Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Деятельность автомобильного перевозчика: ответы на вопросы читателей

Редакция СД
Статья

Деятельность автомобильного перевозчика: ответы на вопросы читателей

 

Среди наших читателей немало тех, кто занимается деятельностью, связанной с автомобильными перевозками. В данной публикации мы приведем ответы на некоторые вопросы наших читателей, которые касаются этого вида деятельности.

 

ВОПРОС.

Предприниматель на едином налоге занимается пассажирскими перевозками автомобильным транспортом. Лицензия на осуществление перевозок есть, заключен договор с горисполкомом на осуществление перевозок. В собственности предпринимателя автотранспорта нет. Как правильно заключить договор аренды на автобус, если для осуществления перевозок используется личный транспорт водителя (обычное физлицо)? Как в таком случае правильно поступить с распределением прибыли? Можно ли договориться о том, что предприниматель предоставляет собственнику автобуса право на использование маршрута в аренду, а он за это будет отчислять ему часть прибыли? Можно ли, чтобы расходы на ремонт автомобиля собственник автобуса брал на себя?

 

ОТВЕТ.

Итак, с одной стороны есть перевозчик, имеющий лицензию и договор на осуществление перевозок с горисполкомом, а с другой — есть владелец автобуса (он же водитель), который не имеет ни лицензии, ни договора с горисполкомом на осуществление перевозок. Как же следует правильно оформить ваши отношения для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества?

Единственным законным вариантом в таком случае является заключение перевозчиком договора аренды транспортного средства с собственником автобуса

. Это следует из того, что перевозчик обязан использовать транспортные средства на законных основаниях (см. подробнее об этом «СД», 2010, № 5, с. 41 — 43). Ни о какой сдаче маршрута в аренду не может быть и речи.

Вместе с тем не обязательно устанавливать арендную плату за пользование автобусом в фиксированной сумме: стороны вполне могут оговорить в договоре аренды, что сумма арендной платы ежемесячно составляет некий процент от прибыли перевозчика.

Статья 762 ГКУ полностью отдает сторонам договора аренды право самостоятельно устанавливать форму и размеры арендной платы. Также в договоре стороны могут предусмотреть и то, что расходы на текущий ремонт автобуса несет собственник автобуса. Нормы ГКУ достаточно либеральны и позволяют это делать.

Если же предприниматель хочет воспользоваться услугами водителя, который одновременно является собственником транспортного средства, то с таким водителем нужно заключить трудовой договор.

Использование труда водителя на основе гражданско-правовых договоров будет противоречить законодательству Украины. Дело в том, что Лицензионные условия четко говорят о необходимости оформления водителей именно на работу (подпункт 2.3.1), что подразумевает единственный вариант — заключение с водителем трудового договора.

 

ВОПРОС.

Имеет ли право перевозчик не брать в штат наемного работника, а оформлять гражданско-правовые договоры со специалистами, осуществляющими техосмотр и ремонт, а также проверку технического состояния транспортных средств?

 

ОТВЕТ.

Согласно Закону об автотранспорте перевозчик обязан обеспечивать техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Каким же образом он может выполнить такую обязанность?

Статья 22 Закона об автотранспорте

позволяет привлекать для этого субъектов хозяйствования и устанавливает требования к ним. Правила № 792 также допускают гражданско-правовое сотрудничество с субъектами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Таких специалистов не обязательно иметь в штате, достаточно обращаться к ним время от времени, заключая каждый раз отдельные гражданско-правовые договоры.

Несколько по иному обстоит дело с проверкой технического состояния транспортных средств. Его должны осуществлять перевозчики на основании

статьи 23 Закона об автотранспорте. Обращаем особое внимание на подпункт 7.3 Порядка № 974: «Каждую смену техническое состояние проверяют после возвращения КТС (колесных транспортных средств Примеч. ред.) из рейса преимущественно во время заезда на предприятие. Для этого перевозчик организовывает контрольно-пропускной пункт (далее — КПП), который имеет необходимые средства для проверки КТС, с целью выявления несоответствия технического состояния КТС, фиксации несоответствий, замеченных водителем (водителями) КТС во время движения».

Именно для того, чтобы выполнить данное требование, непосредственно в штате перевозчика должны находиться лица, которые бы осуществляли ежесменную проверку технического состояния автотранспортных средств.

 

ВОПРОС.

Можно ли заключить договор на медосмотр водителей не с больницей, а непосредственно с врачом, у которого есть лицензия на осуществление медпрактики?

 

ОТВЕТ.

Согласно статье 30 Закона об автотранспорте перевозчик обязан обеспечивать проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.

М

едик, осуществляющий такой медицинский осмотр водителей транспортных средств, вполне может предоставлять перевозчику услуги самостоятельно на основании гражданско-правового договора без посредничества медицинского учреждения. Но в таком случае он должен быть зарегистрирован частным предпринимателем и иметь лицензию на осуществление медицинской практики (письмо Минздрава от 16.11.2007 г. № 21.40.41-10-58/3027).

Обратите внимание, что в

подпункте 1.9 Положения № 124/345 устанавливаются профессиональные требования к таким медработникам, в частности требуется, чтобы ежесменный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств осуществлялся врачами или медицинскими работниками со средним медицинским образованием после периодического (один раз в три года) обучения методам его проведения в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения и его филиалах.

 

Материал подготовил юрист Григорий Берченко

 


Документы консультации

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТ

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон об автотранспорте

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Правила № 792

— Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса Украины от 11.11.2002 г. № 792.

Порядок № 974

— Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками, утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 05.09.2008 г. № 974.

Положение № 124/345

— Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное совместным приказом Министерства здравоохранения и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.

Лицензионные условия — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом согласно видам работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Министерства транспорта и связи Украины от 01.02.2008 г. № 9/119.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше