Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за непредоставление декларации о доходах

Редакция СД
Статья

Ответственность за непредоставление декларации о доходах

 

Бывает, что предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, в хлопотах и заботах забывают своевременно подать декларацию о доходах. До того времени, пока они опомнятся, может пройти квартал, год, а если деятельность не ведется, и несколько лет.

Что же их ожидает из-за забывчивости и как лучше действовать, если имеет место подобная ситуация? Именно об этом сейчас и поговорим.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

 

Декларация-хамелеон

Первое, что всплывает в памяти любого налогоплательщика, когда он слышит словосочетание «не подана вовремя декларация», — штраф в сумме 170 грн. за каждый неподанный отчет. Интересно, что к декларации о доходах этот штраф имеет отношение далеко не всегда. Почему? Потому что штраф взимается

за неподачу только налоговой декларации, а «налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа)» (подпункт 1.11 Закона № 2181).

В свою очередь, декларация о доходах редко соответствует приведенному определению, поэтому признать ее налоговой декларацией можно с натяжкой. Соответственно штраф в сумме 170 грн. за ее неподачу налагается нечасто. Вместе с тем существует иная ответственность за неподачу декларации — административная.

Рассмотрим подробнее возможные варианты.

 

Не подана квартальная декларация

Как известно, предприниматель на общей системе налогообложения в течение года уплачивает налог с доходов (НДФЛ) в виде авансовых платежей, т. е. наперед. А ежеквартальная декларация о доходах подается, скажем так, для общего сведения, ведь на ее основании НДФЛ не начисляется и не уплачивается. Следовательно,

квартальная декларация о доходах не является налоговой декларацией в понимании Закона № 2181. К такому же выводу приходят и суды (определение ВАСУ от 15.11.2006 г.).

Ну а поскольку квартальная декларация о доходах не вписывается в рамки

Закона № 2181, штраф в 170 грн. за ее неподачу налоговики не имеют права налагать. Тем не менее они все-таки могут попытаться указанный штраф взыскать (письмо ГНАУ от 19.05.2006 г. № 9432/7/17-0417). В таком случае за право не уплачивать его придется побороться.

Далее,

Декрет № 13-92, который устанавливает для предпринимателей обязанность подавать декларацию о доходах, какой-то ответственности за ее неподачу тоже не предусматривает.

А вот

КУоАП за неподачу или несвоевременную подачу декларации о доходах наказывает предупреждением или штрафом в сумме от 51 до 136 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 85 до 136 грн. (статья 1641 КУоАП). Правда, если со дня выявления нарушения до принятия решения о взыскании штрафа пройдет более 2-х месяцев, у налоговиков уже не получится применить админштраф справка 1 (статья 38 КУоАП).

Напоминаем, что

предельные сроки подачи квартальной декларации о доходах — 10 мая, 9 августа и 9 ноября (при совпадении срока с выходным или праздничным днем последний день подачи декларации переносится на следующий за таким выходным рабочий день — подпункт 4.1.5 Закона № 2181).

 

Не подана годовая декларация

Несмотря на то что в течение года предприниматель ежеквартально уплачивает авансовые платежи по НДФЛ, окончательный расчет по данному налогу происходит только в конце года. При этом сумму НДФЛ, которую по итогам года нужно доплатить в бюджет (или ее должны вернуть из бюджета), налоговики определяют именно на основании годовой декларации о доходах.

Такое положение дел дает основание сделать вывод о том, что

именно годовая декларация о доходах может быть отнесена к налоговой декларации в понимании Закона № 2181 (так же считает и ВАСУ — определение от 15.11.2006 г.). Следовательно, в случае неподачи годовой декларации предпринимателя могут оштрафовать на 170 грн. (подпункт 17.1.1 Закона № 2181). Причем указанный штраф взимается в одинаковой сумме независимо от того, была ли декларация подана, но с опозданием или вообще не подавалась.

Однако,

кроме штрафа в сумме 170 грн., есть еще один штрафпо подпункту 17.1.2 Закона № 2181: если окажется, что по итогам года предприниматель должен доплатить в бюджет НДФЛ и налоговики рассчитают сумму доплаты, то штраф за неподачу годовой декларации составит 10 % от НДФЛ, рассчитанного налоговиками, за каждый полный или неполный месяц задержки справка 2, но не более 50 % суммы начисленного НДФЛ. Нужно отметить, что данный штраф налоговики могут применить только в том случае, если на момент проверки декларация так и осталась неподанной. Если же предприниматель до проверки успеет подать декларацию, штрафа по подпункту 17.1.2 он избежит.

Попробовать отбиться от штрафов по

Закону № 2181 можно в суде (но не факт, что получится, пример тому — определение ВАСУ от 15.11.2006 г., которое признало годовую декларацию о доходах налоговой декларацией в понимании Закона № 2181). В качестве аргументов стоит использовать следующее:

— обязанность начислять НДФЛ возложена не на предпринимателя, а на налоговые органы (

пункт 1 статьи 14 Декрета № 13-92);

— в

подпункте 17.1.5 Закона № 2181 сказано: «В случае когда контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства... штрафные санкции не применяются…» К слову, аналогичное разъяснение когда-то приводила и ГНАУ в письме от 27.02.2003 г. № 3343/7/17-0517 (см. в конце статьи).

Но в любом случае админштраф никто не отменял. По

статье 1641 КУоАП за неподачу или несвоевременную подачу декларации о доходах может быть наложен админштраф в сумме от 51 до 136 грн. А если к тому же в этом году не подавалась хотя бы одна квартальная декларация о доходах, штраф увеличится и составит от 85 до 136 грн.

Напоминаем, что

последний день подачи годовой декларации о доходах — 31 марта (подпункт 4.1.4 Закона № 2181).

 

Декларация не подавалась на протяжении нескольких лет

Как мы уже выяснили, за неподачу квартальных деклараций о доходе предпринимателю грозит только админштраф.

А вот

за каждую неподанную годовую декларацию придется понести следующее наказание:

— штраф за неподачу или несвоевременную подачу декларации —

по 170 грн. (подпункт 17.1.1 Закона № 2181), если нет желания судиться (возможные аргументы см. выше);

— в случае когда до налоговой проверки декларация так и осталась неподанной,

за каждый полный или неполный месяц просрочки ее подачи взыщут штраф в размере 10 % НДФЛ, рассчитанного налоговиками (подпункт 17.1.2 Закона № 2181), если, конечно, предприниматель не захочет судиться (возможные аргументы см. выше).

В свою очередь,

админштраф в сумме от 51 до 136 грн. налагается совокупно за все неподанные декларации, а не за каждую отдельно справка 1 (статья 1641 КУоАП).

Спасет ли ситуацию

подпункт 15.1.1 Закона № 2181 хотя бы в отношении «старых» (старше 3-х лет) деклараций? Сейчас посмотрим. В соответствии с подпунктом 15.1.1 «налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика <…> не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации, а в случае когда такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днем ее фактического предоставления. Если на протяжении указанного срока налоговый орган не определяет сумму налоговых обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого налогового обязательства…».

Возникает вопрос:

относится ли указанный срок давности (3 года) к штрафу за сам факт неподачи декларации ? К сожалению, нет. Действие подпункта 15.1.1 распространяется, как правило, на ошибки в ранее поданной декларации. А вот если декларация вообще не подавалась, данный подпункт не работает (подпункт 15.1.2 Закона № 2181).

Поэтому

остается посоветовать предпринимателю как можно быстрее (до проверки) подать все неподанные годовые декларации о доходах. Таким образом, он сможет хотя бы избежать штрафов по подпункту 17.1.2 Закона № 2181.

 

Выводы

За непредоставление

ежеквартальной декларации о доходах (за I квартал, полугодие и 9 месяцев) предпринимателю грозит только админштраф в размере 51 — 136 грн., который взимается совокупно за все не предоставленные в срок декларации.

За не предоставление годовой декларации

о доходах могут наказать штрафами в сумме 170 грн. за каждую неподанную декларацию, штрафом в сумме 10 % от неуплаченного НДФЛ за каждый месяц просрочки подачи декларации, а также админштрафом в размере 51 — 136 грн. Все штрафы, кроме административного, можно попытаться оспорить в судебном порядке.

И все-таки предпринимателю

лучше как можно быстрее (до проверки) подать забытые годовые декларации о доходах. Таким образом он, по крайней мере, избежит штрафа, равного 10 % от неуплаченного НДФЛ за каждый месяц просрочки подачи декларации.

Справочная информация (справка)

1 Поскольку

непредоставление декларации относится к длящимся правонарушениям (письмо Минюста от 17.07.2007 г. № 22-14-493), срок, в течение которого можно наложить админштраф за него, увеличивается: 2 месяца со дня выявления проверяющими нарушения (а не 2 месяца со дня его совершения). Но в этом есть и плюс для предпринимателя: админштраф налагается не за каждую неподанную декларацию, а один раз за весь период неподачи, поскольку такая неподача представляет собой не несколько разных правонарушений, а одно — длящееся.

2

Неполный месяц задержки при подаче декларации — это может быть даже один или несколько дней календарного месяца, в течение которых декларация была не подана. Например, последний срок подачи декларации — 31 марта 2009 года, а она подана 1 апреля 2009 года. В таком случае штраф всего за один день задержки ровно такой же, как если бы декларация была подана 30 апреля, т. е. с задержкой в полный месяц.

 

 

Об обложении подоходным налогом с граждан доходов, получаемых гражданами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 27.02.2003 г. № 3343/7/17-0517

 

ГНА Украины рассмотрела вопросы, изложенные в письме, и сообщает.

Порядок обложения подоходным налогом с граждан доходов, получаемых гражданами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, регулируется

Декретом КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» и Инструкцией о подоходном налоге с граждан, разработанной на основании ст. 23 Декрета, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12 и зарегистрированной в Минюсте Украины 09.06.93 г. под № 64.

Налогообложение доходов, получаемых гражданами — субъектами предпринимательской деятельности, производится в порядке, установленном

разделом IV Декрета, согласно которому (статьи 13, 14) подоходный налог физическим лицам, указанным в этом разделе, исчисляется налоговыми органами на основании представленных ими в установленном порядке деклараций об ожидаемом (оценочном) в текущем году доходе или о фактически полученных в отчетном календарном году доходах, материалов проверок, проведенных налоговыми органами, полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности сведений о выплаченных им доходах и удержанном или неудержанном налоге (с указанием основания для неудержания).

<…>

Согласно

п.п. 17.1.5 ст. 17 Закона № 2181 в случае, если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства плательщика налогов на основаниях, определенных в п.п. «г» п. 4.2 ст. 4 Закона № 2181, т. е. если в соответствии с законами по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган — налоговый орган, штрафные санкции, определенные ст. 17 Закона № 2181, не применяются, за исключением случаев, подпадающих под действие п.п. 17.1.7 ст. 17.

<…>

Заместитель председателя Г. Оперенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше