На заметку
Предприниматель покидает ряды единоналожников: когда регистрироваться плательщиком НДС
Письмо ГНАУ от 26.05.2010 г. № 6003/5/16-1116
В данном
письме затронуты два вопроса: когда нужно регистрироваться плательщиком НДС предпринимателю, который уходит с единого налога в связи с превышением выручки 500 тыс. грн., и следует ли отражать в декларации по НДС проценты по депозиту. Начнем с первого вопроса.1. Предприниматель уходит с единого налога по причине превышения годовой выручки
(500 тыс. грн.). Если предприниматель — плательщик единого налога переходит на общую систему налогообложения в связи с превышением с начала года объема выручки 500 тыс. грн., то он обязан зарегистрироваться плательщиком НДС, поскольку при этом, как правило, превышены и предельные объемы НДС-ных операций (300 тыс. грн.), установленные в пункте 2.3.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС).В соответствии с
абзацем «а» пункта 12.1 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 (далее — Положение № 79), предприниматель обязан предоставить Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость, форма № 1-ПДВ (далее — Регистрационное заявление) не позднее двадцатого календарного дня с момента превышения предельных объемов.В
письме ГНАУ пришла к выводу, что моментом превышения следует считать «календарную дату зачисления денежных средств на расчетный счет или (и) оприходования их в кассе физического лица-предпринимателя, в результате чего состоялось такое превышение». Под датой превышения следует понимать дату получения денежных средств, а не дату окончания отчетного периода (квартала), в котором такое превышение состоялось. То есть Регистрационное заявление предприниматель обязан предоставить не позднее двадцатого календарного дня, следующего за днем, в котором годовая сумма выручки превысила 500 тыс. грн.Тут нужно заметим, что вообще-то предприниматель не обязан ежедневно пересчитывать объемы полученной выручки с начала года. Такой учет ведется поквартально (см.
письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886). Однако в свете этих разъяснений для своевременной подачи Регистрационного заявления предпринимателям, судя по всему, придется контролировать годовую сумму выручки ежедневно.Следует обратить внимание, что подача
Регистрационного заявления еще не означает немедленную регистрацию плательщиком НДС. Согласно абзацу четвертому пункта 13.1 Положения № 79 предприниматель может указать желаемую дату регистрации — первый день отчетного периода (квартала), с которого осуществляется такой переход, при условии предоставления Регистрационного заявления не позднее чем за 15 календарных дней до такого перехода. То есть предприниматель может доработать до конца квартала в статусе неплательщика НДС.Тут стоит заметить, что в «Вестнике налоговой службы Украины», 2010, № 15, с. 37, налоговики высказали иное мнение. В упомянутой консультации констатировалось, что предприниматель может быть зарегистрирован плательщиком НДС еще до окончания последнего единоналожного квартала, если он превысил порог по выручке в 500 тыс. грн. Мы с такой позицией не согласны, так как до перехода на общую систему на предпринимателя должны распространяться все привилегии упрощенной системы налогообложения, по одной из которых физлицо-единоналожник вправе сам себе выбирать безНДСный статус и не оглядываться на общепринятый порог регистрации — 300 тыс. грн., установленный
подпунктом 2.3.1 Закона об НДС.Но опять же нельзя забывать, что если предприниматель хочет доработать квартал без НДС, ему нужно в заявлении указать желаемую дату регистрации — первый день следующего квартала. А вот если в
Регистрационном заявлении не будет указана желаемая дата регистрации, то налоговики, скорее всего, зарегистрируют такого предпринимателя плательщиком НДС в течение 10 дней с момента получения заявления. Так что тут нужно быть очень внимательными.Теперь рассмотрим случай, когда предприниматель вовремя не отследил свою выручку и не подал в срок заявление о регистрации в качестве плательщика НДС. В
Законе об НДС не установлена ответственность за несвоевременное предоставление Регистрационного заявления, однако налоговики считают, что такие случаи подпадают под действие пункта 9.4 Закона об НДС (см. письмо ГНАУ от 14.01.2009 г. № 513/7/16-1517-08; консультация в «Вестнике налоговой службы Украины», 2010, № 15, с. 37). То есть лицо несет ответственность за неначисление или неуплату НДС, как и зарегистрированный плательщик, без права выписки налоговых накладных и начисления налогового кредита (см. по этому вопросу также следующую заметку). Однако, учитывая тот факт, что до конца квартала, в котором предпринимателем превышен 500-тысячный предел выручки, он может оставаться на едином налоге, никакие штрафные санкции за несвоевременную регистрацию в рамках «квартала превышения» к предпринимателю, на наш взгляд, применяться не должны. Но если и в следующем квартале предприниматель будет работать как неплательщик НДС, тогда такой предприниматель будет нести ответственность за несвоевременную регистрацию плательщиком НДС начиная с квартала, следующего за «кварталом превышения».Помимо рассмотренного выше вопроса, хотелось бы, конечно, чтобы ГНАУ в данном
письме подробно рассмотрела еще одну ситуацию, которая не описана в Положении № 79: когда предприниматель меняет упрощенную систему на общую по причине превышения численности (10 человек) или по собственному желанию, но при этом у него за последние 12 месяцев объем налогооблагаемых операций превысил 300 тыс. грн. Когда подавать регистрационное заявления в этом случае? Увы, ГНАУ ответ на этот вопрос в письме не дала. Мы же считаем, что такое заявление предпринимателю нужно подать в течение 20 дней со дня работы на общей системе. Заметим, что в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 11, с. 2, со ссылкой на пункт 11 Положения № 79 также разъяснялось, что если единоналожник, у которого сумма выручки превысила не более чем вдвое 300 тыс. грн., в добровольном порядке по самостоятельному решению переходит на общую систему налогообложения, то подать заявление о регистрации плательщиком НДС ему предстоит в течение 20 календарных дней с момента перехода.2. Для целей НДС проценты за депозит — это не услуги
Еще один вопрос, который рассмотрен в данном
письме, касается вопроса о том, нужно ли отражать в декларации по НДС проценты по депозиту (для предпринимателей этот вопрос актуален, только если на депозит положены «предпринимательские» деньги, а не личные).ГНАУ сообщила, что
проценты по депозиту — это не поставка услуг, а значит, такие суммы в декларации по НДС не отражаются. То же самое ГНАУ говорила и в отношении процентов, выплаченных/полученных на остатки денежных средств на текущем банковском счете (см. письмо от 21.10.2005 г. № 21148/7/16-1517).
Несвоевременная регистрация плательщиком НДС: штрафов за неподачу декларации нет, но может быть проверка
Письмо ГНАУ от 30.04.2010 г. № 8758/7/16-1517-16
В
Законе об НДС не установлена ответственность за несвоевременное предоставление заявления о регистрации в качестве плательщика НДС. Однако, по мнению налоговиков, такие случаи подпадают под действие пункта 9.4 Закона об НДС (см. письмо ГНАУ от 14.01.2009 г. № 513/7/16-1517-08, консультация в «Вестнике налоговой службы Украины», 2010, № 15, с. 37). То есть лицо несет ответственность за неначисление или неуплату НДС, как и зарегистрированный плательщик, без права выписки налоговых накладных и начисления налогового кредита. Однако при этом возникает также вопрос: будут ли штрафовать такое лицо за то, что оно ввиду несвоевременной регистрации не подавало в установленные сроки декларацию по НДС?ГНАУ, как следует из
письма № 8758/7/16-1517-16, осталась на прежней позиции: в данном случае штрафные санкции, предусмотренные подпунктом 17.1.1 Закона № 2181, за неподачу декларации по НДС (170 грн.) к лицу не применяются, поскольку до даты регистрации плательщиком НДС (в том числе несвоевременной) лицо не имеет права на предоставление налоговой декларации. Однако ГНАУ утверждает, что непредоставление в установленный срок декларации по НДС является основанием для проведения органами ГНС внеплановой выездной проверки лица. Получается, что если предприниматель «пропустил» срок НДС-регистрации, то ему может грозить внеплановая проверка.
Выручкой предпринимателя на едином налоге — экспедитора является только сумма вознаграждения: позиция Госкомпредпринимательства
Письмо Госкомпредпринимательства от 25.03.2010 г. № 3668
Комитет утверждает, что
транзитные средства, поступившие на расчетный счет и/или в кассу предпринимателя-единоналожника по договору транспортного экспедирования, не учитываются при определении выручки для сравнения с предельно допустимой суммой в 500 тыс. грн.По мнению Комитета,
в выручку предпринимателя следует включать только сумму вознаграждения, полученную им от предоставления транспортно-экспедиторских услуг.Заметим, что аналогичного подхода в определении выручки придерживается и ГНАУ,
но только в отношении юрлиц-единоналожников (см. письмо от 18.12.2009 г. № 15700/5/15-0116, пункт 2 письма от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018).Что касается предпринимателей-единоналожников, то мнение ГНАУ абсолютно ясно только в отношении комиссионной торговли:
для сравнения с 500-тысячным пределом в выручку предпринимателя-единоналожника включается сумма, полученная им на расчетный счет и/или в кассу от продажи комиссионного товара, в том числе и транзитные средства (см. пункт 1 письма от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018). Более того, в данном вопросе налоговиков также поддерживает ВАСУ (см. письмо от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10 на с. 2 этого номера).А вот что касается предпринимателей на едином налоге — экспедиторов, то они «остались за кадром» (ГНАУ о них ничего в своем «эпохальном»
письме № 1653/6/31-4018 не сказала). В связи с этим Комитет и высказался по этому вопросу. Однако налоговики, скорее всего, будут придерживаться противоположного мнения.Поэтому на позицию Комитета можно будет сослаться разве что в суде при обосновании необходимости применения в споре нормы о конфликте интересов (ведь пока что от ВАСУ была «распорядка» поддерживать позицию ГНАУ только в отношении договоров комиссии).
Резидент-предприниматель предоставил услуги нерезиденту: какая валюта для расчета?
Письмо НБУ от 11.06.2010 г. № 25-113/1295-9891
В данном
письме НБУ разъяснил следующее: расчеты по договору о предоставлении консультационных услуг между предпринимателем-резидентом и нерезидентом подпадают под действие статьи 7 Декрета КМУ № 15-93 и Положения от 14.10.2004 г. № 484, поэтому соответственно должны осуществляться:—
в иностранной валюте через уполномоченные банки. При этом в случае осуществления расчетов наличной инвалютой необходимо соблюдать ограничение в отношении предельной суммы наличных — 10000 долларов США или эквивалент этой суммы в другой свободно конвертируемой валюте по официальному курсу НБУ на день осуществления операции (см. письмо НБУ от 30.06.2009 г. № 25-115/1081-12427);—
в гривне на основании индивидуальной лицензии, выданной НБУ одной из сторон операции.
Путевой лист для водителя предпринимателя все-таки нужен: мнение ГАИ
Письмо Департамента ГАИ от 11.05.2010 г. № 4/1-4391
В «СД», 2010, № 11, с. 5, мы писали о том, что Главгосинспекция в
письме от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69 указала на то, что у водителей, которые являются предпринимателями и предоставляют услуги по перевозке грузов, должен быть путевой лист.Теперь в том же ключе высказался Департамент ГАИ, но только
по отношению к водителю, работающему у предпринимателя. Так, Департамент отметил, что водитель, который осуществляет грузоперевозки по договору с предпринимателем, должен иметь при себе путевой лист.Как видим, налицо полное игнорирование требований
постановления КМУ от 25.02.2009 г. № 207, в котором наличие путевого листа предусмотрено только для водителя юрлица.
Товарно-транспортная накладная: как правильно заполнить
Письмо Госавтотрансадминистрации Украины от 21.04.2010 г. № 1802-04/09/19-10
Необходимость применения товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) при перевозке грузов предусмотрена прежде всего
Законом об автотранспорте, а также другими нормативными документами.Форма ТТН, которой пользовались и которую следует использовать и далее, утверждена совместным
приказом Минтранссвязи и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346. Что касается заполнения ТТН, то на сегодняшний день обязательных правил ее заполнения нет.В связи с этим
до принятия соответствующего нормативного документа Госавтотрансадминистрация, ссылаясь на разъяснения Госкомстата от 13.10.2000 г. № 08-01-8/93, с целью правильного заполнения ТТН рекомендует руководствоваться положениями отмененной Инструкции от 07.08.96 г. № 228/253.
Перерасчет взносов в Фонд «временной нетрудоспособности», если предприниматель в январе — апреле 2010 года исходил из «заниженного» прожиточного минимума и минимальной зарплаты в 744 грн.
Письмо Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 01.06.2010 г. № 01-16-1087
Данное
письмо Фонда «временной нетрудоспособности» адресовано тем предпринимателям, которые в январе — апреле 2010 года, когда не был принят Закон о госбюджете на 2010 год, применяли показатель минимальной зарплаты (МЗП) и прожиточного минимума на трудоспособное лицо (ПМ) в размере 744 грн.В тот период ситуация с этими показателями была неясна. Причем неразбериху вносили и разъяснения официальных органов. Так, Минтруда предписывало брать для расчетов величину 744 грн., действовавшую в декабре 2009 года согласно
Закону о госбюджете на 2009 год, а иные ведомства, в том числе и Фонд «временной нетрудоспособности», настаивали на том, что нужно применять в январе — марте МЗП и ПМ в размере 869 грн., в апреле — 884 грн., установленные Законом Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI.Напомним, что мы в тот «смутный» период для избежания недоразумений рекомендовали предпринимателям брать большую величину —
869 грн. (884 грн.), так как даже в случае переплаты работодателям ничего бы не грозило, в отличие от возможной недоплаты.Те же предприниматели, которые применяли МЗП в размере 744 грн. вместо положенных 869 грн. (884 грн.), должны теперь доначислить ее за период январь — март 2010 года. При этом проводить перерасчет сумм взносов в Фонд «временной нетрудоспособности» в этих месяцах не нужно. Такие доплаты включаются в базу для начисления и удержания страховых взносов в Фонд «временной нетрудоспособности» в месяце осуществления доначисления.
В то же время для уплаты страховых взносов существует предельный размер заработной платы, который равен 15 ПМ. Поэтому если до вступления в силу
Закона о госбюджете на 2010 год (с 30.04.2010 г.) предприниматели брали верхний предел для расчета страховых взносов исходя из ПМ 744 грн., а не 869 грн. (884 грн.), то после вступления в силу Закона он оказался заниженным.Значит, тем предпринимателям, которые при исчислении «зарплатных» взносов брали предельную величину в 15 ПМ, ориентируясь на ПМ 744 грн., за период с 01.01.2010 г. до 30.04.2010 г. следует доначислить страховые взносы исходя из размеров ПМ за январь — март 2010 года — 869 грн., апрель 2010 года — 884 грн. Кроме того, в этом случае за несвоевременность уплаты взносов Фонд «временной нетрудоспособности» требует начислить пеню. На наш взгляд, в сложившейся ситуации Фонд не вправе требовать от страхователей ее уплаты.
Для начисления и отражения этих средств в отчетности по форме Ф-4 ФСС з ТВП Фонд рекомендует применять алгоритм, предусмотренный в
Порядке исправления ошибок прошлых отчетных периодов в отчетности страхователей от 25.12.2003 г. № 123. Таким образом, доначисленные суммы взносов должны отражаться в строке 3 таблицы 3 формы Ф4-ФСС з ТВП.Уведомление органа Фонда в данном случае является необязательным.
В случае выявления представителем Фонда во время ревизии страхователя факта недоначислений страховых взносов к страхователю будут применяться штрафные санкции.
Еще один момент, которого в данном
письме касаются представители Фонда «временной нетрудоспособности», — расчет суммы декретных и больничных. Так, при доначислении зарплаты до минимального размера за период январь — апрель 2010 года пересчитывать больничные и декретные, начисленные в этот период и позже, не нужно. Это объясняется тем, что выплаты, принимаемые в расчет средней зарплаты для пособий, учитываются в том месяце, в котором они начислены. Вместе с тем есть два «особых» случая, при которых перерасчет пособий все же необходимо произвести:— при расчете
декретных, когда женщина отработала перед уходом в декрет меньше месяца и пособие ей начислялось исходя из МЗП в размере 744 грн. В этом случае работодатель должен произвести доначисление пособия исходя из МЗП в размере 869 грн. и 884 грн. соответственно;— при расчете
больничных в тех случаях, когда средняя зарплата рассчитывается в соответствии с пунктом 10 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266, исходя из тарифной ставки (оклада), если такой оклад (ставка) был установлен работнику на уровне МЗП в 744 грн.
Составление расчета сбора за спецводопользование за I полугодие 2010 года: подаются два расчета
Письмо ГНАУ от 17.06.2010 г. № 11925/7/15-0817
В соответствии со
статьей 9 Закона о госбюджете на 2010 год с 30.04.2010 г. при исчислении налоговых обязательств по сбору за спецводопользование плательщики сбора должны применять нормативы сбора, утвержденные в приложении 2 к Закону Украины от 03.06.2008 г. № 309-VI, с применением коэффициентов 1,439 и 1,143.В связи с этим ГНАУ рекомендует плательщикам сбора
за I квартал 2010 года составить и подать в орган ГНС два отдельных расчета сбора:— первый — за период
с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. включительно;— второй — за период
с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. включительно.При этом расчеты сбора следует заполнять таким образом:
Колонки расчета сбора | Расчет сбора за период с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. | Расчет сбора за период с 30.04.2010 г. по 30.06.2010 г. |
«Нормативи збору» | Указываются нормативы сбора, установленные в приложении 2 к Закону Украины от 03.06.2008 г. № 309-VI
| |
«Коефіцієнти, що застосовуються до нормативів збору» | 1,439 | 1,6448 (произведение коэффициентов 1,439 и 1,143) |
«Нарахована сума збору за попередній звітний період» | В соответствующих строках отражаются начисленные суммы сбора за I квартал 2010 года | В соответствующих строках ставится прочерк |
Для распределения
годового лимита воды между условно выделенными периодами:— на период
с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. устанавливается лимит на уровне фактически использованной воды за этот период, но не более установленного годового лимита;— на период с 30.04.2010 по 30.06.2010 г. устанавливается лимит в размере самостоятельно исчисленного годового лимита на использование воды за вычетом фактически использованных объемов воды за период с 01.01.2010 г. по 29.04.2010 г. В случае отрицательного значения этой разницы лимит на следующие периоды не определяется.