Темы статей
Выбрать темы

Как налоговики будут проверять торговцем табаком, алкоголем, а также косметикой и лекарствами, содержащими этиловый спирт

Редакция СД
Статья

Как налоговики будут проверять торговцев табаком, алкоголем, а также косметикой и лекарствами, содержащими этиловый спирт

 

Поводом для обсуждения алкогольно-табачных проверок послужил новый документ от ГНАУ — Методические рекомендации по оформлению материалов внеплановых проверок отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового, утвержденные приказом ГНАУ от 21.08.2009 г. № 453.

Как видим, налоговики ограничивать свои проверки, несмотря на мораторий, не собираются. Значит, предпринимателю нужно достойно подготовиться ко встрече с ними. Для этого разберемся, на что же намерены обращать внимание проверяющие и как с ними можно бороться. Приступаем.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 877

— Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Постановление № 502 —

постановление КМУ «О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.

Методрекомендации № 453

— Методические рекомендации по оформлению материалов внеплановых проверок отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового, утвержденные приказом ГНАУ от 21.08.2009 г. № 453.

 

Правомерность проверки

В первую очередь привлекает к себе внимание тот факт, что налоговики всеми силами стараются сохранить за собой право на всевозможные проверки. Так, они добились того, чтобы и

Закон № 877 и постановление № 502 (которое вводит ограничения в части оснований на проведение внеплановых проверок) не распространялись на проверки соблюдения налогового законодательства.

Но в отношении проверок соблюдения алкогольно-табачного законодательства

постановление № 502 действует. Следовательно, внеплановые проверки соблюдения Закона № 481 должны проводиться только при наличии оснований, оговоренных подпунктом 1 постановления № 502 , даже несмотря на то, что проводят их налоговики.

Поэтому

субъекты хозяйствования могут не допускать проверяющих к проверке, за исключением случаев, когда она внепланово проводится по заявлению физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства либо по заявлению самого субъекта хозяйствования (подпункт 1 постановления № 502).

Не допустить налоговиков к проверке проще, чем потом, после того как они найдут нарушения, оспаривать в суде незаконность их проверки. К сожалению, суды зачастую признают законными даже те доказательства, которые получены при проведении незаконной проверки. Но к этому еще вернемся. А теперь остановимся на более конкретных моментах.

 

Документы, наличие которых является обязательным для проведения проверки

Если уж проверка проводится и предприниматель не намерен доказывать налоговикам (а в перспективе и суду) ее незаконность, нужно проверить у проверяющих наличие таких документов:

приказа об осуществлении должностными лицами проверки;

направления на проверку, подписанного руководителем Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ (либо его регионального управления) и скрепленного гербовой печатью.

В качестве

реквизитов направления названы: дата выдачи, название органа контроля (Департамент либо его региональное управление), цель, вид проверки, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания, фамилии и инициалы должностных лиц, которые будут проводить проверку.

Поскольку проверки в рамках контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий являются внеплановыми проверками (

статья 111 Закона № 509), уведомление о проведении проверки налогоплательщику не высылается.

Методрекомендации № 453

отдельно оговаривают случай, когда среди документов, подтверждающих право на проведение проверки, фигурирует решение суда. Однако при этом ничего не сказано о том, при каких обстоятельствах может возникнуть необходимость в получении налоговиками решения суда, подтверждающего их право на проведение проверки.

На самом деле ситуация здесь не совсем ясная. Как мы уже упоминали, проверки соблюдения

Закона № 481 являются внеплановыми, а часть 7 статьи 111 Закона № 509 говорит о том, что для проведения внеплановой проверки нужно решение суда. Но эта норма Закона № 509 сама по себе находится под сомнением (считается, что ее забыли отменить). К тому же ВАСУ считает, что проверки соблюдения Закона № 481 могут осуществляться без решения суда (определение ВАСУ от 14.01.2009 г. № К-36992/06).

Ну а если обратиться к практике, то увидим, что решение суда может выступать основанием для проведения проверки только в таком случае: субъект хозяйствования не допустил налоговиков к проверке, а они обжаловали его действия в суде и доказали наличие законных оснований для проведения проверки (например,

определение Киевского апелляционного административного суда от 11.04.2009 г. по делу № 22-а-11888/08).

При этом ГНАУ, пытаясь предупредить распространенную на практике ошибку, указывает региональным управлениям Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий на то, что

само по себе решение суда является лишь основанием для вынесения приказа о проведении проверки и не отменяет обязательности его наличия как условия проведения проверки.

 

Основания для проведения проверки

Спорным остается вопрос об

основаниях проведения проверок соблюдения законодательства о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. На практике для ответа на него сами налоговики часто ссылаются на часть 6 статьи 111 Закона № 509, в которой перечислены основания для проведения внеплановых налоговых проверок . Однако, как справедливо отмечают суды, названные основания применимы исключительно к проверкам своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

На наш взгляд,

поскольку специальная норма в данном случае неприменима, для определения оснований проведения проверок соблюдения законодательства о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий следует обращаться к общему перечню оснований, а именно:

— подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган госнадзора о проведении проверки по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных субъектом хозяйствования в документах обязательной отчетности;

— проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом госнадзора;

— обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов (см.

определения ВАСУ от 02.02.2009 г. № К-151/07, от 14.04.2009 г. № К-5742/07).

Хотя следует признать, что есть решения той же судебной инстанции с противоположными выводами (см.

определения ВАСУ от 17.03.2009 г. № К-5125/07, от 28.04.2009 г. № К-5218/07).

 

На что будут обращать внимание при проверке

Основные вопросы, на которые будет нацелено внимание проверяющих, указаны в

Методрекомендациях № 453. Приведем их полностью:

 

 

Примерный перечень вопросов, которые необходимо отработать при осуществлении внеплановых
 выездных проверок субъектов хозяйствования в части соблюдения организационных,
технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности
по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно
-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового

 

1. Проверка регистрационных, разрешительных и распорядительных документов субъекта хозяйствования.

2. Проверка наличия лицензий, справок и других разрешительных документов.

3. Наличие документов, подтверждающих объемы имеющихся у субъекта хозяйствования на момент проведения проверки спирта этилового, алкогольных напитков, табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции (товарно-транспортные накладные, наряды, счета-фактуры, приходно-расходные накладные, налоговые накладные и т. п.).

4. Наличие документов, подтверждающих безопасность и надлежащее качество алкогольных напитков, табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции.

5. Соблюдение правил маркировки алкогольных напитков и табачных изделий марками акцизного сбора установленного образца.

6. Наличие соответствующей маркировки алкогольных напитков и табачных изделий.

7. Соответствие мест торговли и мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий установленным нормативно-правовыми актами требованиям.

8. Торговля алкогольными напитками и табачными изделиями через РРО, указанные в лицензиях.

9. Наличие в месте хранения алкогольных напитков и табачных изделий справки о внесении места хранения в Единый государственный реестр (ЕГР).

10. Наличие документов, подтверждающих право собственности, аренды или другого использования субъектом хозяйствования складских, торговых и других помещений.

11. Достоверность информации в документах, поданных субъектом хозяйствования при получении лицензии или справки о внесении места хранения алкогольных напитков и табачных изделий в ЕГР.

12. Соответствие данных, поданных субъектами хозяйствования в отчетах по формам № 1-ОА № 1-ОТ, документам, на основании которых эти отчеты выполнены (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные накладные, налоговые накладные и другие документы).

13. Выявление случаев продажи табачных изделий поштучно, кроме сигар.

14. Оптовая или розничная торговля коньяком, алкогольными напитками, изготовленными по коньячной технологии, водкой и ликеро-водочными изделиями по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на коньяк, алкогольные напитки, изготовленные по коньячной технологии, водку и ликеро-водочные изделия.

15. Соблюдение максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий.

16. Соблюдение ограничения по продаже алкогольных напитков и табачных изделий.

17. Хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора.

18. Наличие у субъекта хозяйствования соответствующей материально-технической базы (регистраторов расчетных операций в случае расчетов с потребителями наличными или книг учета расчетных операций в случаях, предусмотренных законодательством; необходимых средств и оборудования для обеспечения условий реализации, хранения продукции в соответствии с требованиями законодательства, установленного для продукции такого вида).

19. Наличие статуса предприятий общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров в случае продажи алкогольных напитков на разлив для потребления на месте, продажи на разлив виноградных натуральных сухих вин из тары емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками.

20. Наличие в лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками соответствующей записи органа, выдавшего такую лицензию, о разрешении предприятиям первичного и смешанного виноделия исключительно по месторасположению таких предприятий в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел) с уплатой акцизного сбора в размере, установленном

Законом Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки», осуществлять такую торговлю.

21. Использование спирта-сырца виноградного или спирта-сырца плодового способом, не предусмотренным

Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

22. Наличие справки о внесении в Единый государственный реестр мест хранения спирта, алкогольных напитков или табачных изделий.

23. Наличие фактов хранения, транспортировки, реализации алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора.

24. Своевременность регистрации субъекта хозяйствования как плательщика акцизного сбора.

25. Соответствие производства, производственных цехов, участков, лабораторий и других структурных подразделений, осуществляющих производство и контроль за производством табачных изделий и алкогольных напитков. Наличие аттестованного производства и аккредитованной лаборатории.

26. Документы на право владения и/или пользования помещением и оборудованием, обеспечивающим полный технологический цикл изготовления продукции, в том числе местами хранения спирта, при условии, что использование таких помещений (в том числе мест хранения спирта) и оборудования осуществляет только один субъект предпринимательской деятельности.

27. Использование спирта по целевому назначению.

28. Соблюдение

Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР 29 сентября 1985 года, при изготовлении продукции с его содержанием.

29. Правильность ведения первичного учета сырья, материалов, тары, регистрации параметров технологических процессов и результатов химико-технологического контроля.

30. Полнота и своевременность предоставления Департаменту и его структурным подразделениям установленной законодательством отчетности.

31. Обеспечение предприятия технологической документацией (стандартами, технологическими регламентами, технологическими инструкциями, рецептурами).

32. Соблюдение технологических и технических норм при изготовлении продукции согласно требованиям нормативной документации.

33. Обеспечение производства оборудованием для соблюдения технологического режима в соответствии со стадиями технологического цикла.

34. Обеспечение производства контрольно-измерительной аппаратурой, лабораторным оборудованием и реактивами для проведения контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в объеме, предусмотренном действующей нормативно-технической документацией, наличие свидетельств о поверке оборудования.

35. Соблюдение при производстве алкогольных напитков (табачных изделий) ассортимента, указываемого в приложениях к лицензиям на право производства алкогольных напитков (табачных изделий).

36. Анализ расходов электроэнергии, газа, воды на производство продукции.

37. Правомерность и подтверждение осуществления экспортных операций с подакцизной продукцией.

38. Наличие на предприятии специалистов соответствующих квалификаций, работников технологического контроля, имеющих специальное высшее или среднее образование и стаж работы в отрасли.

39. Выполнение распоряжений (по результатам предыдущей проверки) об устранении выявленных нарушений требований нормативно-правовых актов.

40. Проверка субъекта хозяйствования по другим вопросам, контроль за соблюдением которых возложен на Департамент и региональные управления Департамента.

 

 

Изменение и продление сроков проверки

В

Методрекомендациях № 453 ГНАУ допускает возможность изменения сроков проверки, указанных в приказе на ее проведение. Для этого контролирующий орган должен издать новый приказ с указанием причин изменения сроков проведения проверки и выдать новое направление с соблюдением продолжительности проверки, определенной в первоначальном приказе.

ГНАУ признает также и возможность

продления сроков проверок, проводимых налоговыми органами. Для этого она рекомендует тот же механизм, что и для изменения сроков проверки. Мы со своей стороны продолжаем настаивать на незаконности фактов продления проверок, на что установлен прямой запрет в части 5 статьи 5 и части 4 статьи 6 Закона № 877.

 

Подпись в журнале проверок

Отметим также в качестве позитивных моментов признание ГНАУ необходимости проведения проверок в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования и с обязательным занесением в журнал регистрации проверок субъекта хозяйствования. Факт непредоставления такого журнала отдельно фиксируется в акте проверки.

А вот отказ подписываться в нем является одним из законных оснований для недопуска налоговиков к проверке (

постановление Черкасского окружного админсуда от 05.02.2009 г. № 2-а-1948/08).

 

Если судиться

ГНАУ рекомендует своим региональным подразделениям в случае, если их к проверке не допускают, обращаться к налоговой милиции с целью применения ею мер оперативного реагирования. Но согласно

части 14 статьи 111 Закона № 509 сотрудникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел либо расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (их должностных лиц).

Однако на практике в таких случаях налоговики используют более обоснованный метод —

обращаются в суд с требованием обязать налогоплательщика допустить к проверке.

А судебная практика, нужно сказать, сложилась совершенно разная: есть решения как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговиков. Таким образом, опираться в суде только на

постановление № 502 ненадежно, поскольку права налоговиков регулируются Законом № 509, т. е. нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Поэтому желательно иметь в запасе дополнительные причины для недопуска налоговиков к проверке (отсутствие надлежащих оснований, обязательных документов, реквизитов и прочее).

А если предприниматель к проверке налоговиков допустил, но они нарушают ее порядок

(в частности, Методрекомендации № 453)? Иногда за это можно зацепиться, чтобы отбиться от доначисленных штрафов (определение Киевского апелляционного административного суда от 10.02.2009 г. по делу № 22-а-10464/08). Но в основном суды считают, что нарушение порядка проверки является всего лишь основанием для недопуска проверяющих, но не основанием для отмены результатов проверки (определение ВАСУ от 21.04.2009 г. № К-11412/07).

 

Несогласие с проверяющими

Напоследок напомним, что акт проверки не подлежит обжалованию. Поэтому в случае несогласия с его выводами субъект хозяйствования может изложить свои возражения как при подписании акта проверки, так и в течение 3-х дней после его подписания в виде отдельного документа направить органу контроля. Обжалованию же будет подлежать решение о применении к субъекту хозяйствования санкций, принятое на основании акта проверки (

определение ВАСУ от 09.04.2009 г. № К-36513/06).

 

Выводы

Предпринимателям, которые торгуют алкоголем, табаком или парфюмерно-лекарственной продукцией с содержанием спирта, следует готовиться к внезапным проверкам.

При этом

в самом начале проверки нужно внимательно ознакомиться с документами проверяющих. Если удастся выявить хоть какие-то нарушения (отсутствие приказа, направления на проверку, незаполнение необходимых реквизитов, в частности даты начала и окончания проверки, несоответствие в реквизитах направления на проверку и приказа о проверке, отказ подписаться в журнале проверок), можно смело не допускать проверяющих к проверке. В крайнем случае можно их не допустить на основании постановления № 502 (которое ограничивает основания для проведения внеплановых проверок).

А вот отбиться от штрафов уже после проверки будет гораздо сложнее, поскольку суды, как правило, не считают нарушение порядка проверки основанием для отмены результатов проверки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше