Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

Редакция СД
Постановление от 26.08.2009 г. № 982

Кабинет Министров Украины

Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

Постановление от 26.08.2009 г. № 982

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1. Утвердить Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при принятии решений о размещении малых архитектурных форм учитывать утвержденный настоящим постановлением Порядок.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26.08.2009 г. № 982

Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

 

Общая часть

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями законодательства с целью учета органами местного самоуправления при принятии решений о размещении малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности (далее — решение).

Действие настоящего Порядка не распространяется на малые архитектурные формы, размещаемые на землях дорожного хозяйства, в том числе в пределах полосы отведения, вдоль автомобильных дорог общего пользования. Размещение указанных архитектурных форм осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах» и Земельным кодексом Украины.

2. В этом Порядке приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

1) паспорт привязки малой архитектурной формы, состоящий из следующих документов:

схемы привязки малой архитектурной формы;

чертежа узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовых материалов с требованиями по эстетическому виду и инженерному обеспечению малой архитектурной формы;

2) паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм, состоящий из следующих документов:

схемы привязки малой архитектурной формы;

чертежа узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовых материалов с требованиями по эстетическому виду и инженерному обеспечению малой архитектурной формы с привязкой к местности всей группы сооружений и каждой из них отдельно;

3) передвижная малая архитектурная форма — торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности;

4) стационарная малая архитектурная форма — временное одноэтажное сооружение социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности высотой не выше 4 метров, которое имеет по наружному контуру площадь около 30 кв. метров, изготавливается из облегченных конструкций и устанавливается временно без закладки фундамента;

5) схема привязки малой архитектурной формы — графические материалы, выполненные на топографо-геодезической основе масштабом 1:500 с привязкой малой архитектурной формы к местности.

 

Порядок размещения малых архитектурных форм

3. Размещение малой архитектурной формы осуществляется на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета, а для собственников земельных участков — на основании решения исполнительного комитета соответствующего местного совета.

Самовольное размещение малых архитектурных форм запрещается.

4. Сельский, поселковый, городской совет не принимает отдельного решения по размещению:

рядом со стационарной малой архитектурной формой витрин, холодильного и другого оборудования (за исключением столов и стульев) в случае наличия соответствующего решения по размещению такой архитектурной формы. Общая площадь указанного оборудования не может превышать 25 процентов площади малой архитектурной формы. Витрины, холодильное и другое оборудование размещаются с соблюдением предусмотренных законодательством норм и правил в пределах земельного участка, который предоставлен для размещения малой архитектурной формы в собственность, пользование (аренду) или используется на основании договора личного срочного сервитута, заключенного субъектом хозяйствования непосредственно с соответствующим сельским, поселковым, городским советом;

в специально отведенных местах во время проведения ярмарок, праздничных мероприятий сроком до одной недели передвижных малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения в установленном соответствующим сельским, поселковым, городским советом порядке.

5. Субъект хозяйствования подает в соответствующий сельский, поселковый, городской совет заявление согласно приложению 1 к настоящему Порядку, в котором указываются желаемое место и срок размещения малой архитектурной формы, ее назначение и общее описание.

К заявлению прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

копия государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды (при наличии).

Если малая архитектурная форма размещается свыше трех лет на земельном участке коммунальной или государственной формы собственности, срок действия договора аренды которого истек, однако арендная плата за землю вносилась своевременно и в полном объеме, к заявлению дополнительно прилагаются:

копия договора аренды земельного участка, срок действия которого истек;

справка ГНА об отсутствии задолженности по арендной плате за землю за период действия договора аренды;

схема привязки малой архитектурной формы.

Подача указанных документов дает возможность продлить право на размещение малой архитектурной формы в порядке, определенном пунктом 10 настоящего Порядка.

Требовать подачи других документов запрещается.

6. Прием документов для размещения малой архитектурной формы, их оформление и рассмотрение, а также оформление договора сервитута осуществляются бесплатно. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования уплаты благотворительных взносов и других платежей.

7. Сельский, поселковый, городской совет регистрирует поданное заявление о размещении малой архитектурной формы и в месячный срок принимает решение о предварительном согласовании месторасположения малой архитектурной формы и уполномачивает исполнительный орган или должностное лицо сельского, поселкового, городского совета (далее — уполномоченный представитель) передать субъекту хозяйствования перечень документов, которые необходимо подать для принятия решения по размещению малой архитектурной формы и/или заключения договора личного срочного сервитута.

Запрещается делегирование указанных полномочий коммунальным и частным предприятиям.

8. Документы согласно перечню, указанному в пункте 7 настоящего Порядка, выдаются субъекту хозяйствования в течение двух недель со дня регистрации заявления уполномоченным разрешительным органом с соблюдением Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 г. № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» (Официальный вестник Украины, 2009, № 40, ст. 1350).

9. Уполномоченный представитель на основании поданных субъектом хозяйствования документов готовит проект решения по размещению малой архитектурной формы и/или заключению договора личного срочного сервитута.

10. Сельский, поселковый, городской совет в течение месяца после регистрации документов принимает решение по размещению малой архитектурной формы и/или заключению договора личного срочного сервитута.

Если решение по размещению малой архитектурной формы не принято в течение месяца после подачи субъектом хозяйствования определенных уполномоченным представителем документов, считается, что размещение малой архитектурной формы разрешается по принципу «молчаливого согласия».

11. После принятия сельским, поселковым, городским советом решения по размещению малой архитектурной формы уполномоченный представитель возвращает в недельный срок субъекту хозяйствования поданные ранее схему привязки передвижной малой архитектурной формы или паспорт привязки стационарной малой архитектурной формы, или паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм с паспортами привязки каждой отдельной малой архитектурной формы.

12. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком либо договора аренды такого земельного участка сельский, поселковый, городской совет заключает с таким субъектом хозяйствования в десятидневный срок со дня принятия предусмотренного пунктом 10 настоящего Порядка решения договор личного срочного сервитута в порядке, определенном законодательством.

13. Срок размещения малой архитектурной формы не может превышать срока действия договора аренды земельного участка или договора личного срочного сервитута. Для стационарной малой архитектурной формы указанный срок составляет более трех лет.

14. Условия договора личного срочного сервитута определяются сельским, поселковым, городским советом. Размер платы по такому договору не может превышать размера арендной платы для данного земельного участка.

15. После размещения стационарной малой архитектурной формы субъект хозяйствования подает уполномоченному представителю заявление-декларацию по форме согласно приложению 2 с указанием информации о выполнении требований размещения малой архитектурной формы.

16. На основании заявления-декларации уполномоченный представитель регистрирует стационарную малую архитектурную форму.

 

Отдельные положения

17. Во время эксплуатации малой архитектурной формы необходимо соблюдать требования по обеспечению технологической безопасности и благоустройству прилегающей территории.

18. Если малая архитектурная форма препятствует проведению реконструкции или ремонта инженерных сетей улицы, дороги, домов и сооружений, малая архитектурная форма переносится на определенный период в другое место без прекращения решения о ее размещении.

Уполномоченный представитель направляет не позднее чем за две недели до запланированного переноса малой архитектурной формы уведомление с определением ее нового места и срока размещения на период проведения реконструкции или ремонта. Такое уведомление является основанием для переноса субъектом хозяйствования малой архитектурной формы на период проведения реконструкции или ремонта.

Перенос малой архитектурной формы возможен также в случае внесения изменений в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, изменений в расположении инженерных сетей, домов и сооружений, которые делают невозможным расположение малой архитектурной формы в определенном месте. Новое место расположения малой архитектурной формы определяется сельским, поселковым, городским советом, принявшим решение по размещению малой архитектурной формы по согласованию с субъектом хозяйствования.

19. Снос установленных согласно законодательству малых архитектурных форм без согласования с субъектом хозяйствования, использующим ее для осуществления предпринимательской деятельности, осуществляется исключительно по решению суда.

20. Срок разработки малой архитектурной формы может быть продлен без разработки новой схемы привязки, паспорта привязки малой архитектурной формы или паспорта размещения группы малых архитектурных форм по инициативе субъекта хозяйствования, а также в случае, когда право собственности или право пользования земельным участком удостоверено государственным актом или продлено действие договора аренды земельного участка, договора личного срочного сервитута, при условии, что не внесены изменения в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, а также не произошли изменения в расположении инженерных сетей, домов и сооружений.

21. В случае изменения собственника малой архитектурной формы соответствующий сельский, поселковый, городской совет вносит изменения в решение по размещению малой архитектурной формы, а уполномоченный представитель вносит информацию о новом собственнике в схему привязки или паспорт привязки малой архитектурной формы, или схему размещения группы малых архитектурных форм и паспорт привязки соответствующей отдельной малой архитектурной формы.

22. В случае разработки перспективной схемы размещения малой архитектурной формы на территории населенного пункта сельский, поселковый, городской совет после проведения общественного обсуждения и согласования соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями может рекомендовать субъектам хозяйствования разместить малую архитектурную форму по процедуре, определенной настоящим Порядком.

 

 

img 1
img 2

 

комментарий редакции

 

Постановление № 982

представляет интерес для тех предпринимателей, которые уже открыли или пока еще только планируют открыть киоск, палатку, лоток, мини-магазинчик киосочного типа, торговый автомат или иное временное сооружение, т. е. малую архитектурную форму (МАФ).

Если есть желание установить МАФ, то сначала нужно получить разрешение на ее размещение. Оно так и называется

«разрешение на размещение МАФ» (не путать с разрешением на размещение объекта торговли, которое, кстати, тоже придется получить, так как представители местных органов власти требуют от владельцев торговых МАФ и такое разрешение).

Итак,

постановление № 982 (пришедшее на смену приказу № 296*) как раз и говорит о новых правилах получения разрешения на размещение МАФ.

* Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины «Об утверждении методических рекомендаций об установлении порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности» от 04.09.2006 г. № 296 (утратил силу 09.04.2008 г.).

Но прежде чем обсудить изменения, стоит заметить, что необходимость получать разрешение на МАФ вообще-то сама по себе находится под вопросом. С одной стороны,

Закон о разрешительной системе** говорит о том, что получать разрешительный документ нужно только тогда, когда это установлено законом (статья 4). С другой стороны, в настоящий момент ни один закон прямо не требует от субъектов хозяйствования получать разрешение на размещение МАФ (такая обязанность установлена лишь пунктом 26 постановления № 198***, но постановление — это не Закон). Вот и получается, что законодательных оснований получать разрешение на размещение МАФ вроде и нет.

** Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

*** Постановление КМУ «Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны» от 30.03.94 г. № 198.

Однако на практике данные аргументы не являются убедительными ни для местных органов власти, ни для судов (есть негативные примеры). Получается, что, несмотря на нестыковки в законодательстве, получать разрешение на размещение МАФ все-таки придется. Утешает одно — выдается оно, как и прежде, бесплатно (в том числе без уплаты благотворительных взносов и т. п.).

Теперь

о нововведениях. В первую очередь отметим, что комментируемое постановление № 982 , как и его предшественники, носит сугубо рекомендательный характер. Дело в том, что Порядок получения разрешения на размещение МАФ для каждой области свой. Разрабатывается он местным органом власти, который обязан при этом следовать нормам постановления № 982. Но будут ли в связи с принятием постановления № 982 в ближайшее время внесены изменения в уже существующие порядки получения разрешения на размещение МАФ, сказать сложно. Впрочем, в случае несоответствия местных порядков комментируемому постановлению можно попытаться оспорить их на этом основании.

Что касается сути, то по сравнению с прежним порядком (утвержденным

приказом № 296) процедура получения разрешения на МАФ сейчас несколько упрощена и займет меньше времени. Отметим самое важное:

1) за разрешением на МАФ нужно обращаться с заявлением в местный совет, а собственникам земли — в исполком;

2)

документы, необходимые для получения разрешения (паспорт привязки МАФ и т. п.), теперь выдаются предпринимателю непосредственно в местном совете (уполномоченным разрешительным органом) в течение 2-х недель со дня подачи заявления (пункт 8 постановления № 982). Вполне возможно, что за их оформление придется заплатить. Но зато больше не нужно обращаться в специализированное предприятие, заключать с ним договор на разработку документов и ждать их неопределенный срок, как это было раньше;

3) получить разрешение на размещение МАФ теперь можно даже без документа на землю.

Если у предпринимателя нет документа на землю под МАФ, то местный совет самостоятельно подготовит договор личного сервитута в течение 10 дней после выдачи разрешения на размещение МАФ (пункт 12 комментируемого постановления). Предпринимателю останется только подписать его и периодически вносить платежи за сервитут. При этом плата за земельный сервитут не является налогом (в отличие от арендной платы за землю), а значит, в налоговую никакие отчеты по земле предоставлять не придется;

4)

после сооружения стационарной МАФ теперь необязательно, чтобы ее принимала к эксплуатации специальная комиссия, так как данное требование отменено;

5)

разрешение на размещение возле МАФ выносных лотков, прилавков и холодильников получать не нужно (пункт 4 постановления № 982). Не нужно оно и в случае торговли на ярмарках (сроком до одной недели);

6

) если местный совет станет тянуть с принятием решения о размещении МАФ, то по истечении месяца со дня подачи предпринимателем всего перечня необходимых документов будет считаться, что разрешение на размещение МАФ получено автоматически (по принципу «молчаливого согласия»);

7)

после того как разрешение на МАФ получено и она установлена, нужно будет отчитаться перед местным советом — подать заявление-декларацию о выполнении требований к размещению МАФ. На основании такого заявления-декларации в местном совете зарегистрируют МАФ;

8)

демонтировать МАФ проверяющие теперь смогут исключительно по решению суда;

9)

если предприниматель решит изменить функциональное назначение МАФ, то об этом, по всей видимости, придется уведомить местный совет. Несмотря на то что в постановлении № 982 такая обязанность прямо не указана (в отличие от приказа № 296, который говорил о необходимости в данном случае подать соответствующее заявление), все-таки назначение и характеристики МАФ указываются в заявлении-декларации, а значит, об их изменении местный совет должен знать.

Договор аренды земли под стационарной МАФ заключается на срок не менее 3-х лет. Разрешение на размещение МАФ выдается на срок, не превышающий срока такого договора.

Те предприниматели,

которые уже открыли МАФ и имеют разрешение на ее размещение, смогут продлить срок такого разрешения , если он близится к окончанию (новое разрешение оформлять не нужно). Для продления необходимо исправно платить в бюджет арендную плату за землю под МАФ и предоставить в местный совет соответствующие документы (пункт 5 постановления № 982).

Постановление № 982 вступило в силу 22.09.2009 г. и касается всех МАФ, кроме тех, которые размещаются на землях дорожного хозяйства, в том числе в пределах полосы отведения и вдоль автомобильных дорог общественного пользования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше