Темы статей
Выбрать темы

О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года

Редакция СД
Постановление от 21.05.2009 г. № 502

Кабинет Министров Украины

О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года

Постановление от 21.05.2009 г. № 502

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1. Органам и должностным лицам, уполномоченным законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности:

1) до 31 декабря 2010 года:

временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей);

установить ограничения по проведению внеплановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок, проводимых по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по подаче субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию;

выдавать субъекту хозяйствования предписание об устранении в течение 30 суток выявленных нарушений, подготовленное на основании акта о проведении проверки, если иной срок не предусмотрен законом;

принимать решение о применении к субъектам хозяйствования финансовых и административных санкций только в случае невыполнения ими в течение 30 суток со дня получения предписаний об устранении выявленных нарушений (кроме нарушений, которые невозможно устранить);

не применять санкции за нарушения, устраненные во исполнение предписания;

2) привести в месячный срок собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

2. Государственному комитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства оказывать методологическую помощь органам и должностным лицам, уполномоченным законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, с целью обеспечения выполнения настоящего постановления.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

комментарий редакции

 

Комментировать данное

постановление можно с разных точек зрения. Если смотреть на этот документ исключительно как на предвыборно-агитационное мероприятие, выводы получатся одни, ну а если смотреть на него как на документ, который будет иметь реальное действие, то выводы уже будут совсем другие. В этом случае постановление № 502 можно назвать очень важным документом. Но узнать, будет оно действовать или останется на бумаге, мы сможем только через время. А пока попытаемся не слишком обольщаться на его счет, но и ударяться в откровенный скепсис мы тоже не будем.

Итак, до 31 декабря 2010 года, т. е. в течение ближайших полутора лет все контролирующие органы по идее должны будут ограничить свои контрольно-проверочные мероприятия. Теперь давайте смотреть детально: кто из проверяющих должен внять этому

постановлению, а кого оно не касается? Какие проверки не будут проводиться вовсе, а какие проводиться будут, но в ограниченном количестве? Если проверяющие вопреки данному постановлению все-таки придут, можно ли с помощью данного документа их «отвадить»? Разбираемся.

1. Контролирующие органы, которые должны следовать

постановлению № 502. Четкого ответа на самый важный вопрос: на кого распространяется постановление № 502, в самом постановлении не содержится. Ясно одно: все контролирующие органы, которые подпадают под действие Закона № 877*, должны следовать постановлению. Логично предположить, что те контролирующие органы, которые самим Законом № 877 выведены из-под сферы его действия, не должны следовать и постановлению № 502. Таким образом, возможно, что введенные постановлением № 502 ограничения не будут распространяться на проверки, осуществляемые в рамках валютного контроля, таможенного контроля, контроля за соблюдением бюджетного законодательства, контроля за использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Что касается

проверок, проводимых налоговиками, представителями Пенсионного и других соцфондов, то, поскольку они прямо упомянуты в пункте 1 постановления № 502, можно говорить о том, что они все-таки должны следовать его нормам. Получается, что плановые проверки налоговики и представители Пенсионного и других соцфондов могут проводить (им это разрешает пункт 1 постановления), а на внеплановые наложено ограничение. В том числе наложено ограничение и на проведение налоговиками проверки за соблюдением порядка проведения расчетов, за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

В то же время представители налоговых органов всегда открещивались от причастности к

Закону № 877, и не исключено, что и в этом случае они будут пытаться вывести себя из сферы действия постановления № 502. Кстати, все соцфонды, за исключением Пенсионного фонда, также не признают причастности к Закону № 877, поэтому вопрос о правомерности проведения ими внеплановых проверок также остается открытым.

Далее более детально обсудим введенные ограничения на проведение проверок.

2. Плановые проверки.

Не подпадают под действие постановления № 502, т. е. будут проводиться, как и ранее, без учета моратория:

плановые проверки представителей налоговых органов, Пенсионного и всех других соцфондов;

— плановые проверки любого отдельно взятого контролирующего органа, если речь идет о проверках субъектов предпринимательства с высокой степенью риска. То есть если проверяемый в отношении, скажем, проверок органов пожарного надзора относится к субъектам с высокой степенью риска, то его от плановых проверок органов пожарного надзора

постановление № 502 не освобождает. Напомним, что согласно части 2 статьи 5 Закона № 877 каждый орган госнадзора должен определить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности (высокая, средняя, незначительная). В зависимости от степени риска определяется периодичность проведения плановых мероприятий госнадзора: чем выше степень риска, тем чаще проводятся плановые проверки. Если же по какому-то из направлений госнадзора критерии риска до сих пор не утверждены, то субъект хозяйствования считается субъектом незначительной степени риска (часть 3 статьи 22 Закона № 877). Получается, что те контролирующие органы, которые до сих пор не утвердили критерии риска, плановые проверки до 31 декабря 2010 года проводить не имеют права, поскольку все проверяемые субъекты будут считаться субъектами с незначительной степенью риска.

3. Внеплановые проверки.

Теперь подробнее о внеплановых проверках.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что

постановление № 502 не запрещает, а всего лишь устанавливает ограничение по проведению внеплановых проверок. Не исключено, что этот момент контролирующие органы будут использовать как возможность обойти запрет на проверки.

Допускаются и не ограничиваются

проверки, которые проводятся по жалобам, т. е. по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по желанию самого субъекта хозяйствования.

Однозначно

ограничить свои внеплановые проверки должны все контролирующие органы, которые подпадают под действие Закона № 877. Те же, кто под действие Закона № 877 не подпадает, вполне возможно, будут открещиваться от причастности к постановлению № 502.

4. Ограничение на проведение проверок и административно-хозяйственных санкций

(АХС). Согласно статье 250 ХКУ* административно-хозяйственные санкции могут налагаться в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хоздеятельности (подробнее об АХС см. «СД», 2008, № 1, с. 36). Получается, мораторий на проверки позволит избежать многим предпринимателям применения к ним АХС по ряду нарушений (если проверка действительно не будет проводиться). В частности, к АХС относятся штрафы:

— за нарушения в сфере производства и реализации алкогольных напитков и табачных изделий;

— за нарушение законодательства о ценах и ценообразовании;

— за осуществление деятельности без лицензии;

— установленные законодательством о защите прав потребителей;

— за нарушение порядка применения РРО;

— за нарушения в сфере наличного обращения и др.

* Хозяйственный Кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

5. Предписание вместо штрафа.

В постановлении сказано, что, прежде чем штрафовать проверяемого, проверяющие должны выписать ему предписание об устранении в течение 30 дней выявленных нарушений. И только если в течение 30 дней со дня получения предписания нарушение не будет устранено, санкции за такое нарушение налагаться должны.

Безусловно, есть целый ряд нарушений, устранить которые невозможно. Скорее всего, за такие нарушения в случае их выявления штрафы будут налагаться безоговорочно.

6. Если вопреки постановлению на проверку все-таки придут. Вопрос о том, может ли субъект хозяйствования со ссылкой на постановление не допустить проверяющих к проверке, является самым важным. Но ответ на него не будет утешительным. Если возникнет спор с контролирующим органом, следует иметь в виду, что суды при его разрешении будут исходить из того, что исключительный перечень полномочий Кабинета Министров Украины в сфере регулирования порядка осуществления мероприятий государственного надзора за хозяйственной деятельностью приведен в статье 22 Закона № 877 и принятием данного постановления правительство вышло за пределы своей компетенции в этом вопросе. В данном случае предписания постановления вступают в противоречие с нормами законов, а потому такая коллизия должна решаться в пользу закона. По общему правилу подзаконные акты могут только конкретизировать положения законов при условии, что соответствующие полномочия на конкретизацию были предусмотрены самим законом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше