Темы статей
Выбрать темы

Регистрация мест хранения алкоголя и табака: по следам изменений

Редакция СД
Статья

Регистрация мест хранения алкоголя и табака: по следам изменений

 

В «СД», 2009, № 21, с. 3, мы писали об изменениях в Порядке регистрации мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий. На тот момент оставалось не до конца ясным, нужно ли регистрировать места хранения алкоголя/табака, которые находятся по одному адресу с пунктом розничной продажи таких товаров, или нет (до изменений их не регистрировали). На сегодняшний день стало известно, что налоговики все-таки требуют, чтобы такие места были внесены в Единый реестр (зарегистрированы).

Обсудим данную проблему.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Порядок № 251

— Порядок ведения Единого государственного реестра мест хранения, утвержденный приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251.

 

Кого касается проблема

В первую очередь отметим, что наш разговор будет интересен тем предпринимателям,

которые продают в розницу справка 1 алкогольные напитки или табачные изделия. Им нужно подсуетиться и побыстрее зарегистрировать места хранения алкоголя или табака, не зарегистрированные до этого. Всем остальным (которые указанными товарами не торгуют или торгуют ими только оптом) в связи с обсуждаемой темой беспокоиться не о чем.

Теперь напомним, какие товары относятся к алкогольным напиткам и табачным изделиям, чтобы предприниматель случайно не забыл о своем статусе — «торговец алкоголем/табаком».

 

img 1

 

Итак, если предприниматель продает хотя бы один из перечисленных товаров, он должен знать о том, что хранение такой продукции допускается только в зарегистрированных (внесенных в Единый реестр) местах хранения.

 

Что такое «место хранения»

Статья 15 Закона № 481

разрешает хранить алкогольные напитки и табачные изделия только в тех помещениях, информация о которых внесена в Единый государственный реестр мест хранения (далее — Реестр). Именно такие помещения подпадают под понятие «место хранения» — «помещение, которое используется для хранения алкогольных напитков и табачных изделий, сведения о местонахождении которого внесены в Единый государственный реестр мест хранения» (статья 1 Закона № 481).

Значит, если предприниматель планирует продавать алкоголь или табак, прежде всего он должен выбрать одно или несколько помещений, в которых будет храниться запас алкогольных напитков/табачных изделий, и зарегистрировать эти помещения (внести в Реестр).

Регистрация осуществляется по правилам, установленным

Порядком № 251. В течение длительного периода времени эти правила разрешали розничным торговцам не вносить в Реестр места хранения алкоголя/табака, расположенные по одному адресу с пунктом розничной продажи данной продукции. Обязательно было регистрировать лишь те места хранения, которые находились отдельно от розничной торговой точки (по другому адресу), — пункт 2.1 Порядка № 251. Аналогичное разъяснение давала и ГНАУ (письмо от 18.11.2002 г. № 4892/21-4215).

Однако 23.10.2009 г. ГНАУ внесла изменения в

Порядок № 251, перефразировав его следующим образом:

 

Абзац шестой пункта 2.1 Порядка № 251

До изменений (до 23.10.2009 г.)

После изменений (с 23.10.2009 г.)

Для внесения в Единый реестр мест хранения алкогольных напитков или табачных изделий, обособленных от розничной торговли, субъекты предпринимательской деятельности подают заявление в региональное управление Департамента по местонахождению места хранения

Для внесения в Единый реестр мест хранения розничных партий алкогольных напитков или табачных изделий субъекты предпринимательской деятельности подают заявление в региональное управление Департамента по местонахождению места хранения

 

Исходя из процитированных норм можно сделать следующий вывод:

теперь (начиная с 23.10.2009 г.) вносить в Реестр нужно абсолютно все места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, даже те, которые расположены по одному адресу с точкой розничной торговли алкоголем/табаком.

Логично предположить, что в

Порядке № 251 речь идет только о подсобных помещениях или отдельных складах. Соответственно если в магазине, в котором осуществляется торговля алкогольными напитками, есть подсобное помещение, где хранятся запасы алкоголя, то его нужно зарегистрировать.

Но следует подчеркнуть, что в определении места хранения

нет фразы типа «помещение, которое используется исключительно для хранения алкогольных напитков и табачных изделий». Из-за отсутствия слова «исключительно» подсобное помещение придется вносить в Реестр даже в том случае, когда там наряду с алкогольными напитками хранятся другие товары.

Отсутствие слова «исключительно» также порождает более серьезные вопросы, а именно:

считать ли местами хранения те помещения, где товар одновременно и хранится и продается? То есть нужно ли вносить в Реестр:

— торговый зал супермаркета, где алкогольные напитки хранятся в большом количестве непосредственно на полках самообслуживания;

— киоск по торговле сигаретами?

С одной стороны, такие помещения являются местом торговли (т. е. местом продажи товара и для получения лицензии на торговлю алкогольными напитками их наличие обязательно справка 2.

Но с другой —

нет препятствий для того, чтобы одновременно считать их местом хранения алкогольных напитков/табачных изделий.

Поэтому вопрос о том, вносить ли их в Реестр, лучше всего уточнить в региональном управлении Департамента. Хотя налоговики на местах уже требуют от предпринимателей регистрировать не только склады и подсобки, но даже пункты розничной продажи алкоголя/табака.

 

Как зарегистрировать место хранения

После того как предприниматель определился с помещением для хранения алкоголя/табака, он должен зарегистрировать его и получить справку, подтверждающую, что он внесен в Реестр.

С чего начинается процедура регистрации помещения, предназначенного для хранения алкоголя/табака? В первую очередь предприниматель

заполняет заявление о внесении мест хранения в Реестр (образец заявления приведен в конце статьи).

Затем

идет к нотариусу и заверяет у него копию лицензии на продажу алкогольных напитков/табачных изделий.

После этого необходимо сделать

копию документа, который подтверждает право пользования складом (свидетельство о праве собственности, договор аренды, ссуды и т. п.). Такую копию заверять необязательно.

Как только пакет документов готов, его

нужно подать в региональное управление Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ, расположенное по местонахождению склада (складов справка 3.

Если с документами все в порядке,

в течение 7 календарных дней после приема заявления Департамент выдаст заявителю справку, подтверждающую тот факт, что его склад (склады) внесен в Реестр. Справка может быть выдана:

— лично заявителю;

— иному лицу, которому заявитель выдаст доверенность на получение справки;

— отправлена заказным письмом на адрес заявителя.

Хранить полученную справку нужно на складе

, при этом очень тщательно, поскольку она является документом строгой отчетности (пункты 2.4 — 2.5 Порядка № 251). Кроме того, справку необходимо предъявлять проверяющим по их требованию.

 

Когда переоформлять справку о внесении места хранения в Реестр

Пункт 3.4 Порядка № 251

содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при возникновении которых нужно переоформить справку: в случае изменения данных о заявителе (фамилия, место жительства) или при изменении характеристик места хранения.

Для переоформления справки необходимо подать заявление об изменении в тот орган, который вносил место хранения в Реестр (т. е. в Департамент или его региональное управление). В течение 7 календарных дней после приема заявления предпринимателю выдадут новую справку с учетом изменений. Иных оснований для переоформления справки

Порядок № 251 не предусматривает.

Вместе с тем предприниматели, которые торгуют алкоголем/табаком в розницу, каждый год получают для этого новую лицензию (поскольку срок действия «розничных» лицензий всего лишь год). Поэтому у них возникает закономерный вопрос:

обязательно ли переоформлять справку в случае получения новой лицензии?

Прямого ответа на данный вопрос законодательство, к сожалению, не содержит.

Мы считаем, что необходимости переоформлять справку в данном случае нет.

Дело в том, что при оформлении справки лицензия нужна только для того, чтобы подтвердить право предпринимателя продавать алкогольную или табачную продукцию. На самом бланке справки никакая информация из лицензии не указывается. Значит, менять просто нечего. Но это с одной стороны.

С другой —

при аннулировании лицензии Департамент самостоятельно исключает места хранения из Реестра (подробнее см. далее). Об этом он обязан письменно уведомить предпринимателя. Другое дело, что по Закону № 481 истечение срока действия лицензии не является ее аннулированием (статья 15 Закона № 481). Вместе с тем процедура исключения мест хранения из Реестра вполне может быть такой же, как и при аннулировании. Ведь несмотря на то, что бланк справки никакой информации из лицензии не содержит, в Реестре все-таки указываются дата и номер лицензии, на основании которой выдана справка. Поэтому по истечении срока действия лицензии Департамент должен что-то менять.

Таким образом, если Департамент пришлет

решение об исключении мест хранения из Реестра, нужно будет заново оформить справки на каждый склад (по новой лицензии). Если же такого решения не будет, можно продолжать работать по старым справкам.

 

Как исключить место хранения из Реестра

В случае

аннулирования лицензии на продажу алкогольных напитков/табачных изделий места хранения таких товаров автоматически исключаются из Реестра . Субъекту хозяйствования даже не нужно писать заявления. Исключение из Реестра происходит не ранее чем через 10 рабочих дней после аннулирования лицензии, а в течение следующих 3-х дней Департамент сообщает об этом субъекту хозяйствования (выдает копию соответствующего решения).

В том случае, когда

предприниматель самостоятельно решит исключить склад из Реестра, он должен написать заявление и подать его в Департамент. В течение 10 рабочих дней его просьба будет удовлетворена.

Исходя из последних изменений

пункта 4.2 Порядка № 251 при исключении места хранения из Реестра сдавать в Департамент ранее полученную справку не нужно.

 

Место хранения не зарегистрировано вовремя: что грозит

Если предприниматель хранит алкогольные напитки или табачные изделия в незарегистрированных местах хранения, за это к нему могут применить

штраф в размере 100 % стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 1700 грн. (статья 17 Закона № 481).

Указанный штраф на предпринимателя может наложить руководитель (его заместитель) органа, который выдал лицензию на торговлю алкоголем/табаком, а также руководитель (его заместитель) органов МВД, МЗО, ГНАУ, Госкомстата, Госпотребстандарта в пределах их компетенции, определенной законодательством.

Итак, если у предпринимателя

есть еще не зарегистрированные (но используемые) склады алкоголя/табака, нужно поторопиться и оформить на них справки о внесении в Реестр. Конечно, данный шаг узаконит использование складов с момента их регистрации, но не освободит предпринимателя от ответственности за тот период времени, когда он использовал склады с нарушением требований закона. Иными словами, если спустя некоторое время в ходе проверки (например, налоговой) налоговики обнаружат, что субъект хозяйствования в прошлом хранил алкоголь/табак в незарегистрированных складах, они вправе будут наложить штраф.

Но если на момент проверки место хранения уже будет внесено в Реестр, оштрафовать предпринимателя будет не так уж просто, поскольку:

1)

штрафы по статье 17 Закона № 481 нельзя налагать, если после нарушения прошел год (в нашем случае это год со дня, предшествующего дню получения справки о внесении места хранения в Реестр) — статья 250 ХКУ. С этим согласна и ГНАУ — письмо от 14.04.2004 г. № 6506/7/21-0917;

2)

для того чтобы определить сумму штрафа, налоговикам нужно знать, сколько товара в период нарушения (прошлый период) хранилось на складе и какова его стоимость. А узнать это можно разве что из документов предпринимателя о приеме товара на склад, если они вообще сохранились. С документами имеет смысл разобраться заранее, поскольку, если их не будет вообще, налоговики могут и вовсе не отвлекаться на подсчеты, а сразу наложить минимальный штраф — 1700 грн.

 

В заключение приведем образец заявления о внесении мест хранения алкогольных напитков или табачных изделий в Реестр.

 

 

img 2

img 3

 

Выводы

С 23.10.2009 г.

нельзя хранить алкогольные напитки и табачные изделия в местах, не внесенных специальный Реестр. Это касается даже тех мест хранения, которые расположены по одному адресу с пунктом розничной торговли данными товарами.

Таким образом,

иметь справку о внесении места хранения в Реестр нужно на каждый склад (помещение), в котором хранится алкогольная или табачная продукция. Вместе с тем сам пункт продажи, на наш взгляд, вносить в Реестр не стоит (некоторые налоговики настаивают даже на этом), поскольку место продажи товара и место хранения — понятия разные.

За хранение алкогольных напитков или табачных изделий в незарегистрированных местах хранения предусмотрен

штраф в размере 100 % стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 1700 грн. Чем быстрее предприниматель внесет «незаконный» склад в Реестр, тем больше у него шансов избежать штрафов (или хотя бы свести их к минимуму).

Справочная информация (справка)

1

Розничная торговля — продажа товаров непосредственно гражданам или иным конечным потребителям для их личного некоммерческого потребления, в том числе в барах, кафе, ресторанах, иных заведениях общественного питания (статья 1 Закона № 481).

2

Место торговли — место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического размещения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное электронными контрольно-кассовыми аппаратами (независимо от количества) или где есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров (статья 1 Закона № 481).

3

Подавать документы в региональное управление Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ можно только в том случае, если на складе будут храниться розничные партии алкоголя/табака. При хранении оптовых партий документы нужно подавать не в региональное управление, а непосредственно в сам Департамент.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше