Темы статей
Выбрать темы

Если к вам пришли с проверкой. Если проверки не было более 3-х лет

Редакция СД
Ответы на вопросы

Если проверки не было более 3-х лет

 

ВОПРОС

. У предпринимателя не было плановой проверки налоговиков более 4-х лет. За какой период работы они имеют право проверить деятельность и доначислить налоги?

 

ОТВЕТ. Поскольку срока давности по проверкам не существует (в Законе о ГНС нет нормы, которая бы предусматривала ограничение в праве проводить проверки за период более 3-х лет), то представители налоговых органов в рассматриваемой ситуации имеют полное право прийти на проверку к предпринимателю и проверять его за весь период деятельности с момента предыдущей проверки, даже если он превышает 3 года.

А вот что касается их возможности доначислить налоги (если при такой проверке они обнаружат факт непоступления налогов в бюджет), то тут для налоговиков не все гладко.

Так, в Законе № 2181 (подпункт 15.1.1) есть норма, которая гласит:

«

Налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика <…> не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днем ее фактического представления. Если на протяжении указанного срока налоговый орган не определяет сумму налоговых обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого налогового обязательства, а спор относительно такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке».

Таким образом,

доначислить налоги согласно Закону № 2181 можно только за предыдущие 3 года. Тут нужно заметить, что речь идет исключительно о тех налогах, которые попадают в сферу действия Закона № 2181, т. е. которые уплачиваются на основании соответствующей декларации, налогового расчета или иного налогового документа. Это, например, НДС, экосбор, налог на рекламу, хмелесбор и др.

Теперь давайте определимся с тем,

как правильно отсчитывается срок давности. Исходя из процитированной нормы Закона № 2181 и основываясь на первых разъяснениях налоговиков (письмо ГНАУ от 28.03.2001 г. № 4065/7/19-1117), право доначислить налоговое обязательство на текущую дату утеряно, когда предельный срок подачи декларации (расчета) по нему приходился на:

— календарный день, следующий за текущей датой, который наступил на 3 года ранее текущей даты (если указанный период включает високосный год);

— текущую дату, которая наступила на 3 года ранее (если период не включает високосного года).

 

Пример

19 мая 2009 года налоговики теряют право доначислить налоговые обязательства по тем налогам, предельный срок подачи декларации (расчета) по которым наступил 20 мая 2006 года (2008 год — високосный). Следовательно, налоговики имеют право доначислить налоги лишь за период с 21 мая 2006 года по 19 мая 2009 года.

 

Тут хотелось бы обратить особое внимание, что несколько позже налоговики изменили позицию по срокам исковой давности, изложенную в

письме от 28.03.2001 г. № 4065/7/19-1117. В письме ГНАУ от 29.05.2003 г. № 8622/7/15-0116 рекомендуется отсчитывать назад 1095 дней не от даты доначисления налогового обязательства, а от даты последней поданной перед проверкой декларации.

 

Пример (иное мнение налоговиков)

19 мая 2009 года налоговики пришли на проверку. Предприниматель намерен подать отчет по хмелесбору за апрель 20 мая, поэтому последний поданный им перед проверкой отчет по хмелесбору — это отчет за март, который был подан 21 апреля 2009 года. Налоговики считают, что могут проверять предпринимателя за период с 20 апреля 2006 года по текущую дату (в сравнении с предыдущим вариантом в период проверки незаконно добавлен апрель 2006 года).

 

Разумеется,

этот механизм расчета срока давности не совсем соответствует подпункту 15.1.1 Закона № 2181, значит, при необходимости его можно оспорить в суде и не уплачивать ни налоговое обязательство, ни штраф, рассчитанный после истечения законного срока давности.

В рассматриваемом нами случае очень важно иметь в виду, что

срок давности не применяется, т. е. налоговики могут начислить обязательства и по прошествии 1095 дней после предельного срока подачи декларации в том случае, если (подпункт 15.1.2 Закона № 2181):

декларация вообще не подавалась;

судом установлено, что предприниматель намеренно уклонялся от уплаты налога.

Теперь обратим внимание на те налоги, которые уплачиваются до подачи по ним декларации (расчета):

налог с доходов физлиц (НДФЛ) и единый налог. Отчеты, которые подаются по ним (декларация о доходах и отчет единоналожника), не являются налоговой декларацией в понимании Закона № 2181 именно потому, что налоговое обязательство уплачивается не на их основании (пункт 1.11 Закона № 2181), а раньше, до их подачи.

С натяжкой к декларации еще можно отнести годовую декларацию о доходах, которую подают предприниматели на общей системе о своем «предпринимательском» налоге с доходов (НДФЛ). Об этом же говорит ВАСУ, указывая, что для определения начала отсчета срока давности в случае с доначислением НДФЛ нужно ориентироваться на день, следующий за последним днем срока предоставления именно годовой предпринимательской декларации. На квартальные сроки ориентироваться не следует, так как окончательное начисление налога на их основании не производится (

определение ВАСУ от 15.11.2006 г.).

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что

предпринимателю на общей системе, который:

подавал годовые декларации о доходах, НДФЛ (и штрафы) могут доначислить за ошибки, допущенные в течение последних 3-х лет (подпункт 15.1.1 Закона № 2181);

не подавал годовые декларации о доходах, НДФЛ (и штрафы) могут доначислить за ошибки, допущенные в течение всего периода предпринимательской деятельности (подпункт 15.1.2 Закона № 2181).

Что касается единого налога, то в понимании

Закона № 2181 единоналожники декларацию не подают вообще, срока давности для единого налога нет. Поэтому единый налог уплачивать придется за все нарушения, допущенные в течение работы на упрощенной системе независимо от того, подавал ли единоналожник отчет или нет. Однако никаких штрафов за неуплату единого налога к единоналожникам применять нельзя, поскольку единый налог физлиц-предпринимателей не является согласованным налоговым обязательством (подробнее об отсутствии ответственности за неуплату единого налога и неподачу отчета по нему см. «СД», 2008, № 6, с. 5).

Документы консультации

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше