Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем зарплату за декабрь

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Принятый Налоговый кодекс дал отсрочку на один квартал единоналожникам и фикспатентщикам

18.11.2010 г. ВРУ проголосовала за принятие

Налогового кодекса (далее — НК) в целом. Тем не менее на момент подготовки номера окончательной редакции данного документа еще нет. Уже на следующий день после принятия в него были внесены редакционные уточнения, в том числе немного сократили перечень запрещенных для единоналожников видов деятельности (убрали временное ограничения для перевозчиков, оставили торговлю через торговые автоматы, разрешили не запрещенную сейчас деятельность в сфере развлечений и пр.). В конце концов Президент наложил вето на принятый 18.11.2010 г. НК, теперь в Верховной Раде опять пройдет голосование по НК, в результате которого мы получим обновленный вариант НК с поправками Президента, а также другими изменениями. Уже сейчас обещают, что в НК внесут поправки, в результате которых для единоналожников увеличится максимально допустимый объем выручки с 600 до 800 тыс. грн. при условии использования РРО. Также обещают увеличить с 4 до 5 количество наемных работников. Кроме того, обещают внести поправки, согласно которым единоналожники смогут сдавать в аренду жилые и нежилые помещения, но при обязательной уплате налога с доходов.

И все же, несмотря на «официальную» задержку, исходя из последнего варианта

НК, уже сейчас стало понятно самое важное: единоналожникам и предпринимателям, работающим на фикспатенте, в I квартале 2011 года разрешат работать по старым правилам (новые правила для них введут только со II квартала 2011 года). А это означает, что в запасе у нас будет как минимум целый квартал для того, чтобы подробно изучить НК и разобраться с новыми правилами работы.

Ну а пока что стоит

обратить внимание на следующий момент: если по итогам 2010 года предприниматель не нарушил правила работы на упрощенной системе (т. е. его годовая выручка не превысила 500 тыс. грн., а количество работников — 10 человек), он может не сдавать в налоговую Свидетельство единоналожника на 2010 год (при условии, что НК будет принят). То же касается и предпринимателей, работающих на фикспатенте (если в 2010 году их годовая выручка не превысила 119 тыс. грн., а количество работников — 5 человек, фикспатент можно оставить). Действие Свидетельства единоналожника, выданного на 2010 год, и фикспатента будет автоматически продлено на I квартал 2011 года (кстати, для этого даже не нужно писать никаких заявлений — процедура автоматическая).

Если же предприниматель имеет какие-то особые причины для того, чтобы перейти на общую систему уже с 01.01.2011 г., то ему следует

сдать в налоговую Свидетельство единоналожника или фикспатент (подробнее о переходе на общую систему см. на с. 26 этого номера).

Тем же, кто решит остаться на едином налоге (или фикспатенте), необходимо поступать так:

уплачивать ЕСВ за себя и за наемных работников (причем процедура зачета ЕСВ за себя с единым налогом или фикспатентом проводиться не будет);

— уплачивать

НДС, если предприниматель до 01.01.2011 г. зарегистрировался в качестве плательщика данного налога (в противном случае НДС уплачивать не нужно);

— уплачивать

единый налог по прежним ставкам (от 20 до 200 грн.), но не в полном объеме, а только ту часть ставки единого налога, которая причитается бюджету на основании статьи 3 Указа № 746, т. е. 43 % от ставки единого налога (20 % — в госбюджет, 23 % — в местный бюджет). А остальную часть единого налога, которая ранее направлялась в Пенсионный фонд и Фонд «временной нетрудоспособности», теперь уплачивать не нужно, поскольку социальное страхование предпринимателей обеспечивается благодаря уплате ЕСВ. То же самое касается 50-процентной доплаты за наемных работников. Что касается фикспатента, то его следует уплачивать в размере 90 % от ставки фикспатента. Доплата за наемных работников предпринимателями на едином налоге и на фикспатенте также должна осуществляться в размере 43 и 90 % от суммы доплаты соответственно;

не придется уплачивать налог на прибыль, налог с доходов (за себя), налог на землю (кроме налога на землю за участки, не используемые в предпринимательской деятельности), плату за пользование недрами, сбор за специальное использование воды, сбор за специальное использование лесных ресурсов, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

можно будет заниматься теми видами деятельности, которые сейчас разрешены для единоналожников (но только в течение I квартала 2011 года);

— использовать РРО по-прежнему необязательно.

После истечения I квартала предприниматели должны будут решить, что им делать дальше — переходить на общую систему или оставаться на едином налоге. Для того

чтобы остаться на упрощенной системе, необходимо до 20.03.2011 г. (включительно) подать в свою налоговую заявление о выборе упрощенной системы налогообложения (фикспатент, кстати, отменят, так что выбирать придется между единым налогом и общей системой).

При этом следует учитывать, что

перечень запрещенных для единоналожников видов деятельности по-прежнему не маленький. Предварительный вариант запретов мы приводили в «СД», 2010, № 19, с. 11 — 12. Так вот, по сравнению с ним сейчас ситуация улучшилась ненамного: единоналожникам разрешили работать в сфере развлечений (содержать бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры и т. п.), за исключением азартных игр, предоставлять услуги в сфере телерадиовещания, осуществлять деятельность в сфере инжиниринга, геологии, геодезии, проводить технические испытания и исследования, продавать в розницу подержанные товары и товары секонд-хенд, торговать в розницу через торговые автоматы. Все остальное по-прежнему запрещено, в том числе любые виды оптовой торговли. Впрочем, не исключено, что предстоящие доработки НК что-то изменят в этом отношении в пользу предпринимателей.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать:

в 2011 году в ряды единоналожников все еще будут принимать тех, у кого объем годовой выручки за прошлый год не превысил 500 тыс. грн. То есть в 2011 году будет использоваться прежнее ограничение по выручке. Но понятно, что начиная с 2012 года попасть в ряды единоналожников получится только у тех, кто впишется в новые ограничения по выручке — не более 300 тыс. грн. (если предприниматель не использует РРО) или не более 600 тыс. грн. (если РРО используется).

Тем не менее,

если предприниматель, став единоналожником в 2011 году, нарушит новые требования к выручке (к примеру, получит выручку в сумме 301 тыс. грн., не используя при этом РРО), он обязан будет перейти на общую систему.

А вот что касается

количества наемных работников , то здесь уже новые правила будут действовать сразу, т. е. с апреля 2011 года. Так, единоналожником сможет стать только тот предприниматель, у которого в 2010 году было не более четырех работников (для общепита можно не более восьми). Разумеется, после перехода на единый налог нарушать это требование тоже нельзя.

Что касается ставок единого налога, то они значительно уменьшены по сравнению с теми, которые планировалось установить изначально. Итак, на территории населенных пунктов с численностью населения

более 500 тыс. чел. ставка единого налога будет колебаться от 20 до 600 грн. Если же предприниматель работает на территории населенного пункта с численностью населения от 150 до 500 тыс. чел., то он будет уплачивать единый налог по ставке от 20 до 400 грн. И наконец, на территории населенных пунктов с численностью населения менее 150 тыс. чел. ставки останутся в прежних пределах — от 20 до 200 грн.

Указанные ограничения распространяются и на деятельность в сфере информатизации (ранее планировалось для нее ввести отдельную ставку единого налога — 1000 грн.).

Если же предприниматель намерен работать на территории нескольких областей

или на всей территории Украины, то ставка единого налога для него составит 600 грн. в месяц (а не 1500 грн., как планировалось ранее).

На данный момент это последние новости, касающиеся

НК. Обо всех изменениях и дальнейших событиях мы будем сообщать нашим читателям дополнительно в следующих номерах нашей газеты.

 

Пенсионный фонд утвердил подзаконные акты к Закону о ЕСВ

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-2

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-3

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-6

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-7

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-2

 

Все вы наверняка уже знаете, что с 01.01.2011 г. вступает в силу

Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ) (см. «СД», 2010, № 17, с. 7 и № 18, с. 13).

Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) в связи с вступлением в силу

с 1 января 2011 года Закона о ЕСВ разработал ряд постановлений. Появление документов от ПФУ не стало неожиданностью, поскольку и ранее механизм уплаты соцвзносов был закреплен в инструкциях соответствующих фондов. Заметим, что ПФУ поступил благоразумно и подготовил необходимые документы заранее, чтобы у плательщиков было больше времени ознакомиться и полноценно их изучить.

Все эти документы вступают в силу 1 января 2011 года

, т. е. одновременно с Законом о ЕСВ. Рассмотрим суть этих документов по порядку:

1. Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-1

В этом документе освещен порядок зачисления в счет будущих платежей

или возврата ошибочно перечисленных сумм ЕСВ.

Так, в случае

ошибочной уплаты сумм ЕСВ орган ПФУ зачисляет переплаченные средства в счет будущих платежей по ЕСВ, которые должны поступать на счет ПФУ, в порядке календарной очередности возникновения обязательств плательщика ЕСВ.

Что касается

возврата средств, то он осуществляется в случаях:

— ошибочной или излишней уплаты сумм ЕСВ и (или) финансовых санкций

на счет органа ПФУ;

— ошибочной уплаты сумм ЕСВ и (или) финансовых санкций на ненадлежащий счет органа ПФУ.

Возврат осуществляют на основании заявления плательщика, составленного в произвольной форме, с приложением оригинала или копии документа об ошибочной уплате. ПФУ готовит документы на возврат в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления (3 дня — для подготовки заключения плюс 2 дня — для оформления документов на возврат). Возврат средств осуществляется Госказначейством на счет, с которого поступили средства.

2. Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других платежей, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-2

Этот документ разработан во исполнение норм нескольких законов:

Закона о ЕСВ;

Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV;

Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Он устанавливает механизм учета ПФУ поступления сумм ЕСВ, взносов и сбора в ПФУ, штрафов и пени по ЕСВ, фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий в карточках лицевых счетов плательщиков.

В карточке лицевого счета отражаются суммы:

— платежей, самостоятельно определенных плательщиком (данные отчета);

— платежей, начисленных (уменьшенных, списанных) соответствующим органом ПФУ;

— рассроченные при расторжении договора рассрочки.

Пунктом 2.6 Порядка № 21-2

предусмотрена возможность сверки поступивших сумм по желанию плательщика. Кроме того, согласно пункту 9.2 Порядка № 21-2 на 1 января каждого года ПФУ сверяет расчеты всех плательщиков по всем платежам, что оформляется актом в произвольной форме с учетом возможностей программного обеспечения. При возникновении расхождений по желанию плательщика печатаются карточки лицевых счетов плательщиков. При выявлении расхождений акт сверки является основанием для осуществления проверки в порядке, установленном законодательством.

3. Порядок приема банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-3

Данный документ актуален для предпринимателей-работодателей, у которых открыт текущий счет в банке и которые снимают с него деньги на выплату заработной платы в установленные для этого дни. В таком случае банки принимают документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты

лишь при условии одновременной подачи документов на уплату ЕСВ в размере не менее 1/3 суммы средств для выплаты зарплаты, указанной в документах на выплату зарплаты. То есть предприниматель сможет получить наличные средства или осуществить перечисление зарплаты на картсчет работника только при условии подачи платежного документа на перечисление ЕСВ в части начислений («сверху»).

Если платеж ЕСВ меньше 1/3, то в банк необходимо подать

оригинал Справки-расчета (приложение 1 к Порядку № 21-3), согласованной со своим отделением ПФУ.

Предприниматели

(независимо от избранной системы налогообложения) обязаны соблюдать указанный порядок уплаты ЕСВ за своих работников.

4. Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-5

Этот документ, пожалуй, будет самым популярным среди плательщиков ЕСВ. По сути, он является аналогом профильных инструкций по соцвзносам, в частности по пенсионному взносу.

Инструкцией № 21-5 определяется процедура начисления и уплаты предпринимателями ЕСВ как «за себя», так и за наемных работников, порядок взимания задолженности и начисления финсанкций по нему. А кроме того, она урегулировала некоторые спорные моменты Закона о ЕСВ, которые мы подробно разберем в следующих номерах. Сейчас же остановимся на основных моментах.

Уплата ЕСВ предпринимателями «за себя»

. Размер обязательной ставки ЕСВ для предпринимателей — 34,7 % базы начисления (она обеспечивает обязательное пенсионное страхование и страхование на случай безработицы). Вместе с тем предприниматель может добровольно уплачивать ЕСВ по большей ставке и иметь возможность получать социальные пособия из других фондов.

Предприниматели

на общей системе налогообложения:

1) уплачивают авансовые платежи в течение года — до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября

, размер которых составляет 25 % годовой суммы ЕСВ, исчисленной от суммы, определенной для уплаты авансовых сумм налога на доходы.

2) окончательный расчет по итогам календарного года производится до 1 апреля следующего года на основании данных годовой налоговой декларации.

Как видим, для ЕСВ сохранен действующий на сегодняшний день порядок уплаты взноса в ПФУ такими предпринимателями.

Напомним, что правила расчета ЕСВ предпринимателями на общей системе определены

пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о ЕСВ и заключаются в следующем:

1) ЕСВ уплачивается только за те месяцы, в которых был чистый доход, что, в частности, подтверждается

подпунктом 4.5.2 Инструкции № 21-5, в котором сказано: «сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль)». Если в каком-то месяце предприниматель не получил доход (или понес убытки), ЕСВ за этот месяц не уплачивается;

2) сумма ЕСВ за месяц не должна быть меньше минимального страхового взноса (ЕСВ рассчитывается исходя из размера минимальной зарплаты, установленной на соответствующий месяц);

3) максимальная сумма чистого дохода, которая берется для расчета ЕСВ, в каждом месяце не должна превышать размера 15 прожиточных минимумов, установленного для трудоспособных лиц.

Общая сумма ЕСВ, подлежащая уплате за отчетный год, определяется как сумма ЕСВ, рассчитанная за каждый месяц отчетного года.

Предприниматели на едином налоге

и фикспатентщики уплачивают ЕСВ ежемесячно. При этом сумма ЕСВ должна быть:

1)

не меньше минимального страхового взноса, равного произведению ставки ЕСВ и минимальной заработной платы, установленной законом на соответствующий месяц;

2)

не больше максимального размера ЕСВ, равного произведению ставки ЕСВ и 15 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на соответствующий месяц.

Обращаем внимание:

сумма ЕСВ у предпринимателей на упрощенной системе налогообложения не зависит от того, получен ли в текущем месяце доход или убыток, то есть ЕСВ нужно уплачивать за каждый месяц календарного года .

Заметим, что возможность зачета части сумм единого налога в счет уплаты ЕСВ не предусмотрена

. Вместе с тем согласно пункту 15 раздела XIX «Заключительные и переходные положения» проекта НК в I квартале 2011 года предприниматели на едином налоге будут уплачивать на счет соответствующего бюджета только часть (43 %) единого налога, которая подлежит перечислению в соответствующие бюджеты, а фикспатентщики — 90 % от стоимости патента в месяц.

Доплата за наемных работников предпринимателями на едином налоге и на фикспатенте также должна осуществляться в размере 43 % и 90 % от суммы доплаты соответственно.

Уплата ЕСВ предпринимателями-работодателями за наемных работников

.

Для обложения ЕСВ должны браться следующие доходы:

заработная плата по видам выплат, которые входят в фонд оплаты труда согласно Инструкции № 5 (см. «СД», 2010, № 8, с. 28);

— оплата первых пяти дней временной потери трудоспособности за счет средств работодателя и пособие по временной потере трудоспособности (обычные больничные);

— вознаграждение физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

Отметим, что согласно

части 7 статьи 7 Закона о ЕСВ Кабмин дополнительно должен утвердить перечень видов выплат, на которые не начисляется ЕСВ. На сегодняшний день такой перечень не утвержден, однако на сайте Пенсионного фонда есть проект соответствующего постановления КМУ (http://pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article?art_id=150634&cat_id=96766).

В соответствии с

подпунктом 4.3.7 Инструкции № 21-5 предприниматели-работодатели уплачивают ЕСВ в части начислений («сверху») при каждой выплате заработной платы (дохода), в том числе в безналичной или натуральной форме.

Исключение

составляют следующие случаи:

1)

ЕСВ, начисленный на указанные выплаты, уже уплачен не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом;

2)

по результатам сверки плательщика с территориальным органом ПФУ за плательщиком признана переплата по ЕСВ, сумма которой превышает сумму ЕСВ, подлежащую уплате, или равна ей.

Суммы ЕСВ

в части удержаний уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Фактически сроки уплаты ЕСВ за работников совпадают со сроками уплаты взносов в ПФУ (см. «СД», 2010, № 8, с. 27).

Если

заработная плата (доход) начислена, но не выплачена вовремя, суммы ЕСВ в части начислений уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Сумма ЕСВ в части начислений и удержаний определяется исходя из месячного дохода работников, в пределах максимальной величины, равной 15 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

 

Ставки ЕСВ для работников

Объект налогообложения

Начисления (взнос «сверху»)

Удержания (взнос «снизу»)

Сумма начисленной заработной платы

Размер страхового взноса устанавливается в зависимости от классов профессионального риска производства: от 36,76 % до 49,7 % (см. «СД» № 18, с. 15) (абз. 1, 2 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ, п.п. 3.1.1 Инструкции № 21-5).
Для работников-инвалидов, которые работают у предпринимателей, льготных ставок не предусмотрено

3,6 %
(абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ, п. 3.5 Инструкции № 21-5)

Сумма пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (обычные больничные)

33,2 %
(абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ,
п.п. 3.2.2 Инструкции № 21-5
)

2 %1
(ч. 12 ст. 8 Закона о ЕСВ, п. 3.10 Инструкции № 21-5)

Сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (кроме выплат физлицам-предпринимателям, если они соответствуют их «предпринимательскому» виду деятельности)

34,7 %
(абз. 5 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ,
п.п. 3.1.4 Инструкции № 21-5
)

2,6 %
(ч. 8 ст. 8 Закона о ЕСВ, п. 3.7 Инструкции № 21-5)

1

Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя не указана как база для удержания ЕСВ. И в Законе о ЕСВ, и в Инструкции № 21-5 ставка ЕСВ в части удержаний в размере 2 % установлена только для пособия по временной нетрудоспособности. Однако, по нашему мнению, с суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности так же, как и с суммы пособия по временной потере трудоспособности, ЕСВ должен удерживаться по ставке 2 %. Это мнение разделяют и специалисты Пенсионного фонда.

 

5. Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-6

Выполняя требования

статьи 5 Закона о ЕСВ, ПФУ определил процедуру постановки на учет и снятия с учета плательщиков ЕСВ, в том числе предпринимателей.

Как и сейчас, постановка на учет будет осуществляться органами ПФУ

по месту проживания предпринимателя на основании сведений из регистрационной карточки, полученных от госрегистратора. Уведомление о взятии на учет плательщик ЕСВ получит от ПФУ по почте бесплатно. Среди прочих данных в уведомлении будет указан класс профессионального риска, к которому отнесен плательщик, и размер ставки ЕСВ. Если плательщик не согласен с размером ставки ЕСВ, он имеет право в течение 10 дней с момента получения уведомления подать заявление в орган ПФУ об изменении ставки.

В случае возникновения разногласий по поводу

отнесения плательщика к тому или иному классу профессионального риска производства обращаться следует в органы Фонда «несчастного случая», поскольку именно этот Фонд по запросу ПФУ определяет класс профессионального риска плательщика ЕСВ в зависимости от видов деятельности такого плательщика.

Что касается процедуры

снятия плательщиков с учета в ПФУ, то она практически не изменилась. Дело плательщика ЕСВ будет закрыто, а плательщик снят с учета только после проведения соответствующей проверки и окончательного расчета по ЕСВ.

Добавим, что предприниматели-работодатели приобретают статус плательщиков ЕСВ за работников (страхователей), после того как центр занятости передаст ПФУ информацию о регистрации трудового договора с первым наемным работником.

6. Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-1

Этот

документ определяет организацию ведения ПФУ Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, состоящего из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц, и предназначен для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕСВ, его плательщиках и застрахованных лицах. Данные о застрахованных лицах от работодателей поступают в реестр на основании отчетов по ЕСВ. Предприниматели подают сведения о себе самостоятельно.

На каждое застрахованное лицо ведется персональная учетная карточка по форме ОК-7-з (

приложение к Положению № 22-1).

7. Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2

Этот документ

устанавливает порядок, сроки и форму подачи отчетности по ЕСВ. В приложениях к Порядку № 22-2 приведены формы отчетов по ЕСВ (приложения 4, 5 и 6) и справочники, необходимые для заполнения такой отчетности (приложения 1, 2 и 3):

1)

для работодателей — приложение 4 к Порядку № 22-2, которое они должны будут ежемесячно подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

2)

для предпринимателей «за себя» — приложение 5 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Заполняемое работодателями

приложение 4 является аналогом пенсионного приложения 4 к Порядку № 26-1, но в нем всего девять таблиц, тогда как в пенсионном приложении 4 к Порядку № 26-1* их десять (это результат того, что в новом приложении 4 действующие на сегодняшний день таблицы 6 и 7 «слиты воедино» в одну таблицу 6).

В таблице 1 ЕСВ и база для его взимания приведены в разрезе установленных

Законом о ЕСВ ставок. В таблицах 5, 6 и 7 добавлен реквизит «Гражданство Украины», а в таблице 6 — еще и пол работника (графа 7). Начисляемые доходы в таблице 6 будут распределяться по месяцам, за которые они начислены (для этого предусмотрена графа 11).

* Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1.

Пунктом 2.14 Порядка № 22-2

предусмотрен перенос последнего дня подачи отчета, приходящегося на выходной (праздничный и нерабочий) день, на ближайший рабочий день.

При подаче отчетности

сохранена возможность подачи на бумажном носителе при численности застрахованных лиц не более 5 человек. Но его нельзя будет послать по почте, поскольку согласно пункту 2.11 Порядка № 22-2 такой отчет не считается поданным.

Отметим, что

отчетность по взносу в ПФУ за 2010 год подают в сроки и по формам, установленным Порядком № 26-1.

8

. Постановление правления ПФУ «О внесении изменений в некоторые постановления правления Пенсионного фонда Украины» от 27.09.2010 г. № 21-7

ПФУ данным постановлением, в частности, внес изменения в:

Положение об управлениях ПФУ в районах, городах и районах в городах;

Положение о главных управлениях ПФУ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

С учетом изменений с 01.01.2011 г. (справочно напомним, что с указанной даты истекает действие проверочного моратория из

Закона от 15.12.2009 г. № 1759-VI) территориальные управления ПФУ, в частности, наделяются правом:

1) получать бесплатно от физлиц-предпринимателей сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ;

2) проводить плановые, а в предусмотренных законом случаях — внеплановые проверки у физлиц-предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ, получать необходимые объяснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим во время таких проверок;

3) требовать от физлиц-предпринимателей устранения выявленных нарушений законодательства о ЕСВ;

4) изымать в установленном законодательством порядке у физлиц-предпринимателей копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕСВ, страховые взносы, или нарушение порядка использования средств Фонда;

5) взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕСВ;

6) в случае выявления фактов нарушения порядка начисления, исчисления и уплаты ЕСВ обращаться в установленном законом порядке в соответствующие правоохранительные органы.

 

ГНАУ высказалась о том, что можно не удерживать НДФЛ с тех предпринимателей, которые предъявляют только Свидетельство о госрегистрации

Письмо ГНАУ от 25.10.2010 г. № 11157/6/17-0716

 

Не так давно налоговики строго требовали, чтобы предприниматели и юрлица, выплачивающие доходы в пользу предпринимателей, имели у себя копии Свидетельства о регистрации такого предпринимателя, Свидетельства об уплате единого налога или фикспатента (при наличии), а также платежек об уплате налога с доходов (НДФЛ), единого налога или стоимости фикспатента. Только при наличии всех указанных копий документов можно было не удерживать НДФЛ при выплате средств физлицу-предпринимателю (

письма ГНАУ от 13.03.2006 г. № 2241/6/17-0716, от 10.08.2007 г. № 3990/С/07115, № 15947/7/17-0717).

Однако такая позиция ГНАУ не была подкреплена ни одним нормативно-правовым актом. Иными словами, требования налоговиков (о необходимости иметь ксерокопии) были незаконными (подробнее см. «СД», 2009, № 19, с. 24).

К счастью, на сегодняшний день ситуация вроде бы

начала изменяться к лучшему. Так, в письмах от 23.11.2009 г. № 12004/6/17-0716 и от 10.02.2010 г. № 1213/м/17-0714 ГНАУ указала на то, что для неудержания НДФЛ достаточно наличия копии Свидетельства о госрегистрации предпринимателя.

А в совсем свежем

письме от 25.10.2010 г. № 11157/6/17-0716 речь не идет даже о ксерокопии. Просто сказано, что «лицо, являющееся источником выплаты дохода (выручки) в пользу субъекта предпринимательской деятельности, не удерживает налог с таких выплат, при условии предъявления последним документа, подтверждающего, что он зарегистрирован предпринимателем (свидетельства о государственное регистрации)».

Что ж, столь либеральная позиция налоговиков не может не радовать. Впрочем, рассчитывать на нее стопроцентно мы бы не советовали, поскольку не все инспекторы на местах могут разделять прогрессивное мнение ГНАУ. Поэтому, если

предприниматель осторожный, лучше все-таки попросить у контрагента копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства об уплате единого налога или фикспатента, а также платежки об уплате соответствующего налога. Ну а если он откажется предъявить указанные документы (или выдаст, но не все), при общении с проверяющими как раз и пригодится новое либеральное письмо ГНАУ.

 

Октябрьский индекс — 100,5 %. Индексируем зарплату за декабрь

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 09.11.2010 г. № 209)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в октябре составил 100,5 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации декабрьской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2010 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за

декабрь 2010 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в декабре — 922 грн.).

 

Месяц повышения
заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен
для проведения индексации (%)

2005 год

Январь

108,0

Февраль

106,0

Март

102,8

Апрель

101,4

Май

100,2

Июнь

99,0

Июль

98,4

Август

98,4

Сентябрь

97,6

Октябрь

95,9

Ноябрь

93,5

Декабрь

91,8

2006 год

Январь

89,6

Февраль

86,2

Март

86,8

Апрель

87,5

Май

86,6

Июнь

86,4

Июль

84,8

Август

84,8

Сентябрь

81,1

Октябрь

76,5

Ноябрь

73,4

Декабрь

71,9

2007 год

Январь

71,0

Февраль

70,0

Март

69,7

Апрель

69,7

Май

68,7

Июнь

65,0

Июль

62,8

Август

61,8

Сентябрь

58,3

Октябрь

53,9

Ноябрь

50,6

Декабрь

47,5

2008 год

Январь

43,3

Февраль

39,5

Март

34,4

Апрель

30,4

Май

28,7

Июнь

27,7

Июль

28,3

Август

28,5

Сентябрь

27,1

Октябрь

24,9

Ноябрь

23,1

Декабрь

20,6

2009 год

Январь

17,2

Февраль

15,4

Март

13,8

Апрель

12,8

Май

12,3

Июнь

11,0

Июль

11,1

Август

11,4

Сентябрь

10,5

Октябрь

9,5

Ноябрь

8,3

Декабрь

7,4

2010 год

Январь

5,5

Февраль

3,5

Март

2,6

Апрель

2,9

Май

3,5

Июнь

3,9

Июль

4,1

Август

2,9

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше