Правомерно ли требование работников налогового органа провести инвентаризацию у предпринимателя во время проверки

Редакция СД
Собственное Дело Сентябрь, 2009/№ 18
В избранном В избранное
Печать
Статья

Правомерно ли требование работников налогового органа провести инвентаризацию у предпринимателя во время проверки

 

Ситуация.

Работники налоговой инспекции пришли с плановой проверкой к предпринимателю на общей системе (вид деятельности — торговля). В ходе данного мероприятия представители налогового органа, руководствуясь пунктом 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС, потребовали от него провести инвентаризацию товарных остатков и основных фондов и предоставить ее результаты.

Предприниматель не согласился проводить инвентаризацию, мотивируя отказ следующими причинами:

1) незнанием методики ее проведения;

2) отсутствием учетных данных об остатках товара на определенную дату.

Тем не менее работники налоговой посчитали доводы предпринимателя неубедительными и стали угрожать обращением в суд и прочими штрафными санкциями. Правомерны ли требования налоговиков по проведению предпринимателем инвентаризации?

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 996

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

 

Что такое инвентаризация

Инвентаризация

— это проверка и оценка (согласно методике учета) наличия у субъекта предпринимательства различных видов имущества, денежных средств, а также каких-либо обязательств на определенную дату.

По сути, при инвентаризации пересчитываются, взвешиваются, измеряются определенные объекты, а затем полученные данные сверяются с информацией о них, содержащейся в данных учета. Кроме того, проверяется документация, в которой отражены какие-либо расчеты (например, амортизации) или обязательства (задолженности).

Цель инвентаризации — контроль за сохранностью имущества, достоверности учета, выявление возможных несоответствий учетным данным (недостач или излишков).

Что касается нормативного регулирования проведения инвентаризации, то ее порядок можно найти в документах, адресованных только юридическим лицам (предприятиям). Исключением являются отдельные виды деятельности, например связанные с использованием и хранением драгметаллов и камней и т. д.

Это объясняется тем, что инвентаризация у субъекта может проводиться при наличии данных учета его имущества, обязательств и т. д. На сегодняшний день по регламентированной методике ведется бухгалтерский учет, обязанность по применению которого возложена только на юридических лиц.

Так, согласно

статье 10 Закона № 996 инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правила и случаи обязательного

проведения инвентаризации закреплены Инструкцией № 69, которая также распространяется только на юридических лиц.

Теоретически предприниматель может «для себя» (добровольно) провести инвентаризацию, но только если он ведет учет товаров и прочего имущества в денежных единицах и поштучно (в произвольной форме). При этом решение, когда и каким образом ее проводить, он принимает на свое усмотрение.

 

Требование проведения инвентаризации при налоговой проверке

В

пункте 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС содержится норма, согласно которой сотрудникам ГНС предоставлено право «требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций или при проведении административного ареста активов — обратиться в суд относительно побуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей предприятий, учреждений и организаций, относительно которых проводится проверка, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, отмеченного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины».

Так, опираясь на приведенную выше норму, представители налогового органа требуют от предпринимателей провести инвентаризацию товарных остатков, денежных средств и другого имущества. А в случае отказа грозят обязать сделать это через суд и применить штрафные санкции.

В начале статьи мы сделали акцент на то, что в большинстве своем предприниматели не знакомы с такой процедурой и законодательство не обязывает ее проводить, поэтому они на нее не соглашаются.

И действительно,

существует ряд веских причин для того, чтобы отказаться от инвентаризации, о чем мы далее и поговорим.

 

Почему предприниматель не должен «инвентаризироваться»

Итак, постараемся привести аргументы в пользу того, что предприниматель не должен проводить инвентаризацию при проверке.

1. Отсутствие универсального нормативного документа, разработанного в соответствии с

пунктом 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС , с методикой инвентаризации при налоговой проверке. Физические лица — предприниматели «выпали» из существующего законодательства, регулирующего порядок проведения инвентаризации. В нормативных документах не приведены ни правила ее проведения, ни обязательные случаи для предпринимателей справка 1. Прежде всего это объясняется тем, что инвентаризация связана с ведением бухгалтерского учета, отсутствующего у предпринимателей. Специального же нормативного документа (подзаконного акта), утвержденного для реализации на практике пункта 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС и где бы упоминались предприниматели и особенности учета их деятельности, на сегодняшний день нет. Процедура инвентаризации при налоговой проверке должна быть регламентирована, чтобы ее результаты не вызывали сомнения.

2. Физическое лицо — предприниматель не является руководителем

предприятия, учреждения и организации. Сама по себе формулировка пункта 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС сужает круг субъектов, у которых можно провести инвентаризацию. Здесь четко перечислены предприятия, учреждения и организации, относящиеся по своей организационной форме к юридическим лицам. Именно руководитель (директор предприятия), как должностное лицо, отвечает за соблюдение налогового законодательства юридическим лицом и контактирует с проверяющими. Предприниматель не может быть еще и собственным руководителем. Причем даже при наличии в штате его наемных работников лица, выполняющего функции руководителя (менеджер и т. д.), такой работник юридически все равно не несет ответственности, не приравнивается к должностным лицам, не ставит подпись под проверочным актом и т. д.

3. Отсутствие у предпринимателя учета товаров, основных фондов и денежных средств, который бы позволил вывести учетные остатки на конкретную дату.

Еще раз подчеркнем, что

физические лица — предприниматели не обязаны вести учет поступления и выбытия товаров, основных фондов и денежных средств. Инвентаризация же проводится с целью установить, есть ли расхождения фактических остатков (товарных, основных фондов, денежных средств) с данными учета.

Подробнее необязательность ведения учета товаров предпринимателем мы обосновывали в «СД», 2009, № 9, с. 29, где речь шла о возможности применения штрафов по

статьям 20 и 21 Закона об РРО. Напомним вкратце, к каким выводам мы пришли в той статье.

Предприниматели на общей системе и единоналожники должны вести

учет доходов и расходов в Книге ф. № 10, а фикспатентщики — в произвольном порядке, что вовсе не означает обязанность вести учет товаров. Специального порядка учета товарных запасов для них нет.

Единственные, у кого есть повод добровольно вести учет товарных остатков (в произвольной форме), — плательщики НДС. При снятии с регистрации плательщика НДС осуществляется условная продажа товарных остатков и основных фондов. Хотя это принципиально только для предпринимателей, занимающихся производством продукции (см. «СД», 2007, № 22, с. 17; 2009, № 3, с. 35). В общем, предприниматели могут по всем налоговым накладным, по которым был отражен налоговый кредит, но не было начислено налоговое обязательство (не было продаж), признать условную продажу и начислить налоговые обязательства (20 %) согласно законодательству.

 

Если налоговики настаивают на инвентаризации

Приведенные нами доводы о необоснованности требования во время проверки от физлиц-предпринимателей проводить инвентаризацию часто на налоговиков не действуют — они продолжают настаивать на своем. Логично, что у предпринимателя в таком случае возникают вопросы: как поступить и грозят ли штрафные санкции за отказ в проведении инвентаризации?

Предпринимателям, которые опасаются конфликтов с проверяющими, придется начать пересчет товаров, основных фондов, денежных средств. Не ясно, с какими учетными данными они будут сличать результаты формальной инвентаризации. Скорее всего, в ход пойдут накладные, данные Книги ф. № 10 и прочие документы.

Здесь предпринимателям нужно обратить внимание на два момента:

1. Проверяющие могут требовать проведения инвентаризации силами предпринимателя, но никак не делать это самостоятельно. Кроме того, в

Законе о ГНС не говорится об обязательном присутствии налоговиков при проведении инвентаризации, т. е. предпринимателю достаточно представить ее результаты на бумаге.

2. В

Законе о ГНС не говорится о том, сколько времени субъект должен инвентаризировать свое имущество, в то время как продолжительность плановых и внеплановых проверок строго ограничена. Так, у субъектов малого предпринимательства плановая выездная проверка не должна превышать 10 рабочих дней, а внеплановая — 5 рабочих дней. Следовательно, если предпринимателю удастся затянуть инвентаризацию, то он, скажем так, может и не успеть предъявить ее результаты.

Вариант поведения для более смелых предпринимателей — вообще не проводить инвентаризацию. Чем же может грозить такое поведение?

В соответствии с нормой

пункта 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС на этот случай предусмотрен судебный порядок решения вопроса о необходимости проведения инвентаризации.

Однако специальной процедуры получения налоговыми органами судебного решения по требованию о принуждении субъекта хозяйствования провести инвентаризацию в законодательстве нет. Следовательно, рассмотрение такого требования будет проходить по общей процедуре, которая, как известно, может затянуться.

При этом в ходе судебного разбирательства предприниматель может привести в свою защиту изложенные нами выше аргументы.

Еще одна принудительная мера, указанная в

Законе о ГНС как результат отказа от проведения инвентаризации, — опечатывание касс. Но опять же, она адресована предприятиям, учреждениям и организациям (юридическим лицам), а у физлиц-предпринимателей, как правило, нет обособленных помещений для хранения денежных средств и кассовых документов. Кроме того, Законом о ГНС предусмотрено, что порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов налоговыми органами должен быть установлен Кабинетом Министров Украины, но в настоящее время его нет, а следовательно, его реализация остается под вопросом.

Если же налоговики все-таки попытаются прибегнуть к данной мере, то за субъектом хозяйствования останется право обжаловать их решение в вышестоящем органе или обратиться в суд для отстаивания своих интересов.

Теперь что касается возможных штрафных санкций.

Отказ в проведении инвентаризации может квалифицироваться как невыполнение законных требований должностных лиц органов налоговой службы, за которое грозит админштраф, предусмотренный статьей 1633 КУоАП. Однако к ответственности по этой статье привлекаются должностные лица предприятия, к которым физическое лицо — предприниматель не относится справка 2. Кроме того, она установлена за невыполнение требований налоговых органов, указанных в пунктах 5 — 8 статьи 11 Закона о ГНС, а требование об инвентаризации предусмотрено пунктом 15 статьи 11 Закона о ГНС.

Таким образом, отказ в проведении инвентаризации вполне может остаться безнаказанным для предпринимателя, ведь законодательство не обязывает его проводить данную процедуру в рамках налоговых проверок, следовательно, представители контролирующего органа не имеют права требовать проведения инвентаризации и соответственно привлекать предпринимателя к ответственности.

 

Выводы

Представители налогового органа не имеют права требовать проведения инвентаризации от предпринимателей во время проведения плановой или внеплановой проверки. Данная норма касается только юридических лиц, такое требование может выдвигаться их руководителям.

Представители налогового органа сами не могут проводить инвентаризацию у предпринимателя.

Также на сегодняшний день отсутствует порядок проведения инвентаризации в рамках нормы

пункта 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС.

Попытка применить к предпринимателю штрафные санкции также неправомерна, так как админответсвенность за подобный отказ может быть адресована только должностным лицам предприятий.


Справочная информация (справка)

1

Правила инвентаризации, под которые подпадают и предприниматели, можно встретить только в специфических нормативных документах (для ювелирного дела и т. д.), но они не касаются всего его имущества.

2

Исключительный случай, когда предпринимателю грозит ответственность, возлагаемая на должностных лиц, — пребывание в статусе работодателя.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд