Темы статей
Выбрать темы

Время покупать бизнес? Время продавать бизнес?

Редакция СД
Статья

Время покупать бизнес? Время продавать бизнес?

 

Мы не устаем повторять, что кризис таит в себе не только угрозу, но и открывает новые возможности, но лишь для тех, кто эти возможности успеет своевременно реализовать…

 

Почему продают свой бизнес?

Скажем прямо: прежде всего

из-за кризиса. Сегодня некоторые собственники делают это в надежде вовремя (как им кажется) вывести средства из активов и пересидеть до лучших времен на мешке с наличными. Более предусмотрительная (и более многочисленная) группа бизнесменов пытается таким образом сманеврировать средствами, изымая их из отраслей, менее привлекательных на начальном этапе кризиса, и вкладывая их в более выгодные. Предлагаемые такими бизнесменами к продаже предприятия в большинстве своем находятся в явно предкритическом положении, а значит, могут быть приобретены по достаточно низкой цене.

Другие же предприниматели просто очень ясно осознают, что еще совсем недавно

уютная деловая ниша вдруг перестала их устраивать, так как просто не окупает затрат на организацию работы предприятия в новых условиях. Если же к этому добавить бремя «дешевых» кредитов (особенно в валюте), взятых когда-то под весьма соблазнительные процентные ставки, то идея избавиться от подобного бизнеса как можно быстрее становится для них просто спасительной. Так на рынке появляются вполне рабочие предприятия, ставшие проблемными в силу изменившейся обстановки.

Отдельной строкой в перечне продавцов проходят

собственники, которые просто хотят уйти на покой и/или перебраться из Украины в страну с более стабильной внутриполитической ситуацией, более высоким уровнем жизни и, по крайней мере, позволяющей хотя бы сберечь все честно нажитое долгим трудом. Такие собственники, как правило, выставляют на продажу вполне благополучные бизнес-организации, стоимость которых в лучшие времена в несколько раз превышала бы цену, сложившуюся на рынке сегодня. А поскольку количество бизнесменов, стремящихся совместить уход на покой с переменой постоянного места жительства в период кризиса возрастает, то перед покупателями открывается более широкий выбор подобных предприятий.

И наконец, отметим

самое главное: собственники в настоящее время активно продают свой бизнес потому, что сегодня на него еще существует платежеспособный спрос.

Даже сейчас, во время кризиса, достаточно людей, которых мучает всего лишь один, но очень трудный вопрос: куда вложить наличные деньги? Дело в том, что за последнее время наиболее предприимчивым из наших сограждан все же удалось выудить с депозитов около 19 млрд гривен, причем львиная доля этих «спасенных» из банков средств как раз и составляет столь подорожавшая сегодня долларовая масса. Прибавьте к этому 1 — 1,5 млрд «заробитчанской» валюты, хлынувшей в Украину после сокращения количества рабочих мест в благополучной Европе — и станет очевидным, что сегодня в Украине (пока еще!) достаточно «свободных» денег, владельцы которых ищут им эффективное применение.

В сложившейся обстановке «живой», работающий бизнес под ключ, приобретенный по сходной цене, может быть весьма соблазнительным вариантом инвестиций, тем более сейчас, пока его целостность и эффективность может быть сохранена благодаря сравнительно небольшим денежным вливаниям.

И такие предприятия сегодня в Украине можно реально найти.

 

Какой бизнес продают?

По числу предложений (до 32 %) среди предприятий, выставляемых на продажу в Украине,

первое место в настоящее время удерживают розничные торговые сети продовольственных и/или хозяйственных товаров (в том числе и бытовой химии), а также их отдельные составляющие (магазины, торговые палатки, ларьки и т. п.). Лидируют же сети сравнительно небольших (до 400 кв. м. торговой площади) продуктовых магазинов, которые в условиях кризиса порой не в состоянии конкурировать со своими более крупными собратьями (сетями универмагов и мегамаркетов) в удержании относительно невысоких цен.

Однако заметим, что ситуация в отношении небольших магазинов, по мнению экспертов, в скором времени переменится к лучшему. И причина этому — падение реальных доходов населения. Люди будут просто лишены возможности совершать объемные приобретения (пусть и по более низким ценам) в супермаркетах и вернутся к небольшим (по объему и стоимости) покупкам в маленьких магазинчиках, расположенных у самого дома.

Следующими по популярности (до 23 %) за торговыми сетями идут

небольшие предприятия, связанные со строительной промышленностью, — мини-заводы по производству бетона и блоков и других стройматериалов, деревообрабатывающие мастерские и т. п. «Почетное» второе место — результат замораживания подавляющего числа новостроек в стране и сворачивание строительства гражданами частных домов, дач, гаражей и пр.

Третью по численности предложений (до 12 %) группу составляют

предприятия автобизнеса — торговые площадки, СТО, автомойки, АЗС и прочее, собственники которых не располагают поддержкой крупных автопроизводителей и не надеются благополучно дожить до лучших времен, которые, согласно многочисленным экспертным оценкам, ожидают авторынок уже в 2010 году.

Предложения о продаже весьма популярных на рынке

бизнес-объектов развлекательной и рекреационной сферы — кафе, ресторанов, мини-отелей и баз отдыха — пока представлены сравнительно небольшой группой (до 9 %). Это объясняется тем, что, несмотря на явное снижение количества посетителей, кризис (благодаря новогодним праздникам и последовавшим за ними традиционным рождественским каникулам) пока еще не ударил всерьез по хозяевам этого сектора бизнеса. Однако уже к весне количество подобных предприятий, выставленных на продажу, может, по крайней мере, удвоиться.

Около 8 % в настоящее время на рынке составляют предложения о продаже

различных объектов сельскохозяйственного назначения — овощеводческих и животноводческих комплексов, небольших заводов по переработке сельхозпродукции и т. п. Увеличение в 1,5 — 2 раза подобных предложений на рынке можно ожидать к осени текущего года, чему будет способствовать уже начавшийся рост цен на топливо и сложность в получении кредитов на поддержание и развитие производства, сопровождаемое сокращением спроса на их продукцию.

Наконец, около 16 % от общего числа предложений представляют сегодня

предприятия сферы услуг — различного рода агентства, вендинговый бизнес, консалтинг и т. д. К ним относятся также бизнес-объекты, связанные с высокими технологиями, — интернет-клубы, интернет-магазины, интернет-кафе и т. д.

Если доля первых на рынке до конца года, вероятнее всего, возрастет на 10 — 15 %, то количество последних ввиду сравнительно небольших затрат на их содержание и сохранения спроса на их услуги заметно не увеличится.

 

Как продают бизнес?

Самостоятельно искать покупателя по объявлениям в средствах массовой информации не только малоэффективно, но и небезопасно!

Сама по себе попытка разместить в рекламно-информационных изданиях объявление о продаже бизнеса у большинства потенциальных покупателей не вызовет ничего, кроме смутных подозрений, что ему в лучшем случае хотят продать предприятие, которое не сегодня-завтра обанкротится, а в худшем — что его собираются обмануть. Кроме того, преждевременное широкое распространение информации о самом факте продажи бизнес-объекта может иметь негативные последствия (потеря поставщиков, усиление конкурентов и, наконец, просто привлечение внимания криминальных элементов).

Несколько более эффективным может стать

поиск возможных покупателей в Интернете (с размещением объявлений на соответствующих форумах и на специализированных сайтах) или через знакомых. Однако и этот путь полностью не гарантирует собственнику ни личной безопасности, ни предотвращения распространения информации о будущей сделке, ни того, что он получит за свое предприятие ту сумму, на которую он действительно вправе рассчитывать, не говоря уже о том, что самостоятельно проверить степень надежности будущего партнера сегодня практически невозможно.

В последнее время для продажи бизнеса в Украине собственники все чаще используют

услуги бизнес-брокеров (финансовых консультантов), которые не только помогают найти оптимального покупателя, проверить историю его деловой активности и убедиться в платежеспособности, но и сопровождают весь процесс проведения сделки вплоть до получения продавцом оговоренных денежных сумм. Кроме того, подобные компании могут оказать значительную помощь и на этапе подготовки бизнеса к продаже (оценка бизнеса, независимый аудит и т. п.), а при необходимости обеспечат сделке повышенный уровень конфиденциальности, отсеивая несерьезных и просто сомнительных покупателей еще на этапе предварительных переговоров.

Бизнес-брокеры уже успели хорошо зарекомендовать себя на Западе и в соседней России, где к настоящему времени с их помощью осуществляется уже свыше 65 % операций по купле-продаже предприятий малого бизнеса (в сфере среднего бизнеса этот показатель превышает 80 %). Эксперты отмечают, что с углублением экономического кризиса роль финансовых советников на бизнес-рынке только возрастет: чем сложнее обстановка, тем более важную роль будет играть фактор времени. Имеется в виду, что профессиональные бизнес-брокерские компании обладают обширными клиентскими базами, широкими связями в медиа-пространстве и деловой среде, что значительно сокращает процесс поиска реального покупателя.

Впрочем, пока кризис еще только набирает обороты, у малого и среднего бизнеса Украины еще есть время подумать над принятием правильного решения.

 

Заключение (мнение специалистов)

Рынок купли-продажи готового бизнеса в Украине еще до конца не сформирован. Для многих из продавцов бизнеса пока не ясно, зачем пользоваться услугами бизнес-брокера и что это может им дать. По этому поводу можно провести простую аналогию. Кто-то делает ремонт в квартире самостоятельно, а кто-то нанимает рабочих. Нельзя однозначно утверждать, чей выбор более правильный. Может быть, одному не хватает средств, чтобы нанять квалифицированного сантехника или электрика, а возможно, поблизости просто нет подходящих специалистов. Бывает и так, что человеку просто очень нравится делать все своими руками и он не хочет упустить удобную возможность в очередной раз получить от этого удовольствие.

Также обстоит дело и с наймом бизнес-брокера для продажи бизнеса. Однозначно правильного ответа на вопрос, пользоваться услугами посредника или нет, не существует. Но если вы решились продавать бизнес сами и делаете это впервые, то вам просто необходимо знать, как это правильно делать, подобно тому, как необходимо знать, что нельзя касаться оголенных проводов под напряжением, если вы собрались ремонтировать в квартире электропроводку.

 

Материал подготовила Елена Кедрус

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше