Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О распоряжении Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость»

Редакция СД
Собственное Дело Октябрь, 2009/№ 19
Печать
Письмо от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517

О распоряжении Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость»

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе

распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость» и сообщает.

Согласно

пункту 2 статьи 55 Закона Украины от 16.05.2008 г. № 279-VI «О Кабинете Министров Украины» (с изменениями и дополнениями) распоряжения Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если этими распоряжениями не установлен более поздний срок вступления ими в силу. Поэтому распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р (далее — распоряжение № 1120-р) вступило в силу с 9 сентября 2009 года.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р

признаны утратившими силу пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и распоряжение Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость».

Пунктом 2 распоряжения от 09.09.2009 г. № 1120-р

определено, что в случае возникновения у плательщика налога права на налоговый кредит на основании налоговых накладных, полученных в предыдущих отчетных периодах, плательщик самостоятельно отражает в своей налоговой отчетности и в реестре полученных и выданных налоговых накладных информацию, указанную в такой налоговой накладной.

При этом при формировании налогового кредита плательщики налога имеют право на включение в состав налогового кредита налоговых накладных, фактическое получение которых произошло в налоговых периодах, следующих за тем налоговым периодом, в котором такие налоговые накладные были выписаны, но при условии документального подтверждения задержки такого получения.

Отражение в налоговой отчетности таких налоговых накладных должно осуществляться путем внесения в нее соответствующих корректировок в порядке, установленном

пунктом 4.4 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166 (с учетом изменений и дополнений).

Письма ГНА Украины от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517

и от 04.08.2009 г. № 16521/7/16-1517 отзываются, а другие налоговые разъяснения применяются в части, не противоречащей этому налоговому разъяснению.

 

Заместитель председателя О. Любченко

 

комментарий редакции

 

В комментарии к

распоряжению КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р (см. выше с. 2) мы обращали внимание, что налоговые накладные, отражаемые, так сказать, «не месяц в месяц», условно можно разделить на две категории: одни — полученные в месяце выписки, но не включенные в этом же месяце в налоговый кредит, вторые — полученные позже месяца выписки и поэтому не попавшие в налоговый кредит периода выписки (справедливости ради отметим третью категорию — это те налоговые накладные, которые не дают права на налоговый кредит в месяце выписки (например, если покупатель использует кассовый метод), но их мы не рассматриваем, поскольку они включаются в декларацию в общем порядке). Различие между этими двумя категориями весьма условное: все зависит от даты получения соответствующей налоговой накладной, зафиксированной в журнале входящей корреспонденции и/или реестре полученных налоговых накладных.

Формально

распоряжение № 1120 затрагивает отражение в декларации налоговых накладных только первой категории (судя по конструкции пункта 2 распоряжения они должны отражаться как исправление ошибки). Вторая же категория налоговых накладных, на наш взгляд, должна отражаться в общем порядке через строку 10.1.

Однако, как следует из комментируемого

письма, налоговики считают, что налоговые накладные, полученные с опозданием (а в терминологии ГНАУ, как известно, это означает, что они получены не в месяце выписки), следует показывать как исправление ошибки (пункт 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.06.97 г. № 166, оговаривает именно правила исправления ошибок, допущенных в предоставленных ранее декларациях). В результате получается, что первую категорию следует отражать как исправление ошибки на основании распоряжения КМУ, а вторую точно таким же образом — на основании комментируемого письма ГНАУ. Здесь возникает ряд вопросов.

Во-первых, обратите внимание на условие включения в декларацию налоговых накладных второй категории — задержку получения налоговой накладной следует подтвердить документально. На наш взгляд, таким документальным подтверждением могут быть уже упомянутый журнал входящей корреспонденции и реестр входящих налоговых накладных (именно в последнем предусмотрена специальная графа «дата отримання»). Но не исключено, что налоговики на местах под «подтверждением» будут подразумевать нечто большее, например почтовый конверт, в котором поступила налоговая накладная и на котором видна дата его получения и название отправителя. Со своей стороны отметим, что обязанность хранить такие «документы» не предусмотрена, да и непонятно, как быть, если эта налоговая накладная поступила не по почте.

Во-вторых, трудно согласиться с отражением такой налоговой накладной через механизм исправления ошибки. Ведь если налоговая накладная к покупателю фактически поступила не в месяце ее выписки, то неотражение этой налоговой накладной в декларации в месяце ее выписки не является ошибкой, поэтому и исправлять-то по сути нечего.

В-третьих, не совсем понятно, зачем документально подтверждать задержку получения, если отражается такая налоговая накладная не в общем порядке (стр. 10.1), а через механизм исправления ошибки (стр. 16.1). Возможно, налоговики вообще против включения налоговых накладных первой категории в налоговый кредит? Однако это прямо противоречит

распоряжению № 1120.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше