Рыночные отношения физических лиц — предпринимателей

Редакция СД
Собственное Дело Октябрь, 2009/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Статья

Рыночные отношения физических лиц — предпринимателей

 

В торговле на рынках задействовано большинство отечественных предпринимателей. Масштабы рыночной торговли уже давно вышли за границы скромных колхозных рынков, и поэтому неудивительно, что эта сфера находится под пристальным государственным надзором.

Многие «рыночные» проблемы предпринимателей стали проявляться именно в кризисное время и тем самым еще раз привлекли к себе внимание правительства. Так, в частности его реакцией стало утверждение Положения об основных требованиях к организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков, утвержденного постановлением КМУ от 29.07.2009 г. № 868, о нормах которого мы расскажем в данной публикации.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы консультации

Постановление № 868

— постановление КМУ «Некоторые вопросы организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков» от 29.07.2009 г. № 868.

Положение № 868

— Положение об основных требованиях к организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков, утвержденное постановлением КМУ от 29.07.2009 г. № 868.

Правила торговли на рынке

— Правила торговли на рынке, утвержденные приказом Минэкономики, МВД, ГНАУ, Госстандарта от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105.

Типовая форма

— Типовой договор аренды торгового места, утвержденный постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 278 (в редакции постановления КМУ от 29.07.2009 г. № 868).

Порядок № 638

— Порядок расчета цены на услуги и аренду торговых помещений (площади) и их обслуживание на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденный приказом Минэкономики, Госкомпредпринимательства от 30.06.2009 г. № 638/109.

 

Организация рынков

Понятие «рынок», которое приводится в

Положении № 868, по сути отвечает термину из Правил торговли на рынке, однако в нем лица, осуществляющие торговлю, именуются не продавцами, а предпринимателями. Так, рынок — это «объект торговли, на территории которого хозяйствующий субъект, который имеет право на пользование или распоряжение земельным участком, на котором данный объект расположен, организует и (или) обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления торговой деятельности предпринимателями».

Напомним, что согласно

пункту 4 Правил торговли на рынках ее могут осуществлять физические лица — граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от формы собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы

Положения № 868 направлены на регулирование сферы рыночной торговли, где продавцами являются физлица-предприниматели.

При этом в

пункте 3 Положения № 868 содержится важный момент: услуги по обслуживанию и содержанию торговых мест на территории рынка могут предоставляться только юридическими лицами. Учитывая, что это основные функции собственников рынка, то, следовательно, ими также смогут быть только юридические лица. Ранее эти функции разрешалось выполнять и физическим лицам.

Собственник рынка должен иметь утвержденный соответствующим органом местного самоуправления план территории рынка, в котором отмечается размер земельного участка, информация о наличии правоустанавливающих документов на него, количество торговых мест и занятая ими площадь, площадь стоянки для транспортных средств (с указанием количества таких средств, которые могут разместиться на стоянке), наименование, назначение и площадь зданий и других сооружений, расположенных на территории рынка.

Тем не менее, как и раньше, предприниматели смогут вести торговлю на территории рынков не только с «рыночного места», но и при помощи собственных капитальных сооружений. Объекты торговли, которые функционируют как гипермаркеты, торговые центры, универмаги, универсамы, супермаркеты, мини-маркеты, магазины,

являются отделенными капитальными сооружениями и имеют отдельный почтовый адрес, к рынкам не относятся. Поэтому такие сооружения могут принадлежать предпринимателям, которые будут вести в них свой бизнес.

 

Обязательный договор аренды с предпринимателем на рынке

Пункт

4 Положения № 868 обязывает собственника рынка заключать с предпринимателем договор аренды торгового места, если последний оплатил на рынке рыночный сбор за 30 и больше дней. Отметим, что такой договор заключается по утвержденной Типовой форме , образец которой мы приведем в конце публикации. Размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии с методикой, утвержденной Порядком № 638.

При этом предприниматель имеет право заключать договоры субаренды, сообщив в 5-дневный срок об этом собственнику рынка.

Предоставление торгового места в субаренду не может быть основанием для увеличения размера арендной платы.

Субъект, обслуживающий рынок, обеспечивает создание и ведение реестра заключенных договоров аренды и субаренды торговых мест и присваивает каждому такому месту порядковый номер (цифрой).

 

Реконструкция территории рынка

Положением № 868

установлено, что реконструкция (переоборудование, модернизация) и закрытие рынка осуществляются в установленном порядке при условии обеспечения предпринимателей другими торговыми местами с учетом рекомендации местного отраслевого совета предпринимателей .

Причем сообщить о предстоящих работах по реконструкции и закрытии рынка предпринимателям

должны сообщить за год до начала их проведения, а также подать органу местного самоуправления заявление о необходимости обеспечения таких предпринимателей другими торговыми местами.

 

Несанкционированная торговля

Скажем еще об одном положительном моменте, содержащемся уже в тексте

постановления № 868, где прослеживается лояльное отношение к полулегальной рыночной торговле. Так, органам местного самоуправления рекомендуется для удобства потребителей создавать временные коммунальные рынки в местах, где существуют обустроенные торговые места, но торговая деятельность в них происходит без соответствующих документов.

Для предпринимателей и производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляющих такую несанкционированную торговлю в данных местах, местным органам предписано подыскивать торговые места на действующих рынках.

 

Выводы

Субъектами, обслуживающими территорию рынка, а по сути их собственниками могут быть только юридические лица.

Предприниматели заключают с ними договоры аренды торговых мест. Если предприниматель оплатил на рынке рыночный сбор за 30 и больше дней, то с ним обязаны заключить договор аренды. Арендная плата за торговые места устанавливается согласно утвержденной методике.

Предприниматели могут сдавать свои торговые места в субаренду, при этом на размер арендной платы это не повлияет.

 




Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд