 5, а часть — в состав расходов и будет отражена во второй части раздела II приложения 5 при расшифровке строки 10.2. Более того, в письме от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117 налоговики приводят именно такой порядок заполнения приложения 5, указывая, что «при таких условиях один контрагент будет отображен в разделе II дважды».
Понятно, что такой порядок вряд ли устроит, ведь фактически получается, что согласно коэффициенту распределения придется разбивать каждую налоговую накладную, а это очень трудоемкая процедура. Поэтому некоторые предприниматели согласовали со своими налоговиками немного другую схему отражения таких операций. В свое время налоговики были не против отражения таких операций в Реестре полученных и выданных налоговых накладных одной строкой: сначала все налоговые накладные указываются в нем таким образом, как будто бы они дают полное право на налоговый кредит, а в конце периода, когда уже определен коэффициент распределения, делается одна сторнирующая запись. Примерно такой же альтернативный порядок заполнения приложения 5: сначала все налоговые накладные указываются в первой части раздела I так, будто они дают полное право на налоговый кредит, а в последней строке приводится сторнировочная запись, и эта же цифра указывается во второй части раздела II приложения 5, но уже со знаком «+». При этом в графе 2 указывается собственный индивидуальный налоговый номер. В результате отпадает хлопотная процедура распределения налогового кредита по каждой налоговой накладной. Но еще раз обращаем внимание: чтобы использовать эту схему на практике, ее обязательно нужно согласовать со своими налоговиками.
Еще один момент, связанный с заполнением этой строки. В некоторых случаях входящий НДС не включается в налоговый кредит в силу специальной нормы Закона об НДС, и при этом специальной строки для отражения объема приобретения в декларации нет. В качестве примера можно привести НДС, входящий в стоимость легкового автомобиля, если он включается в состав основных фондов; НДС в сумме, превышающей 40 грн. в день по чекам, в которых нет налогового номера поставщика. Такие суммы нецелесообразно указывать в колонке «А» строки 10.1 декларации по НДС, поскольку компьютерная программа, используемая в налоговых органах, автоматически рассчитывает колонку «Б» этой строки как 20 % от колонки «А», а значит, по такой декларации «выскочит» ошибка. Такие суммы, на наш взгляд, лучше указать в строке 14 декларации именно из-за приложения 5, ведь в таком случае данные покупателя и продавца совпадут. Другое дело, что к заполненной таким образом декларации следует подать пояснения, где указать причину такого заполнения (чтобы у проверяющих не создалось впечатления, что купленный товар в самом деле был использован не в хозяйственной деятельности). Кстати, упомянутые чеки вносятся в код под номером «200000000000». Под таким же номером вносятся и ГТД по товарам, не использующимся в хозяйственной деятельности

Усього за місяць (квартал) (рядки 10.2 + 14 декларації):

Итоговая строка, которая должна соответствовать сумме строк 10.2 и 14 декларации по НДС. При округлении используется такое же правило, как и при заполнении раздела I: суммы в разрезе контрагентов указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в этой строке — округляются до гривни. В таком случае расхождения с данными декларации по НДС будут минимальными

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше