Темы статей
Выбрать темы

Если налоговики не принимают налоговую декларацию

Редакция СД
Статья

Если налоговики не принимают налоговую декларацию

 

Статус налогоплательщика обязывает предпринимателя ко многому. И бывает обидно, когда на завершающем этапе — декларация заполнена, налоговое обязательство рассчитано, а иногда даже и уплачено — возникает неожиданная преграда в лице работника налогового органа, отказывающегося принимать декларацию.

Всегда ли правомерны такие требования и что поможет предпринимателю отстоять свои интересы в некоторых случаях? Подробнее об этом мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.04.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI.

Порядок № 691

— Порядок приема и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КПН, утвержденный приказом ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691.

Методрекомендации № 827

— Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденные приказом ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

Порядок оформления почтовых отправлений

— Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Приказ № 313

— приказ ГНАУ «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» от 12.05.2010 г. № 313.

 

Основания для непризнания налоговой декларации

Налоговая декларация, расчет — это документ, который предоставляется плательщиком налогов в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, и на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа) (

пункт 1.11 статьи 1 Закона № 2181).

В частности, для физического лица — предпринимателя таковыми являются: годовая декларация о доходах, декларация по НДС, налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды, налоговый расчет по налогу с рекламы и др.

Основания для непризнания налоговых деклараций прописаны в нескольких документах. Приведем их в таблице.

 

Основание

Нормативный документ

1) не указаны обязательные реквизиты (см. перечень ниже)

Абзац пятый подпункта 4.1.2 статьи 4 Закона № 2181, пункт 4.5 Порядка № 691, пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

2) не подписана соответствующими должностными лицами (факсимиле не разрешается)

3) не скреплена печатью плательщика налогов справка 1

4) не проставлен прочерк в показателях, которые не заполняются

Пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

5) электронные подписи отсутствуют в базе ОГНС или утратили актуальность (аутентичность)

Пункт 4.5 Порядка № 691

6) текст или цифры невозможно прочитать в результате повреждения (например, документы залиты чернилами, потерты, не прошли проверки XSD и др.) или несоответствия формата файла, определенного приказом ГНА Украины «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 01.07.2004 г. № 357

Пункт 4.5 Порядка № 691

7) имеются порванные листы, подчистки, помарки, исправления, дописки и зачеркивания

Пункт 4.5 Порядка № 691, пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

8) подана в виде ксерокопии оригиналов отчетных документов

Пункт 4.5 Порядка № 691

9) уточняющие расчеты (отчеты) поданы плательщиками в ГНИ в период проверки государственным налоговым органом в случае занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов

Пункт 4.5 Порядка № 691

10) с нарушением общих требований оформления документов налоговой отчетности

Пункт 4.5 Порядка № 691

11) с нарушением требований порядка подписания файла (в случае предоставления отчетности в электронном виде)

Пункт 4.5 Порядка № 691

12) без идентификационных кодов

Пункт 4.5 Порядка № 691

13) отсутствуют обязательные приложения к налоговой отчетности, предусмотренные порядком заполнения соответствующей отчетности

Пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

14) невозможно прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потерты)

Пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

15) подана ксерокопия отчетных документов

Пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

16) отчетность по налогу на добавленную стоимость, поданная неплательщиком НДС

Пункт 4.5 Методрекомендаций № 827

 

Добавим, что к

обязательным реквизитам налоговой декларации, из-за которых ее могут не принять в налоговом органе, пункт 4.4 Методрекомендаций № 827 относит:

— тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

— отчетный период;

— название плательщика налогов;

— идентификационный номер согласно ГРФЛ или, в случае отказа от него, серия и номер паспорта для физического лица;

— местонахождение налогоплательщика;

— название ОГНС, в который подается отчетность;

— дату представления отчета (или дату заполнения — в зависимости от формы);

— подписи и печати.

Для отчетов, в которых это предусмотрено формой:

— отчетный период уточняется в случае предоставления налогоплательщиком уточняющего расчета;

— инициалы, фамилии и номера должностных лиц;

— код вида экономической деятельности (КВЭД);

— код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

— индивидуальный налоговый номер и номер Свидетельства о регистрации плательщика НДС согласно данным Реестра плательщиков НДС за отчетный период.

Кроме того, хотим обратить внимание предпринимателей — плательщиков НДС на следующие нюансы.

Пунктом 8 Закона № 2275 введена норма о том, что плательщики НДС подают вместе с налоговой декларацией по НДС за соответствующий отчетный период копии реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде.

По мнению ГНАУ, указанная норма применяется

начиная с налоговой декларации за отчетный период — июнь (II квартал) 2010 года.

Неподача реестров с указанного периода также

будет основанием для непринятия декларации по НДС.

В отношении формы декларации, которая недавно претерпела изменения, внесенные

приказом № 313, отметим следующее. Пунктами 3 и 6 приказа № 313 в форму налоговой декларации по НДС внесены изменения без изложения этой формы в новой редакции. Поэтому гриф «Утверждено» этой формы должен, как и до последних изменений, иметь ссылку на ее утверждение приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (в редакции приказа ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159). Такого мнения придерживаются представители налоговых органов. Напомним, что ранее, после внесения очередных изменений в форму декларации, налогоплательщики могли сталкиваться с отказом в ее принятии из-за «неправильной» информации в шапке.

Итак, самый широкий перечень оснований для непринятия декларации приведен в

Порядке № 691, причем большинство оснований продублированы в Методрекомендациях № 827.

Мы видим, что в

Порядке № 691 и Методрекомендациях № 827 приведен более объемный перечень оснований для непринятия налоговой декларации, чем в абзаце пятом подпункта 4.1.2 Закона № 2181.

С юридической точки зрения нормы

Закона № 2181 имеют приоритет по сравнению с нормами Порядка № 691 и Методрекомендаций № 827, на что указывает и Минюст в своем письме от 25.05.2010 г. № 678-10-24. Однако мы бы не рекомендовали предпринимателям игнорировать требования этих нормативных документов при заполнении и подаче налоговой декларации.

Важно, что в соответствии с

Методрекомендациями № 827 отсутствие прочерков в незаполненных показателях декларации такое же основание для непринятия налоговой декларации, как и отсутствие обязательных реквизитов.

Поэтому, даже если декларация будет составлена правильно, к ней будут приложены все необходимые приложения, но окажется, что в каком-то из полей не будет стоять прочерк, представители налогового органа могут не признать ее налоговой декларацией.

Обратите внимание: нарушения, позволяющие не признать декларацию, выявляются при приеме отчетности и налоговики обязаны

в устной форме предупредить предпринимателя о выявленных недостатках.

Если же предприниматель настаивает на приеме такой отчетности, ее принимают, а на экземпляре плательщика ставят штамп «ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання». Заметим, что в случае получения отчетности по почте или в электронном виде налоговики не смогут предупредить предпринимателя о выявленных недостатках. В таких случаях плательщику придется либо доказывать, что отчетность не признана налоговой декларацией неправомерно, либо подавать ее повторно.

Структурным подразделением ОГНС, в функции которого входит прием налоговой отчетности в 3-дневный срок со дня получения отчетности (но не позднее следующего дня от предельного срока подачи), направляется налогоплательщику уведомление о непризнании ОГНС налоговой отчетности как налоговой декларации с указанием оснований непринятия и предложением предоставить новую налоговую декларацию, оформленную надлежащим образом.

Если же отчетность будет принята без замечаний, то согласно

пункту 4.6 Методрекомендаций № 827 не признать ее налоговой декларацией могут только в случаях определения подразделением налогообложения физических лиц неправомерности подачи налоговой отчетности плательщиком налогов на основаниях, не предусмотренных пунктом 4.5, а именно случаев:

1) подачи плательщиком НДС налоговой отчетности не за предусмотренный для него налоговый период;

2) подачи плательщиком налоговой отчетности, не соответствующей выбранному способу налогообложения;

3) удвоения поданной налоговой отчетности по вине субъекта хозяйствования.

Казалось бы, основания для непринятия декларации четко изложены в нормативных документах. Тем не менее бывают случаи, когда налоговики отказываются признавать декларации, ссылаясь на иные причины. Некоторые из таких случаев мы рассмотрим далее.

 

Случаи «неправильного» непринятия на практике

1. Если декларация возвращена после ее принятия из-за отсутствия отметки в поле 08 «признак бюджетного возмещения».

Ситуация.

Предприниматель в установленный срок предоставил декларацию по НДС за май 2010 года. Тем не мене через две недели по почте было получено письмо ГНИ, где говорилось, что полученная декларация признана непринятой по причине отсутствия обязательного реквизита: не проставлена соответствующая пометка «Х» в поле 08 «признак бюджетного возмещения», и было предложено предоставить новую декларацию.

Выше мы говорили, что декларация может быть признана недействительной, если отсутствуют обязательные реквизиты.

Правила заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС установлены

Порядком № 166. Согласно пункту 5.1 этого Порядка указывать информацию в виде значка «Х» в специальном поле для отметок нужно только напротив строк 011 — 012 «полной» декларации. Другие случаи обязательного проставления налогоплательщиком пометки «Х» в этой форме отчетности Порядком № 166 не предусмотрены. Причем перечень обязательных реквизитов в нем не выделен.

В

пункте 4.4 Методрекомендаций № 827 данная отметка также не выделена как обязательный реквизит.

Следовательно, обязательными реквизитами можно считать только те реквизиты, которые должны быть указаны в любом случае и без которых декларация не может быть идентифицирована: наименование предпринимателя, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, номер свидетельства о регистрации плательщика НДС, отчетный (налоговый) период и т. п. Информация, которую несет в себе пометка «Х» в поле 08 «признак бюджетного возмещения», является справочной. Ведь право на бюджетное возмещение возникает не всегда, поэтому и соответствующее поле заполняется не всегда.

Таким образом, отсутствие указанной пометки в декларации по НДС не должно служить основанием для признания декларации неподанной и направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений. Подтверждением такого вывода служит

определение ВАСУ от 29.03.2006 г.

Несмотря на то что в нем говорится об отсутствии пометки «Х» в поле 07 «признак определения отрицательного значения», его выводы вполне применимы для нашей ситуации. В соответствии с

определением ВАСУ от 29.03.2006 г. при отсутствии пометки нельзя считать, что декларация не была предоставлена, поскольку это поле декларации не относится к обязательным реквизитам декларации по НДС.

Следовательно, если предпринимателю отказали в принятии декларации, то в данном случае у него есть два пути:

— либо предоставить новую декларацию вместе с уплатой штрафа, установленного

подпунктом 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181, в размере 10 ннмдг (170 грн.), не вступая в прения с налоговиками, разумеется если предельные сроки предоставления декларации истекли;

— либо обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования, предусмотренном

пунктом 5.2 статьи 5 Закона № 2181, или в суде.

2. Налоговый инспектор отказался принимать декларацию по НДС из-за отрицательного значения объекта налогообложения.

Заметим, что отказ в принятии налоговой декларации по НДС из-за отрицательного значения объекта налогообложения встречается довольно часто. Однако действия налоговиков в данной ситуации являются неправомерными, и вот почему.

В соответствии с

подпунктом 4.1.2 статьи 4 Закона № 2181 принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Декларация должна быть принята без предварительной проверки зафиксированных в ней показателей. Если работник налоговых органов отказывается принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвигает какие-либо условия ее принятия, это расценивается как превышение им служебных полномочий и влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.

Именно такие аргументы предприниматель может привести налоговому инспектору, который отказывается принимать налоговую декларацию с отрицательным значением. Если же эти доводы не принесут результата, то налогоплательщик может действовать одним из двух способов:

— направить декларацию по НДС в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении в общем порядке в срок, установленный

подпунктом 4.1.7 статьи 4 Закона № 2181, т. е. не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи декларации. Датой подачи декларации в этом случае будет дата ее вручения предприятию почтовой связи;

— направить по почте одновременно с декларацией по НДС заявление на имя руководителя налогового органа с уведомлением о вручении и описью вложения до окончания предельного срока подачи декларации. Такое заявление согласно

абзацу второму подпункта 4.1.2 статьи 4 Закона № 2181 составляется в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты отказа (т. е. если фамилия налогового инспектора не известна или он отказался назвать ее, то можно ограничиться только датой отказа). И в этом случае декларация считается предоставленной в момент ее вручения предприятию почтовой связи, а предельный 10-дневный срок, установленный подпунктом 4.1.7 статьи Закона № 2181, при этом не действует.

Кроме того, налогоплательщик имеет право обжаловать действия представителя налогового органа, отказавшего ему в приеме декларации, в суде. Тем не менее, даже если в приеме декларации отказано, предприниматель обязан своевременно погасить налоговое обязательство, отраженное в декларации.

3. Декларацию отправили по почте своевременно, но налоговики получили ее с опозданием.

Ситуация.

Отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства за июнь 2010 года отправили по почте 6 июля 2010 года, в августе пришло уведомление налогового органа о непредоставлении налоговой декларации в установленные сроки. В уведомлении указан штраф, который необходимо уплатить.

В соответствии с

подпунктом 4.1.7 статьи 4 Закона № 2181 плательщик имеет право не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока подачи декларации, определенного подпунктом 4.1.4 статьи 4 Закона № 2181, направить декларацию в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. В нашем случае отчет был отправлен своевременно — 6 июля 2010 года, при том что предельный срок его подачи 20 июля 2010 года.

Направляя отчетность по почте, налогоплательщик должен руководствоваться

Порядком оформления почтовых отправлений. В соответствии с пунктом 6 данного Порядка на почтовом отправлении (письмо, посылка, бандероль) в нижней правой его части отправителем указываются наименование и адрес получателя, в левой верхней части — наименование и адрес отправителя. В верхней части делается отметка «Отчет». После этого отправитель:

— заполняет бланк уведомления о вручении (на свое имя или на имя лица, которому следует направить такое уведомление после вручения почтового отправления);

— составляет опись вложения почтового отправления в 2-х экземплярах (один экземпляр — для себя, другой — для почты) с указанием наименования получателя и его адреса, подробного (поименного) перечня предметов, общей стоимости вложения и подписывает его.

Работник почтовой связи во время приема почтового отправления:

— проверяет правильность написания адресатов (получателя и отправителя) в уведомлении о вручении, наличие отметки «Отчет»;

— сверяет вложение почтового отправления с описью;

— подписывает опись и ставит на ней оттиск календарного штемпеля.

В случае утери, повреждения или несвоевременного вручения почтового отправления с отчетностью опись с отпечатком календарного штемпеля будет служить доказательством того, что отчетность своевременно и в полном объеме была передана предприятию почтовой связи. При этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление такой налоговой декларации, т. е. к нему не могут применить штраф (170 грн.), установленный

подпунктом 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181, и административные штрафы, установленные КУоАП. Вся ответственность возлагается на оператора почтовой связи.

Получается, что

в нашем случае (несвоевременное вручение отчетности налоговому органу) штраф уплачивать не надо, так как вся ответственность возлагается не на плательщика, а на оператора почтовой связи.

Тем не менее налогоплательщик должен отреагировать на полученное налоговое уведомление: в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения уведомления, подать жалобу налоговому органу и начать процедуру административного обжалования в соответствии со

статьей 5 Закона № 2181. К жалобе рекомендуем приложить опись с оттиском календарного штемпеля и/или уведомление о вручении почтового отправления.

Также следует знать, что при получении уведомления об утере или повреждении почтового отправления налогоплательщик должен в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления направить по почте или предоставить лично (по своему выбору) в налоговый орган:

— второй экземпляр налоговой декларации (

подпункт 4.1.7 статьи 4 Закона № 2181 и пункт 4.11 Методрекомендаций № 827);

— документ (лучше его копию), которым подтверждается факт почтового отправления первичного отчета. Такими документами могут быть опись с оттиском календарного штемпеля и/или уведомление о вручении почтового отправления (

пункт 4.11 Методрекомендаций № 827);

— пояснительную записку произвольной формы (

пункт 4.11 Методрекомендаций № 827).

Это позволит избежать штрафов за несвоевременную подачу налоговой декларации. Хуже обстоит дело, если уведомление о наложении штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации налогоплательщик получит от налогового органа раньше, чем от оператора почтовой связи. В этом случае нужно в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения уведомления, подать жалобу налоговому органу и начать процедуру административного обжалования в соответствии со

статьей 5 Закона № 2181. К жалобе рекомендуем приложить опись с оттиском календарного штемпеля и/ или уведомление о вручении почтового отправления.

4. Отказ из-за того, что декларацию подает не сам предприниматель, а его бухгалтер.

Заметим, что

Законом № 2181 не установлены какие-либо требования в отношении лица, которое предоставляет (доставляет) налоговую декларацию в налоговый орган.

Требование об обязательной подаче декларации только самим предпринимателем вполне можно расценивать как выдвижение должностным лицом контролирующего органа дополнительных условий. Так, в

письме ГНАУ от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32 сказано, что Законом № 2181 не установлены какие-либо требования к должности лица, которое предоставляет (доставляет) налоговую декларацию в канцелярию налогового органа. Хотя это разъяснение касается юридических лиц, оно вполне применимо и к предпринимателям.

Также это касается и случаев, когда налоговую отчетность предоставляет не работник предпринимателя, а, например, курьер. Правда, в этом случае, чтобы подстраховать себя и быть уверенным, что отчет все же дойдет до адресата, нужно заключить с таким лицом договор и оформить доверенность, согласно которой он будет уполномочен предоставлять налоговые декларации от имени предпринимателя.

Если же налоговые инспекторы отказываются принимать декларацию у работника предпринимателя или другого лица, то необходимо до окончания предельного срока предоставления декларации направить декларацию по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Если были и другие неправомерные причины отказа, то к описи следует приложить заявление на имя руководителя налогового органа с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты отказа (

абзац второй подпункта 4.1.2 статьи 4 Закона № 2181). При этом декларация считается предоставленной в момент ее вручения почте, а предельный 10-дневный срок, установленный для почтовых отправлений, не применяется (см. выше).

Подробнее остановимся на курьерской доставке. Как правило, курьер получает отчет от предпринимателя уже в упаковке (конверте). Далее подписывается акт приема-передачи документов. После чего курьер относит конверт в канцелярию налоговой инспекции. Сразу же после вручения адресату (налоговому органу) отчета курьер может уведомить вас о деталях доставки. Отметку о получении конверта адресат делает на специальном бланке уведомления о вручении. Такое уведомление желательно получить у курьера. Оно будет служить подтверждением своевременного предоставления декларации в налоговую инспекцию.

Не исключено, что курьер предоставит отчет лично налоговому инспектору в открытом виде, а не в канцелярию налоговой инспекции в конверте. В этом случае курьеру придется отстоять очередь, сдать отчет, получить отметку (штамп) о его принятии и в этот же день вернуть экземпляр отчета предпринимателю.

5. Не приняли декларацию из-за того, что не должны были ее подавать.

Ситуация

. Свидетельство плательщика НДС выдано предпринимателю на общей системе 12 апреля 2010 года. В апреле осуществлялась хозяйственная деятельность. 17 мая 2010 года предприниматель предоставил декларацию за апрель в налоговую. Налоговый инспектор отказался ее принимать из-за того, что мы еще проработали в апреле полный календарный месяц. Не повлечет ли такой отказ негативные последствия (штрафы) для предпринимателя?

В соответствии с

пунктом 2.2 Порядка № 166 , если лицо зарегистрировано плательщиком налогов со дня иного, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца.

В данном случае предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС не с первого дня календарного месяца, поэтому первым отчетным (налоговым) периодом для такого плательщика является период, который начинается со дня его регистрации (с 12 апреля) и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца (31 мая).

Иными словами, декларацию за апрель предоставлять не нужно. Первую декларацию необходимо предоставить за май. В ней следует отразить данные за период с 12 апреля по 31 мая включительно.

 

Выводы

Причины, по которым может быть отказано в приеме налоговой декларации, четко перечислены в

Законе № 2181, Порядке № 691, Методрекомендациях № 827.

Дополнительные требования работники налогового органа выдвигать не могут.

В спорных ситуациях у предпринимателя есть право воспользоваться процедурой административного обжалования или отправить декларацию по почте.


Справочная информация (справка)

1 Если предприниматель не использует в своей деятельности печать, то данный пункт к нему не относится.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше