Темы статей
Выбрать темы

Налоговый кодекс принят: как работать предпринимателям

Редакция СД
Статья

Налоговый кодекс принят: как работать предпринимателям

 

Наконец «свершилось»: главный налоговый документ страны принят и подписан Президентом. С 01.01.2011 г. он вступит в силу, но уже сейчас предприниматели могут вздохнуть с облегчением: их сплоченные действия не оказались напрасными, и из Налогового кодекса исчезли нормы, ограничивающие единоналожников и отменяющие фикспатент.

Итак, с нового года можно будет продолжать работать на упрощенной системе и на фикспатенте по старым правилам, но с учетом нескольких важных нововведений, о которых и пойдет речь в данной статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (вступит в силу 01.01.2011 г.).

ХКУ

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 129/98-ВР

— Закон Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.98 г. № 129/98-ВР.

Закон № 2756-VI

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI (вступит в силу 01.01.2011 г.).

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (вступит в силу 01.01.2011 г.).

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 2505

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет о подоходном налоге

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Положение № 79

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

 

Единый налог и фикспатент: окончательное решение или временная уступка?

Предлагаемые Правительством варианты

Налогового кодекса неоднократно обсуждались на страницах «СД» (2010, № 13, с. 8; № 16, с. 10; № 19, с. 10; № 23, с. 8). Поэтому наши читатели давно были в курсе того, что Кабмин пытался с помощью Налогового кодекса провести кардинальную реформу упрощенной системы налогообложения, причем крайне невыгодную для самих предпринимателей. Так, предлагалось полностью отменить фикспатент, существенно ограничить деятельность единоналожников и увеличить налоговую нагрузку на них.

Тем не менее благодаря активной позиции предпринимателей указанные планы пока не осуществились. На сегодняшний день мы имеем вполне легитимный

Налоговый кодекс (принятый ВРУ и подписанный Президентом), из которого полностью исключена глава, которая была посвящена работе на упрощенной системе (текст Налогового кодекса можно скачать, в частности, с официального сайта ВРУ по адресу http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi, а также по адресам http://www.nibu.factor.ua/info/NKU_rozd/, http://www.buhgalter.com.ua/news/details/3674/).

Итак, вместо главы об упрощенной системе в

Заключительных положениях Налогового кодекса (подраздел 8) теперь сказано, что с 01.01.2011 г. и до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса продолжают действовать Указ № 746 и Декрет о подоходном налоге (абзацы 6 — 28 пункта 1 статьи 14 раздела IV Декрета о подоходном налоге).

Приведенная норма наталкивает на мысль о том, что Кабмин все-таки не отказался от своей идеи реформировать единый налог и постарается сделать это как можно скорее (разработать законопроект по внесению изменений в

раздел XIV Налогового кодекса). Поэтому сохранение единого налога и фикспатента в прежнем их виде скорее временная уступка Правительства, нежели окончательное решение.

О том, когда произойдут очередные изменения в данном вопросе, пока еще говорить рано. Но с учетом того, что в данный момент на повестке дня ВРУ — принятие

Закона о госбюджете на 2011 год и другие задачи, можно с уверенностью сказать, что, как минимум, в течение I квартала 2011 года менять что-то у единоналожников и фикспатентщиков не должны. А дальше — будем держать наших читателей в курсе новостей.

 

Единый налог

Итак,

несмотря на то что с 01.01.2011 г. вступает в силу Налоговый кодекс, Указ № 746 будет действовать так же, как и прежде. А это означает, что правила работы на едином налоге не изменятся (за исключением некоторых новшеств).

 

Условия перехода на единый налог

Вопрос, касающийся введения новых критериев работы на едином налоге, обсуждался столь оживленно, что нелишне будет напомнить существующие. Ведь в настоящий момент именно они являются действующими и не изменятся даже после вступления в силу

Налогового кодекса.

 

Условия для перехода на упрощенную систему с 01.01.2011 г.

Показатель

Значение

Примечание

Выручка единоналожника

Годовая выручка предпринимателя должна быть не больше 500 тыс. грн. (статья 1 Указа № 746)

Все нормы о 300-тысячной, 600-тысячной или 800-тысячной выручке, которые были в проектах Налогового кодекса, из окончательной версии этого документа исключены, равно как и ограничение по численности работников

Количество работников у единоналожника

Количество наемных работников — не более 10 человек (статья 1 Указа № 746)

Виды деятельности

Нельзя заниматься видами деятельности, указанными в статье 7 Указа № 746 и в Законе № 2505 (продавать оптом любые алкогольные напитки и пиво, продавать в розницу ликеро-водочные напитки, продавать табачные изделия и ГСМ, продавать оптом подакцизные товары, продавать промышленные изделия из драгоценных металлов и камней, перепродавать предметы искусства, коллекционирования и антиквариата, организовывать торги ими и др.)

Остальные виды деятельности осуществлять можно, в том числе оптовую торговлю товарами, бухгалтерские и юридические услуги и многое другое, что хотели запретить единоналожникам

 

Предприниматель, который вписывается в указанные критерии и желает работать на едином налоге с 01.01.2011 г., обязан подать заявление о выборе упрощенной системы налогообложения.

 

Заявление о выборе упрощенной системы

Среди предпринимателей ходит слух о том, что свидетельства, выданные единоналожникам на 2010 год, налоговики будут продлевать и на 2011 год. Сразу предупреждаем, что в окончательном варианте

Налогового кодекса такой нормы нет, поэтому автоматического продления свидетельств не будет справка 1.

Для того

чтобы оказаться на едином налоге с 01.01.2011 г., предпринимателю, как обычно, нужно было подать Заявление о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 599), указав в нем те виды деятельности, которыми предприниматель планирует заниматься в 2011 году (см. «СД», 2010, № 23, с. 1).

К заявлению обязательно прилагается

копия платежного поручения об уплате единого налога за январь 2011 года (уплачивается в размере 100 % обычной ставки, но к этому еще вернемся). Кроме того, налоговики нередко требовали вместе с ним и справку от ПФ об отсутствии задолженности (и хотя это неправомерно, спорить с налоговиками в данном случае было просто некогда.

Подать заявление необходимо было

не позже 16 декабря 2010 года (16 декабря — последний день подачи). Если предприниматель до этой даты не успел, то с 01.01.2011 г. он окажется на общей системе налогообложения. Предпринять следующую попытку перехода на единый налог ему удастся не раньше чем через 3 месяца (статья 4 Указа № 746).

 

Сумма единого налога

В связи с тем, что единоналожники теперь обязаны уплачивать ЕСВ, в

Налоговом кодексе пересмотрен для них порядок уплаты единого налога, и, кстати, в лучшую сторону.

Но сначала напомним, как единый налог уплачивается сейчас. Итак, сумма единого налога (за себя и доплата за наемных работников) первоначально попадает на счет Госказначейства, а уже оттуда распределяется между бюджетом, ПФ, фондами «нетрудоспособности» и «безработицы». Выглядит это так (

статья 2 Указа № 746). Единый налог, уплаченный за себя и доплаченный за наемных работников, распределяется между:

бюджетом (43 % единого налога);

— ПФ (42 %);

— Фондом «нетрудоспособности» (11 %);

— Фондом «безработицы» (4 %).

Таким образом, обеспечивается автоматическое страхование единоналожников в ПФ и фондах «нетрудоспособности» и «безработицы». Впрочем, суммы, которые попадают в фонды в качестве отчислений от единого налога, гораздо меньше минимальных страховых взносов, а значит, не обеспечивают полноценное страхование единоналожников.

В связи с этим для предпринимателей на упрощенной системе неоднократно вводилась (и отменялась) доплата взносов в ПФ, использовались процедуры зачета и т. п. Однако с нового года все это останется в прошлом.

Итак,

с 01.01.2011 г. в социальном страховании произойдут изменения: все взносы в ПФ и другие соцфонды будут заменены единым социальным взносом (ЕСВ) (см. с. 14 этого номера). При этом единоналожников обязали уплачивать ЕСВ в полном размере как за себя, так и за своих наемных работников, а также за граждан, выполняющих для них работы (услуги) по гражданско-правовым договорам (т. е. никаких зачетов с единым налогом не будет).

А это означает, что предприниматели и их работники (подрядчики) благодаря уплате ЕСВ будут полностью застрахованы по всем видам обязательного социального страхования справка 2. С учетом таких обстоятельств

Налоговый кодекс разрешил единоналожникам уплачивать единый налог не в полном размере, а лишь ту его часть, которая причитается бюджету, т. е. 43 % от ставки единого налога (подраздел 8 Заключительных положений Налогового кодекса, статья 2 Указа № 746). Это касается как единого налога, уплаченного за себя, так и 50-процентной доплаты за каждого наемного работника.

 


ПРИМЕР

С 01.01.2011 г. предприниматель работает

на едином налоге (ставка составляет 200 грн. в месяц) и имеет двух наемных работников. Какую сумму единого налога он обязан уплатить в январе 2011 года за февраль?

В соответствии с

Указом № 746 предприниматель обязан уплатить в январе: ставку единого налога (за себя) и 2 х 50 % х ставку единого налога (за двоих работников). Итого получается: 200 + 2 х 0,5 х х 200 = 400 грн.

Однако с учетом норм

Налогового кодекса перечислить в бюджет необходимо лишь 43 % от рассчитанной суммы, т. е. 0,43 х 400 = 172 грн.

 

Как видим, уменьшение единого налога хотя бы частично компенсирует единоналожникам дополнительные расходы на уплату ЕСВ.

Но здесь следует

обратить внимание на такой момент: уплата единого налога в «уменьшенном» размере (43 % ставки) начинается только с января 2011 года (т. е. с момента вступления в силу Налогового кодекса). А поскольку предприниматели уплачивают единый налог наперед, т. е. в январе — за февраль, в феврале — за март и т. д., то первый «уменьшенный» платеж по единому налогу будет произведен в январе 2011 года за февраль 2011 года.

А вот

за январь 2011 года единый налог нужно было уплатить еще в полном объеме. Дело в том, что оказаться на упрощенной системе с 01.01.2011 г. предприниматель может только в том случае, если не позже 16.12.2010 г. подаст в налоговую соответствующее заявление и уплатит единый налог за январь. А поскольку 16.12.2010 г. Налоговый кодекс еще не вступил в силу, единый налог нужно было уплачивать по старым правилам (в полном объеме), несмотря на то что за январь 2011 года единоналожник уже будет уплачивать ЕСВ справка 3.

 

Ответственность за неуплату единого налога

Как известно, налоговики всегда стремились наказать единоналожников за неуплату (или просрочку уплаты) единого налога. Тем не менее применить для этого нормы

Закона № 2181 было весьма проблематично, что позволяло многим упрощенцам отбиваться в судах от санкций налоговиков (см. «СД», 2008, № 6, с. 5).

Теперь ситуация изменилась. В 

статье 122 Налогового кодекса прямо предусмотрена ответственность единоналожников за неуплату единого налога: «Неуплата (неперечисление) налогоплательщиком — физическим лицом сумм единого налога в порядке и в сроки, определенные законодательным актом, влечет за собой наложение штрафа в размере 50 процентов ставок налога, установленных для физических лиц — плательщиков единого налога, определенных законодательным актом».

Опираясь на приведенную цитату, можно сделать вывод о том, что

данный штраф будет применяться не только за неуплату единого налога, но и за просрочку его перечисления (т. е. за несоблюдение сроков уплаты).

Причем возникает вопрос о том, как будут рассчитывать штраф: исходя из полной ставки единого налога или только из 43 % (которые фактически уплачиваются)? Логично было бы рассчитывать исходя из суммы, подлежащей уплате (т. е. из 43 %). Тем не менее однозначно ответить на этот вопрос пока невозможно. Будем надеяться, что в ближайшее время по данному поводу появятся разъяснения налоговиков.

 

Лишение права быть плательщиком НДС

Наверное, самое ощутимое изменение в упрощенной системе, которое будет введено

Налоговым кодексом, — это запрет единоналожникам быть плательщиками НДС (это следует из подпункта «в» пункта 184.1 и подраздела 8 Заключительных положений Налогового кодекса). При этом, если предприниматель занимается ВЭД, в частности импортирует товары или услуги, импортный НДС он уплачивать обязан (а вот в налоговый кредит уплаченная сумма, естественно, уже не попадет).

Разумеется, для тех предпринимателей, которые на сегодняшний день не являются плательщиками данного налога, ничего не изменится. Разве что теперь, даже если они и пожелают стать плательщиком НДС, им придется сначала расстаться с упрощенной системой и перейти на общую.

Гораздо хуже придется тем единоналожникам, которые на данный момент зарегистрированы в качестве плательщиков НДС. Мало того что им нужно

сняться с НДС-регистрации до 01.01.2011 г., так они еще обязаны начислить налоговые обязательства по НДС в связи с условной продажей остатков товаров и основных фондов. С чего начать? Есть два пути (пункты 25.1 и 25.2 Положения № 79).

Первый путь — действовать самостоятельно:

1.

Не позже 21.12.2010 г. подать в налоговую заявление по ф. № 3-ПДВ об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС (основание — подпункт «в» пункта 9.8 Закона об НДС).

2.

Вместе с заявлением следует сдать в налоговую Свидетельство плательщика НДС (оригинал и все заверенные копии) справка 4.

3.

Начислить налоговые обязательства (НО) по НДС в связи с условной продажей остатков товаров и основных фондов, по которым ранее был отражен налоговый кредит (НК).

Второй путь — ожидать действий со стороны налоговой:

1. Ожидать, пока

налоговый орган пришлет акт по ф. № 6-ПДВ об аннулировании НДС-регистрации.

2.

В течение 20 календарных дней со дня принятия решения об аннулировании (т. е. с даты утверждения акта ф. № 6-ПДВ) сдать в налоговую Свидетельство плательщика НДС.

3.

Начислить НО по НДС в связи с условной продажей остатков товаров и основных фондов, по которым ранее был отражен НК.

Написать заявление об аннулировании НДС-регистрации и сдать Свидетельство плательщика НДС не составит труда. А вот обязанность начислить НО по условной продаже может вызвать у предпринимателей некоторые затруднения. Поэтому с ней стоит разобраться подробнее.

 

Условная продажа остатков товаров при аннулировании НДС-регистрации

Об условной продаже говорится в

пункте 9.8 Закона об НДС: «Налогоплательщик, в учете которого на день аннулирования регистрации находятся товарные остатки или основные фонды, относительно которых был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговом периодах, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму налоговых обязательств по итогам налогового периода, в течение которого происходит такое аннулирование».

В приведенной цитате следует обратить внимание на такие моменты:

— необходимо начислить НО, т. е. условно продать нужно только те остатки товаров и основных фондов, по которым ранее отражался НК;

— нужно знать стоимость имеющихся товарных остатков;

— нужно знать стоимость имеющихся основных фондов;

— необходимо принять во внимание обычные цены.

Конечно,

идеальным вариантом было бы вообще избавиться от всех товаров еще до подачи заявления о снятии с НДС-регистрации (к примеру, продать их дружественному предпринимателю, а после 01.01.2010 г. — купить обратно). В таком случае остатков не было бы вообще, а значит, не нужно было бы признавать их условную продажу и, следовательно, не понадобилось бы начислять и уплачивать НО по НДС

Что же касается

основных фондов, то, как правило, предприниматели не отражают НК по НДС при их покупке. А раз ранее НК не отражался, то это означает, что НО начислять не нужно, т. е. при снятии предпринимателя с НДС-регистрации у него не возникнет необходимость признавать условную продажу таких основных фондов (статья 9 Закона об НДС). Впрочем, даже если НК в свое время и отражали, от основных фондов тоже можно избавиться, так же как и от товаров (т. е. продать их хотя бы на время).

Тем не менее не каждый предприниматель в сжатые сроки сможет договориться о временной купле-продаже товаров или основных фондов.

Как же оформляется условная продажа и как минимизировать НО по НДС? Рассмотрим пошагово.

Шаг 1.

Сначала нужно выяснить, отражал ли предприниматель НК, покупая основные фонды и товары, оставшиеся на складе на момент подачи заявления об аннулировании НДС-регистрации. Так, если товары/основные фонды были приобретены предпринимателем:

1) в тот период, когда он еще не был плательщиком НДС;

2) в целях их использования не в хозяйственной деятельности;

3) в целях их использования в операциях, освобожденных от НДС или не являющихся объектом налогообложения,

(в связи с чем

не начислялся НК), признавать условную продажу по ним не нужно.

В том случае, когда по приобретенным товарам/основным фондам предприниматель, будучи плательщиком НДС, отразил НК и не продал их, на момент аннулирования НДС-регистрации следует отразить НО — 20 % от их обычной цены без НДС (т. е. признать условную продажу).

Шаг 2.

Важно обратить внимание на то, что пункт 9.8 Закона об НДС не разрешает игнорировать обычную цену, даже если учетная/закупочная цена не сильно от нее отличается. Написано четко: НО при условной продаже рассчитывается исходя из обычных цен. Поэтому фактическая цена приобретения товаров/основных фондов значения не имеет.

При этом заметим, что

цена, которую предприниматель применил в операции, по умолчанию считается обычной (соответствующей уровню рыночных цен). Если же налоговики засомневаются, то они сами должны доказать, что она отличается от обычной (подпункт 1.20.8 Закона о налоге на прибыль). Но чтобы обезопасить себя, предприниматель может «запастись» документами, подтверждающими «обычность» примененных им низких цен, и этим обеспечить защиту от проверяющих.

Что принимают во внимание налоговики в качестве обоснования «обычности» цен?

Перечислим: подтверждением уровня обычных цен для продавца (покупателя) могут быть заключенные договоры, обнародованные рекламные объявления, прайс-листы, справки, полученные от государственных органов статистики, отчеты об оценке имущества (акты оценки имущества), приказы по установлению скидок, о проведении маркетинговых мероприятий по продвижению товаров (работ, услуг) и т. п.

Указанные документы нужны для того, чтобы было доказательство обнародования цен. Если доказательство есть, работает

подпункт 1.20.3 Закона о налоге на прибыль и цена считается обычной.

Кстати, логично, если предприниматель накануне Нового года укажет в прайс-листах и рекламных объявлениях более низкую цену на товары и для убедительности оформит письменный приказ о новогодних скидках (больших). Тогда обычная цена может стать даже меньше закупочной, а значит, сумму НО по условной продаже можно сделать хотя бы приемлемой.

Но не каждый предприниматель желает или имеет возможность хлопотать с документами, подтверждающими «обычность» низких цен. В таком случае для определения суммы НО по условной продаже он может использовать закупочные цены товара, приняв их за обычные на основании

подпункта 1.20.1 Закона о налоге на прибыль.

Шаг 3.

Если предприниматель решил использовать обычные цены на товар, то для того, чтобы рассчитать НО по условной продаже товаров, ему необходимо знать только количество товара (или основных фондов). Оно определяется с помощью инвентаризации (пересчета).

Если же принято решение исходить из закупочных цен (приняв их за обычные), то

торговцам налоговики советуют поступать так: по всем налоговым накладным, по которым был отражен налоговый кредит, но не было начислено налоговое обязательство (не было продаж), нужно признать условную продажу и начислить НО (20 %) справка 5.

Но здесь —

подвох. Поскольку НК возникает по первому событию — на дату получения товара или на дату осуществления предоплаты, — то на первую из дат покупатель получает налоговую накладную. В результате может получиться, что налоговая накладная уже есть (по авансу), а товара физически на складе еще нет. Возникает вопрос: в отношении чего тогда признавать условную продажу? Неужели по дебиторской задолженности? Как ни странно, ГНАУ этот факт абсолютно не смущает, ее решение таково: нужно признать условно проданными и начислить НО даже на непоступившие товары, т. е. на дебиторскую задолженность (см. письмо ГНАУ от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20).

Но в

пункте 9.8 Закона об НДС четко говорится об обязанности начислить НО только по тем товарным остаткам, которые находятся на учете у налогоплательщика. А ведь неполученные товары в его учете не числятся, так как до отгрузки они находятся на учете у продавца. Таким образом, условно продавать дебиторскую задолженность (предоплаченные товары, которые еще не поступили на склад) не нужно, а требование ГНАУ — незаконно справка 6.

Теперь о тех предпринимателях, которые занимаются

производством или предоставлением услуг (иными словами, перерабатывают материалы в готовую продукцию). Поскольку бухгалтерский учет они не ведут (а складской, скорее всего, очень упрощенный), посчитать стоимость остатков получится едва ли. Кроме того, некоторые материалы уже видоизменились и находятся в составе незавершенного производства или готовой продукции. Как быть?

Подробно об этом мы писали в «СД», 2007, № 22, с. 13. Напомним, что существуют

три варианта:

— осторожный:

начислить НО по НДС на полную стоимость товаров, готовой продукции и незавершенного производства;

— компромиссный: начислить НО по НДС

только на материальную составляющую готовой продукции и незавершенного производства, а также на товары;

— смелый: начислить НО по НДС

только на товары в узком понимании этого термина, т. е. только на то, что было куплено с целью дальнейшей перепродажи (не учитывая готовую продукцию и незавершенное производство).

Шаг 4.

Рассчитав НО по условной продаже, предприниматель должен выписать последнюю налоговую накладную по НДС (в двух экземплярах, причем оба они будут храниться у предпринимателя) с учетом следующих особенностей:

— в левом верхнем углу ставится надпись «Визнання умовного продажу при анулюванні реєстрації платника податку на додану вартість»;

— в графах «Індивідуальний податковий номер продавця» и «Індивідуальний податковий номер покупця» указывается один и тот же номер — НДС-номер предпринимателя;

— в строках «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (продавця)» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» указывается номер НДС-свидетельства предпринимателя (

пункт 8 Порядка № 165).

 

К сведению единоналожников

Предприниматели, которые решили работать на едином налоге в 2011 году, должны быть готовыми к тому, что

с нового года их продукцию, товары или услуги будут гораздо реже покупать предприниматели на общей системе и юрлица. На это есть две причины:

— во-первых, единоналожники не будут плательщиками НДС. А это означает, что все

плательщики НДС, покупая у них товары (услуги), не получат права на НК по НДС. Привлечь их можно, разве что установив цену на 20 % ниже среднерыночной;

— во-вторых, скорее всего, уже с 01.01.2011 г. предприниматели на общей системе налогообложения

не смогут включать в расходы стоимость товаров (услуг), приобретенных у единоналожников. Тот же запрет установлен и для юрлиц, правда, для них он начнет действовать с 01.04.2011 г. (подпункт 139.1.12 Налогового кодекса). Исключение составляют лишь те единоналожники, которые работают в сфере информатизации, — стоимость их услуг разрешено учитывать в составе расходов.

 

Фикспатент

Информация о том, что фикспатент для предпринимателей отменят, появилась в самом первом проекте

Налогового кодекса, и на протяжении всего периода его разработки в этом вопросе никаких изменений не предвиделось. Тем не менее в окончательном варианте Налогового кодекса фикспатент все же оставили (очевидно, идя навстречу требованиям предпринимателей) — подраздел 8 Заключительных положений Налогового кодекса. То есть пока что можно работать по-старому (без РРО и без Книги ф. № 10).

Тем не менее до сих пор неизвестно, как долго такая возможность продлится. Но предположительно это будет не меньше квартала (I квартала 2011 года).

Итак, пока действует

Декрет о подоходном налоге, все правила работы на фикспатенте сохраняются в неизменном виде (статья 14 Декрета о подоходном налоге).

 

Условия применения фикспатента в 2011 году

Критерий

Значение

Примечание

Виды деятельности

Предприниматель должен заниматься продажей товаров на рынке и уплачивать рыночный сбор

С одной стороны, Декрет о подоходном налоге в качестве обязательного условия для выдачи фикспатента называет уплату рыночного сбора. Но с другой —

с 01.01.2011 г. Налоговый кодекс отменит рыночный сбор. Как же быть?На наш взгляд, неуплата рыночного сбора не должна помешать предпринимателям получить фикспатенты. Данное противоречие должно разрешиться в их пользу, иначе какой смысл был бы законодателям оставлять действующими абзацы 6 — 28 пункта 1 статьи 14 Декрета о подоходном налоге, в которых как раз и говорится о применении фикспатента

Годовая выручка

Не должна превышать 119 тыс. грн.

Количество наемных работников

Не должно превышать 5 человек

 

При этом

ставки фикспатента останутся прежними, но уплачивать в бюджет можно будет лишь 90 % от установленной ставки. Это касается как стоимости фикспатента, уплаченной предпринимателем за себя, так и 50-процентных доплат за наемных работников.

Дело в том, что с 01.01.2011 г. все предприниматели, в том числе и работающие на фикспатенте, обязаны будут уплачивать в полном размере ЕСВ за себя и за своих наемных работников. В связи с этим

подраздел 8 Заключительных положений Налогового кодекса разрешил им уплачивать не всю сумму фикспатента, а только ту его часть, которая направляется в бюджет (т. е. 90 % — пункт 2 Заключительных положений Закона № 129/98-ВР). Остальные же 10 % фикспатента (которые ранее направлялись в ПФ) уплачивать не нужно, поскольку с нового года вместо них предприниматель будет уплачивать ЕСВ.

 

Общая система налогообложения

Меньше всего изменений

Налоговый кодекс предусмотрел для предпринимателей на общей системе налогообложения. Однако все они вступают в силу очень скоро — 01.01.2011 г.

 

Ставки НДФЛ

Как и планировалось, изменены ставки налога с доходов (НДФЛ).

 

Ставки НДФЛ для предпринимателей на общей системе налогообложения, действующие с 01.01.2011 г.

Сумма месячного чистого дохода

Ставка НДФЛ

Сумма месячного чистого дохода меньше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года

15 % чистого дохода (т. е. если чистый доход равен нулю, сумма НДФЛ тоже равна нулю)

Сумма месячного чистого дохода больше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года

15 % от суммы, равной 10 минимальным зарплатам, плюс

17 % от суммы превышения

 

Расходы на общей системе

Кроме изменения ставок по НДФЛ,

обновился также перечень расходов, на сумму которых предприниматель-общесистемщик может уменьшить свой налогооблагаемый доход. Все такие расходы перечислены в разделе III Налогового кодекса. В принципе они мало отличаются от нынешнего списка расходов, указанного в статье 5 Закона о налоге на прибыль.

Тем не менее о самом важном ограничении стоит сказать отдельно. Так,

стоимость товаров (услуг), приобретенных у физлиц-единоналожников, запретят включать в расходы (подпункт 139.1.12 Налогового кодекса). И несмотря на то что подпункт 139.1.12 Налогового кодекса вступит в силу только 01.04.2011 г., для предпринимателей данное ограничение, вероятно, начнет действовать уже с 01.01.2011 г. Ведь пункт 177.4 Налогового кодекса, предписывающий предпринимателям-общесистемщикам формировать расходы по перечню из раздела III Налогового кодекса (а в разделе III как раз и указан подпункт 139.1.12), вступает в силу именно 01.01.2011 г.

 

Переход на общую систему и уплата НДФЛ

Что касается порядка уплаты НДФЛ, то он остался прежним: в течение года

ежеквартально уплачиваются авансовые платежи по НДФЛ — до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября (подпункт 177.5.1 Налогового кодекса). Авансовые платежи по НДФЛ вносятся равными суммами — 1/4 от 15 % (17 %) прошлогоднего чистого дохода.

По окончании года производится перерасчет: определяется годовая сумма НДФЛ, подлежащая уплате (15 % (17 %) от чистого дохода, полученного в отчетном году), и из нее вычитаются уплаченные в течение года суммы НДФЛ. В итоге — либо предприниматель доплачивает НДФЛ в бюджет, либо бюджет возвращает ему излишне уплаченные суммы.

Таким образом,

если нынешний единоналожник решит с 01.01.2011 г. перейти на общую систему (и приостановить деятельность, чтобы не уплачивать НДФЛ и ЕСВ), то ему:

— стоит за I квартал 2011 года подать декларацию о дохода

;

не нужно подавать заявление об отказе от единого налога в декабре 2010 года. Дело в том, что в окончательном варианте Налогового кодекса не сохранилась норма об автоматическом продлении свидетельств единоналожников, выданных на 2010 год справка 1. Поэтому такие свидетельства утратят силу 01.01.2011 г., и специально отказываться от них не нужно. Следовательно, для того чтобы начать работу на общей системе с 01.01.2011 г., бывшему единоналожнику достаточно всего лишь не подавать заявление о выборе упрощенной системы в 2011 году. При этом до 05.01.2011 г. ему необходимо сдать отчет единоналожника (за 2010 год), истекшее Свидетельство единоналожника и справки о трудовых отношения с работниками.

 

Ответственность за нарушения Налогового кодекса

Поскольку сразу разобраться со всеми «премудростями»

Налогового кодекса довольно сложно, законодатели в этом отношении пошли навстречу налогоплательщикам. Так, согласно пункту 7 подраздела 10 Заключительных положений Налогового кодекса за нарушения налогового законодательства, допущенные в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г., будут применяться штрафы в размере не более 1 грн. за каждое нарушение.

К сожалению, к «бочке меда» добавили и ложку дегтя. Согласно

Закону № 2756-VI с 01.01.2011 г. взыскание санкций за нарушение неналогового законодательства (в частности, штрафы за нарушения в сфере обращения наличности, применения РРО) больше не будет ограничено «укороченными» сроками из статьи 250 ХКУ (6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 1 года со дня его совершения), как это было раньше.

На этом заканчиваем общее обозрение основных «сюрпризов», которые

Налоговый кодекс преподнес предпринимателям. В следующих номерах мы будем подробно освещать все тонкости и «подводные камни» Налогового кодекса и уже в первом номере 2010 года проведем общий обзор основных изменений в налогообложении.

 

Выводы

После вступления в силу

Налогового кодекса (01.01.2011 г.) можно продолжать работать на едином налоге и фикспатенте по старым правилам (правда, пока еще неизвестно, как долго такое разрешение продержится). При этом нужно учитывать некоторые нюансы:

единоналожники не могут быть плательщиками НДС (поэтому до 01.01.2011 г. необходимо сняться с НДС-регистрации);

— все предприниматели, в том числе единоналожники и фикспатентщики, с 01.01.2011 г.

обязаны уплачивать ЕСВ в полном размере (никаких зачетов не будет);

— единоналожники получат право

уплачивать в бюджет единый налог в сумме 43 % от ставки единого налога (как за себя, так и при доплате 50 % единого налога за наемных работников);

— предприниматели на фикспатенте получат право

уплачивать в бюджет фикспатент в сумме 90 % от ставки фикспатента (как за себя, так и при доплате 50 % стоимости фикспатента за наемных работников);

— неуплата или несвоевременная уплата единого налога наказывается штрафом в размере 50 % ставки единого налога.

Автоматического продления свидетельств, выданных единоналожникам на 2010 год, не будет.

Поэтому:

для перехода на единый налог с 01.01.2011 г. необходимо подать в налоговую соответствующее заявление и уплатить единый налог за январь 2011 года (не позже 16.12.2010 г.). При этом единый налог за январь 2010 года нужно уплатить еще в полном размере (100 %, а не 43 %);

для перехода на общую систему налогообложения нынешние единоналожники не обязаны писать отказ от единого налога. Им достаточно по окончании года не изъявить желания остаться на упрощенной системе (т. е. не подавать заявление об уплате единого налога на 2011 год) — в таком случае они автоматически окажутся на общей системе с 01.01.2011 г.

Предпринимателям

на общей системе несколько повысили ставки НДФЛ, а также запретили включать в расходы стоимость товаров (услуг), приобретенных у физлиц-единоналожников.

Радует, что

в первое время штрафы за нарушения Налогового кодекса будут не больше 1 грн. (за нарушения, допущенные с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г.).

Справочная информация (справка)

1

Слухи об автоматическом продлении свидетельств единоналожников возникли в «переходный период», когда ВРУ уже приняла Налоговый кодекс, а Президент его еще не подписал. Именно тогда в Налоговом кодексе действительно была норма, согласно которой в I квартале 2011 года единоналожникам разрешалось работать на упрощенной системе по старым правилам (и на этот период автоматически продлевались их свидетельства). Но с 01.04.2011 г. планировалось ввести новые правила работы на едином налоге, поэтому всех предпринимателей, желающих в 2011 году оставаться единоналожниками, обязывали до 20.03.2011 г. подать заявления о переходе на упрощенную систему и получить новые свидетельства об уплате единого налога (см. «СД», 2010, № 23, с. 8).

Тем не менее из окончательной версии

Налогового кодекса (после подписания его Президентом) упомянутую норму исключили, а прежние правила работы на едином налоге продлили не только на I квартал 2011 года, но и на неопределенный срок (возможно, более длительный, чем квартал). Поэтому процедура перехода на упрощенную систему пока что остается прежней.

2

Согласно Закону о ЕСВ предприниматели обязаны быть застрахованными лишь в ПФ и Фонде «безработицы». Поэтому минимальная ставка ЕСВ (34,7 %) обеспечивает страхование только в этих двух фондах. Однако по желанию (но необязательно) можно застраховаться и в других фондах (в том числе в Фонде «нетрудоспособности»), однако в таком случае ставка ЕСВ будет выше.

3

Впрочем, вполне возможно, что после вступления в силу Налогового кодекса уплаченные в декабре 2010 года за январь 2011 года «лишние» 42 % единого налога будут зачтены в счет задолженности предпринимателя по доплатам в ПФ (подпункт 5 пункта 1 подраздела 8 Заключительных положений Налогового кодекса).

4

При этом можно попросить, чтобы вплоть до 01.01.2011 г. Свидетельство плательщика НДС оставалось у предпринимателя (было действующим). В таком случае работник налогового органа должен сделать на нем следующую запись: «Свідоцтво дійсне до «01.01.2011 р.», запис зроблено «чч.мм.рррр».

5

Понятно, что при проверке налоговикам будет довольно сложно «прошерстить» все налоговые накладные предпринимателя. Будут ли они этим заниматься — это еще вопрос. Тут все зависит от ситуации и субъективных обстоятельств.

6

Предпринимателя может заинтересовать и обратный вопрос: нужно ли начислять НО по товару, за который получена предоплата, но который еще не отгружен? Исходя из пункта 9.8 Закона об НДС — нужно, так как товар все еще числится на складе (в учете). Но с другой стороны, учитывая тот факт, что НО уже было начислено (при получении аванса от покупателя), во избежание двойного налогообложения можно условную продажу не отражать. Тем более что налоговики проверяют остатки по налоговым накладным, а на оплаченный, но неотгруженный товар накладная будет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше