Темы статей
Выбрать темы

Об обложении НДФЛ единоналожников при нарушении условий упрощенной системы налогообложения

Редакция СД
Письмо от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10

Об обложении НДФЛ единоналожников при нарушении условий упрощенной системы налогообложения

Письмо Высшего административного суда Украины от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10

 

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением

подпункта 9.12.1 пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» и статьи 6 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ), в случае превышения объема выручки, установленной Указом, на основании пункта 3 части первой статьи 39 Закона Украины «О судоустройстве Украины» в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Согласно

подпункту 9.12.1 пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, а также физическим лицом, уплачивающим рыночный сбор, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам, с учетом норм этого пункта.

Таким специальным законодательством, в частности, является

Указ, которым введен специальный режим налогообложения, учета и отчетности, направленный на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Положениями

статьи 1 названного Указа предусмотрено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится в том числе для физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года находится не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень.

Следовательно, реализация права субъекта малого предпринимательства на введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности зависит от выполнения последним установленных

Указом требований.

При этом единый налог уплачивается исключительно с доходов, полученных физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности с соблюдением требований

Указа, в частности если выручка плательщика единого налога за год не превышает 500 тыс. гривень.

В то же время нарушение условий внедрения упрощенной системы налогообложения, определенных

статьей 1 Указа, в том числе превышение предельного объема выручки за год, является юридическим фактом, который исключает возможность применения к субъекту малого предпринимательства правил налогообложения, предусмотренных для плательщиков единого налога.

Предписаниями

статьи 6 Указа определено, что субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком налога на доходы физических лиц, поскольку указанный налог уплачивается им в составе единого налога.

В соответствии со

статьей 2 этого Указа физическое лицо, зарегистрированное как плательщик единого налога, уплачивает такой налог по ставке, установленной местными советами по месту государственной регистрации плательщика, в зависимости от вида его деятельности. При этом только при условии соблюдения предписаний названного Указа доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика налога и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное,

неуплата налога с доходов физических лиц, как это предусмотрено для плательщиков единого налога, возможна только в случае соблюдения субъектом малого предпринимательства условий пребывания на упрощенной системе налогообложения. Указанное касается также и соответствия предельного объема выручки плательщика единого налога размерам, определенным Указом.

Согласно

статье 5 Указа в случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).

В то же время названный

Указ не содержит положений, которые бы регулировали вопрос налогообложения сумм, превышающих предельный объем выручки, установленный законодателем.

При таких обстоятельствах

налогообложение доходов, полученных плательщиком единого налога с нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, должно осуществляться с применением правил общей системы налогообложения.

Следовательно, предоставлять правовую оценку выводам налоговой инспекции о наличии оснований для начисления субъекту малого предпринимательства — плательщику единого налога налоговых обязательств по налогу с доходов физических лиц с сумм, превышающих предельный объем выручки, судам необходимо с учетом общих принципов, закрепленных в

Конституции Украины и Законе Украины «О системе налогообложения», исключительно которыми устанавливаются принципы налоговых отношений в Украине, а также Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц».

При этом административным судам следует учитывать, что

сумма выручки плательщика единого налога — комиссионера от продажи товаров, переданных ему на реализацию комитентом, в полном объеме зачисляется в состав выручки такого плательщика-комиссионера. Следовательно, эта сумма учитывается при определении предельного объема выручки, при превышении которого субъект малого предпринимательства утрачивает право находиться на упрощенной системе налогообложения.

Это

письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов апелляционного округа для учета при совершении правосудия.

 

Председатель суда А. Пасенюк

 

комментарий редакции

 

В данном

письме ВАСУ изложил свою позицию о применении подпункта 9.12.1 Закона о налоге с доходов*. Давайте посмотрим, к каким выводам он пришел.

* Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

1. Превышение единоналожником 500-тысячного предела выручки и налог с доходов

Мы уже обращались к судебной практике по этому вопросу (см. «СД», 2009, № 21, с. 17 — 21). Какое же отношение к данной проблеме у ВАСУ?

По его мнению, изложенному в этом

письме, если выручка единоналожника превышает 500 тыс. грн., то предприниматель должен уплатить с суммы превышения налог с доходов (НДФЛ).

Вместе с тем раньше ВАСУ придерживался подхода, согласно которому общая и упрощенная система не могут применяться одновременно. Так, ВАСУ косвенно высказывался о проблеме обложения сумм превышения НДФЛ в

пункте 9 Обзорного письма «О некоторых вопросах практики разрешения дел с участием органов государственной налоговой службы (по материалам дел, рассмотренных Высшим административным судом Украины в кассационном порядке)» от 06.07.2009 г. № 982/13/13-09.

В нем ВАСУ сообщал, что

утрата права физлицом, находящимся на едином налоге, уплачивать единый налог и возникновение обязанности уплачивать налоги в общем порядке возникают с момента перехода на общую систему налогообложения в следующем за отчетным периоде (квартале), в котором плательщик допустил превышение предельного объема выручки. На приведенную в данном письме правовую позицию стали ссылаться и местные суды, принимая решения в пользу единоналожников (см. постановление Харьковского окружного административного суда от 12.04.2010 г. по делу № 2а-1322/10/2070).

ВАСУ и прямо указывал, что требование налоговиков облагать суммы превышения 500-тысячного предела НДФЛ является неправомерным (см.

определение ВАСУ от 16.02.2010 г. № К-21035/08). В нем ВАСУ ссылался на то, что непревышение 500-тысячного предела выручки является условием нахождения на упрощенной системе согласно статье 1 Указа № 746**. Но последствием такого превышения согласно статье 5 Указа № 746 является только переход на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).

**Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Свою позицию ВАСУ аргументировал тем, что согласно

статье 6 Указа № 746 субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком налога с доходов физлиц, поскольку указанный налог уплачивается им в составе единого налога. Кроме того, согласно пункту 5 постановления № 507* на субъектов малого предпринимательства — физических лиц не распространяются требования раздела IV Декрета о подоходном налоге**. Соответственно, по мнению ВАСУ, физлицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения и уплачивающее единый налог, не может быть одновременно плательщиком налога с доходов физлиц за этот период.

* Постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

** Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

И вот 18.05.2010 г. ВАСУ вынес прямо

противоположное определение № К-12485/08, которое, видимо, и стало основой комментируемого письма. В этом определении ВАСУ указал, что единый налог уплачивается исключительно с доходов от предпринимательской деятельности, полученных с соблюдением требований Указа № 746, в том числе если доход плательщика единого налога не превышает 500 тыс. грн.

ВАСУ возмутило то, что предыдущие судебные инстанции, принявшие решения в пользу единоналожника, подошли к проблеме формально и не изучили вопрос о том, являются ли суммы превышения базой обложения НДФЛ. По нынешнему мнению ВАСУ,

Указ № 746 вообще не содержит положений, которые бы регулировали вопрос о налогообложении сумм, которые превышают предельный объем выручки. Поэтому решать вопрос об обложении таких сумм НДФЛ нужно с учетом общих принципов, закрепленных в Конституции и Законе о системе налогообложения***. Таким принципом, по мнению ВАСУ, является обязанность уплачивать налоги и сборы (статья 67 Конституции и статья 9 Закона о системе налогообложения). Ну а принцип правового порядка, согласно которому никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством (статья 19 Конституции), ВАСУ проигнорировал.

*** Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХІІ.

Итак, ВАСУ радикально изменил свою позицию и встал на сторону ГНАУ, а не предпринимателей.

Означает ли это, что у единоналожников больше нет никаких шансов отбиться от обложения сумм превышения 500-тысячного предела НДФЛ?

Скорее всего, шансы отстоять свою позицию в суде теперь минимальны по исключительным обстоятельствам (

пункт 1 части 1 статьи 237).

Вместе с тем ранее, до появления комментируемого

письма, большинство судебных решений окружных и апелляционных административных судов вынесены в пользу единоналожников. В них утверждается, что предприниматели не обязаны уплачивать НДФЛ с сумм превышения предельного 500-тысячного объема.

Для тех, кто все равно будет пытаться бороться, приведем аргументы из судебной практики в защиту обложения сумм превышения единым налогом.

В первую очередь следует отвергать ссылки на

подпункт 9.12 Закона о налоге с доходов, согласно которому якобы суммы превышения единоналожником предельного 500-тысячного объема должны облагаться НДФЛ исходя из того, что они являются «иным доходом», который получен единоналожником с нарушением специального законодательства об упрощенной системе. Как указал Харьковский окружной административный суд (см. определение от 13.02.2009 г. по делу № 2а-27581/08/2070), объектом обложения по подпункту 9.12.2 Закона о налоге с доходов на общих основаниях являются такие доходы, которые получены плательщиком вне предпринимательской деятельности (например, наследство, подарки и т. д.). Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, облагаются в порядке, установленном специальным законодательством по данному вопросу, а именно Указом № 746.

Кировоградский окружной административный суд (см.

постановление по делу от 02.10.2009 г. № 2-а-6229/09/1170) на основании подпункта 9.12 Закона о налоге с доходов сделал вывод о том, что налогоплательщик, который находится на упрощенной системе налогообложения и является плательщиком единого налога, имеет налоговый статус, согласно которому он не обязан согласно нормам действующего законодательства уплачивать НДФЛ. При этом такой статус в данном отчетном периоде (квартале) не связан с суммой выручки. Суд ссылается на то обстоятельство, что в положениях ни Закона о налоге с доходов, ни Декрета о подоходном налоге, ни Указа № 746 не содержатся нормы об основаниях и порядке обложения налоговыми органами доходов предпринимателя, которые уплачивают единый налог и превысили в отчетном периоде установленный лимит.

На практике налоговики при выявлении превышения 500-тысячного предела присылают налоговое уведомление-решение, в котором требуют уплатить НДФЛ. Но так бывает не всегда. Иногда налоговики обращаются в суд с требованием обязать СПД-единоналожников подать декларацию о доходах по общей системе налогообложения. В таком случае суды признают такие иски неправомерными (

определение Донецкого апелляционного административного суда от 14.11.2008 г. по делу № 22-а-14085/08). Дело в том, что право налоговых инспекций обращаться в суд с исками к физлицам-предпринимателям, обязать их подать при уплате единого налога декларацию о доходах по общей системе налогообложения, не предусмотрено. К тому же в части 4 статьи 50 КАСУ* указано, что граждане Украины могут быть ответчиками по административным делам по искам субъектов властных полномочий в исключительных случаях, прямо предусмотренных этой нормой или установленных законом.

* Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Кроме того, суды при принятии решений в пользу единоналожников ссылались на

подпункт 4.3.25 Закона о налоге с доходов и части 8 статьи 2 Указа № 746, согласно которым доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика.

Что же делать тем, кто судиться не хочет, особенно в связи с появлением весьма неблагоприятной позиции ВАСУ по данному вопросу?

Для того чтобы хоть как-то смягчить свою участь, следует настаивать на учете расходов при определении базы обложения НДФЛ. О том, что при обложении НДФЛ сумм превышения должны применяться нормы Декрета о подоходном налоге, прямо писала ГНАУ. Так, в письме от 10.09.2008 г. № 17-0718/2714 сказано, что если доход (выручка) субъекта предпринимательской деятельности, избравшего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, превышает 500 тыс. грн. в год, то сумма такого превышения подлежит налогообложению в порядке, установленном разделом IV Декрета о подоходном налоге.

Согласно же

статье 13 раздела IV Декрета о подоходном налоге налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, т. е. разность между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода.

2. Выручка единоналожников-комиссионеров

В

письме ВАСУ высказал свою позицию еще по одной важной проблеме и указал, что в выручку единоналожника-комиссионера должны включаться все суммы, полученные по договору комиссии.

Заметим, что совсем недавно ВАСУ был против включения в выручку транзитных средств (см. об этом материал в «СД», 2009, № 19, с. 15 — 23, а также определение ВАСУ от 12.01.2010 г. № К-2828/08). Фискальную позицию ВАСУ по данному вопросу можно считать окончательной, поскольку сам Верховный Суд (см. постановления от 31.03.2009 г., от 19.01.2010 г. и от 13.04.2010 г.) также высказался за включение всех средств, полученных от реализации товара по договору комиссии, в состав выручки. ВАСУ же солидаризировался с Верховным Судом и довел его позицию до сведения административных судов в письме от 26.02.2010 г. № 245/11/13-10. О своей победе в судах теперь стали громко заявлять и в ГНАУ (см. письмо от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018). Поэтому у единоналожников-комиссионеров шансов выиграть спор с налоговиками о включении транзитных сумм в выручку практически не осталось.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше