Расчетный документ произвольной формы: каким он должен быть?

Редакция СД
Собственное Дело Октябрь, 2009/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Статья

Расчетный документ произвольной формы: каким он должен быть?

 

Предприниматели, которые обязаны применять РРО, расчетный документ распечатывают автоматически — это чек РРО. А как быть тем, кто РРО не применяет (не обязан применять)? Должны ли они вообще выдавать расчетный документ, и если да, то какой формы?

Об этом сейчас и узнаем.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Положение № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 88

— Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

 

Что такое расчетный документ?

Термин «расчетный документ» не единожды упоминается в нормативно-правовых актах и означает следующее:

«расчетный документ документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. д.), который подтверждает факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом Украины «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную» (пункт 1.2 Положения № 637).

Итак, расчетный документ, как видим, имеет отношение к РРО. А если РРО у предпринимателя нет, нужно ли вообще выписывать какой-либо расчетный документ? Давайте разберемся.

 

Обязательно ли выдавать расчетный документ?

Для начала отметим, что

при безналичных расчетах:

1) РРО не применяется;

2) документом, подтверждающим осуществление платежа, является платежное поручение, которое составляет сам покупатель.

Поэтому вопрос о том, обязан ли продавец выдавать расчетный документ при безналичных расчетах, не стоит. Понятно, что

выдавать его не нужно.

Если же речь идет о

наличных расчетах, то имеем следующую картину:

субъекты хозяйствования (предприниматели и юрлица) потребуют расчетный документ, поскольку без него не смогут отразить расходы на покупку товаров (работ, услуг) (статья 13 Декрета № 13-92, подпункт 5.3.9 Закона о налоге на прибыль). Значит, продавцу придется его выдать;

граждане-физлица могут документ не потребовать, считая, что им он не нужен. Но с ними ситуация вообще особая.

С одной стороны,

Закон об РРО говорит о том, что расчетный документ нужно выдавать, только если покупатель его требует (часть 15 статьи 3).

С другой стороны,

Закон о защите прав потребителей устанавливает, что расчетный документ нужно выдавать всегда (часть 11 статьи 8).

Как поступать в такой ситуации? Очевидно, что

идеальный предприниматель будет выдавать расчетный документ каждому покупателю (тем более если он работает преимущественно с субъектами хозяйствования, которые все равно такой документ потребуют). А вот смелый продавец, клиенты которого в основном граждане-непредприниматели (не требующие расчетный документ), может попробовать положиться на нормы Закона об РРО и выдавать документ только тем покупателям, которые его об этом попросят (налоговики, судя по письмам ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572, от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019, не сильно возражают).

Что получается? Все-таки в большинстве случаев при осуществлении наличных расчетов выдавать расчетный документ придется. Какой же он должен быть формы?

 

Какой видят форму расчетного документа налоговики?

Закон об РРО

перечисляет виды расчетных документов, которые можно выдавать во исполнение Закона о защите прав потребителей (разумеется, если не используется РРО): чек, квитанция, товарный чек или иной письменный документ, подтверждающий передачу права собственности на товар от продавца покупателю.

Как видим, перечень неисчерпывающий (возможны другие документы, кроме чека и квитанции). Это первое. Второе — форма документов, которые необходимо выдавать, если нет РРО, тоже четко не установлена. Значит, фактически расчетный документ в данном случае

может иметь произвольную форму.

Налоговики, соглашаясь с этим, все же

требуют от «безРРО-шных» предпринимателей при продаже товаров выдавать товарный чек по форме, соответствующей той форме, требования к которой приведены в Положении № 614 (пункт 3.2) — письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.

Однако данное

требование налоговиков неправомерно, ведь если уж предприниматель имеет право не использовать РРО, то с какой стати, выписывая товарный чек, ему нужно соблюдать требования к внешнему виду чека РРО (а в Положении № 614, на которое ссылается ГНАУ, указаны именно требования к чеку РРО)?

Если же спорить с налоговиками предприниматель не хочет, придется выписывать товарный чек так, как они хотят. Судя по

письму ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 (пункт 2.3.2), налоговики все же немного упростили его по сравнению с фискальным чеком РРО и установили следующий вид:

 

Строка

 

1

<Название субъекта хозяйствования>

2

<Идентификационный код предпринимателя по ГРФЛ

3

<Индивидуальный налоговый номер плательщика НДС>

4

<Наименование товара (услуги)>

5

<Цена за единицу измерения>

6

<НДС, %>

7

<Стоимость>

8

<Расчет осуществил>

9

<Подпись>

10

<Дата>

11

ТОВАРНЫЙ ЧЕК

 

Примечание:

если предприниматель не является плательщиком НДС, то «НДС-ные» строки им не заполняются.

Кроме чека, можно выдавать

квитанцию, свидетельствующую о принятии оплаты и передаче товара покупателю. Квитанция, составленная в духе рекомендаций налоговиков (похожа на расчетную квитанцию к КУРО), выглядит так:

 

 

Примечание:

пустые строки в корешке расчетной квитанции предназначены для записи наименования и стоимости товаров (услуг).

Эти формы документов можно выдавать всем покупателям независимо от их статуса: юрлицам, предпринимателям или гражданам.

Но

если продавец не желает руководствоваться рекомендациями налоговиков, то может ли он выписать документ так, как ему это удобно? Ответ: да, может, однако необходимо иметь в виду некоторые нюансы, касающиеся формы расчетного документа. Так, покупателей-субъектов хозяйствования не устроит слишком простой расчетный документ, а покупателю-гражданину не нужен громоздкий документ с множеством реквизитов, важных для субъектов хозяйствования. Поэтому рассмотрим отдельно:

— расчетный документ, который подойдет покупателям-субъектам хозяйствования (предпринимателям или юрлицам);

— расчетный документ, который подойдет покупателям-физлицам (непредпринимателям).

 

Оптовая продажа (покупатель — юрлицо или предприниматель)

В том случае когда

покупателем является предприятие (юрлицо) , при выдаче ему расчетного документа произвольной формы (не той, которую рекомендует ГНАУ) следует соблюдать требования Положения № 88, а именно указать обязательные реквизиты первичного документа: Ф. И. О. продавца, название документа, дату составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должность, фамилию и подпись лица, ответственного за составление документа, а также место составления справка 1 (пункт 2.4 Положения № 88).

Если же

покупателем является предприниматель, то в расчетном документе целесообразно указать два факта:

1) оплата за товар принята;

2) товар продан предпринимателем, а не гражданином справка 2 (как обоснование того факта, что с продавца не удержан налог с доходов).

Иными словами, расчетный документ должен содержать: Ф. И. О. предпринимателя-продавца, его идентификационный номер, номер и дату его Свидетельства о госрегистрации (а также Свидетельства единоналожника или фикспатента при наличии), дату и номер платежки на уплату НДФЛ (единого налога или стоимости фикспатента), наименование и стоимость проданного товара, подпись продавца о получении оплаты и дату покупки.

Объединив требования к расчетному документу, выдаваемому юрлицам и предпринимателям, получим единый

расчетный документ для покупателя-субъекта хозяйствования. Ориентировочный его вид таков:

 

 

Розничная продажа (покупатель — обычное физлицо)

Продавец, который занимается розничной торговлей, в основном имеет дело с обычными физлицами (непредпринимателями). Такие клиенты покупают товар исключительно для удовлетворения личных нужд, поэтому расчетный документ, выдаваемый им, может иметь совсем простой вид, главное — указать в нем дату продажи товара (

часть 11 статьи 8 Закона о защите прав потребителей):

 

 

Выводы

При осуществлении безналичных расчетов выдавать расчетный документ покупателю не нужно.

В случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные

выдавать расчетный документ необходимо по требованию покупателя.

При этом субъекты хозяйствования (предприниматели и юрлица) такой документ точно потребуют, поскольку он им нужен для подтверждения факта понесения расходов. А в отношении покупателей-физлиц, даже если они расчетный документ не требуют, безопаснее его выдать.

Форма расчетного документа четко не установлена, поэтому он может иметь

произвольный вид. Тем не менее налоговики требуют, чтобы расчетный документ (товарный чек) соответствовал форме фискального чека РРО. Это требование неправомерно, но во избежание конфликтов с проверяющими выполнять его придется.

Справочная информация (справка)

1 Такой реквизит, как

«Место составления документа», на практике не всегда присутствует в первичных бухгалтерских документах. Поэтому его в расчетном документе мы не приводили. Но осторожные предприниматели могут предусмотреть специальное поле «Место покупки», в котором нужно указывать: «г. Харьков», «г. Киев» и т. п.

2

Налоговики требуют от покупателей для неудержания НДФЛ у продавца-предпринимателя просить у последнего копии его Свидетельства о госрегистрации и платежки об уплате НДФЛ (письма ГНАУ от 13.03.2006 г. № 2241/6/17-0716, от 10.08.2007 г. № 3990/С/07115). Если же продавец не желает давать покупателю копии указанных документов, желательно хотя бы упомянуть в расчетном документе их реквизиты.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд