Темы статей
Выбрать темы

Одно кафе на двоих предпринимателей: когда один «на алкоголе», а второй «на кухне»

Редакция СД
Статья

Одно кафе на двоих предпринимателей: когда один «на алкоголе», а второй «на кухне»

 

Сейчас мы поговорим о весьма необычном кафе — о таком, в котором работают сразу два предпринимателя: один продает алкогольные напитки, а второй готовит блюда. Подобная организация деятельности очень удобна, поскольку позволяет основную выручку (от кухни) получать на едином налоге, а алкогольные напитки (без которых полноценное кафе немыслимо) продавать на общей системе.

Данная ситуация нестандартная, поэтому она вызывает массу вопросов. Некоторые считают, что вдвоем в кафе работать нельзя, другие — можно. Кого-то пугают проблемы с регистрацией РРО, а кто-то недоумевает, как провести расчеты с клиентами, когда они одновременно заказывают продукцию обоих предпринимателей, и обязательно ли при этом выписывать два счета? Практически всех интересует, как вести учет и какие документы нужны для торговли в кафе.

Развеять сомнения и узнать ответы на эти и другие вопросы мы и решили в данной статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2505

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Постановление № 507

— постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без использования регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 613

Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, в редакции постановления КМУ от 04.04.2007 г. № 613.

Приказ № 671

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы Расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и Порядка расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 01.12.2009 г. № 671.

Приказ № 489

— приказ ГНАУ «Об утверждении изменений к Порядку ведения Единого государственного реестра мест хранения» от 07.09.2009 г. № 489.

Порядок № 26-1

— Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 24.11.2009 г. № 26-1.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Порядок № 614

— Порядок регистрации, опломбирования и использования регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

Законно работать двоим предпринимателям в одном кафе можно

Давайте начнем с вопроса о том, зачем предприниматели делят одно кафе на двоих. Дело в том, что единоналожникам запрещено торговать ликеро-водочными напитками и табачными изделиями (запрет содержится в

Указе № 746 и в Законе № 2505). А открывать кафе без алкоголя, разумеется, смысла нет. Перейти же на общую систему и открыть полноценное кафе тоже не выгодно, поскольку в таком случае со всей выручки придется уплачивать огромные суммы налога с доходов и взноса в Пенсионный фонд (далее — ПФ).

Вот и приходится единоналожникам изыскивать пути сохранения упрощенной системы и продажи алкоголя в кафе. Одним из таких способов является деление кафе на кухню (продовольствие на едином налоге) и бар (алкоголь на общей системе) справка 1.

Но можно ли законно организовать работу двух предпринимателей в одном помещении? Ответ — да. Как это сделать, покажем на схеме:

 

img 1
img 2
img 3

 

А теперь поговорим обо всем подробнее.

 

Лицензия и патент

При работе

на едином налоге торговый патент приобретать не нужно, так как статья 6 Указа № 746 разрешает единоналожникам работать без патента. Что касается лицензии, то она ему, естественно, тоже не нужна, поскольку предприниматель не намерен торговать никакими алкогольными напитками.

При работе

на общей системе, прежде чем начинать деятельность, необходимо приобрести в налоговой по месту регистрации торговый патент.

Кроме того, нужно получить лицензию на торговлю алкогольными напитками и зарегистрировать ее в налоговой.

Стоимость лицензий такова (срок действия — 1 год):

— на розничную торговлю алкогольными напитками — 8000 грн. за каждый применяемый РРО;

— на розничную торговлю сидром и перри — 780 грн. (за каждое место торговли справка 2);

— на розничную торговлю табачными изделиями (в случае если предприниматель решит еще и продавать сигареты) — 2000 грн. за каждое место торговли (

статья 15 Закона № 481).

Обязательные условия для получения «алкогольной» лицензии — это наличие торговой площади не менее 20 м2 (

статья 1 Закона № 481). То есть имеет смысл разделить кафе так: кухня и некоторые подсобные помещения — единоналожнику, а зал кафе и другие подсобные помещения — предпринимателю на общей системе, причем зал кафе должен занимать не менее 20 м2.

Обратите внимание:

в соответствии с последними изменениями предприниматели, которые продают из спиртного только пиво и столовые вина, могут работать без лицензии на продажу алкогольных напитков (см. «СД», 2010, № 13, с. 17). При этом от уплаты хмелесбора и подачи отчета по нему они все равно не освобождаются.

 

Разрешительные документы

Разрешение на размещение объекта торговли

Судьба данного разрешения довольно спорна. Налоговики от предпринимателей его требуют (

Обобщающее налоговое разъяснение ГНАУ от 25.03.2010 г. № 184), а Госкомпредпринимательства доказывает, что в настоящий момент нет законодательных оснований, которые бы обязывали предпринимателей получать разрешение на размещение объекта торговли (см. письма от 28.08.2008 г. № 7426, от 14.08.2009 г. № 9727). (Подробно об этом мы писали в «СД», 2009, № 11, с. 10.) С тех пор изменений в законодательстве по данному вопросу не происходило.

Но учитывая тот факт, что предприниматели только начинают деятельность, вряд ли они будут готовы сразу спорить с налоговиками (которые требуют разрешение на размещение объекта торговли при выдаче патента и при регистрации РРО). Так что, вероятнее всего, что данное разрешение получить придется. Заметим только:

единоналожнику его обязаны выдать бесплатно (статья 6 Указа № 746).

 

Разрешения от СЭС и органов Госпожарнадзора

Данные разрешения необходимы для оформления предыдущего документа. Так что их получить тоже нужно.

Правда, если помещение

кафе арендованное и у собственника уже есть разрешения на работу кафе от СЭС и пожарников, то арендаторы эти документы могут не оформлять. Но чтобы избежать необходимости получать разрешение от пожарников, нужно грамотно заключить договор аренды (между собственником и единоналожником) и договор субаренды (между единоналожником и предпринимателем на общей системе). Подробнее о том, какие пункты должны быть в таких договорах, см. «СД», 2010, № 4, с. 37.

Тем не менее,

если арендатор решит провести реконструкцию помещения или ввести в действие новое оборудование, он должен будет получить и разрешение от СЭС, и разрешение от пожарников. Так же следует поступить в том случае, если помещение ранее использовалось не как пункт общественного питания или если собственник помещения не получал на его эксплуатацию разрешения от СЭС и пожарников.

И наконец, рассмотрим тот случай,

когда собственником помещения является один из предпринимателей. Это означает, что разрешения от СЭС и пожарников должен получать именно он. А второй предприниматель (который арендует у него часть кафе) эти документы получать не обязан, но при одном условии: договор аренды должен содержать отдельные пункты, посвященные пожарной безопасности (см. «СД», 2010, № 4, с. 37).

 

Реестр мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий

Не так давно ГНАУ издала

приказ № 489, в соответствии с которым в Госреестр мест хранения нужно было вносить все места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, даже находящиеся по одному адресу с местом торговли. В связи с этим налоговики стали требовать вносить в Госреестр не только склады, подсобки и т. п., но и сами пункты продажи алкоголя и табака, мотивируя тем, что на витринах тоже хранится соответствующая продукция (см. «СД», 2010, № 4, с. 17).

К счастью,

16.06.2010 г. все вернулось на круги своя — с этой даты субъекты хозяйствования, получившие лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, должны вносить в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, нежели место осуществления торговли. Само же место торговли и подсобные помещения, расположенные с ним по одному адресу, в Госреестре указывать необязательно (см. «СД», 2010, № 13, с. 17 — 18).

 

Отчет по хмелесбору и его уплата

Данный отчет подается в случае торговли алкогольными напитками, столовым вином или пивом, в том числе безалкогольным

(см. письмо ГНАУ от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-0215). Обратите внимание: чтобы не делать двойную работу (не составлять два отчета по хмелесбору), нужно продажу всего алкоголя, вин и пива поручить одному предпринимателю (на общей системе). Единоналожнику же, несмотря на то что Указ № 746 разрешает ему продавать пиво и некоторые алкогольные напитки в розницу, лучше с такими товарами не связываться, чтобы не подавать отчет по хмелесбору.

Отчет

по хмелесбору составляется ежемесячно и подается в налоговую в течение 20 календарных дней после окончания месяца. Форма отчета обновилась в конце прошлого года (утверждена приказом № 671).

На уплату хмелесбора дается 30 календарных дней

после окончания отчетного месяца (пункт 11 Порядка № 613).

 

Единый налог и НДФЛ

Предприниматель, который работает на

упрощенной системе налогообложения, обязан ежемесячно уплачивать ставку единого налога, которую ему определят налоговики. Эта ставка зависит от вида деятельности, указанного предпринимателем в Заявлении о применении упрощенной системы (этот же вид (виды) деятельности будет указан и в Свидетельстве единоналожника).

Доход, полученный от деятельности, указанной в Свидетельстве, облагается только единым налогом, а НДФЛ с него уплачивать не нужно. Если же предприниматель получит доход от деятельности, не указанной в его Свидетельстве единоналожника, то существует вероятность того, что с такого дохода могут взыскать НДФЛ, поэтому лучше заблаговременно внести

в Свидетельство все предполагаемые виды деятельности. Ориентировочно это могут быть:

деятельность столовых (если местный Перечень видов деятельности и ставок единого налога привязан к КВЭД, то по КВЭД это код 55.51.0) или деятельность кафе (код по КВЭД — 55.30.2);

сдача в аренду недвижимости (сдача недвижимости в субаренду). Если местный Перечень видов деятельности и ставок единого налога привязан к КВЭД, то по КВЭД это код 70.20.0 — субаренда и аренда идут под одним кодом (см. письмо Госкомстата от 26.04.2007 г. № 14/3-53/44 // «СД», 2008, № 24, с. 22).

Ставка единого налога уплачивается независимо от того, получил ли предприниматель в отчетном месяце доход или нет. Кроме того, за каждого наемного работника необходимо ежемесячно доплачивать 50 % ставки единого налога, установленной для самого предпринимателя (

статья 2 Указа № 746).

При работе

на общей системе налогообложения предприниматель должен вести учет доходов и расходов, связанных с конкретным доходом. Разница между доходом и расходами (чистый доход) облагается НДФЛ по ставке 15 % независимо от вида деятельности. Однако такой расчет происходит только по окончании года, а в течение года предприниматель ежеквартально уплачивает авансовые платежи по НДФЛ, рассчитанные ему налоговиками.

Если в течение месяца предприниматель не получал доход (доход был равен нулю или имел место убыток), НДФЛ за такой месяц не уплачивается (опять же, налоговики учтут это только по окончании года, проводя окончательный расчет с предпринимателем по НДФЛ).

 

Взносы в ПФ «за себя»

В настоящий момент

единоналожники не обязаны уплачивать взносы в ПФ, но могут это делать добровольно, если беспокоятся о пенсионном стаже.

Предприниматели

на общей системе обязаны уплачивать взносы в ПФ только в том случае, если в течение отчетного месяца получат чистый доход (выручка превышает расходы). Сумма взноса составляет 33,2 % от чистого дохода, но не менее 33,2 % от минимальной зарплаты и не более 33,2 % от 15 прожиточных минимумов (в расчете на месяц). Однако, как и в случае с НДФЛ, такие расчеты ПФ производит только в конце года, а в течение года предприниматель ежеквартально уплачивает авансовые платежи в ПФ в размере: 33,2 % х (НДФЛ, рассчитанный налоговиками) : 15 %.

 

Налогообложение зарплаты наемных работников

Начисления на зарплату наемных работников предприниматель производит за свой счет и перечисляет в соответствующий фонд:

 

Начисления в фонды

Предприниматель на едином налоге

Предприниматель на общей системе

ПФ

Начисляет в части, не перекрытой отчислениями от доплаченного единого налога (33,2 % х Зарплата - 42 % х 50 % х Ставка единого налога)

Начисляет в размере 33,2 % х Зарплата

Фонд «безработицы»

Работникам не начисляет.

Начисляет только по гражданско-правовым договорам — 2,2 % от суммы вознаграждения

Начисляет:

— работникам по ставке 1,6 % от зарплаты;

— гражданам по гражданско-правовым договорам — по ставке 2,2 % от суммы вознаграждения

Фонд «временной нетрудоспособности»

Не начисляет

Начисляет по ставке 1,4 % от зарплаты

Фонд «несчастного случая»

Начисляет по установленной ставке

Начисляет по установленной ставке

 

Удержания

с зарплаты работников взносов в ПФ, Фонд «безработицы» и Фонд «временной нетрудоспособности», а также НДФЛ производятся обязательно, как единоналожником, так и предпринимателем на общей системе.

 

Отчетность, связанная с наличием наемных работников

У обоих предпринимателей, по всей видимости, будут наемные работники (у единоналожника — повара, у предпринимателя на общей системе — официанты или бармены). Естественно, о них придется отчитываться перед ПФ и другими фондами соцстраха.

Оба предпринимателя обязаны будут составлять и подавать следующие отчеты:

 

Фонд

Отчет

Периодичность подачи

1

2

3

ПФ

Отчет по персонификации за наемных работников (приложение 4 к Порядку № 26-1)

Ежемесячно в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца

Фонд «временной нетрудоспособности»

Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП

Ежеквартально в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала

Фонд «безработицы»

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов

Ежеквартально, не позже 19.04, 19.07, 19.10, 24.01

Фонд «несчастного случая»

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов

Ежеквартально, не позже 19.04, 19.07, 19.10, 24.01

 

Ведомость распределения численности работников

Раз в год, не позже 24.01 года, следующего за отчетным

Фонд социальной защиты инвалидов

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов

Раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным, подается при количестве наемных работников 8 и более (единоналожник не подает)

 

Обратите внимание

: единоналожник, как и предприниматель на общей системе, подает отчеты во все фонды.

 

Пользование помещением

Поскольку оба предпринимателя намерены работать в одном помещении (кафе), им необходимо разделить его между собой и оформить это официально. Нельзя, чтобы помещение принадлежало только одному предпринимателю (или арендовалось только одним предпринимателем), а второй работал в нем просто так. Во-первых, деятельность второго предпринимателя в чужом помещении будет незаконной, а во-вторых, ему не удастся оформить некоторые документы, необходимые для начала торговли.

Ситуация с одновременной работой двоих предпринимателей в одном помещении немного нестандартная, но ничего сложного в ней нет. Давайте посмотрим, как все решается.

Вариант 1. Допустим, помещение кафе принадлежит одному из предпринимателей

(лучше, если единоналожнику). Тогда у такого предпринимателя уже есть правоустанавливающие документы на помещение: договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство и т. п. с отметкой БТИ о регистрации права собственности на недвижимость, выписка о регистрации права собственности на недвижимость с печатью БТИ.

Значит, остается «поселить» в этом кафе второго предпринимателя. Сделать это можно,

сдав ему в аренду часть (!) помещения. Обратите внимание: в договоре нужно четко прописать границы помещения, в пределах которых будет располагаться второй предприниматель, учитывая такие нюансы:

— если помещение сдается в аренду предпринимателю на общей системе, оно должно быть

не менее 20 м2 (необходимое условия для получения «алкогольной» лицензии);

— если помещение сдается в аренду единоналожнику, то предприниматель на общей системе должен оставить себе часть не менее 20 м2;

сдавать в аренду все помещение нельзя, иначе предприниматель-арендодатель (собственник помещения) сам потеряет право работать в нем.

Документом на пользование помещением для второго предпринимателя будет договор аренды.

Вариант 2. Предположим, что собственного помещения у предпринимателей нет, значит, им нужно взять его в аренду.

Сделать это можно по-разному:

один предприниматель (лучше, если единоналожник) берет в аренду все помещение, а затем сдает его часть второму предпринимателю в субаренду. При этом нужно получить от собственника помещения согласие на субаренду (статья 774 ГКУ). Для этого в договоре аренды указывают такой пункт: «собственник (арендодатель) не возражает против сдачи арендатором помещения (или его части) в субаренду» — либо просят письменное согласие (в произвольной форме);

каждый предприниматель от своего имени заключает с собственником помещения договор аренды определенной части кафе. Например, единоналожник арендует подсобные помещения под кухню, а предприниматель на общей системе берет зал кафе (опять же, ему нужно внимательно следить за тем, чтобы его часть помещения не оказалась меньше 20 м2). Соответственно каждый из предпринимателей будет отдельно вносить плату арендодателю (собственнику кафе) и получит собственный документ на помещение — договор аренды.

Не исключено, что оба предпринимателя, которые решили открыть одно кафе на двоих, находятся в дружественных или даже в родственных отношениях. В таком случае у них

есть возможность немного сэкономить на налогах. Для этого из предыдущих вариантов нужно выбрать заключение договора аренды (или субаренды), при котором предприниматель на общей системе будет брать в аренду (субаренду) часть помещения у единоналожника. Тогда, если установить высокую арендную плату:

— предприниматель на общей системе сможет включать ее в расходы и тем самым уменьшит свой чистый доход (а значит, уменьшит НДФЛ);

— предприниматель на едином налоге независимо от величины дохода все равно будет уплачивать фиксированную ставку единого налога. При этом он должен следить за тем, чтобы его совокупная выручка (от кухни и от аренды) за год не превысила 500 тыс. грн.

 

НДС-регистрация

Поскольку предприниматели будут работать в основном с населением, им нет смысла регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

Кстати, единоналожник имеет право не быть плательщиком НДС в течение всего периода работы на упрощенной системе —

статья 6 Указа № 746, пункт 4 постановления № 507.

А вот предприниматель на общей системе обязан зарегистрироваться плательщиком НДС, если его совокупная выручка за 12 календарных месяцев (или за более короткий срок) превысит 300 тыс. грн. (

подпункт 2.3.1 Закона об НДС).

 

Ведение Книги ф. № 10

Предприниматели на общей системе налогообложения обязаны вести Книгу ф. № 10 и заполнять в ней все имеющиеся графы. Причем записи в Книге ф. № 10 о выручке в идеале должны осуществляться после каждого факта получения денежных средств. Хотя на практике при огромном количестве операций предприниматели нередко записывают выручку общим итогом в конце дня. За это грозит только админштраф по

статье 1641 КУоАП (51 — 136 грн.), но он не так уж велик по сравнению с той работой, которую придется предпринять предпринимателю, если записывать в Книгу ф. № 10 каждую продажу.

Записи о расходах лучше осуществлять в момент уплаты денег поставщику, а вот учитывать эти расходы при расчете чистого дохода можно только после того, как будет получен связанный с ними доход. Приведем пример.

 


ПРИМЕР

Для того чтобы упростить пример, рассмотрим заполнение Книги ф. № 10 и расчет чистого дохода только за два дня (хотя на самом деле сумму чистого дохода не нужно подсчитывать ежедневно, достаточно это делать в конце квартала).

Допустим, 02.06.2010 г. предприниматель купил 2 бутылки вина «Мускат» емкостью 750 мл по цене 33,00 грн./бут. На следующий день им было продано 600 мл вина «Мускат» за 78,00 грн., а также 200 мл вина «Мускат красного камня» за 92,00 грн. (1 бутылку этого вина емкостью 750 мл предприниматель приобрел 20.05.2010 г. за 90,00 грн.).

Как заполнить Книгу ф. № 10 за 2 и 3 июня? В качестве образца можно привести следующий фрагмент Книги ф. № 10:

 

Период учета (день, неделя, месяц, год)

Количество изготовленной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Затраты на производство продукции (грн.)

Количество проданной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Цена продажи продукции (услуг) (грн.)

Сумма выручки (дохода) (грн.)

Чистый доход (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

02.06.2010 г.

2 бут по

750 мл

66,00

03.06.2010 г.

600 мл

13,00 за

100 мл

78,00

03.06.2010 г.

200 мл

45,00 за

100 мл

90,00

 

Чистый доход

рассчитывается в конце месяца или квартала. За период 2 — 3 июня 2010 года он составит: 78,00 + 90,00 - (600 х 33,00 : 750 + 200 х 90,00 : 750) = 117,60 грн. Как видим, при расчете чистого дохода учтены только те расходы, которые непосредственно связаны с полученным доходом (т. е. учтена себестоимость проданной продукции). При расчете чистого дохода в конце квартала в расходах учитываются также и косвенные затраты, например: арендная плата за помещение кафе, стоимость лицензии на продажу алкоголя и т. п.

 

Что касается единоналожников, то вопрос о ведении ими Книги ф. № 10 сейчас находится в подвешенном состоянии. Так, налоговики в последнее время начали требовать от них подробных записей  о каждой продаже товара и о каждом факте расходов (а не общей суммой за день, как это было раньше) (см. письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/1/23-7017/1485). В свою очередь Минюст признал требования налоговиков незаконными и высказался о необходимости отозвать упомянутое письмо ГНАУ (см. письмо Минюста от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20), о чем мы писали в «СД», 2010, № 11, с. 2.

Таким образом, сейчас есть надежда на то, что налоговики перестанут штрафовать единоналожников и они смогут, как и ранее, записывать в Книгу ф. № 10 выручку общей суммой за день, а расходы — в день перечисления (уплаты) денежных средств (тоже общей суммой за день).

Всего же в Книге ф. № 10 предприниматели на упрощенной системе обязаны заполнять только четыре графы: «Период учета», «Затраты на изготовление продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход» (пункт 8 Порядка № 599).

И еще один момент: если единоналожник решит оформить у себя официантов по совместительству (логично, что по основному месту работы они будут оформлены у предпринимателя на общей системе), то нужно помнить, что:

1) Указ № 746 ограничивает единоналожников по количеству наемных работников (не более 10 человек);

2) за каждого наемного работника единоналожник обязан доплачивать 50 % единого налога;

3) если есть один кассир, которому официанты сдают выручку, он должен будет вести отдельную Книгу ф. № 10 как наемный работник единоналожника, участвующий в торговле (естественно, что кассир тоже должен быть оформлен как совместитель). Такая Книга ф. № 10 регистрируется в налоговой, заполнять в ней необходимо графы «Период учета» и «Сумма выручки (дохода)». Данные о выручке из Книги ф. № 10 кассира единоналожник должен записывать в свою Книгу ф. № 10 общей суммой в конце дня;

4) если же кассира нет, то каждому официанту придется выдать по Книге ф. № 10, а в конце дня данные о выручке из этих книг общей суммой записывать в Книгу ф. № 10 единоналожника.

Поэтому лучше официантов и кассира по совместительству не оформлять, а поручить или предоставить право на продажу своих блюд предпринимателю на общей системе. Как это сделать, рассмотрим далее.

 

РРО и расчеты с клиентами

Единоналожник может не использовать РРО

, если он не торгует подакцизными товарами (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО). Исключение составляет только пиво на разлив, продавать которое можно без РРО (напоминаем, что при продаже пива на разлив у единоналожника возникнет обязанность уплачивать хмелесбор и отчитываться по нему).

Если же единоналожник не ограничится только пивом на разлив, но будет продавать его в бутылках и банках, то ему придется вести Расчетную книжку и Книгу учета расчетных операций (КУРО с РК) —

пункт 1 Перечня № 1336. Поэтому при работе на упрощенной системе лучше не связываться с продажей алкогольных напитков и пива (тем более что указанную продукцию предприниматель будет реализовывать на общей системе). При отсутствии РРО единоналожник может выдавать клиентам квитанцию произвольной формы о проданном товаре по их требованию.

Предприниматель на общей системе налогообложения обязан использовать РРО

при расчетах с клиентами. Однако в некоторых налоговых отказываются регистрировать РРО, если в одном помещении с предпринимателем-общесистемщиком работает единоналожник. Нужно отметить, что такой отказ безоснователен, поскольку ни Закон об РРО, ни Порядок № 614 не содержат подобных ограничений. Более того, единоналожники имеют право по желанию зарегистрировать РРО и использовать его, а в некоторых случаях даже обязаны это сделать. Так что наличие в кафе второго предпринимателя (независимо от системы налогообложения) — не повод для отказа в регистрации РРО при условии, что у предпринимателя на общей системе есть собственный документ на часть помещения кафе (пункт 2.3 Порядка № 614).

Допустим, РРО зарегистрировали. Далее при проведении расчетов с клиентами обязательно нужно печатать чек РРО. Но возникает вопрос: какую сумму необходимо проводить через РРО — оплату за весь заказ (с учетом продукции единоналожника) или только ту часть оплаты, которую предприниматель получил за свою продукцию?

Ответ таков:

через РРО нужно проводить только часть выручки (за продукцию, проданную предпринимателем на общей системе). Средства, причитающиеся единоналожнику, нужно просто отдать ему и через РРО не проводить.

Теперь разберемся подробнее. Итак, двух предпринимателей в кафе связывают общие клиенты, которые могут одновременно заказать продукцию обоих предпринимателей. Клиентов обслуживают официанты, нанятые предпринимателем на общей системе. Естественно, что для удобства клиентов официанты будут выписывать им один счет за весь заказ и получать по нему всю оплату, в том числе выручку единоналожника. Для того чтобы эти действия были правомерными, предпринимателям необходимо оформить свои отношения документально.

Лучше всего использовать отношения поручения по такой модели (см. с. 21).

 

img 4

 

В том случае, когда предприниматель на общей системе не всегда присутствует в кафе, можно ввести должность кассира (старшего официанта и т. п.), который будет проводить расчеты через РРО и выдавать чеки. В таком случае схема будет выглядеть следующим образом:

 

img 5

 

Отношения поручения могут возникать на основании

доверенности (часть 3 статьи 237 и статья 244 ГКУ). Поэтому в нашем случае предпринимателям необязательно заключать сам договор поручения, можно ограничиться только доверенностью. Доверенность, выданная физлицом-единоналожником, будет действительна при наличии его подписи, а печать необязательна, если ее у предпринимателя вообще нет (об этом говорится в письме Минюста от 14.04.2004 г. № 19-5-381). Необязательно также заверять доверенность у нотариуса (кроме случаев перепоручения).

Поскольку при отношениях поручения поверенный выступает от имени доверителя, то

предприниматель на общей системе должен продавать продукцию единоналожника от имени самого единоналожника:

1) составить два отдельных меню (одно, подписанное единоналожником, второе — предпринимателем на общей системе);

2) в счете указывать стоимость продукции, разбивая ее по двум предпринимателям. Сам

счет может иметь произвольную форму, никаких законодательных требований к нему нет, так как это не расчетный и не налоговый документ, а просто внутренний документ предпринимателя, необходимый ему для своего учета и для обслуживания клиентов. К примеру, он может выглядеть следующим образом (см. с. 22).

 

img 6

 

По такому счету удобно отследить сумму, которую нужно передать единоналожнику (154,00 грн.), и сумму, которую следует провести через РРО и отразить в Книге ф. № 10 предпринимателю на общей системе (35,00 грн.).

Итак, оплата за продукцию единоналожника не проводится через РРО, так как продукция продается от имени собственника (единоналожника).

Если клиент, оплатив по счету, потребует расчетный документ, то:

предприниматель на общей системе выдаст ему чек РРО (в принципе обязан его выдавать даже без просьбы клиента);

единоналожник может выписать документ произвольной формы, хотя налоговики настаивают на том, что он должен содержать такие же реквизиты, как и чек РРО. О том, каким должен быть расчетный документ единоналожника, см. «СД», 2009, № 20, с. 14.

Не исключено, что в данной ситуации у единоналожника может возникнуть вопрос — а

можно ли распечатать свой чек через РРО, зарегистрированный на второго предпринимателя? Предупреждаем, что так поступать нельзя ни в коем случае, поскольку подобные действия чреваты штрафами для обоих предпринимателей (см. «СД», 2010, № 7, с. 30).

В заключение отметим, что предприниматель, работающий на общей системе, обязан будет

ежемесячно подавать в налоговую отчет по РРО по ф. ЗВР-1 (не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным) — пункт 7 статьи 3 Закона об РРО.

 

Выводы

Два предпринимателя имеют право работать в одном кафе. Однако, для того чтобы их деятельность была законной,

у каждого из них должен быть свой документ на соответствующую часть помещения (договор аренды). Для экономии на налогах единоналожник может сдавать в аренду часть помещения предпринимателю на общей системе по высокой цене.

Для упрощения учета

единоналожнику лучше полностью отказаться от торговли любыми алкогольными напитками и пивом . Кроме того, в таком случае ему не понадобится лицензия на продажу алкоголя.

Патент на едином налоге не нужен. А вот

на общей системе не обойтись без патента и «алкогольной» лицензии.

Обслуживать клиентов могут официанты одного из предпринимателей, выписывая при этом единый счет с разбивкой продукции по двум предпринимателям. Для этого тот

предприниматель, у которого официантов нет, должен выдать доверенность на продажу своей продукции тому, у которого официанты есть.

При проведении расчетов с клиентами

единоналожник не обязан использовать РРО. А вот у предпринимателя на общей системе РРО должен быть обязательно. Причем через РРО должны проводиться только те суммы, которые поступают от продажи продукции, принадлежащей предпринимателю на общей системе. Деньги, причитающиеся единоналожнику, через РРО проводить не нужно.

Справочная информация (справка)

1 Оформляется такое разделение следующим образом: единоналожник сдает часть помещения кафе в аренду предпринимателю на общей системе, а тот вполне законно продает на своем торговом месте алкоголь и табак. А вот облегчить себе жизнь, подписав договор о совместной деятельности, предприниматели не могут, потому что для

единоналожников совместная деятельность запрещена (пункт 7 Указа № 746).

2

Место торговли — это «...место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное электронными контрольно-кассовыми аппаратами (независимо от их количества) или где есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа иных товаров» (статья 1 Закона № 481).

Обратите внимание:

отдельная лицензия на торговлю сидром и перри теперь нужна только в том случае, если предприниматель продает только сидр и перри (и у него нет лицензии на продажу алкогольных напитков). Подробнее см. «СД», 2010, № 13, с. 17.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше