Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

На заметку. Индексируем октябрьскую зарплату

Редакция СД
Собственное Дело Октябрь, 2009/№ 19
Печать
Новости

На заметку

 

Применение «пенсионных» штрафов: ПФУ согласен действовать гуманнее, но очень избирательно

Постановление правления ПФУ «О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины» от 03.08.2009 г. № 19-1

 

Принятие

постановления ПФУ от 03.08.2009 г. № 19-1, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на пенсионное страхование № 21-1 (далее — Инструкция), можно отнести в разряд хороших новостей для предпринимателей. Разберем эти изменения по порядку:

1. Так,

за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов, в том числе доначисленных страхователями или органами ПФУ, налагается штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм. Напомним, ранее размер этого штрафа зависел от срока задержки платежа и составлял 10, 20 или 50 % своевременно не уплаченных сумм.

Таким образом, ПФУ привел свою

Инструкцию в соответствие с современной редакцией подпункта 2 пункта 9 статьи 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058).

2. А теперь самое интересное. Если на изменения в

Законе № 1058 ПФУ не отреагировать не мог, то вот с постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502, которым до 31.12.2010 г. установлен мораторий на проверки и особый порядок применения взысканий (см. «СД», 2009, № 12, с. 2), ситуация иная. ГНАУ, например, его проигнорировала. А вот ПФУ подошел к этому вопросу творчески. Так, Инструкция теперь предусматривает, что до 31.12.2010 г. решение о применении финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений, используемых в системе персонифицированного учета, принимается лишь в случае невыполнения страхователем распорядительного документа об устранении нарушений в течение 30 дней со дня его получения. Это позволит предпринимателю избежать штрафных санкций за выявление недостоверных сведений, если он на протяжении 30 дней со дня получения предписывающего документа об устранении такого нарушения исправит ошибку.

Напомним, что за предоставление недостоверных сведений, используемых в персонифицированной отчетности (при своевременной ее подаче), на предпринимателя может быть наложен штраф в размере 170 грн. (10 ннмдг) (

пункт 5 части 9 статьи 106 Закона № 1058).

При этом возникает вопрос: если ПФУ уже «подстроился» под нормы указанного выше

постановления № 502, то почему 30-дневный срок для устранения нарушений без применения санкций ПФУ установил только для персонификации?

Вопрос философский. ПФУ как бы и к позиции КМУ прислушался, и себя особо не ограничил.

 

Женщины-предприниматели имеют право на пособие по уходу за ребенком до трех лет без прекращения деятельности

Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семье с детьми» от 09.09.2009 г. № 971

 

Наконец-то разрешен вопрос о необходимости приостанавливать предпринимательскую деятельность женщине-предпринимателю в период получения пособия по уходу за ребенком до трех лет. Теперь от женщины-предпринимателя не требуется прекращать предпринимательскую деятельность (не нужно ни

сниматься с регистрации, ни получать в органах ГНС документ, свидетельствующий об отсутствии деятельности, выданный на основании отчетности с прочерками). Разберемся подробнее.

Постановлением № 971

вносятся изменения в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семье с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751 (далее — Порядок № 1751). Теперь в обновленном пункте 23 Порядка № 1751 указано, что выплата пособия по уходу за ребенком до трех лет не прекращается, если лицо продолжает (возобновляет) осуществлять предпринимательскую деятельность, что также не отразится и на размере получаемого пособия.

Кроме того, согласно

пункту 20 Порядка № 1751 для назначения пособия предпринимателям не нужно подавать справку из налогового органа о том, что они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Уточнено также, что органы соцзащиты не смогут требовать для получения пособия иные документы, нежели указанные в пункте 20 Порядка № 1751.

Не так давно (см. «СД», 2009, № 16, с. 9) мы опубликовали

обзорное письмо ГНАУ от 20.07.2009 г. № 15169/7/17-0417, в котором говорилось, что для подтверждения факта неосуществления предпринимателем деятельности органами ГНС может выдаваться справка о прекращении деятельности (после аннулирования госрегистрации предпринимателя) либо о том, что согласно отчетности предприниматель не получал доход. Однако отсутствие в законодательстве такого понятия, как «приостановка предпринимательской деятельности», создало проблему, в результате которой на местах часто требовали от женщин-предпринимателей, претендующих на пособие по уходу за ребенком до трех лет, аннулировать госрегистрацию.

 

Использование факсимиле в направлении на проверку налогоплательщика не допускается

Письмо ГНАУ от 13.08.2009 г. № 17414/7/10-0117/2750

 

В соответствии с

пунктом 112 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (далее — Закон о ГНС) направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа ГНС, скрепленной печатью органа ГНС.

При этом нормы

Закона о ГНС не содержат положений о праве должностных лиц органов ГНС на применение факсимиле для подписания документов.

Учитывая вышеприведенное, ГНАУ указала, что

воспроизведение подписи руководителя органа ГНС путем проставления факсимиле на направлениях на проверку не допускается.

Минфин также придерживается мнения об отсутствии права на применение факсимиле для подписи руководителем предприятия первичных документов (

письмо от 03.08.2009 г. № 31-34000-20-16/20991).

 

Реализация продукции, приготовленной с использованием алкогольных напитков: нюансы уплаты хмелесбора

Письмо ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117

 

Согласно разъяснениям ГНАУ

субъект хозяйствования, реализующий в сети общественного питания продукцию собственного производства (кремы, десерты, кофе, кондитерские изделия), при приготовлении которой используются алкогольные напитки, является плательщиком хмелесбора в том случае, если он отдельно отражает выручку от реализации алкогольных напитков по кредиту.

Объектом обложения хмелесбором

в данном случае является выручка от реализации алкогольных напитков.

 

Порядок исправления ошибок в отчете по хмелесбору, выявленных плательщиком самостоятельно

Письмо ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117

 

Как отмечает ГНАУ, если плательщик хмелесбора самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее предоставленном им отчете о начисленных суммах хмелесбора, такой плательщик обязан предоставить

уточняющий отчет, содержащий исправленные показатели.

К уточняющему отчету прилагается справка о суммах хмелесбора

, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления выявленной ошибки в предыдущих отчетных периодах. В справке, в частности, указываются отчетный период, который уточняется, содержание ошибки и сумма сбора, подлежащая уплате согласно уточненному отчету, в случае недоплаты — также сумма 5-процентного самоштрафа.

Если по данным уточняющего отчета

выявлена недоплата хмелесбора, в таком случае плательщик сбора уплачивает сумму недоимки и сумму 5-процентного самоштрафа. Штрафы, предусмотренные действующим законодательством, не применяются.

Если плательщиком сбора за период, в котором было выявлено занижение, отчет не подавался, а в дальнейшем обнаружен объект налогообложения, то уточняющий отчет не подается.

Если по

данным уточняющего отчета выявлена переплата хмелесбора, в таком случае для возврата излишне уплаченного сбора плательщик вместе с уточняющим отчетом подает заявление о возврате излишне уплаченного сбора. Заявление подается не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты.

При этом

уменьшение налоговых обязательств по уточняющему отчету на лицевых счетах осуществляется только при условии подтверждения наличия ошибки в ранее предоставленном отчете.

Если срок подачи указанного выше заявления закончился, то уточненный отчет не подается.

 

Государственный центр занятости готов соблюдать «проверочный» мораторий

Письмо ГЦЗ Минтруда Украины от 22.06.2009 г. № ДЦ-04-5664/0/6-09

 

Как отмечает ГЦЗ, начиная со дня вступления в силу

постановления КМУ от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года», которым до 31.12.2010 г. установлен мораторий на проверки субъектов хозяйствования (см. «СД», 2009, № 12, с. 2), т. е. начиная с 29.05.2009 г. органы Фонда «безработицы»:

— осуществляют

плановые проверки только тех плательщиков страховых взносов, которые относятся к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;

внеплановые проверки проводят только после подачи плательщиком страховых взносов письменного заявления об осуществлении проверки по его желанию и в случае обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства.

Кроме того,

приказом ГЦЗ от 09.06.2009 г. № 40 внесены изменения в унифицированную форму акта проверки плательщиков страховых взносов, утвержденную приказом ГЦЗ от 22.05.2009 г. № 33, и увеличен до 30 дней срок уплаты доначисленных страховых взносов, пени и штрафов.

Также в

письме отмечено, что распорядительным документом об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления мероприятия органами Фонда «безработицы», является решение о взыскании просроченной задолженности по уплате страховых взносов, в том числе доначисленных сумм страховых взносов (недоимки), пени и штрафа (не предписание). Форма такого решения определена Инструкцией от 18.12.2000 г. № 339.

 

Ужесточена ответственность за нарушения законодательства о рекламе

Постановление КМУ от 16.09.2009 г. № 980 «О внесении изменений в Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе»

 

Согласно внесенным изменениям

увеличен размер штрафа, который налагается на распространителей рекламы, виновных в нарушении порядка ее распространения и размещения. Так, штраф за указанное нарушение теперь налагается в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы, тогда как ранее — в размере четырехкратной стоимости рекламы.

Кроме этого,

в частности, установлена ответственность рекламодателей за дополнительные нарушения законодательства о рекламе лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации:

— заказ рекламы целительства на массовую аудиторию и новых методов профилактики, диагностики, реабилитации и лекарственных средств, которые находятся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущены к применению;

— отсутствие в рекламе услуг народной медицины (целительства) и лиц, которые их предоставляют, информации о специальном разрешении на занятие народной медициной (целительством), выданном Минздравом или уполномоченным им органом;

— рекламирование услуг народной медицины (целительства) и лиц, предоставляющих их, без специального разрешения на занятие народной медициной (целительством), выданного Минздравом или уполномоченным им органом.

Также

Порядок теперь предусматривает ответственность за использование в рекламе ценных бумаг информации о доходе по ценным бумагам или величине полученной эмитентом в прошлом прибыли без указания того, что такой доход не является гарантией получения доходов в будущем.

 

Фонд «нетрудоспособности» напомнил порядок исправления ошибок в отчетности страхователей

Письмо Фонда «временной нетрудоспособности» Украины от 29.07.2009 г. № 01-14-1582

 

Как отмечает Фонд, ссылаясь на нормы

Порядка исправления ошибок прошлых отчетных периодов в отчетности страхователей от 25.12.2003 г. № 123, в случае самостоятельного обнаружения страхователем до начала проверки ошибки, содержащейся в ранее поданной им отчетности, такой страхователь должен направить письменное уведомление (которое составляется с учетом пункта 4 Порядка № 123) о факте и содержании ошибки в рабочий орган Фонда. При этом в уведомлении должен быть отражен смысл ошибки и предоставлен расчет откорректированной суммы взносов, а при необходимости и пени.

В случае

выявления недоплаты соцвзносов страхователь должен доначислить и уплатить сумму пени, рассчитанную на сумму недоплаты. Пеня исчисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.

Если

существовала задолженность Фонда перед страхователем и сумма такой задолженности превышала сумму выявленной недоимки на момент обнаружения ошибки, пеня не взимается.

При подаче отчетности страхователь должен отразить в ней

ошибки прошлых кварталов отчетного года путем корректировки показателей в соответствующих строках текущего отчета.

Ошибки прошлых лет

, касающиеся финансовых показателей, в отчетности отражаются в стр. 3.1 таблицы III формы Ф4-ФСС з ТВП.

В заключение своего

письма Фонд отметил, что в случае самостоятельного исправления страхователем ошибок в отчетности штраф в размере 50 % суммы подлежащих уплате страховых взносов, предусмотренный статьей 30 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III, не налагается. Также не применяется административный штраф, предусмотренный ст. 1655 КУоАП.

 

Подача декларации по НДС: напоминание от ГНАУ

Письмо ГНАУ от 10.08.2009 г. № 17045/7/16-1517-26

 

ГНАУ напомнила, что в случае

отказа должностного лица налогового органа принять декларацию по НДС по каким-либо причинам (в том числе при требовании изменить показатели декларации) налогоплательщик обязан до окончания предельного срока подачи декларации послать такую декларацию с соответствующим заявлением по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Но уплатить налоговые обязательства в любом случае нужно в течение сроков, установленных пунктом 5.3 Закона № 2181.

Действие

распоряжений КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р и от 17.07.2009 г. № 838-р, на которые ГНАУ ссылается в письме (касаются «старых» налоговых накладных), приостановлено с 09.09.2009 г. Указом Президента Украины от 04.09.2009 г. № 706/2009 (см. «СД», 2009, № 18, с. 8).

 

Строительство магазина в многоэтажке и оформление земли

Письмо Госархстройинспекции от 10.06.2009 г. № 22/4-3324

 

При реконструкции квартиры на первом этаже многоэтажного жилого дома под магазин земельный участок, на котором будет

размещен отдельный вход в магазин, фактически изымается из общего пользования совладельцев жилого дома и передается для строительства магазина. В связи с этим, по мнению Госархстройинспекции, обязательным является оформление соответствующих правоустанавливающих документов на этот земельный участок.

Однако на практике получить такой документ, очевидно, будет

проблематично. Госкомзем считает, что установить на местности границы участков для обслуживания отдельных помещений в многоквартирном доме невозможно (письмо от 14.05.2009 г. № 5475/22/12-09).

 

Кабмин внес изменения в порядок организации пассажирских перевозок на заказ

Постановление КМУ «О внесении изменений в Правила предоставления услуги пассажирского автомобильного транспорта» от 09.09.2009 г. № 983

 

Нужно заметить, что согласно внесенным изменениям организация пассажирских перевозок легковым автомобилем

на заказ осуществляется по договору, который заключается между автоперевозчиком, самозанятым автоперевозчиком и субъектом хозяйствования. Требования к форме (письменная) и содержанию договора остались прежние.

Получается, что КМУ сузил круг лиц, с которыми заключается договор на перевозку на заказ, так как ранее такой договор мог заключаться и с физлицами тоже. Заметим, что

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III подобных ограничений не предусматривает и по-прежнему говорит о возможности заключения договора с физическими лицами. Поэтому намерения КМУ нам до конца не ясны.

Кроме этого, КМУ установил, что

перевозка на заказ может осуществляться также по предварительной договоренности между автоперевозчиком и заказчиком услуг. Вероятно, в связи с этим перевозчик больше не обязан обеспечивать водителя перед выездом договором на перевозку и расчетным документом (соответствующая обязанность в обновленных Правилах не предусмотрена).

Также из

Правил исключена норма, устанавливающая обязанность субъекта хозяйствования, который предоставляет информационно-диспетчерские услуги, выдавать перевозчику договор и расчетные документы в случае осуществления перевозок на заказ (осталась только обязанность обеспечить заключение договора).

Изменения коснулись и

обязанностей самозанятых перевозчиков. Так, в соответствии с нормами Закона об автотранспорте такие автоперевозчики обязаны проходить один раз в год медосмотр и осуществлять техобслуживание автотранспорта согласно регламенту проведения сервисного обслуживания транспортного средства, но не реже одного раза в 3 месяца. Требование относительно предрейсового и послерейсового медосмотра, а также проведения контроля технического и санитарного состояния транспорта перед началом работы на них не распространяется.

 

Электронное наступление: Правительство совершенствует систему электронной отчетности

Распоряжение КМУ «Некоторые вопросы организации электронного документооборота и отчетности» от 09.09.2009 г. № 1087-р

 

Кабмин предписал, в частности:

— министерствам и другим центральным органам исполнительной власти

разместить в месячный срок на собственных веб-сайтах электронные формы отчетных документов, которые подаются субъектами хозяйствования, и обеспечить их постоянное обновление;

— Госкоминформатизации

в месячный срок утвердить порядок предоставления субъектами хозяйствования в центральные органы исполнительной власти электронной отчетности;

— Госспецсвязи

в двухмесячный срок утвердить технические спецификации форматов криптографических сообщений.

 

Родители малолетнего ребенка могут заключать «имущественные» сделки только с согласия органов опеки

Приказ Минюста Украины «О внесении изменений в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины» от 09.09.2009 г. № 1625/5

 

Минюст уточнил, что родители малолетнего ребенка

не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки относительно его имущественных прав, а именно:

— заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договоры относительно деления или обмена жилого дома, квартиры;

— выдавать письменные обязательства от имени ребенка;

— отказываться от его имущественных прав.

Нотариус

, в свою очередь, обязан проверить наличие такого разрешения при заключении указанных выше сделок.

 

Августовский индекс — 99,8 %. Индексируем октябрьскую зарплату

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 09.09.2009 г. № 164)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины, общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в августе составил 99,8 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации октябрьской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2009 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за

октябрь 2009 года (в пределах прожиточного минимума — в октябре 669 грн.). Подробнее о том, как провести индексацию, см. «СД», 2008, № 24, с. 8.

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

Не повышалась с февраля 2003 года

125,7

2003 год

Март

123,3

Апрель

121,8

Май

121,8

Июнь

121,5

Июль

121,8

Август

125,5

Сентябрь

124,2

Октябрь

121,3

Ноябрь

117,2

Декабрь

114,0

2004 год

Январь

111,0

Февраль

110,2

Март

109,3

Апрель

107,9

Май

106,5

Июнь

105,0

Июль

105,0

Август

105,2

Сентябрь

102,6

Октябрь

98,2

Ноябрь

95,1

Декабрь

90,5

2005 год

Январь

87,4

Февраль

85,5

Март

82,6

Апрель

81,4

Май

80,3

Июнь

79,2

Июль

78,7

Август

78,7

Сентябрь

78,0

Октябрь

76,4

Ноябрь

74,3

Декабрь

72,8

2006 год

Январь

70,7

Февраль

67,7

Март

68,2

Апрель

68,9

Май

68,0

Июнь

67,9

Июль

66,4

Август

66,4

Сентябрь

63,1

Октябрь

59,0

Ноябрь

56,2

Декабрь

54,8

2007 год

Январь

54,0

Февраль

53,1

Март

52,8

Апрель

52,8

Май

51,9

Июнь

48,6

Июль

46,6

Август

45,7

Сентябрь

42,6

Октябрь

38,6

Ноябрь

35,6

Декабрь

32,8

2008 год

Январь

29,1

Февраль

25,7

Март

21,1

Апрель

17,4

Май

15,9

Июнь

15,0

Июль

15,6

Август

15,7

Сентябрь

14,4

Октябрь

12,5

Ноябрь

10,8

Декабрь

8,6

2009 год

Январь

5,5

Февраль

4,0

Март

2,5

Апрель

1,6

Май

1,1

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

Не индексируется

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше