Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Когда предприниматель перестает быть налогоплательщиком

Редакция СД
Ответы на вопросы

Когда предприниматель перестает быть налогоплательщиком

 

ВОПРОС. Физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения начало процедуру государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Предприниматель подал государственному регистратору необходимое заявление и опубликовал в прессе сообщение о своем решении прекратить деятельность. На этом основании в Единый государственный реестр была внесена запись о решении прекратить предпринимательскую деятельность и передана информация в соответствующие органы, в том числе в государственную налоговую службу.

Далее в ходе процедуры аннулирования госрегистрации предприниматель должен был получить справки об отсутствии задолженности в налоговом органе, Пенсионном и других социальных фондах. И уже после предоставления этих справок госрегистратором проводится регистрация прекращения предпринимателя.

Порядок получения справки об отсутствии задолженности (ф. № 22-ОПП) в налоговом органе предполагает такие этапы: подачу заявления (ф. № 8-ОПП) и возврат налоговых документов (патентов, справок, свидетельств и т. д.), а также заявления об аннулировании регистрации плательщика НДС; закрытие счетов в финучреждениях; проведение внеплановой проверки.

В течение года после подачи заявления у предпринимателя данная проверка проведена не была, однако с момента подачи заявления (ф. № 8-ОПП) и возврата документов в налоговый орган он не вел деятельность и не подавал отчетность в налоговый орган.

Спустя год налоговики стали настаивать на применении штрафных санкций за неподачу отчетности за данный период (с момента подачи заявления ф. № 8-ОПП). Грозят ли предпринимателю штрафные санкции, и если да, то в каких размерах?

 

ОТВЕТ. Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, для начала выясним, с какого момента с субъекта предпринимательства снимается обязанность уплачивать налоги (обязательные платежи), а также подавать по ним отчетность в налоговый орган.

В подпункте 12.2 статьи 12 Закона № 2181 сказано, что с целью налогообложения ликвидацией налогоплательщика, являющегося физическим лицом — предпринимателем, является прекращение его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Следовательно, до того момента, пока не будет полностью аннулирована госрегистрация предпринимателя, он продолжает числиться в рядах налогоплательщиков.

Заметим, что заработавший несколько лет назад принцип «единого окна» действительно избавил предпринимателей от утомительного оббивания порогов разных учреждений. Однако, как мы видим, в данной ситуации не всегда достаточно только обращения к госрегистратору.

Процедура прекращения предпринимательской деятельности имеет ряд обязательных этапов, один из которых — снятие с учета в налоговом органе. Подтверждением этого служит справка ф. № 22-ОПП, которую предприниматели должны получить после внеплановой проверки и предоставить государственному регистратору (пункт 9 статьи 47 Закона № 755).

При этом датой государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем будет дата внесения в Единый государственный реестр соответствующей записи по окончании всех этапов процедуры (пункт 15 статьи 47 Закона № 755).

Но опять же вначале предприниматель должен быть снят с учета в налоговом органе. Механизм постановки и снятия с учета в налоговом органе регулируется Порядком № 80.

В соответствии с

подпунктом 8.9 Порядка № 80 физическое лицо после принятия решения о внесении в Единый государственный реестр записи о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности подает в орган государственной налоговой службы, в котором оно зарегистрировано как плательщик налогов, следующие документы:

— заявление о прекращении плательщика налогов по ф. № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП;

— оригиналы документов, которые выдаются органами государственной налоговой службы плательщику налогов (свидетельства, патенты, справки по ф. № 4-ОПП, другие справки и т. п.) и подлежат возврату в орган государственной налоговой службы, а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если таковые выдавались и подлежат возврату в орган государственной налоговой службы.

Сделать это нужно в трехдневный срок после внесения вышеназванной записи в Реестр.

Согласно

подпункту 8.2 пункта 8 Порядка № 80 в случае получения заявления по ф. № 8-ОПП от налогоплательщика или сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении прекратить предпринимательскую деятельность органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки.

Соответствующие подразделения начинают проводить проверку

в течение месяца после получения вышеназванного документа (сведений), что фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП.

В рассматриваемой ситуации внеплановая проверка не была проведена в установленные сроки. Но, к сожалению, о том, как действовать налогоплательщику при такой задержке, в

Порядке № 80 не сказано. Какие-либо санкции за подобное затягивание с «заключительной» проверкой для налоговиков по сути отсутствуют. Единственным способом «ускорить» приход налоговиков, на наш взгляд, могла быть жалоба в вышестоящий налоговый орган, однако предприниматель им не воспользовался.

Только после проведения внеплановой проверки и подтверждения отсутствия налоговой задолженности составляется справка

по ф. № 22-ОПП и предприниматель снимается с учета в налоговом органе.

Она направляется предпринимателю по почтовому адресу, указанному в заявлении по ф. № 8-ОПП, при условии, что он закрыл счета в финучреждениях и вернул в налоговую выданные этим органом документы (патенты, справки и т. д.) и их заверенные копии.

Затем происходит завершающий этап процедуры прекращения предпринимателя: госрегистратору передаются сведения о снятии с учета из налогового органа и предоставляется справка

по ф. № 22-ОПП. Сведения об основаниях и дате снятия с учета плательщика налогов фиксируются в журнале по ф. № 6-ОПп. Госрегистратор в свою очередь аннулирует госрегистрацию предпринимателя.

Заметим: если предприниматель был плательщиком НДС, то он также должен был подать заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС по ф. № 3-НДС и сдать свидетельство и его заверенные копии. Регистрация плательщика НДС аннулируется на дату подачи заявления. При этом предприниматель должен подать декларацию по НДС за последний налоговый период и признать условную продажу имеющихся основных фондов и товаров, по которым ранее был отражен налоговый кредит, и начислить по ним налоговое обязательство (см. «СД», 2009, № 3, с. 35).

Итак, из всего вышесказанного

мы можем сделать следующие выводы.

В нашем случае предприниматель четко действовал согласно порядку, предусмотренному для налогоплательщиков при аннулировании госрегистрации. Однако из-за несоблюдения представителями налогового органа сроков проведения внеплановой проверки процедура прекращения предпринимателя затянулась более чем на год.

Поскольку предприниматель не обращался с жалобой на бездействие налоговиков — на непроведение внеплановой проверки в установленный срок, то на протяжении «допроверочного» времени (одного года) он оставался налогоплательщиком (на общей системе налогообложения).

В связи с этим предприниматель по-прежнему был обязан уплачивать налоги и подавать отчетность.

Поскольку деятельность в течение года не велась, то объектов налогообложения у предпринимателя не было. Единственное, что могло бы привлечь внимание налоговиков, — это наличие у предпринимателя земельного участка, предназначенного для хоздеятельности.

Что же касается отчетности, то с ее подачей ситуация сложнее. Ведь за неподачу налоговых деклараций предусмотрен штраф согласно

Закону № 2181, а в некоторых случаях и административная ответственность.

Так, предприниматель на общей системе, в том числе бездействуя, должен по-прежнему отчитываться по налогу с доходов, т. е. подавать ежеквартально декларацию о доходах.

Однако декларация о доходах за квартал по сути носит информативный характер и предоставляется после уплаты авансовых платежей, т. е. на основании ее данных налог с доходов не уплачивается. Поэтому квартальная декларация о доходах не является налоговой декларацией в понимании

Закона № 2181, следовательно, штраф 170 грн. (подпункт 17.1.1 Закона № 2181) за ее неподачу не применяется.

Вместе с тем согласно

КУоАП неподача или несвоевременная подача декларации о доходах наказывается предупреждением или штрафом в сумме от 51 до 136 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 85 до 136 грн. (статья 1641 КУоАП). Если неподача квартальных деклараций будет выявлена в ходе «заключительной» внеплановой проверки, то к предпринимателю будет применен только один штраф в сумме от 51 до 136 грн. (за выявление факта неподачи).

Тем не менее

годовая декларация о доходах может быть отнесена к налоговой декларации в понимании Закона № 2181. Следовательно, в случае неподачи годовой декларации предпринимателя могут оштрафовать на 170 грн. (подпункт 17.1.1 Закона № 2181).

Подробнее об ответственности за неподачу предпринимательской декларации о доходах см. «СД», 2009, № 17, с. 21.

Согласно

подпункту 17.1.1 Закона № 2181 штраф в 170 грн. может грозить бездействующему предпринимателю также за неподачу Налогового расчета земельного налога при наличии производственного земельного участка.

Как уже говорилось, предприниматель должен был подать декларацию по НДС за последний налоговый период (начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования). Непредоставление этой декларации также грозит предпринимателю штрафом в 170 грн. за каждый факт неподачи декларации.


Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Порядок № 80 — Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше