Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем апрельскую зарплату

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Кабмин отменил постановление КМУ № 366 о пенсионной доплате для единоналожников и фикспатентщиков, а также постановление КМУ № 236 об особенностях уплаты единого налога для физлиц, работающих за границей

Перечень актов Кабинета Министров Украины, утративших силу, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2010 г. № 278

 

1. Данным

постановлением Кабмин отменил нашумевшее постановление КМУ «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения» от 14.04.2009 г. № 366 (см. «СД», 2009, № 9, с. 2).

Как вы наверняка помните,

постановлением № 366 вводилась обязательная доплата единоналожниками и фикспатентщиками взносов в Пенсионный фонд до размера минимального страхового взноса. Теперь это постановление отменено, а значит, на будущее вопрос необходимости внесения пенсионной доплаты снят окончательно (с даты вступления в силу постановления № 278). Кроме того, учитывая, что существует Указ Президента Украины от 02.11.2009 г. № 890/2009 , которым приостановлено действие постановления № 366 еще с ноября 2009 года, можно говорить о том, что о пенсионной доплате можно забыть уже начиная с ноября 2009 года (см. «СД», 2009, № 22, с. 2).

А вот вопрос необходимости внесения доплаты за период с мая по октябрь 2009 года не такой однозначный.

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 28.09.2009 г. № 2а-4456/09/2670 постановление № 366 было признано незаконным и приостановлено с момента его принятия до момента вынесения судом соответствующего решения (см. «СД», 2009, № 21, с. 2).

В то же время КМУ подал на него апелляцию, вследствие чего

постановление суда в силу не вступило, а продолжает действовать лишь обеспечительная мера, о которой просили истцы, — приостановление действия постановления КМУ от 14.04.2009 г. № 366.

В настоящее время в Конституционном Суде Украины (КСУ) на рассмотрении до сих пор находится представление Президента Украины относительно конституционности

постановлений КМУ от 05.03.2009 г. № 236, от 14.04.2009 г. № 366, от 15.04.2009 г. № 454, от 21.05.2009 г. № 505. С учетом того, что КСУ, вероятнее всего, по сути ничего решать уже не станет (поскольку спорные постановления КМУ отменены), результат именно этого судебного процесса сегодня и следует рассматривать как ответ на вопрос, уплачивать или не уплачивать пенсионную доплату с мая по октябрь.

2. Еще один акт Кабмина, который отменен

постановлением № 278, — это постановление КМУ «О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины в условиях мирового финансово-экономического кризиса» от 05.03.2009 г. № 236 (подробнее см. «СД», 2009, № 8, с. 3). Этим документом для физлиц-предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины без привлечения наемных работников и членов семей, была предусмотрена возможность перейти на уплату единого налога.

 

Ведение Реестра полученных и выданных налоговых накладных: рекомендации от ГНАУ

Письмо ГНАУ от 12.03.2010 г. № 5119/7/16-1617

 

Все плательщики НДС знают, что

приказом от 26.10.2009 г. № 582 ГНАУ изложила в новой редакции форму Реестра полученных и выданных налоговых накладных (далее — Реестр) и внесла изменения в Порядок ведения Реестра (см. «СД», 2009, № 23, с. 2). Эти нововведения вступили в силу с 1 января 2010 года.

Свое видение того, как заполнять графы обновленного Реестра в отдельных случаях, ГНАУ разъяснила в

письме № 5119/7/16-1617. Наверняка, эта информация будет интересна абсолютно всем предпринимателям — плательщикам НДС, поэтому рассмотрим подробнее основные рекомендации ГНАУ, изложенные в этом письме.

 

Учет налоговых накладных, все экземпляры которых остаются у лица, их выписавшего (раздел II Реестра)

Случаи, при которых все экземпляры налоговых накладных (далее — НН) остаются у лица, их выписавшего, определены в

пункте 8 Порядка заполнения налоговой накладной (приказ ГНАУ от 30.05.97 г. № 165) (далее — Порядок). Такой же порядок определен и для НН, выписанных на сумму превышения обычной цены поставки над фактической (пункт 19 Порядка).

 

Ситуации

Особенности заполнения граф Реестра

Поставка товаров (услуг) покупателю, который не является плательщиком НДС (п. 8.1 Порядка)

В гр. 4 проставляется обозначение «ПН»;
в гр. 5 записывается: «Поставка неплатнику податку» или «Натуральна виплата в рахунок оплати праці фізичним особам» и т. п.;
в гр. 6 проставляется пометка «Х»;
в гр. 7 — 12 отражаются стоимостные показатели по поставке товаров (услуг)

Операции по экспорту товаров (п. 8.1 Порядка)

В гр. 2 указывается дата вывоза товаров, фактически подтвержденная оригиналом ГТД МД-2 с пометкой 3/8;
в гр. 3 указывается порядковый номер ГТД МД-2 в журнале учета ГТД (последние шесть знаков гр. 7 ГТД МД-2);
в гр. 4 — обозначение «ВМД»;
в гр. 5 — страна нерезидента и наименование (Ф. И. О. /при наличии/ — для физлица) нерезидента;
в гр. 6 — пометка «Х»;
в гр. 7, 12 отражается фактурная стоимость экспортируемых товаров в гривнях, рассчитанная по курсу НБУ на дату составления ГТД

Получение от нерезидента услуги, место поставки которой приходится на таможенную территорию Украины (п. 8.2 Порядка)

В гр. 4 проставляется обозначение «ПН»;
в гр. 5 указывается название налогоплательщика-покупателя, которое соответствует названию налогоплательщика;
в гр. 6 указывается индивидуальный налоговый номер (далее — ИНН) налогоплательщика-покупателя, который соответствует ИНН налогоплательщика;
в гр. 7 — 12 отражаются стоимостные показатели по поставке услуг, на основании этих данных в дальнейшем заполняется стр. 7 налоговой декларации по НДС

Передача товаров (услуг) в пределах баланса налогоплательщика (п. 8.3 Порядка)

В гр. 4 проставляется обозначение «ЗЦ», поскольку при таких операциях база обложения НДС определяется в соответствии с требованиями Закона об НДС не ниже обычных цен;
в гр. 5 указывается название налогоплательщика-покупателя, которое соответствует названию налогоплательщика-продавца;
в гр. 6 указывается ИНН налогоплательщика-покупателя, который совпадает с ИНН налогоплательщика-продавца;
в гр. 7 — 12 отражается информация о налогообложении таких товаров

Превышение обычной цены над фактической (п. 19 Порядка)

В гр. 4 проставляется обозначение «ЗЦ»;
в гр. 5 записывается «Перевищення звичайної ціни над фактичною»;
в гр. 6 проставляется пометка «Х»;
в гр. 7 — 12 отражается информация о налогообложении суммы превышения обычной цены над фактической ценой поставки товаров (услуг)

Занесение в Реестр НН, выписанных по ежедневным итогам операций (если НН не была выписана на эти операции) (п. 8.4 Порядка)

В гр. 4 проставляется обозначение «ПП»;
в гр. 5 записывается: «Поставка за готівку», «Виписка транспортних квитків», «Виписка готельних рахунків» и т. п. («Підсумкова податкова накладна»);
в гр. 6 проставляется пометка «Х»;
в гр. 7 — 12 отражаются стоимостные показатели по поставке товаров (услуг)

 

Учет операций по поставке товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения (раздел II Реестра)

Как разъясняет ГНАУ, выручка от операций, которые не являются объектом обложения НДС, может отражаться в Реестре общим итогом за отчетный налоговый период исходя из данных бухгалтерского учета.

 

Особенности заполнения граф Реестра

Занесение в Реестр документов, которые удостоверяют факт поставки товаров (услуг), не являющихся объектом налогообложения

В гр. 4 — прочерк;
в гр. 5 — наименование (Ф. И. О. — для физлица) покупателя;
в гр. 6 — пометка «Х»;
в гр. 7, 11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения;
в гр. 8, 9, 10, 12 — пометка «Х»

Занесение в Реестр общих итогов операций, которые не являются объектом налогообложения

В гр. 2 указывается дата осуществления записи в Реестре, но не позднее последнего календарного дня месяца осуществления операций;
в гр. 3, 4 — прочерки;
гр. 5 заполняется словами «Загальний обсяг поставки, що не є об'єктом оподаткування»;
в гр. 6 — пометка «Х»;
в гр. 7, 11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения;
в гр. 8, 9, 10, 12 — пометка «Х»

 

Учет расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к НН по форме приложения 2 к НН (далее — расчет корректировки) (раздел II Реестра)

При занесении расчета корректировки в Реестр:

в гр. 4 проставляется обозначение «РК»;
в гр. 5, 6 переносятся соответствующие реквизиты расчета корректировки;
в гр. 7 — 12 отражаются стоимостные показатели по корректировке объемов поставки товаров (услуг) и сумм налогового обязательства, на основании этих данных в дальнейшем заполняется стр. 8.3 налоговой декларации по НДС

 

Особенности заполнения раздела I Реестра при учете отдельных операций по приобретению товаров (услуг) (когда указываются условные индивидуальные налоговые номера)

Случаи

Особенности заполнения граф Реестра

1

2

Занесение в Реестр НН, полученных налогоплательщиком-покупателем, который применяет кассовый метод налогового учета

В данном случае НН записывается (регистрируется) в разделе I Реестра в отчетном (налоговом) периоде, на который приходится списание средств с банковского счета (выдача из кассы) или предоставление других компенсаций стоимости полученных товаров (услуг). При этом:
в гр. 5 проставляется обозначение «ПН»;
в гр. 8 — 16 отражается информация о приобретении товаров (услуг)

Занесение НН, договорная цена полученных товаров (услуг) по которым отличается от обычной цены на такие товары (услуги) более чем на 20 %

В гр. 5 проставляется обозначение «ПН»;
в гр. 8 указывается общая сумма приобретения, включая НДС;
в гр. 9, 10 отражаются суммы, которые соответствуют стоимости полученных товаров (услуг) на уровне обычных цен;
в гр. 13, 14 включаются суммы превышения стоимости приобретенных товаров (услуг) над уровнем обычных цен и превышение соответствующей суммы налога

Запись в Реестре кассового чека, который не содержит налогового номера поставщика

В гр. 5 указывается обозначение «ЧК»;
в гр. 7 — условный ИНН «100000000000»;
в гр. 8 отражается сумма приобретения товаров (услуг);
в гр. 9 указывается сумма полученных товаров (услуг), но не более 200 грн. за один день;
в гр. 10 — соответствующая сумма уплаченного налога (но не более 40 грн. за один день)

Запись в Реестре документов в случае приобретения у нерезидента товаров (услуг), которые не предназначены для использования в хоздеятельности или приобретены с целью использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется вне таможенной территории Украины

В гр. 5 показывается соответствующее обозначение («НН», «РК», «ГТД» или прочерк);
в гр. 7 указывается условный ИНН «200000000000»;
в гр. 8 отражается сумма приобретения товаров (услуг);
гр. 9 — 14 ставятся прочерки;
в гр. 15 указывается сумма покупки без НДС, на основании этих данных в дальнейшем заполняется стр. 14, 15 налоговой декларации по НДС;
в гр. 16 указывается сумма НДС, в случае приобретения с НДС (уплаты НДС таможенным органам или уплаты НДС покупателем — получателем услуги от нерезидента на таможенной территории Украины)

Запись в Реестре документов в случае приобретения у нерезидента товаров (услуг) (в иных случаях, нежели указаны выше)

В гр. 5 показывается соответствующее обозначение («НН», «РК», «ГТД», прочерк);
в гр. 7 указывается условный ИНН «300000000000»;
в гр. 8 — 14 отражается сумма приобретения товаров (услуг), на основании этих данных в дальнейшем заполняются стр. 12.1 — 13.3 налоговой декларации по НДС;
в гр. 15, 16 — прочерк

Занесение в Реестр документов, удостоверяющих факт приобретения товаров (услуг) на таможенной территории Украины у лиц, которые не являются плательщиками НДС

В гр. 5 ставится прочерк;
в гр. 7 указывается условный ИНН «400000000000»;
в гр. 10, 12, 14, 16 — пометка «Х»;
в гр. 8 отражается сумма по приобретению товаров (услуг);
гр. 9, 11, 13, 15 заполняются в соответствии с характером использования приобретенных товаров (услуг)

 

Пенсионный сбор с операций купли-продажи безналичной инвалюты: в каком размере?

Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций» от 03.02.2010 г. № 202

Согласно изменениям, внесенным в

Порядок уплаты пенсионного сбора по отдельным видам хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740, определено, что сбор с операций по купле-продаже безналичной инвалюты за гривню теперь взимается в установленном законом размере (ранее Порядок предусматривал ставку сбора 0,2 % от суммы операции).

Однако на сегодняшний день вопрос о размере «инвалютного» пенсионного сбора как раз и является достаточно проблематичным.

Так, согласно

Закону о госбюджете на 2009 год размер пенсионного сбора с операций по купле-продаже безналичной инвалюты в 2009 году составлял 0,2 % от суммы операции. И поскольку Закон о госбюджете на 2010 год все еще не принят, на наш взгляд, в 2010 году на основании положений части 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Украины до принятия Закона о госбюджете на 2010 год должны действовать нормы Закона о госбюджете на 2009 год, в том числе ставка «инвалютного» пенсионного сбора 0,2 %.

А вот Пенсионный фонд придерживается иной точки зрения (

письмо ПФУ от 31.12.2009 г. № 24746/03-02). По его мнению, в 2010 году до принятия Закона о госбюджете на 2010 год должны действовать нормы Закона «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», в соответствии с пунктом 6 статьи 4 которого размер пенсионного сбора с указанной операции составляет 0,5 % от суммы операции.

 

Все автоперевозчики и самозанятые перевозчики относятся к высокой степени риска

Постановление КМУ «О внесении изменений в пункт 4 критериев распределения субъектов хозяйствования по степени риска их деятельности в сфере автомобильного транспорта и определения периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля)» от 02.03.2010 г. № 224

 

Согласно внесенным изменениям

все автомобильные перевозчики и самозанятые перевозчики относятся к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска. Это значит, что:

плановые мероприятия госнадзора (контроля) по отношению к ним осуществляются один раз в год;

— мораторий на проведение проверок, установленный

Законом Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI (см. «СД», 2010, № 3, с. 3), на них не распространяется.

 

Нюансы исчисления пособия по беременности и родам женщине, отработавшей менее календарного месяца

Письмо Минтруда Украины от 21.01.2010 г. № 11/18/99-10

 

В соответствии со

статьей 52 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу в ближайший после назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы.

В случае если

женщина, которая отработала менее календарного месяца, уходит в декрет в начале месяца, Минтруда с целью предотвращения нарушения норм указанной выше статьи рекомендует осуществлять исчисление пособия по беременности и родам такой женщине исходя из размера минимальной заработной платы в месяце, в котором наступил страховой случай (т. е. в котором она ушла в декрет), с перерасчетом и доплатой необходимой суммы в следующем месяце.

Аналогичный подход к исчислению пособия по беременности и родам в рассматриваемой ситуации Минтруда предлагал и в

письме от 01.02.2010 г. № 1000/0/14-10/18 (см. «СД», 2010, № 5, с. 4).

Кроме того, авторы

письма разъяснили, что норма ограничения средней заработной платы для расчета пособия по беременности и родам средней заработной платой по всем видам экономической деятельности в соответствующем регионе в месяце , предшествующем месяцу наступления страхового случая, не распространяется на случаи, когда перед наступлением страхового случая женщина находилась в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или шестилетнего возраста по медицинскому заключению.

 

Исчисление сумм декретных и больничных в отдельных случаях: разъясняет Минтруда

Письмо Минтруда Украины от 13.02.2010 г. № 36/18/99-10

 

В

письме отмечено следующее:

1. Для расчета пособия по беременности и родам применяется режим работы предприятия (у предпринимателя) или работника, установленный

на момент наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам).

Если во время пребывания женщины в отпуске по беременности и родам на предприятии (у предпринимателя) установлен другой режим работы

(например, в связи с переносом рабочих дней в соответствии с распоряжением КМУ от 26.11.2009 г. № 1412-р), перерасчет сумм предоставленного пособия в сторону его уменьшения действующим законодательством не предусмотрен.

2.

С 15 декабря 2009 года:

суммы оплаты отпусков учитываются при исчислении средней заработной платы для расчета пособия по беременности и родам. Суммы начислений за время отпусков распределяются пропорционально времени, которое приходится на дни отпуска в соответствующем месяце (как при определении страховых взносов, так и соответственно при осуществлении расчета средней заработной платы);

праздничные и нерабочие дни не исключаются из состава календарных дней, за которые исчисляется средний заработок для выплаты пособия по беременности и родам.

3. Если работнику установлен

неполный рабочий день, для исчисления средней заработной платы для расчета пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности следует применять среднечасовую заработную плату в соответствии с пунктом 15 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию от 26.09.2001 г. № 1266. В других случаях, не связанных с применением суммированного учета рабочего времени, в том числе при установлении неполной рабочей недели, для расчета указанных страховых выплат следует применять среднедневную заработную плату , рассчитанную в соответствии с пунктом 13 Порядка № 1266.

 

Комиссионная торговля и получение векселей в деятельности предпринимателей-единоналожников — неожиданная
позиция суда

Высший административный суд Украины

письмом от 26.02.2010 г. № 245/11/13-10 довел до сведения административных судов некоторые постановления Верховного Суда Украины (далее — ВСУ), связанные с решением дел при участии предпринимателей-единоналожников. Особого внимания среди них заслуживают постановления ВСУ от 07.04.2009 г. № 09/67 и от 19.01.2010 г. № 10/01.

Суть

постановления № 09/67 заключается в следующем.

Предприниматель-единоналожник, предоставлявший услуги юрлицам, получал оплату в виде выписанных на его имя векселей

, а затем векселя продавал банку по стоимости, которая была значительно меньше номинальной стоимости векселя. В итоге стоимость векселей, полученных в течение отчетного года, превысила 500 тыс. грн. , в то же время сумма, фактически полученная предпринимателем на расчетный счет за год, оказалась меньше 500 тыс. грн.

По мнению налоговиков, предприниматель в данном случае

должен был перейти на общую систему налогообложения и зарегистрироваться плательщиком НДС, поскольку сумма по полученным векселям превысила 500 тыс. грн. Поскольку этого сделано не было, то по результатам проведенной проверки предпринимателю были начислены налоговые обязательства по НДС и налогу с доходов физлиц, а также применены соответствующие штрафные санкции.

Суды

низших инстанций поддержали в этой ситуации предпринимателя и признали налоговые уведомления-решения налоговиков незаконными. Однако ВСУ придерживается другого мнения. В частности, ВСУ посчитал, что Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 не предусматривает возможности применения вексельной формы расчетов (причем не только для юрлиц, но и для физлиц-предпринимателей). Поэтому другой формы расчетов, кроме денежной, в данной ситуации быть не может. В связи с этим, по мнению Суда, предприниматель обязан был перейти на общую систему налогообложения и зарегистрироваться плательщиком НДС.

С учетом этого решения предпринимателям на едином налоге безопаснее вообще не брать в оплату векселя, а если уж и брать, то включать их сумму в выручку, как того требуют налоговики.

Что касается

постановления № 10/01, то в нем речь идет об осуществлении комиссионной торговли предпринимателями-единоналожниками. Ситуация, можно сказать, стандартная: предприниматель, находясь на упрощенной системе налогообложения, занимался комиссионной торговлей. При этом сумма полученного за год комиссионного вознаграждения не превысила 500 тыс. грн.

Но налоговики, как известно, при определении предельного объема выручки частного предпринимателя — единоналожника всегда

требуют учитывать всю сумму полученных денежных средств, включая и сумму комиссионного вознаграждения (см. «СД», 2009, № 19, с. 15). Поэтому по результатам проведенной проверки было установлено, что предприниматель превысил 500-тысячный объем выручки и обязан был перейти на общую систему налогообложения и зарегистрироваться плательщиком НДС. А поскольку этого сделано не было, то ему доначислили обязательства по налогу с доходов физлиц и по НДС, а также применили штрафные санкции.

Необходимо отметить, что в данной ситуации

суды низших инстанций встали на сторону предпринимателя и признали, что для целей определения 500-тысячного ограничения в выручку предпринимателя должна включаться только сумма полученного комиссионного вознаграждения.

Однако ВСУ с таким решением

не согласился и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. При этом он указал, что переход предпринимателя на общую систему налогообложения обязателен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг) превышает 500 тыс. грн.;

предпринимателем заключены соглашения (договоры) на сумму, превышающую 500 тыс. грн.;

превышен максимальный объем выручки (500 тыс. грн.);

не соблюдена форма расчетов (рассчитываться можно только деньгами).

 

Обновлен Порядок осуществления госконтроля качества лекарственных средств, ввозимых в Украину

Постановление КМУ от 01.03.2010 г. № 261 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2005 г. № 902»

 

В обновленном

Порядке, в частности, предусмотрено следующее:

1.

Расширен перечень документов, которые субъект хозяйствования должен приложить к заявлению на выдачу заключения о качестве ввезенных лекарственных средств (далее — ЛС). Так, к заявлению прилагаются в том числе:

— копия лицензии на право осуществления хоздеятельности по производству ЛС или оптовой торговли ЛС;

— копии регистрационных удостоверений на ЛС;

— копия документа, выданного уполномоченным органом страны, где произведено ЛС, о том, что производитель ЛС имеет лицензию на производство ЛС,

либо копия документа, подтверждающего соответствие производителя ЛС требованиям надлежащей производственной практики;

образец оригинальной упаковки ЛС, предоставляемой субъекту хозяйствования производителем такого средства или его официальным представителем.

Копии указанных выше документов должны быть заверены подписью руководителя субъекта хозяйствования и скреплены печатью.

2.

Заключение о качестве ввезенных ЛС выдается один раз на всю серию ЛС при условии, что такая серия ввозится одним субъектом хозяйствования.

3.

Государственный контроль качества ввезенных ЛС осуществляется в срок, не превышающий 6 рабочих дней после подачи субъектом хозяйствования заявления на выдачу заключения (если нет оснований для проведения лабораторного анализа).

По результатам государственного контроля Гослекинспекция составляет и направляет

в течение следующего дня после его завершения субъекту хозяйствования заключение о качестве ввезенных ЛС.

 

О возможности отпуска лекарственных средств в меньших количествах, чем зарегистрированная оригинальная упаковка

Письмо Гослекинспекции Украины от 24.02.2010 г. № 3154-03/074/17-10

 

Как разъясняет Гослекинспекция, согласно

пункту 9 Порядка отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздрава от 19.07.2005 г. № 360, лекарственные средства (далее — ЛС) отпускаются из аптек в количестве, указанном в рецепте. При этом при необходимости допускается нарушение целостности вторичной промышленной упаковки для отпуска меньшего количества ЛС. Нарушение целостности первичной упаковки (т. е. упаковки, в которой непосредственно размещено ЛС) не разрешается.

Также в

письме отмечено, что согласно пункту 6 вышеупомянутого Порядка отпуск ЛС лечебно-профилактическим учреждениям осуществляется согласно требованиям-заказам.

 

Самовольное занятие земельных участков: когда оно есть, а когда его нет

Рекомендации Президиума ВХСУ от 02.02.2010 г. № 04-06/15

 

В данных рекомендациях речь идет о следующем:

1. Земельный участок коммунальной собственности, на котором

без получения правоустанавливающих документов на него на основании соответствующего разрешения органа местного самоуправления размещено наружное рекламное средство, не считается занятым самовольно, так как правоустанавливающий документ на землю не входит в перечень документов, необходимых для получения разрешения на размещение наружной рекламы.

2. Ордер и другие разрешительные документы на право торговли предоставляют субъекту хозяйствования право на осуществление предпринимательской деятельности и

не дают права на соответствующий земельный участок. Таким образом, размещение малой архитектурной формы для осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором она размещена, является самовольным занятием земельного участка и влечет за собой последствия, определенные статьей 212 Земельного кодекса Украины.

3. Лицо, которое правомерно приобрело право собственности на недвижимое имущество,

имеет право на земельный участок, на котором размещено приобретенное недвижимое имущество, и на земельный участок, необходимый для его обслуживания. Отсутствие у такого лица переоформленных на его имя правоустанавливающих документов на земельный участок не может квалифицироваться как самовольное занятие земельного участка. Поэтому в подобных случаях положения статьи 212 Земельного кодекса не применяются.

4.

Не является самовольным занятием земельного участка осуществление строительства по письменному согласию собственника земельного участка на земельном участке, предоставленном в аренду под застройку.

 

ГНАУ утвердила новый Государственный реестр РРО

Приказ ГНАУ «Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций в новой редакции» от 03.03.2010 г. № 122

 

ГНАУ в очередной раз утвердила новый

Государственный реестр РРО.

В связи с этим напомним, что субъекты хозяйствования должны учитывать следующее:

— при

приобретении РРО выбор нужно делать исключительно в пользу моделей РРО, включенных в раздел I Реестра;

— если

РРО уже используется, то его можно продолжать использовать только в том случае, если он включен в раздел I или II Реестра. В противном случае его эксплуатация запрещена.

По-прежнему разрешена

первичная регистрация некоторых моделей РРО, включенных в раздел II нового Реестра, если они произведены до 31.12.2008 г.

Приказ ГНАУ от 05.11.2009 г. № 612

утратил силу.

 

Принцип молчаливого согласия: разъяснения Госкомпредпринимательства

Письмо Госкомпредпринимательства от 02.03.2010 г. № 2554

 

В данном

письме Госкомпредпринимательства рассуждает о действии принципа молчаливого согласия.

Напомним, что согласно

Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI (далее — Закон № 1759) принцип молчаливого согласия действует с 30.12.2009 г. Его суть состоит в том, что субъект хозяйствования получает право на осуществление определенных действий без получения соответствующего разрешительного документа, если для получения такого документа им были предоставлены в установленном порядке заявление и все предусмотренные документы, а в течение установленного срока (если в законе не предусмотрено иное, он составляет 10 рабочих дней) документ или решение об отказе в его выдаче не были выданы или не были направлены. Подтверждением подачи заявления в этом случае является копия описи принятых документов с отметкой о дате их принятия администратором или разрешительным органом.

Но уже с

01.04.2010 г. согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI (далее — Закон № 1869) (см. «СД», 2010, № 6, с. 4) основы действия принципа молчаливого согласия будут несколько изменены. Как и Закон № 1759, Закон № 1869 предусматривает, что срок выдачи разрешительных документов составляет 10 рабочих дней. Специальным законом он может быть изменен. Однако если раньше принцип молчаливого согласия применялся сразу с истечением срока выдачи разрешительного документа, т. е. уже с этого момента субъект хозяйствования мог начинать осуществлять деятельность, за разрешительным документом на которую он обратился, то теперь после окончания такого срока должно пройти еще 10 рабочих дней, прежде чем можно будет воспользоваться принципом молчаливого согласия.

При этом подтверждением подачи всех необходимых для получения разрешения документов и даты их подачи, от которой отсчитывается срок предоставления разрешения либо решения об отказе в его выдаче, являются

копии поданного субъектом хозяйствования заявления и описи принятых документов. С их помощью субъект хозяйствования может потом обосновывать свое право на занятие определенным видом хоздеятельности без получения разрешительного документа.

Однако

ряд разрешительных процедур предусматривает необходимость получения нескольких разрешений (согласований). Причем иногда получение одного из документов невозможно без предварительного получения другого. Так, позитивное комплексное заключение государственной экспертизы в ряде случаев является необходимым условием для утверждения проекта строительства, без которого, в свою очередь, нельзя получить разрешение на выполнение строительных работ
(письмо Госкомпредпринимательства от 23.02.2010 г. № 2240).

Действует ли в этом случае принцип молчаливого согласия? Можно ли для получения одного из разрешительных документов вместо требуемого согласно процедуре разрешения подать опись поданных документов, которая свидетельствует, что уполномоченный госорган не предоставил ответ в установленный срок?

Как следует из комментируемого

письма, Госкомпредпринимательства отрицает такую возможность. Из этого можно сделать вывод, что в таких усложненных разрешительных процедурах, предусматривающих необходимость последовательного получения нескольких разрешений (согласований), принцип молчаливого согласия может действовать только при получении последнего из требуемых документов.

 

ГНАУ о своих налоговых разъяснениях

Письмо ГНАУ от 16.03.2010 г. № 2604/6/10-1015/872

 

Очень часто налогоплательщики по тому или иному спорному вопросу пытаются заручиться налоговым разъяснением в свой адрес. Мотивы понятны:

подпункт «д» подпункта 4.4.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181) освобождает от ответственности налогоплательщика, который действовал в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) либо обобщающим налоговым разъяснением.

Нередко именно ссылка на письмо налогового органа становилась решающей при обжаловании решения о применении штрафных санкций. Спорным оставался только вопрос о том, может ли налогоплательщик для обоснования правомерности своих действий использовать разъяснение налогового органа, предоставленное на запрос другого субъекта хозяйствования. С одной стороны, в

подпункте «д» подпункта 4.4.2 Закона № 2181 речь идет о разъяснениях, предоставленных тому налогоплательщику, в отношении которого есть угроза привлечения к ответственности, с другой — всем налогоплательщикам гарантирована возможность получить разъяснение, предоставленное другим субъектам хозяйствования. ГНАУ по понятным причинам настаивала на том, что налоговым разъяснением за запрос конкретного налогоплательщика может воспользоваться только этот субъект при расчете сумм налоговых обязательств и при проведении апелляционных процедур (письма ГНАУ от 19.12.2003 г. № 10401/6/31-0016, от 06.05.2004 г. № 3553/6/15-1116). Но, на наш взгляд, наличие разъяснения, пусть даже и предоставленного другому налогоплательщику, как минимум свидетельствует о «неоднозначной (множественной) трактовке прав и обязанностей налогоплательщиков либо контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа», а значит о наличии достаточных оснований для принятия решения в пользу налогоплательщика (подпункт 4.4.1 Закона № 2181). Да и суды чаще всего считают определяющим сам факт наличия налогового разъяснения, не придавая значения, кому из налогоплательщиков оно было предоставлено.

Замешательство в применении приведенного выше правила как у субъектов хозяйствования, так и у самих контролирующих органов вызвало появление

постановления КМУ «О предоставлении налоговых и других разъяснений» от 27.01.2010 г. № 86 (далее — постановление № 86). В данном постановлении Правительство предписало всем контролирующим органам, подпадающим под действие Закона № 2181, предоставлять налоговые разъяснения и разъяснения по вопросам общеобязательного государственного социального страхования плательщикам налогов, сборов (обязательных платежей), другим заинтересованным лицам по официальному пониманию отдельных положений законодательства исключительно в виде обобщающих налоговых разъяснений и разъяснений других органов с утверждением их приказами соответствующих контролирующих органов.

При буквальном прочтении получается, что разъяснение, предоставленное в виде письма-ответа на запрос налогоплательщика, должно считаться не соответствующим по своей форме требованиям законодательства. И хотя прямо в

постановлении № 86 об этом не сказано, но, видимо, далее должен следовать вывод, что разъяснения, предоставленные не в виде обобщающих разъяснений и не утвержденные приказом, не могут быть использованы для освобождения действовавшего в соответствии с ними субъекта хозяйствования от ответственности.

Мы, безусловно, против такой трактовки, тем более что она противоречит предписаниям

Закона № 2181, неоправданно сужая действие его норм.

Письмо № 2604/6/10-1015/872

свидетельствует о том, что ГНАУ, к счастью, не намерена слепо следовать постановлению № 86, отдавая приоритет нормам Закона № 2181. В письме она, в частности, указывает, что налоговые разъяснения следует разграничивать на индивидуальные и обобщающие. При этом налоговым разъяснением должен считаться любой ответ контролирующего органа на запрос заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Требование же об утверждении приказом Закон № 2181 предъявляет только в отношении обобщающих налоговых разъяснений. В продолжение мысли ГНАУ, высказанной в данном письме, следует вывод, что предоставленные на запросы налогоплательщиков ответы налоговых органов, как и ранее, будут являться основанием для освобождения действовавших в соответствии с ними субъектов хозяйствования от ответственности.

 

Февральский индекс — 101,9 %. Индексируем апрельскую зарплату

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 10.03.2010 г. № 44)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины, общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в феврале составил 101,9 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации апрельской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2010 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за апрель

2010 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц).

Обратите внимание, что на данный момент остается неопределенность с размером прожиточного минимума в 2010 году, которая связана с отсутствием

Закона о госбюджете на 2010 год.

В основном контролирующие органы в своих разъяснениях считают, что размеры прожиточного минимума установлены

Законом Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI. Поэтому мы рекомендуем предпринимателям проводить индексацию в апреле исходя из прожиточного минимума в 884 грн.

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста
индекса потребительских цен для проведения
индексации (%)

Не повышалась
с февраля 2003 года

142,2

2003 год

Март

139,5

Апрель

137,9

Май

137,9

Июнь

137,7

Июль

137,9

Август

141,9

Сентябрь

140,5

Октябрь

137,4

Ноябрь

133,0

Декабрь

129,6

2004 год

Январь

126,4

Февраль

125,5

Март

124,6

Апрель

123,1

Май

121,5

Июнь

120,0

Июль

120,0

Август

120,2

Сентябрь

117,4

Октябрь

112,7

Ноябрь

109,3

Декабрь

104,4

2005 год

Январь

101,0

Февраль

99,1

Март

95,9

Апрель

94,6

Май

93,4

Июнь

92,3

Июль

91,7

Август

91,7

Сентябрь

90,9

Октябрь

89,2

Ноябрь

87,0

Декабрь

85,3

2006 год

Январь

83,1

Февраль

79,9

Март

80,5

Апрель

81,2

Май

80,3

Июнь

80,1

Июль

78,5

Август

78,5

Сентябрь

75,0

Октябрь

70,6

Ноябрь

67,6

Декабрь

66,0

2007 год

Январь

65,2

Февраль

64,2

Март

63,9

Апрель

63,9

Май

63,0

Июнь

59,5

Июль

57,3

Август

56,3

Сентябрь

53,0

Октябрь

48,7

Ноябрь

45,5

Декабрь

42,5

2008 год

Январь

38,5

Февраль

34,8

Март

29,9

Апрель

26,0

Май

24,4

Июнь

23,4

Июль

24,0

Август

24,1

Сентябрь

22,8

Октябрь

20,7

Ноябрь

18,9

Декабрь

16,5

2009 год

Январь

13,2

Февраль

11,5

Март

10,0

Апрель

9,0

Май

8,5

Июнь

7,3

Июль

7,4

Август

7,6

Сентябрь

6,7

Октябрь

5,8

Ноябрь

4,7

Декабрь

3,7

2010 год

Январь

1,9

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

Апрель

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше