Чистота — залог успеха
Десять лет назад харьковчанка Юлия Кравец успешно приводила в порядок бухгалтерские отчеты, а сегодня с не меньшим успехом наводит чистоту в офисах и домах заказчиков. Открыть собственную клининговую компанию Юлию Николаевну заставила жизнь, а помог ей в этом случай. Сейчас под ее руководством трудятся пять человек, ежедневный заработок каждого из них составляет от 70 до 125 грн., а рабочий график расписан на неделю вперед. И пусть за эти десять лет женщине пришлось пережить многое: клиенты «кидали на деньги», партнеры по бизнесу ставили ей подножку, Юлия Николаевна уверяет, что отрицательный результат тоже результат. А не было бы ошибок — не было бы и побед. О том, чем отличается опытный клинингист от обычной офисной уборщицы, как превратить уборку в прибыльное дело и от каких заказов лучше отказаться, Юлия Кравец рассказала «Собственному Делу».
Юлия Николаевна, что стало решающим фактором, заставившим вас столь кардинальным образом изменить свою жизнь?
Надо отдать должное случаю. Десять лет назад я случайно услышала рассказ о том, что в Штатах уборку делают профессионалы с помощью профессиональной техники. И именно в это время ко мне обратилась подруга: купи пылесос! По тем временам он стоил 750 дол., а моя зарплата была в десять раз меньше. Но она так настойчиво уговаривала меня сделать покупку, что мне пришлось согласиться, хотя я и влезла в огромные долги и совершенно не понимала, зачем он мне за такие деньги нужен. Собственно, с этого все и началось. Чтобы техника не простаивала и хоть как-то окупилась, среди друзей был кинут клич — и тут же появился мой первый клиент.
Как сейчас помню, что посторонние люди воспринимали наше занятие спокойно, а вот знакомые и родственники над нами посмеивались. Им было, как они говорили, тяжело понять: как это — человек с высшим образованием и вдруг, моет унитазы! Но я подумала: «Вы себе смейтесь, а нам надо работать». Тем более что первый гонорар удивил всех: за двухдневную генеральную уборку заказчик заплатил нам пятьдесят долларов. И тогда я задумалась: «А какой смысл сводить дебет с кредитом за семьдесят пять долларов в месяц?!» Хотя самыми тяжелыми были первые три дня, когда я просто привыкала к тому, что навсегда сменила калькулятор на пылесос. Но жизнь назад не вернуть.
Думаю, что-то в нашей стране надо менять, если человек с высшим образованием и многолетним опытом работы не может заработать на достойную жизнь. Бухгалтерия — это же большая загруженность, еще большая ответственность и очень маленькая зарплата. Все эти факторы и повлияли на то, что я сделала окончательный выбор в пользу собственного дела. Просто собралась с духом, дала объявление в газету — и работа закипела. Сегодня я не жалею, что поменяла вид деятельности. Уборка позволяет мне самой заработать и обеспечить работой еще пятерых человек, а вложенные 750 дол. окупились сторицей и быстро начали приносить доход.
Как вы подбираете людей? Какие требования предъявляете к сотрудникам?
Признаюсь, я строгий руководитель и у меня достаточно высокие требования к соискателям. Но эти требования диктует рынок. Считаю, что сотрудники клининговой компании должны иметь высшее образование. Я объясню почему. Мы работаем у людей обеспеченных и интеллигентных, и ни я, ни мои сотрудники не должны вызывать раздражения у клиентов. Поэтому «тети с нецензурщиной» мне не нужны, хотя сейчас на нашем рынке труда огромный дефицит кадров. Текучка очень большая, и такая ситуация в любой клининговой компании. Бывает, что за месяц проходит человек двенадцать. Но достаточно пару дней, чтобы и ему и мне понять, останется этот человек у нас работать или нет. Как правило, первые пару дней люди проходят обучение, мы притираемся друг к другу. Если человек мне нравится, согласен с условиями работы, то остается. Работаем мы быстро, растягивать «удовольствие» никто не хочет.
Но люди разные. Есть ленивые, есть просто неадекватные, а есть неаккуратные. Я людям рассказываю, что они универсальные работники. Должны уметь делать все: мыть и окна, и унитазы. А если человек начинает рассказывать, что он того не будет делать, а этого не умеет, мы с ним прощаемся.
Кто ваши клиенты?
Хочу заметить, что разные компании ставят для себя разные цели. Кого-то интересует ежедневная уборка, мы же в основном занимаемся генеральными уборками. Вот мы убрали помещение, сделали генеральную уборку, сдали объект, получили оплату и спокойно ждем следующего заказа. Повседневные уборки в частных домах нашу клининговую компанию не интересуют. Постепенно мы ушли от ежедневных уборок, отдавая предпочтение работе с максимальным доходом и минимальными проблемами. Ведь для повседневной уборки нужно специально выделять людей, закреплять их за объектом, а затем контролировать их работу. А если человек заболеет, место тоже надо кем-то закрывать. Однако никто не хочет идти работать на ставку не больше 1000 грн. в месяц, к тому же крутись как хочешь. При этом ежедневная занятость. Даже когда я пыталась своих людей устроить домработницами, они упирались: при обслуживании жилого помещения может случиться все что угодно. Вплоть до неуплаты. Расскажу историю из опыта коллег. Сотрудники выполнили работу, убрали в доме, а заказчик с ними не рассчитался. А свой отказ можно мотивировать по-разному. Кто-то затягивает с оплатой, а потом говорит, что его не устраивает качество работы, хотя по всем международным стандартам работы после клининга принимаются в течение сорока минут. Кто-то ищет к чему придраться. Именно поэтому мы, заключая договор с заказчиком, оговариваем сроки оплаты. При ежедневных заказах мои сотрудники получают за одну уборку в среднем около 100 грн. Все зависит от площади помещения.
Когда десять лет назад вы начинали, конкуренции практически не было. Клининговых компаний было раз-два — и обчелся. Что сегодня вы делаете, чтобы оставаться на плаву и не терять заказчиков?
Я постоянно отслеживаю новинки техники, чистящих и моющих средств. Все это не только облегчает труд, но и влияет на качество оказываемых нами услуг. Имея приличное оборудование, можно работать и быстро, и качественно. Это и называется профессионализм. Поэтому жалеть денег на приобретение качественной техники не стоит. Но профессиональная техника продается только через дистрибьюторскую сеть. Уже по опыту знаю, что салфетка за 13 евро служит пять лет, а за 20 грн. износится за пару месяцев, и придется покупать новую. Что касается конкурентов, то большая часть клининговых компаний работает неофициально. Сегодня они есть, а завтра уже нет. Нас же легко найти через Интернет, у нас есть свой сайт, за эти годы мы обросли постоянными клиентами, отношения с которыми строятся на взаимном доверии. Заказчику важно доверять клинингистам, ведь не всегда они могут присутствовать во время уборки. В нашем деле, как и в любом другом, огромную роль играет репутация. Если понравилось одному, то при случае он порекомендует нас своим знакомым. Кстати, я не раз пробовала рекламировать себя, но ни одного звонка после выхода рекламы не было. Никто даже не поинтересовался стоимостью услуг. Специфика нашего дела такова, что люди сами нас находят, когда им надо, по обычным объявлениям.
Чтобы свести затраты к минимуму, на чем вам удается экономить?
Нам не нужен офис, мы ведь работаем у заказчика. Все оборудование хранится у меня дома, к тому же бухгалтерию я веду сама — я предприниматель на едином налоге. А вот экономить на оборудовании, повторюсь, не советую.
Юлия Николаевна, а кто убирает у вас дома?
Дочь. Она ответственная за чистоту в кухне. Хотя, признаюсь, дома убираем без профессиональной техники. Разве что когда затеваем генеральную уборку, тогда включаем оборудование. Кстати, в этом году я брала дочку с собой на работу и она сама заработала себе на летний отдых. Знаете, я не верю, когда говорят, что сегодня трудно найти работу. Работы полно, просто работать мало кто хочет.