Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Замена Свидетельства старого образца и другие изменения в порядок госрегистрации предпринимателей

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» относительно упрощения механизма государственной регистрации субъектов хозяйствования» от 01.07.2010 г. № 2390-VI

 

Данным

Законом внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV. Особо важные изменения произошли в порядке замены свидетельств о госрегистрации СПД старого образца на новые. С них и начнем.

1. Замена Свидетельств о регистрации СПД старого образца на новые.

Прежде напомним, что свидетельства о госрегистрации юридических и физических лиц — СПД нового образца выдаются на основании сведений, указанных СПД в регистрационной карточке, и такой порядок действует с 01.07.2004 г. Что же касается СПД, зарегистрированных до этой даты, то в соответствии с нормами

пункта 2 Заключительных положений Закона о госрегистрации госрегистраторы в течение 2004 — 2005 гг. на основании поступившей от СПД регистрационной карточки обязаны были бесплатно заменить свидетельства старого образца на новые. Однако, в виду того что в 2005 году госрегистраторы не справились с массовым потоком СПД, желающих получить новые свидетельства, Госкомпредпринимательства в письме от 29.11.2005 г. № 10458 разъяснил, что без каких-либо штрафных санкций замена старых свидетельств будет осуществляться и после 2005 года.

В связи с этим многие предприниматели не стали менять свои свидетельства и до сих пор использовали старые свидетельства без всяких проблем. Однако

теперь ситуация изменилась. Так, нормами пункта 3 раздела II Заключительных и переходных положений Закона № 2390 предусмотрено следующее:

«

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через

шесть месяцев со дня его опубликования.

2. Процесс включения в Единый государственный реестр сведений о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях,

зарегистрированных до 1 июля 2004 года, завершается через год, начиная со дня вступления в силу этого Закона.

3. Все юридические лица и физические лица — предприниматели, созданные и зарегистрированные до 1 июля 2004 года,

обязаны в установленный пунктом 2 этого раздела срок подать государственному регистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Единый государственный реестр и для замены свидетельств об их государственной регистрации свидетельствами о государственной регистрации единого образца или для получения таких свидетельств.

4. Свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей,

оформленные с использованием бланков старого образца и выданные до 1 июля 2004 года, после наступления установленного пунктом 2 настощего раздела срока считаются недействительными».

Таким образом,

если предприниматель, зарегистрированный до 01.07.2004 г., не предпримет действий по замене свидетельств о госрегистрации старого образца в отведенный срок, т. е. в течение года с момента вступления в силу Закона № 2390, который, в свою очередь, вступает в силу через 6 месяцев с момента опубликования, то такие свидетельства будут считаться недействительными.

В

Законе № 2390 (пункт 8 раздела II «Заключительные и переходные положения») прописан и механизм реализации этих положений. В месячный срок с момента истечения срока для замены свидетельств специально уполномоченный орган по вопросам госрегистрации должен передать сведения о юрлицах и физлицах-СПД, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ЕГР) (получивших свидетельства нового образца), органам исполнительной власти и местного самоуправления, которые ведут их учет. К ним относятся органы ГНС, статистики, Пенсионного фонда (ПФ) и фондов социального страхования.

Эти органы в течение месяца со дня получения таких сведений проводят сверку со своими данными и выявляют тех лиц, данные о которых не включены в ЕГР. Информация о незарегистрированных СПД обнародуется в СМИ и/или на ведомственных сайтах. А далее специально созданными временными межведомственными комиссиями проводится на основании поступивших от госорганов сведений инвентаризация незарегистрированных плательщиков и по результатам рассмотрения ими материалов в ЕГР вносится запись о том, что свидетельства о госрегистрации таких плательщиков считаются недействительными.

Поэтому для избежания негативных последствий

предпринимателям следует обязательно в установленный срок предоставить госрегистратору регистрационную карточку по форме № 11, сдать оригинал старого Свидетельства и получить Свидетельство о госрегистрации нового образца. Эти документы могут быть поданы предпринимателем лично или направлены заказным письмом с описью вложения. При избрании второго варианта подпись заявителя на регистрационной карточке должна быть нотариально удостоверена (часть 2 статьи 8 Закона о госрегистрации). Замена свидетельств должна осуществляться на бесплатной основе, на что неоднократно обращал внимание Госкомпредпринимательства (см. письма от 07.11.2005 г. № 9744, от 29.11.2005 г. № 10458).

2. Упрощенная процедура регистрации прекращения физлица-СПД.

Новый упрощенный порядок затронет ограниченный круг СПД, поскольку, во-первых, он применяется лишь в ситуации принятия судом решения об отмене (признании недействительной) госрегистрации юридического лица или физического лица — СПД (за исключением случаев банкротства) до 01.07.2004 г. или же после 01.07.2004 г., но при условии, что в течение трех лет с даты опубликования в «Бюллетене государственной регистрации» объявления о вынесении соответствующего судебного решения госрегистратору не предоставлялись документы, предусмотренные частью 9 статьи 47 Закона о госрегистрации.

Во-вторых, проведение упрощенной процедуры приостанавливается в случаях, когда госрегистратор получает справку от органов ГНС, фондов соцстрахования (в том числе и ПФ) о наличии у предпринимателя долга. То есть упрощенная процедура применима лишь в случае отсутствия долга СПД перед бюджетом и социальными фондами, а также претензий со стороны кредиторов. Суть ее состоит в том, что госрегистратор направляет заказным письмом запросы в соответствующие органы и при получении от них «положительных» ответов об отсутствии долгов СПД им вносится запись в ЕГР об аннулировании госрегистрации СПД по упрощенной процедуре, прекращении Свидетельства о госрегистрации физлица-СПД.

Остальные изменения в

Законе о госрегистрации имеют уточняющий характер, в частности, теперь:

— перечень сведений из ЕГР, подлежащих публикации в

«Бюллетене государственной регистрации», будет определяться не в Законе о госрегистрации, а должен быть установлен уполномоченным органом по вопросам госрегистрации (статья 22 Закона о госрегистрации);

— основанием для принятия судебного решения о прекращении деятельности СПД-физлица в числе прочего будет наличие в ЕГР записи о его отсутствии по указанному месту проживания (

часть 2 статьи 46 Закона о госрегистрации);

— в случае смерти физлица-СПД соответствующую информацию госрегистратору сможет направить также орган исполнительной власти, и, если при этом не будет получена нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти или справка органа регистрации актов гражданского состояния, госрегистратор самостоятельно направит соответствующий запрос в РАГС.

 

Верховная Рада откорректировала механизм получения разрешительных документов

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» относительно осуществления хозяйственной деятельности на основании представления декларации» от 07.07.2010 г. № 2451-VI

 

Согласно

Закону о разрешительной системе субъекты хозяйствования имеют право осуществлять хоздеятельность на основании разрешительных документов. При этом отдельные виды деятельности можно осуществлять на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства (так называемый декларативный принцип: «Подал декларацию — и начинаешь работать»).

Перечень таких видов деятельности по

Закону о разрешительной системе должен устанавливать Кабмин.

Однако процесс утверждения Кабмином соответствующих перечней протекает крайне вяло. Так, на сегодняшний день

деятельность, которую можно осуществлять по «декларативному принципу», определена только в сфере надзора за охраной труда, в строительстве и в сфере пожарного надзора.

Новым

Законом Верховной Радой изменен подход к получению разрешительных документов.

Теперь Кабмин должен утверждать перечень того, чего нельзя делать по декларативному принципу. Соответственно все остальное делать по декларативному принципу можно.

При этом, чтобы у Кабмина не было соблазна тянуть резину, в

Законе оговорено, что в случае неутверждения Кабмином в течение месяца со дня опубликования Закона перечня таких видов деятельности (которые нельзя начинать осуществлять по декларативному принципу), субъект хозяйствования имеет право осуществлять деятельность на основании поданной декларации.

Безусловно,

новый подход к получению разрешений является более выгодным для предпринимателей, чем предыдущий, поскольку от бездеятельности Кабмина субъекты хозяйствования страдать уже не будут.

 

Как подтвердить стаж работы предпринимателя за период предпринимательства

Письмо ПФУ от 30.06.2010 г. № 11209/02-20

 

Согласно

статье 24 Закона о пенсионном страховании периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу этого Закона (до 01.01.2004 г.), зачисляются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных действовавшим ранее законодательством.

Исходя из этого ПФУ отмечает, что

время работы физлица-предпринимателя за период:

до 01.05.93 г.— зачисляется в трудовой стаж при наличии справки ПФУ об уплате страховых взносов (приложение 1 к Порядку от 12.08.93 г. № 637);

по общей системе налогообложения до 01.07.2000 г. — зачисляется в страховой стаж при условии предоставления документов об уплате страховых взносов;

с 01.07.2000 г. — подтверждается данными персонифицированного учета.

 

Нормативные акты ГНАУ и социальных фондов теперь должны приниматься по специальной процедуре

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о приведении их в соответствие с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 01.07.2010 г. № 2388-VI

 

Данным

Законом, в частности, определено, что нормативно-правовые акты ГНАУ по вопросам налогообложения, нормативные акты фондов социального страхования (Фонда «временной нетрудоспособности», Фонда «безработицы», Фонда «несчастного случая»), постановления правления Пенсионного фонда и решения исполнительной дирекции Пенсионного фонда отнесены к регуляторным актам.

Получается, такие нормативные акты теперь должны разрабатываться, рассматриваться, приниматься и обнародоваться

по специальной процедуре, предусмотренной Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Таким образом, ГНАУ, Пенсионный фонд и фонды социального страхования теперь должны принимать свои нормативные акты с учетом таких нюансов:

— каждый

проект разработанного регуляторного акта должен быть обнародован путем опубликования в печатных СМИ и/или путем размещения на официальной странице соответствующего регуляторного органа в сети Интернет, для того чтобы все заинтересованные лица (физлица и юрлица, их объединения) могли с ним ознакомиться, а также внести свои замечания и предложения;

проект регуляторного акта с учетом предоставленных замечаний и предложений подлежит согласованию с Госкомпредпринимательства;

только после согласования с Госкомпредпринимательства регуляторный акт может быть принят и зарегистрирован в Минюсте.

 

Проведение расчетных операцийчерез незарегистрированный РРО: за одно нарушение ГНАУ будет штрафовать дважды

Письмо ГНАУ от 01.07.2010 г. № 13036/7/23-7017/769

 

Согласно

разделу 3 Положения о форме и содержании расчетных документов от 01.12.2000 г. № 614 кассовый чек должен содержать такие обязательные реквизиты, как, в частности, фискальный номер РРО.

Согласно разъяснениям ГНАУ, предоставленным в

письме, в случае применения субъектом хозяйствования не переведенного в фискальный режим работы и не зарегистрированного в органах ГНС РРО документ, распечатанный на таком РРО, не содержит одного из обязательных реквизитов кассового чека — фискального номера РРО. Соответственно такой документ не является расчетным документом установленной формы.

Исходя из этого ГНАУ пришла к выводу, что к субъекту хозяйствования, который осуществлял

расчетные операции через незарегистрированный, не опломбированный в установленном порядке и не переведенный в фискальный режим работы РРО, с распечаткой расчетных документов неустановленной формы, применяются финансовые санкции согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона об РРО, а именно:

— в размере

340 грн. (20 ннмдг) — за осуществление расчетных операций через незарегистрированный, не опломбированный в установленном порядке и не переведенный в фискальный режим работы РРО (пункт 2 статьи 17 Закона об РРО);

в пятикратном размере стоимости проданных товаровза нераспечатку соответствующего расчетного документа, который подтверждает выполнение расчетной операции, если проверкой доказательно установлена сумма расчетных операций, проведенных без выдачи лицу, которое получает или возвращает товар, расчетного документа установленной формы (пункт 1 статьи 17 Закона об РРО).

 

Находясь в отпуске для ухода за ребенком, женщина родила второго ребенка: как ей предоставить отпуск для ухода за вторым ребенком

Письмо Минтруда Украины от 12.07.2010 г. 201/13/116-10

 

Прежде всего авторы

письма отметили, что женщине, которая в период нахождения в отпуске для ухода за ребенком до трех лет родила второго ребенка, оплачивается листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, но отпуск по беременности и родам не оформляется.

При этом

приказ о предоставлении отпуска для ухода за вторым ребенком издается только со следующего дня после даты, когда первому ребенку исполнится три года. Действующим законодательством не предусмотрено оформление одновременно двух отпусков для ухода за первым и вторым ребенком до трех лет.

В то же время

пособие по уходу за ребенком до трех лет предоставляется на каждого ребенка независимо от количества рожденных (усыновленных, взятых под опеку) детей в семье, по уходу за которым предоставляется пособие (статья 15 Закона «О государственной помощи семьям с детьми»).

Основанием для получения пособия по уходу за вторым ребенком являются

:

копия свидетельства о рождении второго ребенка;

извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении женщине отпуска для ухода за первым ребенком до трех лет;

копия листка нетрудоспособности по беременности и родам;

заявление женщины о назначении ей такого пособия.

Указанное пособие должно выплачиваться после окончания листка временной нетрудоспособности по беременности и родам.

В дальнейшем,

после исполнения трех лет первому ребенку, основанием для продолжения выплаты пособия по уходу за вторым ребенком будет извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении женщине отпуска для ухода за вторым ребенком до трех лет, который, как уже было отмечено, выдается со следующего дня после исполнения первому ребенку трех лет.

 

ВАСУ высказался о сроках взыскания органами ГНС санкций, не связанных с нарушением правил налогообложения

Информационное письмо ВАСУ от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10

 

Как разъясняет ВАСУ, основываясь на правовой позиции Верховного Суда Украины, изложенной в

постановлении от 15.09.2009 г., штрафные (финансовые) санкции, установленные законами не по вопросам налогообложения (например, за нарушение требований Закона об РРО), по своей сути являются административно-хозяйственными санкциями, которые в соответствии с частью 1 статьи 238 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) могут быть применены к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Исходя из этого такие санкции

органами ГНС могут применяться к субъектам хозяйствования в течение сроков, определенных статьей 250 ХКУ, т. е. в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

При этом ВАСУ уточняет, что

в течение сроков, установленных статьей 250 ХКУ, органами ГНС должно быть принято решение о применении штрафных (финансовых) санкций.

В свою очередь,

взыскание санкций, начисленных в соответствии с принятым решением, должно осуществляться налоговым органом с учетом сроков обращения в административный суд, установленных статьей 99 Кодекса административного судопроизводства (т. е. в течение года).

Более того,

налоговый орган должен придерживаться предусмотренных статьей 99 Кодекса административного судопроизводства сроков исковой давности при взыскании начисленных штрафных санкций и в том случае, если решение о применении штрафных санкций было обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке.

 

С 1 января 2011 года будут применяться новые формы статнаблюдений № 51-вант и № 51-пас (тижнева)

Приказ Госкомстата Украины «Об утверждении форм государственных статистических наблюдений № 51-вант и № 51-пас (тижнева)» от 14.07.2010 г. № 277

 

Данным

приказом Госкомстат утвердил новые формы статнаблюдений:

№ 51-вант (раз на півроку) «Обстеження вантажних автомобільних перевезень, що здійснюються фізичними особами — підприємцями на комерційній основі»;

№ 51-пас (тижнева) (раз на півроку) «Обстеження фізичної особи — підприємця, що здійснює пасажирські автоперевезення на маршруті».

Новые формы

№ 51-вант и № 51-пас (тижнева) вводятся в действие с 1 января 2011 года.

В связи с этим с 01.01.2011 г.

приказ Госкомстата от 13.07.2009 г. № 255 в части форм № 51-вант и № 51-пас (тижнева) утрачивает силу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше