Темы статей
Выбрать темы

Операции по текущему счету: как правильно пополнять, снимать со счета и другое

Редакция СД
Статья

Операции по текущему счету: как правильно пополнять, снимать со счета и другое

 

Многие предприниматели в процессе хозяйственной деятельности осуществляют безналичные расчеты. Ну а те, кто работает исключительно с наличностью, наверняка не раз задумывались: «А может, стоит использовать и безнал?» Кто-то задается вопросом: «Почему бы не применить в предпринимательской деятельности свою зарплатную карточку (счет физлица)?» Но другие советуют так не поступать. Почему? И вообще, кто ответит на массу вопросов, возникающих в процессе работы
с текущим счетом, например: как правильно пополнить счет или снять с него наличные?

Сегодняшний наш материал именно для тех, кто желает узнать, как же правильно работать с текущим счетом. Актуальные вопросы — конкретные ответы.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об обращении векселей

— Закон Украины «Об обращении векселей в Украине» от 05.04.2001 г. № 2374-III.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о банках

— Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12. 2000 г. № 2121-III.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Постановление № 32

— постановление Правления НБУ «Об установлении предельной суммы наличного расчета» от 09.02.2005 г. № 32.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Положение № 137

— Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществлении операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137.

Порядок № 301

— Порядок предоставления финансовыми учреждениями органам государственной налоговой службы уведомлений об открытии/закрытии счетов плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) и заполнения расчетных документов в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет или возврата платежей из бюджета, утвержденный приказом ГНАУ от 01.07.2002 г. № 301.

Порядок № 306

— Порядок подачи налоговым органам Уведомления об открытии (закрытии) счетов в финансовых учреждениях, утвержденный приказом ГНАУ от 01.08.2001 г. № 306.

Порядок № 2-4

— Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступлений платежей по сбору на обязательное пенсионное страхование и иных платежей, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.01.2002 г. № 2-4.

Инструкция № 16

— Инструкция о порядке поступления, учета и использования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

Инструкция № 492

— Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Инструкция № 12

— Инструкция по налогообложению доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Инструкция № 337

— Инструкция о кассовых операциях в банках Украины, утвержденная постановлением Правления НБУ от 14.08.2003 г. № 337.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Инструкция № 22

— Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

 

Начинающим

Обязан ли предприниматель на общей системе налогообложения использовать текущий (банковский) счет?

Нет

, подобная обязанность законодательством не установлена. Предприниматель, на какой бы системе он ни работал — на общей или упрощенной, может либо добровольно открыть счет в банке, либо вообще не открывать его.

Ниже приведем варианты, которые могут косвенно побудить предпринимателя принять решение об открытии текущего счета, в частности это:

1) нежелание использовать РРО и приобретать торговый патент (в этом случае от наличных операций придется отказаться полностью);

2) намерение получить платеж по векселю (как известно, такие платежи осуществляются исключительно в безналичной форме —

статья 6 Закона об обращении векселей);

3) намерение получить из Фонда «временной нетрудоспособности» некоторые суммы, так как Фонд перечисляет их только в безналичной форме (

подпункт 6.10 Инструкции № 16);

4) значительные обороты по наличным операциям. Дело в том, что

пункт 1 постановления № 32 содержит такое ограничение: в течение дня наличные расчеты двух субъектов хозяйствования не могут превышать 10000 грн. справка 1;

5) желание клиентов (покупателей) рассчитываться в безналичной форме.

Кстати, если предприниматель все-таки решился остановиться на

работе с наличными, он должен помнить об обязанности выдавать своим покупателям документ о принятии от них оплаты (в случае с безналичными расчетами его заменяет выписка банка) справка 2;

6) другое.

 

Поставщик предпринимателя работает только по безналичному расчету, однако сам предприниматель открывать счет в банке не желает. С покупателями у него проблем не возникает: наличная форма расчетов их устраивает. Что можно предпринять?

В такой ситуации открывать текущий счет необязательно. Можно поступить следующим образом:

внести наличность в кассу любого банка, который будет ее перечислять на счет поставщика. Причем для самого предпринимателя такие расчеты будут наличными (т. е. за день нельзя перечислить больше 10000 грн.), а для получателя денег (т. е. для поставщика) — безналичными (пункт 2.5 Положения № 637).

Правда, не исключено, что однажды возникнет необходимость получить назад свои деньги, например вернув поставщику некачественный товар (пересортированный, излишний и пр.). При этом неизвестно, согласится ли контрагент выдать их из кассы или же потребует наличие текущего счета для безналичного перевода. Поэтому данный нюанс лучше оговорить заранее, до начала сотрудничества.

 

Лицо одновременно является предпринимателем и работает по трудовому договору. Зарплату получает на пластиковую карточку (карточку физлица). Может ли данное лицо использовать свою зарплатную карточку для расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью?

Пластиковая карточка удобна тем, что на нее в любой момент можно положить наличные и в любой момент — снять их, даже не посещая банк (с помощью банкомата). Но

пользоваться зарплатной карточкой для получения выручки или проплаты предпринимательских расходов, к сожалению, нельзя. Объясняется это тем, что данная карточка:

1) открыта на физическое лицо как на гражданина, а не как на предпринимателя;

2) является банковским счетом физлица-гражданина (

пункт 1.8 Инструкции № 492).

Значит, на нее в полной мере распространяется ограничение, указанное в

пункте 7.7 той же Инструкции: «Запрещается использовать текущие счета физических лиц для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Тем не менее

существует альтернатива — карточный счет для предпринимателя. Называется он «корпоративная пластиковая карточка» и оформляется только для предпринимателей или юридических лиц (пункт 2.3 Положения № 137).

В чем отличие? Предприниматель, как гражданин и как субъект хозяйствования, может столкнуться с четырьмя видами текущего счета (см. схему на с. 15).

 

img 1

 

Каждый из указанных счетов — обычный банковский счет клиента, на который можно перечислять деньги, хранить их и использовать. Два из них предусмотрены только для граждан, другие два — только для предпринимателей. Причем невозможно открыть один-единственный счет и использовать его одновременно в качестве гражданина и в качестве предпринимателя (так как в банках отдельно учитываются счета субъектов хозяйствования, а отдельно — счета граждан). Поэтому, если уж предприниматель решил применять безналичные расчеты, ему придется посетить банк и открыть там именно предпринимательский счет: текущий, карточный или тот и другой одновременно. Особенности их использования показаны в таблице:

 

Операция

Текущий счет

КПК

Получение на счет денег от клиентов

Выписка банка

Выписка банка

Снятие наличных
со счета

Заполнение чека и посещение банка

Через банкомат (автоматически формируется чек банкомата)

Внесение наличных на счет

Заполнение заявления на перевод наличных, посещение банка и внесение в кассу банка наличных

Через банкомат (автоматически формируется чек банкомата)

Перечисление денег клиентам

Заполнение платежного поручения (передать его в банк можно с помощью электронной системы «клиент-банк»)

Рассчитаться можно, если у клиента есть платежный терминал или через платежный терминал, расположенный в кассе любого банка (автоматически формируется квитанция платежного терминала или слип).
Кроме того, можно заплатить наличными, предварительно сняв их через банкомат

 

Как видим,

с помощью текущего счета проще производить безналичные расчеты с поставщиками, а с помощью карточного — снимать или вносить деньги на счет. Оказывается, есть возможность использовать одновременно оба преимущества. Для этого необходимо:

шаг 1 — открыть

текущий счет (предпринимательский);

шаг 2 — открыть

карточный счет (получить КПК);

шаг 3 — подписать с банком

договор о периодическом перечислении определенной суммы денег (или всей суммы — как удобно) с текущего предпринимательского счета на КПК.

Причем многие банки, открывая предпринимателю текущий счет, сами предлагают вдобавок к нему открыть еще и карточный счет (КПК), чтобы упростить процедуру снятия наличных.

Правда, если кто-то надеется сэкономить на стоимости банковского обслуживания, то карточка для этого не подойдет. Процент за снятие денег со счета уплатить придется в любом случае, как при снятии с помощью чека (с текущего счета), так и при снятии с карточки (КПК). Поэтому в целях экономии лучше обращать внимание на условия обслуживания, которые в каждом банке разные.

Как выбрать банк?

Основные критерии

, на которые следует ориентироваться при выборе банка, — это:

1)

надежность банка (как долго данный банк работает на рынке финансовых услуг, отзывы клиентов, размер уставного и резервного фондов);

2)

стоимость проведения операции по перечислению средств (процент за перевод денег или фиксированная абонплата);

3)

стоимость открытия и закрытия счета;

4) будет ли банк начислять в пользу предпринимателя

проценты на ежедневный остаток его денежных средств на текущем счете.

В зависимости от того, часто ли предприниматель планирует осуществлять безналичные расчеты, большие ли у него обороты, следует выбирать оптимальный вариант. Однако стоит отметить, что менее надежные банки, как правило, привлекают клиентов более выгодными условиями, поэтому лучше искать «золотую середину».

 

Что необходимо предпринимателю для того, чтобы открыть текущий счет в банке?

Нужно посетить банк и предоставить

пакет документов (пункт 3.4 Инструкции № 492), в частности:

— заявление об открытии текущего счета, подписанное предпринимателем;

— копию свидетельства о госрегистрации, заверенную госрегистратором, нотариусом или подписью уполномоченного работника банка;

— копию справки о взятии на учет в налоговой, заверенную в ГНИ или у нотариуса или подписанную уполномоченным работником банка;

— копию документа о регистрации в ПФ, заверенную в отделении ПФ или у нотариуса или подписанную уполномоченным работником банка;

— карточку с образцами подписей; образцы подписей удостоверяются подписью уполномоченного работника банка или нотариально;

— если у предпринимателя есть наемные работники, дополнительно нужно подать копию документа, подтверждающего регистрацию в Фонде страхования от несчастных случаев, заверенную Фондом, нотариусом или подписанную уполномоченным работником банка. Если же наемных работников нет, необходимо в заявлении по строке «Дополнительная информация» указать, что наемный труд не используется.

При этом

печать иметь необязательно: если у предпринимателя ее нет, текущий счет ему откроют и без печати.

Итак, после получения указанных документов банк подпишет

договор об открытии счета и, возможно (это нужно заранее обсудить с банком), обеспечит предпринимателя системой «клиент-банк», которая позволяет подавать платежные документы на перевод денег с текущего счета не выходя из офиса (посредством отправки в банк электронных платежных поручений).

 

Нужно ли сообщать в налоговую о том, что предприниматель открыл текущий счет?

Если

в заявлении на открытие текущего счета предприниматель поставит галочку в поле, возле которого указано, что уведомить налоговую обязуется банк, беспокоиться не о чем. В принципе, обязанность уведомлять ГНИ об открытии счетов с недавних пор закреплена именно за банками, правда при наличии письменного разрешения со стороны клиента (пункт 1 Порядка № 301).

Если же такую отметку в заявлении предприниматель не поставил или желает перестраховаться, в принципе

никто не запрещает ему уведомить ГНИ об открытии счета самостоятельно. Тем более, Порядок № 306, ранее даже обязывающий предпринимателя уведомить налоговую об открытии счета, действует до сих пор (правда теперь в качестве разрешающего, а необязывающего документа).

 

Обычные операции по текущему счету

Если предприниматель открыл текущий счет, возникает ли у него обязанность вносить туда всю наличную выручку?

Порядок проведения операций с наличными регулируется

Положением № 637. В пункте 5 этого Положения говорится о необходимости сдавать наличную выручку на текущий счет. Однако пункт 5 устанавливает такие требования только для предприятий (юридических лиц), поэтому предприниматель сдавать наличную выручку в банк не обязан независимо от того, есть у него текущий счет или нет.

 

Выручка получена на текущий счет, а затем снята в виде наличных и передана в кассу. На какую дату ее необходимо записать в Книгу по ф. № 10: на дату поступления на текущий счет или на дату оприходования наличных в кассе?

Выручка записывается в Книгу по ф. № 10 в день получения выручки:

— если она получена

наличнымив день поступления наличных средств в кассу предпринимателя справка 3;

— если она получена на текущий счет (безналичная форма) —

в день поступления средств на текущий счет предпринимателя.

Снятие выручки с текущего счета и дальнейшее ее использование (в том числе внесение в кассу) происходит на усмотрение собственника (предпринимателя), поэтому отражать такие операции в Книге по ф. № 10 больше не нужно.

 

Выручка была получена наличными и записана в Книгу по ф. № 10. Затем эти наличные предприниматель внес на свой текущий счет. Нужно ли эту сумму второй раз записывать в Книгу по ф. № 10?

Нет

, наличная выручка (выручка, поступившая предпринимателю в наличной форме), вносимая на свой текущий счет, повторно в состав выручки не включается и в Книге по ф. № 10, естественно, второй раз не отражается.

Обоснование: поскольку выручка в момент ее получения в кассу была отражена в Книге по ф. № 10, значит, она стала собственными средствами предпринимателя. А внесение собственных средств на текущий счет в Книге по ф. № 10 не указывается (см. ниже).

Правда, налоговики часто склонны рассматривать операции по внесению наличных на текущий счет как неучтенную выручку и настаивают на необходимости включать указанные суммы в Книгу по ф. № 10. Но это абсурдно, поскольку, исполнив данное требование, предприниматель увеличит свою выручку на одну и ту же сумму в 2 раза. Поэтому во избежание прений с проверяющими в таком случае можно (но это необязательно)

в заявлении на перевод наличных в графе «Назначение платежа» написать: «Пополнение собственных оборотных средств» (а не «Внесение выручки на счет»).

 

Предприниматель вносит собственные деньги на свой текущий счет. Нужно ли такие суммы записывать в Книгу по ф. № 10?

Нет, не нужно.

В соответствии с приложением 10 к Инструкции № 12 графа 6 Книги по ф. № 10 называется «Сумма выручки (дохода)». Соответственно записывать сюда собственные средства неправильно.

Подтверждением того, что данные поступления не относятся к выручке, т. е. не носят предпринимательский характер, будет квитанция (одна из трех частей заявления на перевод наличных). Причем в самом заявлении на перевод наличных в графе

«Назначение платежа» следует написать: «Внесение собственных сбережений наличными» (приложение 14 к Инструкции № 337). Кроме того, такая же информация должна быть отражена в выписке банка.

 

Если деньги поступили на текущий счет предпринимателя ошибочно, являются ли они выручкой? Как поступить в таком случае (предприниматель — плательщик НДС)?

Единый налог (ЕН) и налог с доходов (НДФЛ).

Налоговики соглашаются с тем, что суммы, ошибочно полученные предпринимателем на счет, не являются его собственностью и не должны облагаться налогом (письмо ГНАУ от 27.04.2006 г. № 4795/6/15-0416). Тем не менее исходя из их объяснений можно сделать вывод о наличии некоторых особенностей:

 

ЕН и НДФЛ при ошибочном поступлении средств на счет

Система налогообложения

Ошибочно поступившие деньги были возвращены в том же отчетном периоде (квартале)

Ошибочно поступившие деньги были возвращены в следующих отчетных периодах (кварталах)

1

2

3

Единый налог. Поскольку физические лица — единоналожники уплачивают единый налог в фиксированном размере (не зависит от выручки), то для целей уплаты единого налога ошибочное получение денег на текущий счет принципиальной роли не сыграет. Что касается 500-тысячного ограничения выручки (критерий права работать на едином налоге), то при наличии документов, подтверждающих, что деньги попали на счет предпринимателя по ошибке (письменные объяснения банка или лица, перечислившего деньги), данные суммы в выручку для сравнения с 500 тыс. грн. включаться не будут

Не учитываются в выручке (в Книгу по ф. № 10 их можно не записывать)

Их лучше записать в Книгу по ф. № 10 и показать в отчете единоналожника, а затем (после возвращения средств банку) подать уточняющий отчет по тому кварталу, в котором произошло ошибочное поступление. Поскольку форма уточняющего отчета для физического лица — единоналожника не предусмотрена, можно подать обычную форму отчета единоналожника, но сделать на ней пометку: «Уточняющий отчет»

Общая система. НДФЛ рассчитывается исходя из чистого дохода, поэтому для целей налогообложения выручка играет значительную роль. И хотя разъяснения ГНАУ составлены для единоналожников, суть от этого не изменяется: средства, полученные по ошибке, собственностью предпринимателя не являются, значит, это не выручка

Не учитываются в выручке (в Книгу по ф. № 10 их можно не записывать)

Их лучше записать в Книгу по ф. № 10 и показать в декларации о доходах. После возвращения банку денег необходимо подать в ГНИ уточняющую декларацию о доходах (форма обычной декларации с пометкой «Уточняющая», основание — пункт 5.1 Закона № 2181), приложив к ней заявление с документальным подтверждением того факта, что доход был получен ошибочно. НДФЛ предприниматель продолжает уплачивать исходя из сумм авансовых платежей, определенных налоговой еще в начале года.
Окончательный расчет в некоторых ГНИ производится ежеквартально, в некоторых — только по окончании года. Поэтому, если ГНИ уже провела с предпринимателем расчет по НДФЛ (начислила НДФЛ на ошибочно полученные деньги), в прилагаемом заявлении стоит добавить фразу: «Прошу зачесть переплату по НДФЛ в счет будущих платежей» или «Прошу вернуть переплату»

 

Взносы в Пенсионный фонд (ПФ).

Что касается единоналожников, то они «за себя» в ПФ не уплачивают ничего, поэтому у них с ПФ проблем не возникнет.

Предприниматели

на общей системе ежеквартально уплачивают в ПФ авансовые взносы, сумма которых установлена один раз в начале года, и только по окончании года происходит окончательный расчет с ПФ. Поэтому, получив ошибочно деньги на текущий счет, в ПФ уплачивать ничего не нужно, так как на момент окончательного расчета (конец года) уже будет известно о том, что сумма денежных средств была получена ошибочно и возвращена банку.

А если предприниматель обнаружит ошибочное поступление на счет уже после окончания года? В таком случае он может на основании

подпункта 7.2 Порядка № 2-4 подать в ПФ заявление с просьбой вернуть переплату или зачислить ее в счет будущих платежей. При этом в заявлении необходимо указать причину переплаты и приложить подтверждающие документы.

НДС.

В соответствии с подпунктом 7.3.1 Закона об НДС датой возникновения налогового обязательства является «<…> дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат поставке <…>». Поскольку в случае ошибочного зачисления денег никакой поставки товаров (работ, услуг) не предполагалось, НДС с таких сумм уплачивать не нужно справка 4.

А вот в том случае, когда

получение и возврат приходятся на разные отчетные периоды (месяц — для месячных плательщиков НДС или квартал — для квартальных и единоналожников), не исключено, что налоговики попытаются настаивать на необходимости составить налоговую накладную в периоде получения средств. Но это незаконно и даже невозможно, ведь предприниматель не знает, от кого и за что ему поступили «ошибочные» деньги.

Если перечисленные поставщику деньги, не дойдя до получателя, вернулись предпринимателю, являются ли они выручкой?

Нет.

Поскольку данные суммы получены не от реализации товара (работ, услуг), выручкой они не являются. Значит, записывать их в Книгу по ф. № 10 не нужно. Вместе с тем предпринимателям, которые вносят в Книгу по ф. № 10 расходы в момент их оплаты (а не в момент получения дохода), придется откорректировать сумму расходов (исключить не дошедшую до поставщика оплату).

 

Предприниматель получил на текущий счет безвозвратную финансовую помощь. Является ли она выручкой и нужно ли ее вносить в Книгу по ф. № 10?

Безвозвратная финансовая помощь, полученная физическим лицом —

единоналожником, в состав выручки не включается. В статье 1 Указа № 746 сказано, что: выручка — это «сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на текущий счет или (и) в кассу от осуществления операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг) ». А получение безвозвратной финансовой помощи не относится к операциям продажи, поскольку никакой компенсации не предусматривает. Следовательно, вносить данные суммы в Книгу по ф. № 10 и учитывать в годовой выручке для сравнения с предельным значением (500 тыс. грн.) не нужно.

У предпринимателя

на общей системе налогообложения сумма безвозвратной финансовой помощи включается в налогооблагаемый доход (часть «д» подпункта 4.2.9 Закона о налоге с доходов) и соответственно отражается в Книге по ф. № 10.

 

Как снять наличные с текущего счета? На какие цели их можно использовать?

Если у предпринимателя имеется

только текущий счет в банке (нет карточного), он может снять наличные одним-единственным способом — выписать чек (пункт 2 Главы 3 Раздела III Инструкции № 337). Чековую книжку выдаст банк после того, как клиент напишет заявление на ее получение (пункт 3 Главы 3 Раздела III Инструкции № 337).

Если же у предпринимателя

есть и текущий, и карточный (КПК) счета, то у него — два способа снятия наличных: первый — с помощью чека, второй — с помощью КПК через банкомат или платежный терминал. Чтобы использовать второй способ, необходимо предварительно:

— подать в банк платежное поручение на перевод части денег с текущего счета на карточный, указав в назначении платежа, например, следующее: «Перечисление части дохода предпринимателя на карточный счет (без НДС)»;

или

— заключить с банком договор на периодическое перечисление определенной суммы (или процента) с текущего счета на карточный.

Цели, на которые предприниматель может использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, законодательством не регламентированы. Поэтому

снятой наличностью можно распоряжаться без ограничений (письмо Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903). А цель снятия денег (цель затрат), которая указывается в чеке, носит справочный характер (для банка).

 

Предприниматель на едином налоге открыл счет в одном из банков. Желая снять наличные средства (свой доход), он столкнулся с тем, что банк потребовал предоставить копию платежки об уплате единого налога за месяц, в котором снимаются наличные. Аргументы банка: есть Инструкция НБУ, в которой написано, что «заработная плата и доход выдаются только после уплаты всех налогов и сборов». Прав ли банк?

Нет, банк не прав.

Нормы, подобной той, на которую ссылается банк, нет ни в Инструкции № 337, ни в Инструкции № 492, есть она только в Инструкции № 22 (но это ограничение не совсем то, которое имеет в виду банк). Разберемся.

Инструкция № 337

разрешает предпринимателям снимать выручку с текущего счета по чекам, не устанавливая абсолютно никаких дополнительных условий (пункт 2 Главы 3 Раздела III).

Инструкция № 492

разрешает осуществлять с текущего счета любые расчетно-кассовые операции в соответствии с законодательством Украины (пункт 5.1). Что говорит по данному поводу законодательство?

Подпункт 8.1.2 Закона о налоге с доходов

запрещает банкам принимать платежные поручения на выплату дохода, если не уплачен НДФЛ. Но здесь, во-первых, имеется в виду та ситуация, в которой сам предприниматель выплачивает доход физлицу (наемному работнику, подрядчику и т. п.) и выступает при этом налоговым агентом. А во-вторых, единоналожники «за себя» НДФЛ не уплачивают вообще.

Аналогичная ситуация и со взносами в ПФ: банки тоже должны следить за тем, чтобы взносы были уплачены до выплаты дохода физлицу (требовать соответствующие платежки —

подпункт 9.4.2 Инструкции № 21-1). Но первое: данная норма имеет отношение только к выплате зарплаты, а второе: единоналожники взносы в ПФ «за себя» не уплачивают.

И наконец,

абзац второй пункта 3.9 Инструкции № 22 устанавливает следующее требование: «Банк принимает от плательщика платежное поручение на перечисление дохода или денежный чек на выплату дохода, на который в соответствии с законодательством Украины начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Украины, только при условии одновременной подачи плательщиком в срок, установленный законодательством Украины, платежных поручений на перечисление страховых взносов или документального подтверждения их предшествующей уплаты». Здесь важно выделить два момента.

Во-первых, в

пункте 3.9 Инструкции № 22 говорится о выплате зарплаты и дохода другому лицу, а не о снятии собственных средств, полученных предпринимателем в процессе хозяйственной деятельности. Следовательно, это ограничение к нашей ситуации не имеет никакого отношения.

Во-вторых (хотя первого аргумента вполне достаточно), единоналожники взнос в ПФ не уплачивают, поэтому к снятию с текущего счета их дохода данное ограничение применяться и подавно не может.

 

Есть ли ограничения по суточному обороту средств на текущем счете?

Нет, безналичные расчеты в течение суток можно осуществлять в любом размере.

Ограничение по суточному обороту Положением № 637 установлено только для наличных расчетов.

При этом следует помнить о том, что:

1) получение средств на текущий счет — это всегда безналичные расчеты;

2) внесение наличных в кассу банка для дальнейшего их зачисления на текущий счет иного субъекта — это уже наличные расчеты (

пункт 2.5 Положения № 637).

 

Могут ли предпринимателю запретить использовать средства, которые находятся на его текущем счете?

Первое:

денежные средства могут быть списаны со счета предпринимателя без его распоряжения в случаях, установленных договором между банком и клиентом (часть 2 статьи 1071 ГКУ). Поэтому нужно внимательно читать договор.

Второе:

в соответствии со статьей 1074 ГКУ «ограничение прав клиента относительно распоряжения денежными средствами, которые находятся на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения прав распоряжения счетом по решению суда в случаях, установленных законом».

Реализуется данное ограничение судом путем наложения ареста справка 5 на средства, которые находятся на счету клиента, или посредством приостановки операций справка 6 по его счету. Снимается арест по постановлению госисполнителя или по решению суда.

Таким образом, налоговики (и иные органы) не имеют права самостоятельно ограничить предпринимателя в использовании средств текущего счета. Для этого им сначала придется обратиться в суд.

Кстати,

арест счетов может быть наложен не только на предпринимателя, но и на его банк. В результате счет предпринимателя автоматически окажется «заблокированным». Это тоже нужно учитывать.

 

Имеют ли право налоговики требовать информацию о движении денежных средств на счете предпринимателя?

В процессе проверки налоговики

имеют право ознакомиться с первичными документами предпринимателя (к ним, в частности, относятся выписка банка, платежные поручения и т. п.). Но изымать оригиналы и копии таких документов запрещено, кроме определенных случаев, а именно:

1) при проведении проверок могут изыматься копии документов, если они подтверждают нарушение законодательства о налогообложении;

2) при административном аресте активов могут изыматься оригиналы.

Если же предприниматель откажется показывать

налоговикам документы об объеме денежных средств или о движении денег на счете, то они все равно смогут получить такую информацию от банка, правда, им для этого придется обратиться в суд (часть 5 статьи 11 Закона о ГНС).

 

Если предприниматель поменяет фамилию, не возникнет ли проблем с текущим счетом?

В случае изменения фамилии, имени или отчества предпринимателя существующий

текущий счет нужно закрыть (пункт 20.2 Инструкции № 492). Для открытия нового счета придется опять подать в банк соответствующий пакет документов (см. вопрос «Что необходимо предпринимателю для того, чтобы открыть текущий счет в банке?»).

 

Дополнительные операции

Банк зачислил на счет предпринимателя проценты, начисленные за ежедневный остаток денежных средств на текущем счете. Являются ли такие проценты выручкой и нужно ли их записывать в Книгу по ф. № 10?

До 1 января 2010 года доходы в виде процентов, начисленных на текущий банковский счет (в том числе карточный), не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход

физического лица (подпункт 22.1.4 Закона о налоге с доходов). Значит, на сегодня сумму полученных процентов нельзя считать выручкой и не нужно уплачивать с нее НДФЛ.

Что касается

Книги по ф. № 10, то (см. схему на с. 21).

 

img 2

 

Предприниматель получил кредит от обслуживающего банка для осуществления текущих платежей. Является ли эта сумма выручкой?

В соответствии с

подпунктом 4.3.23 Закона о налоге с доходов сумма кредита не включается в состав налогооблагаемого дохода, значит выручкой не является. Записывать такую сумму в Книгу по ф. № 10 не нужно.

Однако для подтверждения того, что денежные средства действительно поступили как кредит, необходимо хранить экземпляр письменного договора с банком.

 

В условиях кризиса текущий счет предпринимателя временно заблокирован банком. Можно ли открыть второй текущий счет?

Действующее законодательство не содержит никаких ограничений по количеству текущих счетов у предпринимателя. Таким образом,

можно открыть неограниченное количество текущих счетов, причем как в одном, так и в нескольких банках. Это подтверждается письмом НБУ от 07.06.2007 г. № 25-118/1100-5821 и письмом Главного управления НБУ в г. Киеве от 01.02.2007 г. № 07-303/2606.

Есть единственное

исключение: нельзя открывать более одного счета для осуществления совместной деятельности без создания юридического лица (пункт 1.11 Инструкции № 492).

Обратите внимание

: открыв несколько текущих счетов в банках, важно не забыть учесть обороты по каждому из них (не пропустить ни сумму выручки, ни сумму расходов).

 

Можно ли с текущего валютного счета (предпринимательского) погашать кредит, взятый предпринимателем в качестве обычного физлица в валюте (кредит на покупку автомобиля)?

Сначала определимся, может ли вообще предприниматель рассчитываться валютой на территории Украины. Поскольку правила использования валютных счетов у предпринимателя такие же, как и у юридических лиц (

пункт 5.6 Инструкции № 492), значит, он имеет право погашать с валютного счета кредит, взятый им в валюте, в том числе проценты, комиссионные, неустойку (пункт 5.4 Инструкции № 492). Итак, если бы кредит им был взят как предпринимателем, ответ: можно.

Однако в нашем случае кредит оформлен на гражданина-непредпринимателя. Если бы он перечислял с предпринимательского валютного счета средства на погашение задолженности по «предпринимательскому» кредиту, такая операция была бы вполне допустимой (

подпункт 5.6, абзац шестнадцатый подпункта 5.4 Инструкции № 492). Но погашать «непредпринимательский» кредит с валютного счета предпринимателя нельзя.

 

Можно ли рассчитываться за свои (личные) нужды платежной карточкой, которая открыта на предпринимателя?

Инструкция № 492

не содержит запрета использовать предпринимательский счет (в том числе карточный — КПК) для тех целей предпринимателя, которые он удовлетворяет как гражданин-непредприниматель. И ответственности за это никакой нет. Это, если исходить из буквы Инструкции № 492.

Однако исходя из духа данного документа можно понять, что для банка физлицо-гражданин и физлицо-предприниматель — совершенно разные субъекты (даже если это один и тот же человек). Причем пользоваться счетом, открытым на гражданина, в его же предпринимательских целях строго запрещено (

пункт 7.7 Инструкции № 492).

Итог:

осторожный предприниматель КПК для личных нужд использовать не будет, смелый же может проплачивать личные расходы с КПК (или текущего предпринимательского счета). Однако не исключено, что у него могут возникнуть проблемы с налоговиками при проверке на предмет того, нет ли у предпринимателя скрытых доходов и т. п. Поэтому лучше все-таки снять с КПК деньги как личный доход, а потом уже расходовать его на личные нужды.

 

Можно ли разрешить родственнику пользоваться счетом предпринимателя?

Да

, и необязательно родственнику. Пользоваться счетом предпринимателя может любое лицо, у которого есть нотариально заверенная доверенность, при условии, что его подпись была подана в карточке с образцами подписей при открытии текущего счета.

Для этого предприниматель и доверенное лицо идут в банк и вместе с иными документами на открытие счета подают карточку с образцами их подписей. Образец подписи доверенного лица заверяется работником банка

при условии личного присутствия доверенного и предъявления им паспорта (или документа, который его заменяет), а также справки о присвоении идентификационного номера (абзац первый пункта 18.18 Инструкции № 492).

Если необходимость предоставить право пользования счетом возникла не сразу, а уже

в процессе деятельности, то лицо, получившее доверенность на пользование текущим счетом, идет с нею в банк и заполняет карточку с образцами подписей (подпись самого предпринимателя в такой карточке не нужна). Срок действия карточки устанавливается на период действия доверенности (абзацы третий и пятый пункта 18.18 Инструкции № 492).

 

Выводы

Для осуществления предпринимательской деятельности необязательно иметь текущий счет в банке. Решение об

открытии банковского счета — дело сугубо добровольное.

Если у физического лица уже

есть счет в банке, открытый им на себя, как на гражданина-непредпринимателя (текущий счет или зарплатная карточка), использовать его для предпринимательской деятельности нельзя. Субъектам хозяйствования банк открывает иные, нежели обычным гражданам, счета, в том числе карточные (КПК).

Если предприниматель открыл счет в банке,

наличную выручку сдавать туда необязательно (по желанию).

Пополнять текущий счет можно выручкой, а также собственными и заемными средствами.

Снять наличные с текущего счета можно только с помощью чека, а с карточного (КПК) — с помощью банкомата или платежного терминала. Снятыми средствами предприниматель имеет право распоряжаться без ограничения (на свое усмотрение).

Использовать предпринимательский счет для оплаты личных (непредпринимательских) расходов физлица нежелательно, хотя прямого запрета относительно таких действий в законодательстве нет.


Справочная информация (справка)

1 Не имеет значения, сколько раз в течение дня осуществлялась наличная оплата от одного предпринимателя другому, — все равно общая сумма переданных одному и тому же субъекту хозяйствования наличных не должна превышать 10000 грн. Правда, штраф за превышение рассчитывается исходя из лимита кассы, а для предпринимателя лимит кассы не устанавливается. Поэтому

наказать его могут только админштрафом по статье 1642 КУоАП в размере от 136 до 255 грн. (от 8 до 15 ннмдг). Но поскольку решение о наложении штрафа имеют право выносить должностные лица органов ГКРС (государственной контрольно-ревизионной службы), а деятельность частных предпринимателей не подконтрольна органам ГКРС, то получается, что к частным предпринимателям этот штраф, как правило, не применяется.

2 При работе на общей системе таким документом будет чек РРО (или квитанция КУРО), а при работе на едином налоге достаточно документа произвольной формы (тем не менее налоговики хотят видеть его похожим на чек РРО).

3 У предпринимателя с учетом норм

Положения № 637 кассой может считаться то место, где он:

— проводит наличные расчеты: принимает деньги от покупателей с помощью РРО или РК или без таковых; выплачивает деньги: выдает зарплату, командировочные и т. п.;

— хранит наличные средства, КУРО,

Книгу по ф. № 10.

4 Здесь мы

не рассматриваем тот случай, когда речь идет о получении средств в оплату товаров, а затем о возврате этих средств покупателю в результате возврата товара. В такой ситуации начислять налоговое обязательство по НДС и проводить его корректировку нужно.

5

Арест — запрет всех расходных операций в пределах суммы, на которую наложен арест, кроме случаев, когда такая сумма не указана (статья 59 Закона о банках).

6

Приостановка операций — запрет осуществления некоторых расходных операций. Происходит только в рамках наложения ареста на средства предпринимателя (статья 59 Закона о банках).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше