Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Предприниматель не может присутствовать во время налоговой проверки: как быть и чем может грозить его отсутствие?

Редакция СД
Ответы на вопросы

Предприниматель не может присутствовать во время налоговой проверки: как быть и чем может грозить его отсутствие?

 

ВОПРОС. Предприниматель получил уведомление о предстоящей плановой налоговой проверке, однако по причине болезни (на лечении в стационаре медучреждения) он не может присутствовать при ее проведении. Могут ли налоговики проводить проверку в отсутствие предпринимателя? Переносится ли проверка без негативных последствий для налогоплательщика?

 

ОТВЕТ. Правила и отдельные нюансы проведения налоговых проверок, пожалуй, самая популярная тема среди наших читателей. Причем интерес к ней в первую очередь обусловлен тем, что многие тонкости, с которыми на практике сталкиваются предприниматели, четко не прописаны в нормативных документах. Так, одной из таких «непрописанных» является и рассматриваемая нами ситуация.

Дело в том, что в Законе о госналогслужбе нет прямого указания на то, что представители налогового органа обязаны проводить проверку только в присутствии должностных лиц налогоплательщика или самого налогоплательщика, если речь идет о физлице-предпринимателе.

В соответствии со статьей 111 Закона о госналогслужбе «плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика, которая… предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная проверка».

Уточним, что в пункте 3.5 Инструкции № 80, в котором говорится, в каком именно налоговом органе берется на учет плательщик, такое понятие, как «местонахождение субъекта», относится к юрлицам, а в отношении физлиц-предпринимателей ориентируются на место проживания (осуществления деятельности).

Очевидно, что интерес налоговиков при проверке будет прикован именно к месту осуществления деятельности предпринимателя (торговой точке, цеху и т. д.), а не к месту проживания.

Выше мы сказали, что непосредственно в Законе о госналогслужбе не говорится о действиях налоговиков, пришедших на проверку и не заставших предпринимателя. Вместе с тем согласно статье 11Закона о госналогслужбе в права налоговиков, в частности, входит:

получать у плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов) объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим и другими законами Украины;

проверять при проведении проверок у физических лиц документы, удостоверяющие личность;

получать бесплатно от плательщиков налогов, а также от учреждений Национального банка Украины и коммерческих банков в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности», справки и (или) копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — об объеме и обороте средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности.

Как видим, отсутствие предпринимателя при проведении проверки не позволит налоговикам, скажем так, провести ее полноценно, реализовать свое право получить объяснения, доступ к некоторым документам и т. д. Логично, что в интересах проверяющих перенести проверку или каким-либо образом обязать предпринимателя присутствовать при ней, но при этом попытаться не оставить налогоплательщика безнаказанным.

Тем не менее определенный алгоритм действий проверяющих в такой ситуации можно почерпнуть из пункта 1.17 Методрекомендаций № 355 и письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354.

Заметим, что сейчас речь пойдет о плановой проверке, организованной в соответствии с требованиями

статьи 111 Закона о госналогслужбе, когда у налогоплательщика нет оснований не пускать налоговиков: им не позднее чем за 10 дней до момента ее проведения получено письменное уведомление, а также соблюдены другие правила прихода с проверкой (подробнее см. «СД», 2010, № 19, с. 15).

Прежде всего перечислим некоторые причины (основания), которые помешают начать проверку и тем самым повлекут за собой ответные действия со стороны налоговиков, описанные в

пункте 1.17 Методрекомендаций № 355:

а)

отсутствие налогоплательщика по его местонахождению. Выше мы говорили о том, что понятие местонахождения характерно для юрлиц, для предпринимателя же в этом случае имеется в виду не просто отсутствие физлица, но и объекта, где ведется деятельность по указанному месту (торговой точки и т. д.);

б) отсутствие налогоплательщика (предпринимателя) ввиду болезни, командировки, отпуска (для юрлиц — его должностных лиц);

в) налогоплательщик скрывается (подразумевается, что он это делает умышленно, чтобы не пересекаться с проверяющими);

г) непредоставление документов во время проверки (если налоговым учетом ведает исключительно предприниматель, то работники вряд ли смогут предоставить документы вместо него).

Это не исчерпывающий перечень оснований, которые не дают начать налоговую проверку, но нас, как было сказано, интересуют именно последствия отсутствия налогоплательщика.

Итак, если налоговики

не могут начать проверку по одной из вышеперечисленных причин, то первым делом они фиксируют это «на бумаге». Работник налогового органа, возглавляющий проверку, составляет об этом акт произвольной формы (на бланке органа ГНС вышестоящего уровня). В акте излагаются причины, по которым невозможно начать проверку в сроки, определенные в направлении на ее проведение (их перечень мы привели выше).

Этот акт фиксируется в специальном журнале регистрации актов в соответствии с установленным порядком оформления и реализации материалов проверок органами ГНС (нюанс документооборота налоговых органов).

В

письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 говорится о том, что указанные акты, а также соответствующие запросы (сообщения) и материалы могут передаваться другим подразделениям органов ГНС, в том числе в налоговую милицию, для того чтобы ими были предприняты необходимые меры, в частности установлено местонахождение налогоплательщика или принято решение о применении административного ареста его активов (согласно подпунктам 9.1.2 и 9.3.8 статьи 9 Закона № 2181). Напомним, что админарест активов может применяться в том случае, если налогоплательщик не допустил проверяющих на проверку без каких-либо на то оснований.

Предположим, налоговики сами отказались проводить проверку при отсутствии предпринимателя. Тогда если он не менял место осуществления деятельности и его работники не препятствовали началу проверки в отсутствие предпринимателя, то сокрытия или незаконного «недопуска» к проверке здесь не наблюдается. Поэтому розыск или административный арест предприниматься не должны.

Вполне закономерно возникает вопрос: может ли вообще налогоплательщик после получения уведомления о проверке сообщить, что он не может присутствовать и попросить перенести срок?

Формально такое сообщение не предусмотрено в нормативных документах. Однако ничто не мешает предпринимателю общаться с налоговыми органами, поэтому он может направить его в произвольной форме, например приложить копии справки из медучреждения, документов о предстоящей деловой поездке и т. д. По крайней мере, в случае предвзятого отношения это будет доказательством того, что предприниматель умышленно не скрывался и не собирался препятствовать проверке. Хотя есть риск, что такое обращение, наоборот, натолкнет налоговиков на мысль «повнимательнее» изучить деятельность предпринимателя во время проверки.

Конечно же, если по плану-графику у предпринимателя должна была состояться проверка, то значит, ее не отменят и она перенесется на более поздний срок. Согласно

пункту 1.17 Методрекомендаций № 355 если плановая проверка проводится после сроков, которые изначально были определены в плане-графике, то уведомление налогоплательщику повторно не направляется, а выписывается новое направление на проверку с указанием новой даты начала и окончания ее проведения. При этом в акте данной проверки обязательно излагаются обстоятельства, которые привели к нарушению сроков ее проведения.

От себя добавим, что злоупотреблять с «неявкой» на налоговые проверки не стоит. Во-первых, это может стать поводом для предвзятости налоговиков. А во-вторых, в интересах самого предпринимателя присутствовать при проверке и быть в курсе действий проверяющих.


Документы консультации

Закон о госналогслужбе

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Методрекомендации № 355

— Методические рекомендации по порядку взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355.

Инструкция № 80 Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше