Темы статей
Выбрать темы

Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость

Редакция СД
Распоряжение от 09.09.2009 г. № 1120-

Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р

 

1. Признать утратившими силу пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 г. № 757 «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» (Официальный вестник Украины, 2009 г. № 52, ст. 1797) и распоряжение Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 г. № 838 «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (Официальный вестник Украины, 2009 г. № 55, ст. 1919).

2. В случае возникновения у плательщика налога права на налоговый кредит на основании налоговых накладных, полученных в предыдущих отчетных периодах, плательщик самостоятельно в установленный Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» срок вносит в декларацию по налогу на добавленную стоимость сведения, указанные в такой налоговой накладной и реестре полученных и выданных налоговых накладных, в соответствии с подпунктом 7.2.8 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Начисление налогового кредита с использованием налоговой накладной, полученной в предыдущих отчетных периодах, с нарушением требований подпункта 7.5.1 пункта 7.5 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» является основанием для проведения внеплановой выездной проверки такого плательщика налога органами государственной налоговой службы.

3. Органы государственной налоговой службы в случае установления факта выписывания налоговых накладных, согласно которым плательщик налога на добавленную стоимость — поставщик товаров (работ, услуг) не задекларировал налоговые обязательства, имеют право принять меры для аннулирования регистрации такого плательщика в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Плательщик налога имеет право обжаловать в установленном законодательством порядке решение об аннулировании регистрации в Межведомственном экспертном совете по решению спорных вопросов по применению налогового законодательства и в суде.

В случае обжалования плательщиком налога решения об аннулировании регистрации в указанном Межведомственном совете его действие приостанавливается на срок, необходимый для рассмотрения соответствующей жалобы, но не более чем на 30 календарных дней, а в случае обжалования решения в суде — до вступления решения суда в законную силу.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

комментарий редакции

 

Наконец-то Кабмин сам отменил свои незаконные распоряжения по вопросу запоздавших налоговых накладных, в частности

пункт 2 распоряжения КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р и распоряжение КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р (см. «СД», 2009, № 15, с. 2).

На такой шаг Кабмин в значительной степени сподвигли действия Президента, который приостановил

пункт 2 распоряжения КМУ № 757-р и распоряжение КМУ № 838-р. Одновременно Президентом было подано представление в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о конституционности указанных распоряжений.

В результате Кабмин, не дожидаясь признания Конституционным Судом Украины уже приостановленных Президентом НДС-распоряжений незаконными,

сам отменил их. Однако, как видно из текста комментируемого распоряжения, точку в этом вопросе ставить рано. Разберемся подробнее.

1. Налоговые накладные, отражаемые не «месяц в месяц», можно разделить на две категории: полученные в предыдущих периодах, но включаемые в налоговый кредит только в текущем и на самом деле полученные с опозданием, т. е. не в периоде выписки. Такое разделение преимущественно зависит от фиксирования даты получения налоговой накладной, например исходя из дат входящей корреспонденции или отражения в реестре полученных налоговых накладных. Строго говоря, в

распоряжении № 1120 речь идет только о первой категории.

2. Судя по ссылке на

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III Кабмин считает, что включение в налоговый кредит таких налоговых накладных является исправлением ошибки, а значит, отражать такую налоговую накладную нужно соответственно (стр. 16.1 с заполнением приложения 1). С авторами распоряжения можно согласиться, только если речь идет о первой категории налоговых накладных (см. выше). А вот если налоговая накладная фактически получена не в периоде ее выписки (что можно подтвердить, например, отсутствием записи в реестре в периоде выписки налоговой накладной), то никакой ошибки налогоплательщика нет. Тогда ее можно, как и прежде, отражать в строке 10.1 декларации. Однако, судя по письму (см. ниже) ГНАУ с этим не согласна.

3. Соответствующая внеплановая выездная проверка, о которой говорит КМУ, является выдумкой. В

Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII она не предусмотрена.

4. Немного смущает ссылка на

подпункт 7.5.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. Видимо, имеется в виду, что включение налоговой накладной в состав налогового кредита не по первому событию (разумеется, при наличии этой налоговой накладной) само по себе является нарушением. И в этом случае КМУ угрожает выдуманной проверкой. Но опять-таки речь здесь идет, видимо, о налоговой накладной, полученной своевременно (т. е. в периоде выписки), но не включенной в этом же периоде в налоговый кредит, а не о налоговой накладной, полученной в последующих после ее выписки периодах.

5. Если налогоплательщик выписал налоговую накладную и не включил ее в декларацию, регистрация его как плательщика НДС аннулируется. Ссылка на

Закон об НДС явно надумана, поскольку такого основания для аннулирования регистрации пункт 9.8 этого Закона не содержит.

Налогоплательщик имеет право обжаловать такое решение налоговиков, но в распоряжении не указан конкретный срок для обжалования решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС. При этом нужно обратить внимание, что до окончания процедуры обжалования решение не вступает в силу. Такие правила предусмотрены Законом № 2181 для обжалования налогового обязательства, начисленного налоговым органом, но в отношении аннулирования регистрации таких норм ни Закон об НДС, ни Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03. 2000 г. № 79, не содержат.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше