Темы статей
Выбрать темы

О ведении учета товарных запасов плательщиками единого налога и применении к ним финансовых санкций согласно статьям 20 и 21 Закона об РРО

Редакция СД
Письмо от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20

О ведении учета товарных запасов плательщиками единого налога и применении к ним финансовых санкций согласно статьям 20 и 21 Закона об РРО

Письмо Министерства юстиции Украины от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20

 

Во исполнение поручения Вице-премьер-министра Украины от 19 мая 2010 года № 28542/1/1-10 (к

письму Совета предпринимателей от 14 мая 2010 года № 174) о рассмотрении и предоставлении правовой оценки письма Государственной налоговой администрации Украины от 25 декабря 2009 года № 28923/1/23-7017/1485 «О применении штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования — плательщикам единого налога» (далее — письмо ГНАУ) Министерство юстиции в рамках компетенции сообщает.

Согласно

письму ГНАУ финансовые санкции в соответствии со статьями 20 и 21 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» применяются к субъектам хозяйствования, которые осуществляют реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, не ведут или ведут с нарушением установленного порядка учет товаров по месту реализации и хранения.

В связи с чем следует отметить следующее.

Частью второй

статьи 19 Конституции Украины определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В соответствии с

частью первой статьи 67 и пунктом 1 части второй статьи 92 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Исключительно законами Украины устанавливаются система налогообложения, налоги и сборы. В соответствии с

пунктом 4 «Переходных положений» Конституции Украины Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имел право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам и урегулированные законами, с одновременной подачей соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном статьей 93 Конституции.

Такой указ Президента Украины действует до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой Украины по этим вопросам.

Так, в период действия «

Переходных положений» Конституции Украины был издан Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ).

Статьей 4 Указа

определено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, по выбору субъекта малого предпринимательства.

Форма книги учета доходов и расходов, подлежащих налогообложению в соответствии с этим

Указом, и порядок ее ведения субъектами малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины.

Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязано вести книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу.

При этом

частью третьей статьи 6 Указа определено, что субъекты предпринимательской деятельности — физические лица — плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.

В свою очередь, преамбулой

Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон) установлено, что этот Закон определяет правовые основы применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Согласно

статье 6 Закона учет товарных запасов физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности ведется в порядке, определенном действующим законодательством, а юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) — в порядке, определенном соответствующим национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета. Учет ведется с учетом особенностей, установленных для субъектов малого предпринимательства. Обязанность по ведению учета товарных запасов не применяется к лицам, которые согласно законодательству облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета приобретенных или проданных товаров.

При этом в соответствии с

пунктом 6 статьи 9 указанного Закона регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельств об уплате единого налога), если такие субъекты не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины по представлению государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регуляторную политику.

Также согласно

пунктам 1 и 5 Порядка ведения книги учета доходов и расходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2001 года № 1269, определено, что книга учета доходов и расходов (далее — книга) ведется субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), а также лицами, имеющими льготный торговый патент для продажи товаров (кроме подакцизных) (предоставления услуг) в соответствии с законодательством по вопросу патентования некоторых видов предпринимательской деятельности, если такие лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость согласно законодательству (далее — субъекты предпринимательской деятельности).

Субъектом предпринимательской деятельности в книгу заносятся следующие сведения:

— порядковый номер записи;

— дата осуществления операции, связанной с проведенными расходами и/или полученным доходом;

— сумма расходов по факту их осуществления, в том числе заработная плата наемного работника;

— сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг);

— сумма выручки от продажи товаров (предоставления услуг) — с итогом за день.

Пунктом 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 октября 1999 года № 599, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 1999 года под № 752/4045

, установлено, что для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года № 12 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 9 июня 1993 года под № 64. При этом обязательному заполнению подлежат только графы «период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».

Кроме того, следует отметить, что

форма Книги учета доходов и расходов, утвержденная указанным выше приказом, не предусматривает ведения учета товарных запасов.

Таким образом, вышеупомянутыми нормативно-правовыми актами определен порядок ведения доходов и расходов субъектами малого предпринимательства.

Вместе с этим сообщаем, что

письма не являются нормативно-правовыми актами, они носят только разъяснительный, информационный характер, не должны содержать новых правовых норм. В случае установления новых правовых норм письмами, они являются недействительными, подлежат отзыву с мест применения и отмене издавшими их органами.

При этом следует отметить, что

данные нормы могут быть изложены только в нормативно-правовом акте, утвержденном соответствующим распорядительным документом, согласованным с заинтересованными органами и зарегистрированном в Министерстве юстиции в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации.

 

Заместитель Министра А. Панченко

 

комментарий редакции

 

В комментируемом

письме Минюст высказал свою позицию о нашумевшей за последнее время проблеме ведения учета товаров частными предпринимателями в Книге ф. № 10 и соответственно наложения штрафов за неведение такого учета или продажу неучтенных товаров по статьям 20 и 21 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО) (подробнее см. «СД», 2010, № 4, с. 7; № 7, с. 26). Причем не может не радовать, что в данном вопросе Минюст принял сторону предпринимателей и привел аргументы в защиту от необоснованных требований налоговиков вести в Книге ф. № 10 учет товарных запасов.

Проблемы с «учетом товаров» и Книгой ф. № 10 начались еще в прошлом году, когда многие предприниматели ощутили на себе «новшества» налоговиков при проведении проверок. Так, инспектора массово проводили контрольные закупки товара, потом требовали предъявить Книгу ф. № 10 и при отсутствии в ней записи о товаре грозили непонятным «двойным штрафом». Вскоре выяснилось, что пресловутым «двойным штрафом» оказался штраф по

Закону об РРО за отсутствие учета товаров.

ГНАУ в свою очередь

сначала издала письмо от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159, из которого следовало, что на предпринимателей распространяются штрафы по Закону об РРО за отсутствие учета товаров. Причем в тексте письма было упомянуто о необходимости вести Книгу ф. № 10 и подтверждать расходы, записанные в нее, первичными документами. То есть налоговики указывали на то, что отсутствие в Книге ф. № 10 записей о товаре приравнивается к отсутствию учета товаров. Разумеется, на самом деле это не так. О том, что в Книге ф. № 10 учет товаров не ведется вообще, мы писали в «СД», 2009, № 9, с. 29.

Со временем

ГНАУ издала по сути революционное письмо от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 (далее — письмо № 28923), в котором подвела к тому, чтобы:

единоналожники отражали в Книге ф. № 10 доход после каждой продажи, а не общей суммой за день;

все предприниматели отражали в Книге ф. № 10 расходы в хронологическом порядке на момент их понесения, а не на дату получения дохода;

подтверждали факт приобретения товара первичными и даже бухгалтерскими документами (ТТН, накладными на оприходование товара и др.).

Невыполнение указанных требований расценивалось как отсутствие учета товаров и грозило, по мнению налоговиков, штрафами по

статьям 20 и 21 Закона об РРО (в двойном размере суммы неучтенных товаров). И это на фоне того, что аргументы, приведенные в письме № 28923, весьма шаткие и не имеют под собой законных оснований (см. «СД», 2010, № 4, с. 10; № 6, с. 16)!

Ввиду указанных обстоятельств Совет предпринимателей при КМУ решил разобраться в сложившейся ситуации и рассмотрел ее 20.05.2010 г. на совещании с представителями Минюста, ГНАУ, Минфина и КМУ. Глава Совета предпринимателей при КМУ О. Продан выступила с требованием

отозвать письмо № 28923, которое не соответствует действующему законодательству и нарушает права предпринимателей.

ГНАУ и Минфин протестовали. Тем не менее

Минюст поддержал предпринимателей, в результате чего увидело свет комментируемое письмо. В нем проведен анализ действующего законодательства и сделаны важные выводы:

1)

исходя из статьи 6 Закона об РРО единоналожники не обязаны вести учет товарных запасов, так как Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 не предусматривает для них ведение учета приобретенных или проданных товаров. Из этого следует, что на единоналожников вообще не распространяются штрафы по статьям 20 и 21 Закона об РРО;

2)

форма Книги ф. № 10 не предусматривает ведение учета товарных запасов — она предназначена только для ведения учета доходов и расходов;

3)

любое письмо, которое содержит новые правовые нормы (отсутствующие в действующем законодательстве), является недействительным и должно быть отозвано органом, издавшим его. Ну а поскольку ни в одном нормативно-правовом акте не установлено применение штрафов по Закону об РРО за отсутствие записей в Книге ф. № 10, а в письмах № 28923 и № 4364/7/23-7017/159 такая норма есть, ГНАУ обязана отозвать указанные письма.

Таким образом, можно надеяться, что произвол проверяющих по поводу двукратного штрафа за отсутствие учета товарных запасов наконец-то прекратится. Ну а

если предприниматель столкнется с принципиальным инспектором, он сможет противостоять ему с помощью письма Минюста от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-20 . Если же переубедить проверяющего все равно не удастся, нужно смело обращаться в суд (можно даже составить исковое заявление наподобие указанного письма). Надеемся также, что ГНАУ не заставит себя ждать и как можно скорее отзовет пресловутое письмо.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше