Темы статей
Выбрать темы

Бартер и взаимозачет у предпринимателей

Редакция СД
Статья

Бартер и взаимозачет у предпринимателей

 

Все мы, наверное, хорошо помним проблемы, связанные с кризисом неплатежей 90-х. Хроническая нехватка денежных средств делала все более популярным бартер, и уже к 1997 году так проводилось около 40 % всех расчетов в стране. Со временем его популярность значительно упала. Сегодня из-за финансово-экономического кризиса многие предприниматели опять столкнулись со старой проблемой — отсутствием свободных денежных средств. А значит, вопросы, касающиеся того, как правильно обменяться товарами/услугами или зачесть взаимные долги, снова актуальны и, более того, их нельзя откладывать в долгий ящик. Итак, разбираемся прямо сейчас.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о бартере в ВЭД

— Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 г. № 351-XIV.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Инструкция № 136

— Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

 

Бартер и взаимозачет: в чем разница?

Понятия «бартер» и «взаимозачет» очень похожи, но документальное оформление таких операций отличается. Поэтому для начала определимся, что есть что.

 

Определение

Бартер

Взаимозачет

1

2

3

По ГКУ (правовая природа понятий

статьи 715, 601 ГКУ)

 

Это операция, при которой каждая из сторон передает другой стороне один товар в обмен на другой товар. Кроме обмена товарами, можно менять товары на работы (услуги) или меняться услугами, выполненными работами

 

Это операция, в результате которой обязательства сторон друг перед другом прекращаются на основании зачета встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил справка 1. Взаимозачет может производиться по заявлению одной из сторон. Поясним:

1) однородными считаются два денежных требования, два товарных или два требования по услугам (например, оба предпринимателя одновременно должны друг другу деньги, или одновременно должны товары, или одновременно должны оказать друг другу определенные услуги, выполнить работы). Допустим, что:

— предприниматель А. А. должен предпринимателю Б. Б. деньги за полученные товары. В свою очередь предприниматель Б. Б. должен предпринимателю А. А. оплату за аренду помещения (т. е. за услуги). Требования однородны, так как оба предпринимателя должны друг другу деньги;

— предприниматель А. А. перечислил предпринимателю Б. Б. предоплату за товары (в результате Б. Б. должен А. А. отгрузить товары). Но предприниматель Б. Б. не может ни поставить товары, ни вернуть предоплату. Однако ранее он предоставил предпринимателю А. А. услуги по ремонту офиса (срок оплаты услуг наступил, но А. А. их еще не оплатил), т. е. А. А. должен Б. Б. деньги. Такие требования неоднородны, поскольку первый предприниматель должен второму товары, а второй должен первому деньги;

2) срок выполнения требования считается наступившим в последний день срока, если он был установлен в договоре. Если же в договоре срок не установлен или определен так: «Выполнение обязательства производится в момент предъявления требования», — зачет требований можно проводить в любое время;

3) при выполнении первых двух условий взаимозачет в принципе может быть осуществлен по инициативе только одной стороны. Но на практике, как правило, взаимозачет происходит по договору обеих сторон

Для целей отражения НДС (пункт 1.19 статьи 1 Закона о налоге на прибыль, пункт 1.17 статьи 1 Закона об НДС) и, как правило, для целей отражения доходов/ расходов

Это операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, отличной от денежной, включая все виды зачета и погашения взаимной задолженности. Иными словами, если за отгруженные товары (работы, услуги) продавцу не поступают наличные или безналичные денежные средства, а что-либо иное — это бартер

Взаимозачет нужно оформлять только в соответствии с требованиями статьи 601 ГКУ. Однако в целях отражения НДС он приравнивается к бартеру

 

Важный момент для

предпринимателей -единоналожников: осуществлять бартер и взаимозачет они имеют полное право. Указ № 746 устанавливает запрет на неденежные расчеты только для единоналожников — юридических лиц, поэтому к физлицам-предпринимателям этот запрет никакого отношения не имеет.

Единственное ограничение, которое нужно учитывать

всем предпринимателям (не только единоналожникам), — осуществляя бартер или взаимозачет по алкоголю и табачным изделиям, суммы НДС и акциза нужно уплачивать исключительно деньгами (статья 15 Закона № 481).

 

Документальное оформление бартерных операций

С терминами разобрались. Теперь можно переходить к документальному оформлению операций. Начнем с

бартера. Допустим, предприниматель решил обменять свою продукцию (работы, услуги) на продукцию (работы, услуги) другого предпринимателя или предприятия. В этом случае стороны должны подписать договор бартера (мены). Ориентировочный образец такого Договора приведен в конце статьи. Его можно сократить, изменить или переделать с учетом специфики заключаемой сделки и «нужности/ненужности» отдельных положений Договора для данной сделки. А сейчас сделаем только несколько замечаний:

1. В соответствии со

статьей 715 ГКУ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам после завершающей операции. Иными словами, если товар передала только одна сторона, то сторона, получившая его, не имеет на него права собственности до тех пор, пока не передаст в ответ свой товар.

Такая ситуация может быть не совсем удобной, поэтому

ГКУ разрешает в бартерном договоре установить иной механизм перехода права собственности. В частности, в приведенном в конце статьи образце Договора в пункте 3.6 говорится о том, что право собственности на обмениваемый товар переходит к принимающей Стороне с момента передачи ей этого товара. Однако, если предприниматель желает придерживаться схемы, установленной в ГКУ, он может переписать пункт 3.6 Договора или просто исключить его.

2. Оговорка о ценах (

пункты 2.2 — 2.3 Договора) позволит предпринимателю при необходимости доказать, что договорные цены на обмениваемый товар соответствуют обычным ценам. Нужно заметить, что пригодится это только в случае претензий со стороны налоговиков. К предпринимателю такие претензии могут быть предъявлены, если он — плательщик НДС (подробнее см. раздел «НДС при бартере (взаимозачете)»).

3. При желании обменять товар на услуги или услуги на услуги нужно откорректировать образец

Договора, указав в нем наименование услуг, их стоимость и иные существенные условия. При этом следует иметь в виду, что факт получения услуги, как правило, оформляется актом приема-передачи услуг (форма акта — произвольная).

 

Документальное оформление взаимозачета

Данный тип расчетов используется в том случае, когда предприниматель заранее не планировал обменивать товары на другие товары или услуги. Но допустим, однажды он обнаружил следующее:

— пришел срок уплаты за приобретенные товары (работы, услуги);

— в то же время оказывается, что продавец товаров сам является должником перед предпринимателем за полученные от него товары (работы, услуги).

Возникает вопрос: зачем гонять деньги по банковским счетам туда и обратно и уплачивать комиссию банку, если можно взаимно зачесть друг другу долги? Именно для этого и используется процедура взаимозачета.

Как упоминалось выше, инициировать взаимозачет может даже одна сторона (вторая просто обязана согласиться), однако на практике стороны предпочитают проводить его по обоюдному согласию. Для этого они

составляют соглашение (акт, протокол) о зачете встречных однородных требований и вдвоем подписывают его.

Причем если встречные требования по сумме равны, то они полностью прекращаются в момент подписания соглашения (акта, протокола).

Если же суммы задолженности разные, то полностью прекращается меньшая из них, а большая просто уменьшается на сумму взаимозачета (остаток долга можно погасить деньгами).

Соглашение о взаимозачете может иметь произвольную форму, ориентировочный его образец приведен в конце статьи.

 

Доходы, расходы и Книга ф. № 10

Сначала одна оговорка:

определяя бартерные доходы и расходы, необязательно ориентироваться на обычные цены. Такая обязанность установлена только для юридических лиц, поэтому физлица-предприниматели (ФЛП) на обычные цены могут внимания не обращать (не путать с НДС: в целях определения бартерного НДС обычные цены используются всеми, в том числе физическими лицами — предпринимателями).

Поскольку правила налогообложения предпринимателей на общей системе и единоналожников отличаются, естественно, возникают нюансы и при отражении в Книге ф. № 10 доходов/расходов, связанных с бартером и взаимозачетом. Поэтому разбираемся отдельно.

Единоналожники.

Порядок налогообложения у предпринимателей на упрощенной системе — особенный, установленный Указом № 746. Основной показатель для них — сумма выручки. Именно по выручке судят: может ли предприниматель в дальнейшем оставаться на едином налоге или нет. А вот величина расходов и чистого дохода для единоналожника (т. е. разница между выручкой и расходами) никакой роли не играет, поскольку ставка единого налога всегда фиксированная и зависит только от вида деятельности.

Исходя из сказанного, рассматривая бартерные операции, в первую очередь обратим внимание на порядок отражения выручки. Откроем

статью 1 Указа № 746, в ней выручка определена так: «…сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)». Из самого определения следует важный вывод: поскольку при бартерных расчетах денежные средства не участвуют, деньги не поступают ни в кассу, ни на расчетный счет, сумма поступивших в оплату товаров не является выручкой предпринимателя-единоналожника. Значит, отражать выручку в Книге ф. № 10 при осуществлении бартерных операций не нужно. Ну а поскольку выручку при бартере отражать не нужно, расходы на приобретение (изготовление) товара (продукции), переданного по бартеру, тоже нигде не показываются. Это правильный подход.

Но

мнение ГНАУ — иное: специалисты налоговых органов считают, что стоимость товара, полученного по бартеру, в выручку единоналожника включается («Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 20; 2007, № 10). Конечно, нет абсолютно никаких оснований утверждать это, но все-таки:

— если для предпринимателя показатель выручки не принципиален (т. е. далек от критических 500 тыс. грн.), во избежание споров с налоговиками стоимость товаров, полученных по бартеру, лучше включить в выручку. При этом в расходы можно сразу поставить стоимость приобретения товаров (услуг), переданных в обмен;

— если же выручка близка к 500 тыс. грн. и с учетом бартерной операции можно лишиться единого налога на весь следующий год, есть смысл побороться (не исключено, что даже в суде) и не включать в выручку стоимость полученных по бартеру товаров.

Несколько слов о

взаимозачете. Как и бартер, его нельзя считать выручкой потому, что при проведении взаимозачета предприниматель фактически не получает денег ни в кассу, ни на расчетный счет. А раз нет выручки, в Книгу ф. № 10 ничего не нужно записывать: ни доход в сумме взаимозачета, ни расходы в виде стоимости приобретения отгруженных товаров (услуг), по которым долг покупателя зачтен . Вместе с тем налоговики, вероятно, так же как и при бартере, будут настаивать на обратном. Поэтому, опять-таки, если показатель выручки не критичен, лучше с ними согласиться и включить сумму зачета в выручку.

Предприниматели на общей системе.

Основная налоговая нагрузка предпринимателя на общей системе зависит от суммы чистого дохода, т. е. от разницы между доходами и расходами. Поэтому тут важно правильно определить и доходы, и расходы.

В соответствии со

статьей 13 Декрета № 13-92 выручка предпринимателя на общей системе — это любая выручка в денежной и натуральной форме .

Давайте посмотрим, что происходит во время бартера? Предприниматель отдает один товар (работу, услугу), а взамен получает другой товар (работу, услугу):

 

img 1

 

Полученный взамен товар (работа, услуга) — это и есть выручка в натуральной форме. Значит, бартерные операции на общей системе налогообложения всегда приводят к возникновению дохода. Теперь подробнее.

Полученные по бартеру товары — это выручка в натуральной форме.

Значит, их договорную стоимость (т. е. стоимость, указанную в договоре бартера) следует включать в доходы и записывать в Книгу ф. № 10. Ну а поскольку есть доход, то при соблюдении иных необходимых условий справка 2 предприниматель имеет право уменьшить его на сумму расходов, связанных с приобретением или созданием переданных по бартеру товаров (продукции, работ, услуг).

 

 

ПРИМЕР

ФЛП А. А. (на общей системе налогообложения) заключил с ФЛП В. В. бартерный договор по обмену 60 кг печенья на 3 офисных стола. Общая стоимость печенья и столов, указанная в договоре, одинакова — 1300,00 грн.

На приобретение столов ФЛП А. А. потратил 900,00 грн. Как учесть доходы и расходы?

Допустим, события происходили в следующей последовательности:

1)

ФЛП А. А. отгрузил печенье. Поскольку на дату отгрузки доход от продажи печенья (в нашем случае доход натуральный — 3 офисных стола) еще не поступил, в Книгу ф. № 10 никакие записи не заносятся;

2)

ФЛП А. А. получил столы от ФЛП В. В. Итак, получена выручка — 3 стола. Значит, на дату получения столов в Книгу ф. № 10 в графу «Выручка» записываем их стоимость, взятую из бартерного договора, — 1300,00 грн.

Напомним, что столы — это доход предпринимателя от продажи печенья, поэтому одновременно с отражением дохода в Книге ф. № 10 у него появляется право при подведении итогов зачесть расходы на их приобретение при подсчете чистого дохода за определенный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Запись о расходах на приобретение печенья — 900,00 грн. — в графу «Расходы» Книги ф. № 10 предприниматель мог сделать еще на момент их понесения. В свете появления

письма ГНАУ о штрафах по статьям 20 и 21 Закона об РРО (см. с. 29 этого номера) расходы в Книгу ф. № 10 лучше заносить в хронологическом порядке (но учитывать при расчете чистого дохода только на момент получения дохода). Если предприниматель торгует по безналу, проблемы штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО к нему отношения не имеют, поэтому он вполне может расходы в Книге ф. № 10 показать на момент получения доходов. Чистый доход предпринимателя А. А. от бартерной сделки составит 1300,00 - 900,00 = 400,00 грн.;

3)

если в дальнейшем ФЛП А. А. решит продать столы, то на дату получения оплаты за них он должен будет записать в Книгу ф. № 10 в графу «Выручка» полученную сумму оплаты, а заполнить графу «Расходы», указав в ней договорную стоимость столов, полученных по бартеру, т. е. 1300,00 грн., можно либо на момент их понесения, либо на дату получения дохода в зависимости от ситуации (см. выше пункт 2).

 

 

Существует мнение, что полученные по бартеру работы и услуги выручкой в натуральной форме не являются, так как не имеют вещественной (материальной) формы. Но все-таки, на наш взгляд, аргумент этот не самый убедительный, к тому же и налоговики явно будут против невключения в доход стоимости работ (услуг), полученных по бартеру. Поэтому

мы бы рекомендовали при подписании акта выполненных по бартеру работ (услуг) указывать их стоимость в Книге ф. № 10 в графе «Выручка».

Ну а поскольку есть доход, для целей налогообложения его можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением (изготовлением) переданных по бартеру товаров (работ, услуг).

 

 

ПРИМЕР

ФЛП А. А. заключил с ФЛП В. В. бартерный договор, в соответствии с которым ФЛП А. А. передает ФЛП В. В. 100 погонных метров (п. м) велюра, а ФЛП В. В. обивает им 240 стульев предпринимателя А. А. При этом на обивку договорено использовать только 40 п. м, а остальные 60 п. м остаются у предпринимателя В. В. в качестве оплаты за работы по обивке стульев.

Предприниматели договорились, что стоимость 60 п. м велюра и услуг обивки одинаковая и составляет 1500,00 грн. Как учесть операции, если известно, что на изготовление 240 стульев (до обивки) ФЛП А. А. израсходовал 10000,00 грн., а велюр покупал по 20 грн./п. м?

По логике события должны происходить в следующей последовательности:

1)

ФЛП А. А. передал 100 п. м велюра и 240 стульев. Никакой оплаты за велюр нет, поэтому в Книгу ф. № 10 ничего не записываем;

2)

ФЛП В. В. передал обитые велюром стулья предпринимателю А. А. (подписан акт выполненных работ). Поскольку работы — это выручка в натуральной форме, Книгу ф. № 10 заполняем так:

— в графу «Выручка» записываем стоимость работ (услуг), указанную в бартерном договоре (это выручка от продажи 40 п. м велюра). Запись производится на дату подписания акта выполненных работ по обивке стульев;

— что касается расходов, то заносить их в Книгу ф. № 10 лучше на дату понесения. Но если предприниматель не торгует за наличные, — можно и на момент получения доходов (подробнее см. пункт 2 предыдущего примера).

В графе «Расходы» указываем стоимость, по которой 40 п. м велюра были приобретены: 40 х 20,00 = 800,00 грн.;

3)

допустим, в дальнейшем ФЛП А. А. продал все 240 стульев. В таком случае в Книге ф. № 10 на момент получения оплаты от покупателя нужно указать:

— в графе «Выручка» — сумму полученной оплаты;

— в графе «Расходы» (либо на момент их понесения, либо на момент получения дохода — в зависимости от ситуации, см. выше) себестоимость изготовленных стульев, включая стоимость велюра, потраченного на обивку, и стоимость обивочных работ, указанную в бартерном договоре (1500,00 грн.). Итого имеем: 10000,00 + 40 х 20,00 + 1500,00 = 12300,00 грн.

 

 

Что касается

зачета задолженностей, то нам представляется, что сумму зачета правильнее считать выручкой в натуральной форме, как и бартер, хотя могут быть и исключения.

Стандартный случай —

зачет денежных требований — особых вопросов не вызывает. На дату подписания акта взаимозачета оба предпринимателя заполняют Книгу ф. № 10 так:

— в графе «Выручка» указывается сумма зачета;

— в графе «Расходы» указывается стоимость приобретения или изготовления тех товаров (продукции, работ, услуг), по которым зачтена задолженность покупателя.

Нестандартный случай —

зачет товарных требований (или требований по услугам) — встречается довольно редко. Как с ним поступать — до конца не ясно. Ведь предприниматели, которые должны друг другу товары (услуги), по-видимому, перед этим перечислили друг другу авансовые платежи. В свою очередь, если зачесть авансы без фактической отгрузки товаров, то это будет выглядеть странно и вряд ли может считаться доходом. Скорее даже наоборот: доход уже был отражен при получении аванса, и теперь его нужно бы уменьшить, так как фактически товар не отгружается, а аванс возвращен покупателю.

Чтобы избежать сложностей и недоразумений с проверяющими, предпринимателям лучше написать друг другу претензии с требованием вернуть аванс. После этого они уже будут должны друг другу не товары, а деньги и смогут зачесть встречные денежные требования обычным взаимозачетом. При этом, на наш взгляд, выручку отражать в данном случае не нужно, поскольку зачет связан не с получением выручки, а, напротив, с ее возвратом.

 

НДС при бартере (взаимозачете)

Как уже упоминалось,

Закон об НДС не делает различия между бартером и взаимозачетом. При этом в пункте 4.2 Закона об НДС сказано, что на стоимость обменянных по бартеру товаров (работ, услуг) начисляется НДС исходя из договорных цен, но обязательно не ниже обычных цен. Поэтому данное ограничение распространяется и на взаимозачет.

Нужно заметить, что договорная цена по умолчанию считается обычной, и доказывать это совсем не нужно (

подпункты 1.20.1, 1.20.8 Закона о налоге на прибыль). Но налоговики при проверке могут (имеют право) усомниться и доказать, что предприниматель применил цену ниже обычной, в результате — начислят долг (недоимку) по НДС. В таком случае есть смысл с ними поспорить и доказать, что цены, указанные в бартерном договоре, обычные. Сделать это будет несложно, если предприниматель подпишет Договор, используя образец, приведенный в конце статьи: достаточно показать налоговикам пункты 2.2 и 2.3 Договора и напомнить следующее:

— в соответствии с

подпунктом 1.20.1 Закона о налоге на прибыль обычная цена — это справедливая рыночная цена;

— в свою очередь, справедливая рыночная цена (на основании того же

подпункта 1.20.1) — это «…цена, по которой товары (работы, услуги) передаются иному собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить при отсутствии любого принуждения, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг)».

При

взаимозачете доказать «обычность» цен, по которым проводилась продажа товаров (работ, услуг), поможет наличие прайса. При этом дата утверждения прайса должна приблизительно соответствовать дате фактической передачи товара, а опираться в доказательствах нужно на подпункт 1.20.3 Закона о налоге на прибыль: «Для товаров (работ, услуг), которые продаются путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, которая содержится в таком публичном объявлении». Кстати, с тем, что договоры, прайсы и рекламные объявления являются документами, подтверждающими «обычность» цены, соглашаются и налоговики.

Теперь перейдем непосредственно к тому, как правильно отражать НДС в ходе бартера и взаимозачета. Ничего сложного в этом нет, поскольку с 2003 года

бартерный НДС отражается по тем же правилам, что и НДС при обычной купле-продаже, т. е. никаких особых правил для бартера (и взаимозачета) нет (письмо ГНАУ от 24.02.2003 г. № 3100/7/15-3317). Для наглядности рассмотрим три ситуации.

Ситуация 1:

первое событие — отгрузка товаров (выполнение работ, услуг) по бартеру:

— в первую очередь выписываем налоговую накладную и отражаем налоговое обязательство по НДС (НО по НДС). Происходит это на дату отгрузки товара, а при выполнении работ (услуг) — на дату подписания документа, свидетельствующего об их выполнении —

подпункт 7.3.1 Закона об НДС;

— в дальнейшем при получении товара (работ, услуг) взамен переданных товаров (работ, услуг) возникает право на налоговый кредит (НК по НДС) при наличии налоговой накладной —

подпункт 7.5.1 Закона об НДС.

Ситуация 2:

первое событие — получение товаров (работ, услуг) по бартеру:

— вместе с товаром (работами, услугами) предприниматель получит от контрагента налоговую накладную. Значит, на дату ее получения у него возникнет право на НК по НДС —

подпункт 7.5.1 Закона об НДС;

— в дальнейшем на дату передачи своего товара или подписания документа о выполнении работ (услуг) теперь уже нужно самостоятельно выписать налоговую накладную и отразить НО по НДС —

подпункт 7.3.1 Закона об НДС.

Ситуация 3: взаимозачет.

Поскольку на момент осуществления операций по передаче товаров (работ, услуг) стороны не знали о том, что будут проводить взаимозачет, они отражали налоговые обязательства и налоговый кредит как при обычной купле-продаже. В дальнейшем взаимозачет никаких дополнительных налоговых последствий по НДС, кроме тех, которые уже произошли, не вызовет.

 

 

ПРИМЕР

Предприниматель А. А. отгрузил предпринимателю В. В. товар на сумму 1200,00 грн. (в том числе НДС — 200,00 грн.). Срок оплаты товара наступил, однако предприниматель В. В. не имеет средств для оплаты. Вместо этого он предлагает зачесть долг предпринимателя А. А. за рекламные услуги, полученные им от предпринимателя В. В. на сумму 1200,00 грн. (в том числе НДС — 200,00 грн.). Как отразить НДС?

На дату отгрузки товара

предприниматель А. А. выписывает налоговую накладную и отражает НО по НДС — 200,00 грн. На основании этой налоговой накладной предприниматель В. В. отражает НК по НДС — 200,00 грн.

На дату подписания акта о предоставлении рекламных услуг

предприниматель В. В. выписывает налоговую накладную и отражает НО по НДС — 200,00 грн. На эту же дату предприниматель А. А. отражает НК по НДС — 200,00 грн.

На дату взаимозачета

никто не отражает и не корректирует НДС, так как никаких дополнительных последствий, связанных с НДС, не возникает.

 

 

Взаимозачет и бартер в ВЭД

Если предприниматель занимается внешнеэкономической деятельностью и у него возникла необходимость

зачесть встречные долги с контрагентом, сделать это он имеет право в отношении импортных и экспортных договоров. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

— требования возникли в результате взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами;

— требования однородны;

— срок выполнения встречных требований наступил или не установлен или определен моментом предъявления требования;

— между сторонами не было споров о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения и т. п. (

пункт 1.10 Инструкции № 136, письмо ГНАУ от 09.10.2008 г. № 20580/7/22-5017).

Рассчитаться с контрагентом, в частности произвести взаимозачет по общему правилу, необходимо в течение

180 календарных дней после отгрузки товара (работ, услуг).

Теперь о бартере.

Обмениваться товарами (работами, услугами) с иностранными контрагентами разрешено (часть 3 статьи 1 Закона о бартере в ВЭД), но завершающая операция должна быть произведена не позже чем через 90 календарных дней после первой операции (а по высоколиквидным товарам — 60 календарных дней). При этом датой отгрузки товаров считается дата оформления ГТД, а датой передачи результатов работ или услуг — дата подписания акта приема-передачи справка 3.

Следует иметь в виду, что

некоторые товары запрещено ввозить или вывозить по бартеру.

Порядок отражения доходов и расходов при бартере и взаимозачете в ВЭД такой же, как и при осуществлении этих операций с резидентами.

Что касается НДС, то специального таможенного режима «взаимозачет» или «бартер» не существует, поэтому все операции оформляются либо как экспорт, либо как импорт. Соответственно и НДС уплачивается по тем же правилам, которые применяются для импорта/экспорта.

 

Выводы

Бартер — это обмен чем-либо, не предполагающий получение денежных средств. При взаимозачете изначально предполагается провести куплю-продажу, но в силу определенных причин в дальнейшем просто аннулируются встречные долги.

Осуществлять операции бартера и взаимозачета можно как с отечественными субъектами, так и с зарубежными (нерезидентами).

Единоналожники

в результате бартера и взаимозачета ни доходов, ни расходов отражать не обязаны. Однако налоговики желают видеть сумму бартера и взаимозачета в составе доходов. Поэтому если выручка далека от критических 500 тыс. грн., лучше не спорить и записать в Книгу ф. № 10 доход в сумме бартера (взаимозачета).

Предприниматели на общей системе и бартер, и взаимозачет в выручку включают.

Плательщики НДС

, осуществляя бартер или взаимозачет, отражают НО и НК в обычном порядке, как и при операциях купли-продажи. Никаких дополнительных последствий по НДС, которые были бы связаны с неденежными расчетами, при этом не возникает.

Справочная информация (справка)

1

Не допускается взаимозачет в таких случаях:

— возмещение вреда, нанесенного искалечением, повреждением здоровья или смертью;

— взыскание алиментов;

— пожизненное содержание (присмотр);

— истечение срока исковой давности;

— в иных случаях, установленных договором или законом (

статья 602 ГКУ).

2 Предприниматели на общей системе имеют право учесть расходы только в том случае, если выполнены

одновременно три условия:

1) есть документ об оплате расходов;

2) расходы связаны с полученным доходом;

3) расходы соответствуют перечню из

статьи 5 Закона о налоге на прибыль (статья 13 Декрета № 13-92).

3 Если в процессе

бартера резидент предоставляет нерезиденту работы или услуги, то в течение 5 рабочих дней после подписания акта их приема-передачи об этом нужно уведомить налоговиков и таможню, иначе за каждый день просрочки будет начислена пеня в размере 1 % стоимости работ, услуг (письмо ГНАУ от 31.03.2009 г. № 6602/7/22-5017).

 

 

img 2
img 3
img 4
img 5

 

img 6
img 7

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше