Темы статей
Выбрать темы

Летние площадки: актуальные вопросы

Редакция СД
Статья

Летние площадки: актуальные вопросы

 

Когда на улице прекрасная погода, посетителям кафе и ресторанов так не хочется сидеть взаперти. Обед или ужин на свежем воздухе — что может быть приятнее? Открытые летние кафе-площадки давно уже стали, пожалуй, главным атрибутом теплого времени года. Поэтому владельцы кафе всегда стараются к первому солнышку добавить в своем заведении посадочных мест на свежем воздухе. Однако при открытии летней площадки всегда возникает ряд вопросов, которые касаются разрешительных документов, оформления земли и т. д. Эти вопросы мы сейчас и обсудим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», Елена УВАРОВА, юрист

 

Документы статьи

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон № 3745

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 2807

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон № 4004

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Инструкция № 59

— Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59.

Инструкция № 278

— Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.05.2006 г. № 278.

Методрекомендации № 296

— Методические рекомендации по установлению порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденные приказом Минстроя Украины от 04.09.2006 г. № 296.

Порядок № 150

— Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 833

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 414

— Порядок выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, а также согласий и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденный приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

Правила пожарной безопасности

— Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 г. № 126.

Правила № 219

— Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

Правила № 854

— Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.

Типовые правила размещения МАФ

— Типовые правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденные приказом Госкомстроя от 13.10.2000 г. № 227.

 

Ч

асть 1: Основные организационные моменты

Размещение летней площадки

Открывая летний объект, прежде всего предстоит определиться с его размещением: рядом с заведением ресторанного хозяйства или в другом отдаленном месте. В связи с этим в зависимости

от месторасположения летние площадки можно разделить на:

— открываемые при уже действующих заведениях ресторанного хозяйства (на прилегающей к ним территории по принципу дополнительного увеличения посадочных мест, иногда с этой целью, например, могут использоваться внутренние дворы, примыкающая к входу территория и пр.). В таком случае летняя площадка по сути представляет собой

часть (продолжение) предприятия общественного питания;

— автономные летние площадки, расположенные на отдельной территории (в местах массового отдыха) и имеющие статус самостоятельного пункта продажи (более редкий вариант «летников»).

 

Разрешительные документы

Сразу отметим: поскольку летние площадки первого вида располагаются на территории,

прилегающей к стационарному объекту заведения ресторанного хозяйства, то для их открытия, как правило, получать какие-либо дополнительные разрешительные документы не нужно (ведь они уже получены на основной стационарный объект). И все же, открывая летнюю площадку, субъект хозяйствования может столкнуться с тем, что по регионам Украины местными правилами будут на этот счет установлены «свои» условия. Порой они настолько противоречивы, что вводят в заблуждение предпринимателя. Так, одни местные правила, например, не требуют получения отдельных разрешений для открытия прилегающей летней площадки, однако говорят о необходимости внесения при этом соответствующих уточнений в разрешения на размещение основного объекта (ресторана, бара, кафе и т. п.). Другие же, наоборот, обязывают получать отдельное разрешение на такой примыкающий летний объект. Поэтому, открывая летнюю площадку, насчет разрешительных документов стоит поинтересоваться у местных органов власти (для чего хорошо бы ознакомиться с положением, утвержденным местными органами и регулирующим подобные вопросы, в частности с местными правилами размещения летних площадок, если таковые, конечно, существуют).

Если же открываемая на теплый период времени летняя площадка будет

автономной (т. е. планируется открыть летнее кафе — самостоятельный отдельный объект), процедуру ее открытия предстоит пройти с самого начала и получить ряд разрешительных документов в общем порядке. Поэтапно этот процесс можно описать так:

1. Оформляются права на землю, т. е. документы, удостоверяющие право собственности (пользования) земельным участком, на котором будет размещаться летняя площадка.

2. Также предстоит получить ряд разрешительных документов и согласований на начало работы от соответствующих органов:

— разрешение на размещение объекта торговли;

— разрешение органов санэпидемстанции (СЭС) (

пункт 1.6 Правил № 219);

— разрешение органов Госпожарнадзора на начало работы и аренду помещений;

— согласование с «сетевыми» службами (электриками, водопроводчиками);

— согласование со Службой автомобильных дорог Украины (Укравтодором), если объект будет размещаться вдоль проезжей части.

3. Сооружение автономного летнего кафе согласовывается с управлением градостроительства и архитектуры. Не исключено, что при этом согласно местным правилам застройки придется получить разрешение на размещение МАФ (малых архитектурных форм) справка 1. При наличии разрешения на начало строительства и соответствующей проектно-строительной документации можно приступать к сооружению и обустройству объекта.

Можно сказать, что вышеперечисленные разрешения являются своего рода организационными и касаются непосредственно открытия летнего объекта. Вместе с тем, поскольку летние площадки (кафе) открываются в первую очередь для торговли, субъекту хозяйствования предстоит получить также и

«торговые» разрешительные документы (патенты, лицензии).

Патенты.

Как известно, патентованию подлежит торговая деятельность за наличные денежные средства, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в пунктах продажи. При этом к пунктам продажи товаров пункт 3 статьи 3 Закона о патентовании относит и открытые летние площадки справка 2. Вместе с тем необходимость приобретения патента в данном случае будет зависеть от системы налогообложения, на которой работает предприниматель (единоналожникам патент не нужен), месторасположения летней площадки и особенностей осуществления наличных расчетов. Сразу укажем, что торговый патент в первую очередь будет необходим автономному летнему кафе, если его владелец находится на общей системе налогообложения. Если при уже открывшемся кафе обустраивается летняя площадка, отдельный патент не нужен.

Лицензии.

Если наравне с прочими блюдами и кулинарными изделиями на летнем объекте планируется реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия, то на розничную торговлю такими товарами предстоит получить соответствующие лицензии (отдельно на розничную торговлю алкоголем и отдельно на розничную торговлю табаком; пункт 1.4 Правил № 219). Особенности лицензирования в этом случае оговаривает Закон № 481, согласно которому плата за лицензии в данном случае зависит от количества имеющихся у субъекта хозяйствования РРО (КУРО). При этом:

Правила розничной торговли алкогольными напитками утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854;

Правила розничной торговли табачными изделиями утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

А вот

пиво к алкогольным напиткам не относится, поэтому лицензия на торговлю этим напитком не нужна.

 

Часть 2: Земля для летней площадки

Летние площадки (кафе) на земле, права на которую уже получены

На летние площадки, прилегающие к кафе, равно как и на автономные летние площадки, должны быть соответствующим образом оформлены права на землю. «Летники» можно разместить на земельном участке, находящемся в собственности у субъекта хозяйствования или на правах аренды.

При этом следует помнить о требованиях к порядку использования земельного участка, находящегося как в собственности, так и в аренде. Напомним, что общим требованием для любого земельного участка является обязательное использование его только в соответствии с целевым назначением (целевое назначение земельного участка, в частности, можно узнать из текста договора, по которому к субъекту хозяйствования перешли права на него). Остановимся подробнее на вариантах правомерного размещения кафе.

Так, размещение кафе не будет нарушать целевое использование земельного участка, если последний отнесен к категории жилищной и общественной застройки справка 3. Однако и в этом случае субъект хозяйствования не может только на свое усмотрение решать вопрос о том, какой объект разместить на принадлежащем ему либо находящемся в его пользовании земельном участке.

Если земельный участок арендуется, то возможности его использования ограничены также условиями договора аренды. Типовой договор аренды земли предусматривает указание

условий использования земельного участка, что, в частности, предполагает фиксацию цели его использования. Каких-либо четких формулировок целей, для которых может использоваться земельный участок, законодательство не предлагает. Приемлемыми для того, чтобы размещение кафе не было квалифицировано как нарушение условий использования земельного участка, могут быть, например, такие формулировки: «оказание услуг питания», «размещение заведения общественного питания» и др. Если же изначально в договоре аренды указано как цель использования, например, «размещение магазина», «оказание бытовых услуг населению» и т. п., то субъекту хозяйствования придется пройти процедуру внесения изменений в договор аренды. В противном случае у арендодателя, которым в большинстве случаев по договорам аренды земли в пределах населенного пункта выступают местные советы, возникнет право расторгнуть договор. Основанием для такого требования станет ссылка на нарушение арендатором условий использования земельного участка. Такие споры не редкость для отечественной судебной практики (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 10.06.2008 г. по делу № 22-а-1401/08).

Собственники земельного участка, безусловно, могут чувствовать себя более свободно, помня лишь о необходимости использования земельного участка с учетом категории его целевого назначения.

В то же время и собственникам, и арендаторам земли не лишним будет ознакомиться с утвержденными местным советом правилами благоустройства населенного пункта, чтобы убедиться в отсутствии дополнительных требований к оформлению прав на земельный участок для размещения летнего кафе (см. часть 5 статьи «Когда необходимо разрешение на МАФ» на с. 24).

 

Если земли еще нет

В этом случае для организации летнего кафе землю можно либо купить, либо взять в аренду.

Если покупается либо берется в аренду земельный участок,

находящийся в частной собственности, то процедура сводится к достижению согласия сторон договора по всем его существенным условиям и собственно к заключению договора, который подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. В случае перехода права собственности на земельный участок к субъекту хозяйствования право собственности также подлежит государственной регистрации. При этом напоминаем: использовать земельный участок согласно статье 125 ЗКУ можно только после получения документа, подтверждающего право на него. При переходе права собственности им является государственный акт о праве собственности на земельный участок, при аренде земельного участка — договор аренды (статья 126 ЗКУ). Использование земельного участка для размещения малой архитектурной формы также требует соблюдения указанных выше требований (письма Госкомзема от 11.07.2008 г. № 6-8-2111 и от 25.01.2007 г. № 6-11-135/М-6).

В отношении продажи и передачи в аренду земельных участков коммунальной и государственной форм собственности действующее законодательство предусматривает целый ряд особенностей. По общему правилу продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности или передача их в аренду осуществляется

на конкурентных началах (через аукционы). О проведении последних с указанием земельных участков, права на которые будут предметом продажи, местные советы сообщают через СМИ. Принять участие в аукционе можно после подачи соответствующей заявки. По результатам проведения аукциона местный совет принимает решение о передаче земельного участка в собственность либо в аренду, которое и становится основанием для заключения договора купли-продажи либо аренды соответственно.

В то же время во многих населенных пунктах правила размещения малых архитектурных форм либо отдельные правила размещения летних кафе часто не учитывают приведенных выше требований, предусматривая

упрощенный порядок передачи земельного участка в пользование с целью размещения указанных временных сооружений (как правило, устанавливается единая процедура выдачи разрешений на такие сооружения, в рамках которой разрабатывается проект землеотвода, после чего принимается решение о передаче в аренду земельного участка для размещения временного сооружения).

 

Часть 3: Требования к летней площадке со стороны СЭС

Открытие летнего кафе — по разрешению СЭС

Если использование летней площадки было предусмотрено еще при открытии стационарного заведения ресторанного хозяйства, то соответственно согласие на ее функционирование могло быть получено с вводом в эксплуатацию самого заведения ресторанного хозяйства (напомним, в соответствии с

абзацем третьим пункта 1.6 Правил № 219 открытие заведения (предприятия) ресторанного хозяйства согласовывается с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном законодательством порядке).

В остальных же случаях необходимость согласования размещения летней площадки с органами СЭС, как правило, предусмотрена решениями местных советов, которыми утверждается порядок получения разрешения на малые архитектурные формы (либо летние площадки), или правилами благоустройства. Без такого согласования получение разрешения на МАФ (летнюю площадку) будет невозможным.

Несколько неопределенной является ситуация, когда заведение ресторанного хозяйства на своей территории рядом со зданием самого заведения выставляет столики с целью дополнительного увеличения посадочных мест. Если решениями местного совета такая летняя площадка не требует получения отдельного разрешения как элемент благоустройства населенного пункта, возникает вопрос, требуется ли дополнительное согласование на такую площадку от СЭС. Косвенно на необходимость такого согласования указывает установление в законодательстве требования, в соответствии с которым

с органами СЭС необходимо согласовывать все изменения в условиях реализации продуктов питания, которые изготавливает и реализует заведение ресторанного хозяйства .

Обращаем внимание, что

Правила № 219 раньше содержали требование, согласно которому субъектам хозяйственной деятельности в сфере общественного питания необходимо согласовывать ассортимент продукции с территориальными учреждениями государственной СЭС. Приказом Минэкономики от 09.10.2006 г. № 309 была изменена редакция Правил, в результате чего исчезло указание на необходимость согласовывать ассортимент продукции с СЭС. В них сохранилось только требование о том, чтобы ассортимент утверждался руководителем заведения ресторанного хозяйства. Однако теперь СЭС требует проходить такое согласование, ссылаясь на пункт 5 Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 04.04.91 г. № 5781-91.

 

Работа летнего кафе — с соблюдением СанПиН

При проверке субъектов хозяйствования, оказывающих услуги питания, сотрудники органов СЭС особое внимание обратят на

соблюдение следующих санитарных требований (ДСанПиН 42-123-57791):

— технологические процессы приготовления блюд должны осуществляться в соответствии с технологическими картами, которые также подлежат согласованию с органами СЭС;

— водоснабжение должно обеспечиваться путем присоединения к местной сети водопровода;

— оборудование раковин для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и устройством смесителей; раковины должны быть обеспечены мылом, электрополотенцами, бумажными рулонными полотенцами или индивидуальными салфетками;

— обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие или накрываться скатертями; допускается сервировка столов на индивидуальной льняной салфетке;

— оборудование объекта двумя системами канализационных труб — для производственных сточных вод и для фекальных вод (из туалета, душа). Сбор производственных и бытовых сточных вод должен осуществляться раздельными системами канализации с самостоятельными выпусками в централизованную сеть;

— территория летнего кафе в летнее время должна поливаться водой;

— мусоросборники и выгребные ямы должны очищаться при заполнении не более 2/3 их объема, ежедневно хлорироваться;

— оборудование производственных помещений системами вентиляции;

— соблюдение требований, предъявляемых к хранению продуктов;

— инвентарь для уборки залов, производственных, складских и бытовых помещений должен быть раздельным; хранить инвентарь следует раздельно в закрытых, специально выделенных шкафах или стенных нишах;

— организация медосмотров персонала и получения ими медицинских книжек;

— обеспечение наличия информации о санитарных правилах, санитарного журнала;

— заключение договора о вывозе мусора;

— правильная маркировка инвентаря, используемого для соблюдения санитарно-гигиенических норм, и другие.

Как видим, размещение летней площадки автономно от стационарного заведения ресторанного хозяйства не только может вступать в противоречие с

ГОСТ 4281:2004, но и является весьма проблематичным с точки зрения необходимости соблюдения всех санитарных требований.

Исключение составляют прямо оговоренные в СанПиН ситуации. Так, прямо допускается приготовление блюд из мяса на мангале (шашлыки, купаты и др.) в местах отдыха и на улицах при условии изготовления полуфабрикатов в стационарных заведениях ресторанного хозяйства. Места реализации должны быть согласованы с территориальной санэпидстанцией при соблюдении следующих условий:

— наличие киоска или павильона, подключенного к городским коммуникациям, оборудованного холодильным шкафом для хранения полуфабрикатов;

— использование для жарки готового древесного угля, металлических шампуров, а для отпуска — одноразовой посуды;

— осуществление жарки непосредственно перед реализацией;

— наличие у работников медицинской книжки с отметкой о прохождении необходимых обследований;

— соблюдение работниками правил личной гигиены.

Однако таких исключений крайне мало. Поэтому, прежде чем начинать организацию работы летнего кафе, субъект хозяйствования должен оценить, сможет ли он обеспечить соблюдение всех перечисленных выше требований.

 

Часть 4: Разрешение органов пожарного надзора на начало работы летнего кафе

Согласование с органами пожарнадзора начала работы летнего кафе

Напомним, в соответствии с

частью 8 статьи 10 Закона № 3745 вновь созданные предприятия, а также действующие предприятия при вводе в эксплуатацию новых и подвергшихся реконструкции объектов, при внедрении новых технологий, при передаче в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, а также вновь созданные и действующие предприятия при аренде каких-либо помещений обязаны получать разрешение органов госпожарнадзора на начало работы и аренду помещений (далее — разрешение на начало работы), которое выдается без взимания какой-либо платы. Обязанность получить разрешение на начало работы не распространяется на случаи, когда ведение хозяйственной деятельности возможно по декларативному принципу или когда прием объекта в эксплуатацию осуществлен комиссией при участии органов госпожарнадзора. В последнем случае подпись государственного инспектора в акте государственной комиссии является согласием представляемого им органа госпожарнадзора на начало работы объекта со дня утверждения акта в установленном порядке (пункт 3.4.8.7 Инструкции № 59).

Из изложенного выше можно сделать вывод, что

отдельное разрешение от органов пожарного надзора на летнюю площадку получать не придется, если ее работа была предусмотрена уже на момент ввода в эксплуатацию помещения заведения ресторанного хозяйства, при котором открывается летняя площадка. Кроме того, если на летнюю площадку было получено разрешение на размещение МАФ (летней площадки, временного сооружения), то ее работа была согласована с органами пожарного надзора уже в ходе получения такого разрешения. Так, например, Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности в г. Харькове предусматривает необходимость согласования паспорта привязки МАФ не только с управлением земельных отношений городского совета, управлением потребительского рынка, но и с органами СЭС и пожарными органами.

Если же речь идет о простом вынесении столиков на улицу с целью увеличения количества посадочных мест, то заведению ресторанного хозяйства, при котором создается такая летняя площадка, достаточно соблюсти все требования пожарной безопасности без получения каких-либо дополнительных разрешений и согласований. На такую ситуацию можно распространить

пункт 3.6 Правил пожарной безопасности, согласно которому в случае изменения функционального назначения строений (помещений, сооружений) администрация обязана обеспечить своевременное изменение планов эвакуации и инструкций.

Автономное же

летнее кафе, как и любое заведение ресторанного хозяйства, может начать свою работу по декларативному принципу, т. е. «без получения документа разрешительного характера путем уведомления соответствующему разрешительному органу о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства» (статья 1 Закона № 2806), при условии, что в нем не предусмотрено одновременное пребывание более чем 50 человек. Для этого за 10 дней до начала работы кафе необходимо направить органу госпожарнадзора декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности установленной формы (приложение 3 к Порядку № 150), которая регистрируется органом госпожарнадзора в специальном журнале (пункт 111 Порядка № 150) по месту расположения объекта (абзац 12 пункта 3.1 Инструкции № 278). После регистрации декларации соответствующие сведения заносятся в Журнал учета объектов (приложение 1 к п. 3.2.3 Инструкции № 59) и соответствующий план проверок, а также заводится надзорное дело, которое должно соответствовать требованиям, установленным приложением 4 к пункту 3.3.20 Инструкции № 59.

Когда процедура согласования начала работы летнего кафе пройдена, субъекту хозяйствования нельзя забывать о необходимости обеспечения

Правил пожарной безопасности. Среди специальных требований, которые могут быть предъявлены к летнему кафе, следует отметить:

— если кафе рассчитано на массовое пребывание людей (50 человек и больше), в дополнение к схематическому плану эвакуации администрация обязана выработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников;

— для летних кафе, в которых предусматривается пребывание людей ночью (после 22.00), инструкции должны предусматривать два варианта действий: в дневное и в ночное время;

— если летнее кафе имеет форму временного сооружения, то оно должно размещаться на расстоянии не меньше 10 метров от других зданий и сооружений;

— летняя площадка при стационарном заведении ресторанного хозяйства должна размещаться таким образом, чтобы не создавать препятствий для эвакуации людей из самого заведения.

 

Часть 5: Когда необходимо разрешение на МАФ

Является ли летнее кафе МАФ?

Малые архитектурные формы (МАФ) вошли в историю развития торговли как лари, ларьки, киоски, использовавшиеся для продажи товара, однако по сей день так и не получили адекватного правового регулирования.

Какое-то время ориентиром в этом вопросе служили

Типовые правила размещения МАФ. Однако они были отменены приказом Минстроя от 14.09.2006 г. № 303 с практически одновременным появлением Методрекомендаций № 296 . Последние были предназначены для использования местными советами и их исполнительными органами при установлении порядка получения разрешения и решения вопросов о размещении МАФ, однако также прекратили свое действие в связи с их отменой приказом Минрегионстроя от 09.04.2008 г. № 152.

Несмотря на это, упомянутые выше нормативно-правовые акты успели оказать существенное влияние на существующее на данный момент регулирование порядка получения разрешений на размещение МАФ. Дело в том, что

Типовые правила и Методрекомендации № 296 положены в основу большинства действующих на местах Порядков размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности справка 4. Из них же в свое время было заимствовано определение малых архитектурных форм (МАФ). Так, под МАФ понимаются небольшие одноэтажные сооружения, которые изготавливаются из облегченных конструкций и устанавливаются временно, без обоснования фундамента. Для примера Методрекомендации № 296 выделяли два вида МАФ — передвижные и стационарные:

— передвижные (торговое оборудование, низкотемпературные прилавки, лотки, емкости, торговые автоматы, другие устройства для сезонной розничной торговли и другой предпринимательской деятельности и др.), т. е. сооружения, не имеющие закрытого помещения для временного пребывания людей;

— стационарные (киоск, павильон и др.) — сооружения, имеющие закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру занимающие площадь до 30 кв. м.

На практике

органы местного самоуправления, как правило, распространяют правила получения разрешений на размещение МАФ и на порядок размещения летних площадок.

Субъектам хозяйствования следует также помнить о существовании специальных требований в отношении порядка размещения летних кафе на землях дорожного хозяйства либо смежных с ними землях вдоль автомобильных дорог общего пользования. Они предусмотрены

Порядком № 414. Под объектами сервиса в нем, в частности, понимаются пункты торговли и питания, МАФ.

 

МАФ и летние кафе как элементы благоустройства

Чем изначально обосновывают местные советы необходимость получения разрешений на размещение киоска, ларька или летнего кафе? Ведь по большому счету можно говорить о том, что

для размещения названных объектов достаточно получить права на земельный участок и придерживаться общих требований по его использованию. Хотим сразу предупредить, что с такой аргументацией местный совет не согласится, и наиболее вероятным исходом будет судебный спор по иску субъекта хозяйствования о возврате демонтированных конструкций. Но обо всем по порядку.

Как уже было указано, в основу решений большинства местных советов положены предписания

Типовых правил размещения МАФ и Методрекомендаций № 296. В тексте самих Методрекомендаций № 296 подчеркивается, что порядок получения разрешения и решения других вопросов в отношении размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности как временных сооружений определяется местными правилами застройки, разработанными и утвержденными местными советами. При отсутствии местных правил застройки соответствующими советами разрабатываются и утверждаются Правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности.

В этой связи опять же особую остроту приобретает вопрос о том, должны ли вообще нормы, посвященные размещению МАФ, распространяться на летние кафе. Местные советы отвечают на этот вопрос по-разному. Так, анализ действующих в разных регионах местных правил показал, что наиболее распространены следующие варианты его решения:

1.

Применение общего порядка выдачи разрешений на размещение МАФ и летних кафе. Таким образом решают рассматриваемую проблему, например, в столице. Решение Киевского городского совета «О размещении малых архитектурных форм и временных сооружений в г. Киеве» от 27.11.2008 г. № 657/657 распространяется как на установление киосков, так и на размещение летних кафе. В названном решении, в частности, временное сооружение определено как сооружение функционального (в том числе для осуществления предпринимательской деятельности), декоративно-технологического назначения, в том числе МАФ, которое изготавливается из облегченных сборных конструкций и устанавливается без обустройства углубленного фундамента. При этом под сооружениями функционального назначения подразумеваются площадки с контейнерами для мусора, мобильные туалетные кабины, туалетные модули, туалеты контейнерного типа, телефонные будки и устройства, стенды (кроме рекламных), киоски, павильоны, палатки, холодильное оборудование, лари, ларьки (в том числе размещаемые в подземных переходах), палатки для сезонной продажи товаров, автомагазины, авторазвозки, автокафе, автоцистерны, лавки-автоприцепы, возы, специальное торгово-технологическое оборудование, разносы, лотки, торговые автоматы, сезонные площадки и другое.

Аналогичным образом вопрос о размещении летних кафе урегулирован в г. Борисполе. Местный совет этого города

решением от 16.12.2008 г. № 5066-44-V утвердил Положение о порядке получения разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового назначения и другой сферы услуг в г. Борисполе.

В то же время в практике административных судов Украины есть решения, признающие

неправомерными действия местных властей по демонтированию летних площадок, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности либо в пользовании субъектов хозяйствования, и на размещение которых не было получено разрешение. Так, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 03.11.2008 г. № 5/140, удовлетворяющего требования субъекта хозяйствования, указано, что поскольку при оборудовании летней площадки при кафе не использовались строительные системы, связанные с землей, не применялись строительно-монтажные работы, такая летняя площадка не относится к МАФ, а является «другим элементом благоустройства», перечень которых в соответствии с пунктом 10 статьи 21 Закона № 2807 не является исчерпывающим. Из судебного решения также следовало, что прохождения отдельной разрешительной процедуры для организации летней площадки на земельном участке, права использования которого принадлежат субъекту хозяйствования, не требуется.

2.

Утверждение отдельных правил размещения МАФ и летних кафе. Для примера можно привести Порядок получения разрешений на установление открытых летних площадок в г. Львове возле объектов ресторанного хозяйства для осуществления предпринимательской деятельности. Под открытой летней площадкой понимается стационарный либо временный (ежедневного демонтажа) пункт общественного питания, размещаемый исключительно возле стационарного заведения (ресторана, кафе, бара, столовой справка 5) в теплый период года с 1 марта по 1 ноября и не имеющий закрытого помещения для временного пребывания людей. Кроме того, по решению исполнительного комитета, которое принимается на основании позитивных заключений комиссии, управлением экономики департамента экономической политики, выдаются разрешения на размещение временных открытых летних площадок не возле стационарных заведений ресторанного хозяйства в случае проведения праздников, фестивалей.

Похожий подход используется и в г. Ивано-Франковске, в котором утверждено отдельное

Положение о порядке организации летней торговли товарами продовольственной и непродовольственной групп на улицах и площадях города. Летняя торговая площадка определяется также как пункт общественного питания, который размещается исключительно возле стационарного заведения ресторанного хозяйства в теплый период года с 1 марта по 1 ноября и на котором созданы санитарно-бытовые условия для соблюдения правил личной гигиены с доступным санитарным узлом.

3.

Утверждение отдельных правил выдачи разрешений на МАФ, ссылающихся на отмененные нормативные акты. В этом случае ситуация самая неоднозначная. Например, в г. Харькове действует Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, который исходит из понимания МАФ, указанного в Типовых правилах, и поэтому неясно, должен ли он распространяться на размещение летних кафе либо субъектам хозяйствования будет достаточно соблюдать общие требования правил благоустройства населенного пункта без получения отдельного разрешительного документа на летнее кафе.

Есть, безусловно, и общие тенденции, характерные практически для всех населенных пунктов. Так, местные советы, как правило, указывают на то, что

выдача разрешения на размещение МАФ, летней площадки, других временных сооружений (элементов благоустройства) осуществляется бесплатно, одновременно с этим предусматривая необходимость оплаты целого ряда работ, которые необходимо осуществить для получения данного разрешения (изготовление топографо-геодезических материалов съемки места планируемого размещения МАФ либо иного объекта, разработка плана привязки объекта и благоустройства площадки, чертежей фасадов, узлов подключения к инженерным сетям (при необходимости), схем размещения и другое).

Справочная информация (справка)

1 Нужно заметить, что на сегодняшний день с МАФ сложилась особая ситуация. Так, нормативные документы, прежде регулирующие особенности и порядок их размещения, утратили силу (признаны таковыми согласно

приказу Минстроя от 14.09.2006 г. № 303), в то время как аналогичной замены им не появилось. Вместе с тем на местах некоторые местные правила застройки по-прежнему указывают на необходимость получения разрешения на размещение МАФ.

2 Так, согласно

пункту 3 статьи 3 Закона о патентовании к пунктам продажи, в частности, относятся: фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания.

3 Следует отметить, что на практике при указании целевого назначения земли иногда продолжает использоваться Украинский классификатор целевого использования земли, утвержденный

письмом Госкомзема от 24.04.98 г. № 14-1-7/1205. Однако его применение в любом случае не может осуществляться вразрез с требованиями статьи 19 ЗКУ, устанавливающей перечень категорий земель по целевому назначению.

4 Такая практика является явно негативной, поскольку Госкомпредпринимательства еще в

решении от 22.01.2001 г. № 17-102/01 указывал на то, что предлагаемый Типовыми правилами порядок урегулирования вопросов, связанных с размещением МАФ, противоречит Указу Президента Украины «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности» от 03.02.98 г. № 79/98 и может приводить к созданию дополнительных препятствий для развития предпринимательской деятельности и увеличению стоимости процедуры размещения МАФ для субъектов предпринимательской деятельности.

5

Согласно ДСТУ 4281:2004 «Заклади ресторанного господарства» открытые летние площадки для питания могут размещаться только при таких заведениях ресторанного хозяйства, как рестораны, бары, закусочные и буфеты. При кафетериях и столовых их размещение не предусмотрено.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше