Темы статей
Выбрать темы

Налог с рекламы: интересные нюансы

Редакция СД
Статья

Налог с рекламы: интересные нюансы

 

Предпринимателям время от времени нужно рекламировать свою деятельность, услуги, товар и т. д. Размещение рекламного материала сопровождается обязанностью уплаты налога с рекламы, которая имеет свои особенности. Ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы по уплате налога с рекламы предпринимателям поможет данная статья.

Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» в редакции Закона Украины от 11.07.2003 г. № 1121-IV.

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

 

Основы налога с рекламы

Налог с рекламы

относится к местным налогам, порядок его уплаты регулируется статьей 11 Декрета № 56-93 и положениями местных органов исполнительной власти. Он взимается при размещении рекламной информации с коммерческой целью в СМИ, на телевидении, в виде афиш, плакатов, на специальных щитах, имуществе; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и т. д.

Объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг

за установление и размещение рекламы, его размеры устанавливаются местными советами. Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время.

Госкомпредпринимательства в

письме от 22.03.2010 г. № 3511 разъяснил вопрос определения понятий «разовая реклама» и «реклама на длительное время».

В

письме сказано, что в Законе о рекламе и Декрете № 56-93 не даются определения терминов «разовая реклама» и «реклама на длительное время», поэтому при исчислении налога и применении ставок следует исходить из:

1) содержания нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и уплаты налога с рекламы;

2) условий договора на установление (размещение) рекламы;

3) вида (типа) рекламного носителя, на котором размещается реклама.

Анализ решений органов местного самоуправления о введении на соответствующих территориях налога с рекламы свидетельствует о том, что критерии классификации рекламы во многих случаях являются разными. Следовательно, если

Положение о порядке начисления и уплаты налога с рекламы не дает четкого трактования терминов «разовая реклама» и «реклама на длительное время», то плательщику следует ориентироваться на второй критерий — условия договора на установление (размещение) рекламы.

Механизм взимания налога с рекламы следующий.

В процессе размещения рекламы участвуют заказчик услуг по установлению и размещению рекламы и лицо, оказывающее данные услуги.

Плательщиком налога с рекламы является заказчик услуг (юридическое лицо или гражданин). Однако вначале лицо, размещающее рекламу, включает его в счет за свои услуги, тем самым фактически взимая этот налог с заказчика таких услуг (с плательщика налога с рекламы). Затем полученный налог лицо, оказывающее услуги, перечисляет в бюджет. Получается, что заказчик услуг по установлению и размещению рекламы, как плательщик налога с рекламы, только отдает свои деньги исполнителю таких услуг, а исполнитель декларирует эти средства и перечисляет их в бюджет. Причем лица, которые всего лишь изготавливают рекламу, но не занимаются ее установлением или размещением, а также размещают рекламу без использования чьих-либо услуг и т. д.,

к уплате налога с рекламы в большинстве случаев отношения не имеют.

Базой для начисления налога с рекламы является договорная (контрактная) стоимость работ, услуг по установке и размещению рекламного продукта, без учета сумм НДС.

Предпринимателям — плательщикам НДС стоит обратить внимание на то, что в налоговой накладной сумма налога с рекламы отдельно не указывается. К тому же в самой форме налоговой накладной не предусмотрена строка для отражения данных о платежах и сборах, не включаемых в базу обложения НДС. Данные графы 11 раздела VII налоговой накладной не будут соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

В данном случае можно порекомендовать отражать налог с рекламы в графе 11 раздела III налоговой накладной, дописав: «Налог с рекламы» в строке после слов «возвратная тара». В данном случае общая сумма с НДС к оплате (графа 11 раздел VII) будет соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

Налог с рекламы может включаться в состав расходов предпринимателя (

подпункт 5.2.5 статьи 5 Закона о налоге на прибыль).

В различных ситуациях при изготовлении и размещении рекламы возникает вопрос, нужно ли в том или ином случае уплачивать налог с рекламы. Рассмотрим несколько таких ситуаций подробнее.

 

1. ВОПРОС.

Предприниматель обратился к дизайнеру за услугами по изготовлению рекламного материала. Будет ли начисляться налог с рекламы на стоимость таких услуг?

ОТВЕТ.

Согласно Декрету № 56-93 объектом для исчисления налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы.

Тем не менее местными органами власти часто устанавливается требование об уплате налога с рекламы и со стоимости услуг по изготовлению рекламы (например, дизайну, верстке).

Заметим, что

Закон о рекламе при определении субъектов рекламной деятельности разделяет понятия производителей и ее распространителей. Так, в письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 подчеркивается, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

 

2. ВОПРОС.

Предприниматель самостоятельно изготовил листовку с рекламой своей продукции. Нужно ли уплачивать налог с рекламы?

ОТВЕТ.

Выше мы обращали внимание на такой нюанс: согласно Декрету № 56-93 объектом для исчисления налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Поэтому одно только производство (изготовление) рекламы налогом с рекламы облагаться не должно.

Следовательно, ни сам предприниматель, ни сторонний изготовитель (типография) не должны начислять налог с рекламы на стоимость изготовления рекламных листовок. Однако мы уже говорили о том, что в вопросе уплаты налога с рекламы необходимо руководствоваться также требованиями, установленными местными органами власти.

Что касается распространения собственных листовок, то здесь ситуация такая. Довольно часто органы местного самоуправления требуют уплачивать налог с рекламы и в случаях саморекламы. ГНАУ в отношении данного вопроса также считает, что при саморекламе уплачивать налог необходимо. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в

письме ГНАУ от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114. При этом база для начисления налога с рекламы устанавливается исходя из:

1) тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними заказчиками;

2)

себестоимости рекламной продукции (работ, услуг), если субъект предпринимательской деятельности не предоставляет рекламные услуги сторонним заказчикам и следовательно не имеет тарифов на такие платные услуги.

Мы с такой точкой зрения не согласны. На наш взгляд, объект налогообложения возникнет только в том случае, если предприниматель обратится к услугам сторонних лиц (например, к рекламному агентству) по распространению листовок, буклетов и т. п.

В качестве подтверждения этой позиции можно привести такой аргумент.

Декретом № 56-93 предусмотрена уплата налога с рекламы только во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы, а объектом обложения налогом с рекламы является именно стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Следовательно, для возникновения объекта обложения налогом с рекламы необходимо наличие двух сторон:

— предоставляющей услуги по установлению и размещению рекламы;

— получающей и оплачивающей такие услуги.

В случае саморекламы «оплата услуг за установление и размещение рекламы» никогда не произойдет, ведь невозможно предоставить услуги самому себе.

Однако в некоторых решениях местных советов прямо указывается, что если рекламодатель выполняет рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ (услуг) с целью налогообложения определяется исходя из фактически произведенных затрат на изготовление средств распространения рекламы. То есть если в местном решении есть указание на необходимость уплаты налога при самостоятельном изготовлении рекламы и предприниматель не хочет ни с кем спорить, налог придется уплатить.

Что касается распространения рекламных листовок в своем магазине, то здесь вопросов о налоге с рекламы не должно возникать. Дело в том, что

пунктом 7 статьи 8 Закона о рекламе предусмотрено, что размещение информации о производителе товара и (или) о товаре в местах реализации потребителю не является рекламой. Это же мнение высказала ГНАУ в письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316.

3. ВОПРОС.

Является ли рекламой вывеска над входом в магазин (другой объект предпринимателя) и нужно ли уплачивать при ее размещении налог с рекламы?

ОТВЕТ.

Согласно части шестой статьи 9 Закона о рекламе вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаки для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу, вид его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), время работы, которая размещена на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже у входа в такое помещение не считаются рекламой.

Однозначно это справедливо для табличек с режимом работы и наименованием предпринимателя.

Тем не менее на сегодняшний день возникают сомнения относительно

вывески в виде специальной конструкции (нестандартной таблички), размещенной на фасаде.

Местные органы власти эти недочеты, можно сказать, ликвидировали, но зачастую в «местных» документах есть противоречивые положения. Так, в городе Харькове вывеска попала в разряд внешней рекламы, на которую оформлять разрешение на размещение нужно, а вот платить арендную плату за пользование местом для ее размещения (крепления) не нужно.

Тем не менее если предпринимателю не нужны конфликты с местными органами и он согласится с тем, что его вывеска — это реклама, то уплачивать налог с рекламы в бюджет все равно будет лицо, которому заплатили «за установление и размещение рекламы».

4. ВОПРОС.

Предприниматель является автором книги о народной медицине и лекарственных травах и планирует продавать ее оптом и в розницу. Однако при ее написании возник вопрос: если в тексте сказано об эффективном действии лекарственных средств определенной торговой марки (договора на оказание рекламных услуг с фармпроизводителем нет), то возникнут ли какие-либо налоговые последствия у автора, в частности нужно ли будет уплатить налог с рекламы?

ОТВЕТ.

Согласно статье 309 ГКУ автор имеет право упоминать в своей книге все, что считает необходимым, если это не противоречит действующему законодательству. Указание на торговую марку, производящую лекарственные препараты, вполне допустимо.

Налог с рекламы в нашем случае уплачивать не придется, поскольку отсутствует объект налогообложения согласно

статье 11 Декрета № 56-93. Так как в рассматриваемом вопросе у автора книги нет договора с фармпроизводителем на размещение рекламы и никакой оплаты от фармпроизводителя автор не получает, значит, налог с рекламы уплатить просто не из чего.

Более того, налог с рекламы не нужно уплачивать даже тогда, когда предприниматель размещает ее по договору, но делает это бесплатно. Аргумент тот же — нет объекта налогообложения. Налоговики на местах с таким подходом чаще всего соглашаются (

письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508). А при отсутствии договора тем более претензий не должно быть.

 

5. ВОПРОС.

Нужно ли уплатить налог с рекламы, если предприниматель заказал визитки для их дальнейшего распространения среди клиентов?

ОТВЕТ.

О налоге с рекламы в отношении визиток можно говорить тогда, когда визитка содержит рекламную информацию (например, о деятельности предпринимателя и т. д.). Такой случай, по мнению ГНАУ, изложенному в письме от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210, расценивается как размещение изготовителем рекламы на рекламном средстве.

Поскольку объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установку и размещение рекламы, то типография (другой производитель визиток) в счете за свои услуги должна выставлять налог с рекламы и уплачивать его в бюджет.

Опять же, такая позиция ГНАУ является спорной, поскольку при изготовлении визиток оказываются полиграфические услуги, а не услуги по размещению рекламы.

 

6. ВОПРОС.

Как начисляется налог с рекламы, если ее изготовлением и размещением занимается рекламное агентство?

ОТВЕТ. Рекламное агентство может выступать и в качестве производителя, и в качестве распространителя рекламного продукта одновременно. Однако это вовсе не означает, что обложению налогом с рекламы подлежит вся сумма предоставленных услуг.

В частности, об этом говорится в письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 и подчеркивается, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с этим в документах должны быть

четко разграничены предоставленные услуги отдельно по производству и распространению рекламы. Если же такое разделение отсутствует, то налог с рекламы исчисляется со всей суммы предоставленных услуг по изготовлению и распространению рекламы. Например, в случае размещения рекламного блока в газете, когда стоимость ее изготовления отдельно не выделена, объектом обложения налогом с рекламы является вся сумма по договору.

 

7. ВОПРОС.

Гражданин — собственник квартиры на первом этаже многоэтажного дома в г. Харькове заключил с юридическим лицом договор «о пользовании местом для размещения специальной конструкции». Предмет договора: гражданин (собственник) предоставляет пользователю (юрлицу) во временное пользование место на фасаде дома для размещения специальной конструкции (фактически это рекламный щит), за что пользователь уплачивает гражданину определенную плату. Нужно ли в данном случае уплачивать налог с рекламы, и если нужно, то кто его уплачивает?

ОТВЕТ.

Суть заключенного между сторонами договора — предоставление разрешения юрлицу пользоваться в течение определенного срока определенной площадью фасада здания. Физлицо в данном случае никаких активных действий для реализации договора не предпринимает. В то же время услуги по установке и размещению рекламы предполагают активные действия, ведь рекламный щит сам по себе на стене появиться не может. Понятно, что эти активные действия в нашем случае будет предпринимать именно юридическое лицо, которое либо самостоятельно будет устанавливать рекламный щит на стену, либо закажет соответствующую услугу стороннему лицу. Именно в отношениях между юридическим лицом и сторонним лицом, которое будет устанавливать (размещать) рекламу, и будет возникать объект налога с рекламы.

В данном случае нужно обратить внимание на такой нюанс. В Киевском положении о налоге с рекламы объектом налога с рекламы также является плата за право временного использования мест для расположения объектов внешней рекламы и рекламы на транспорте в г. Киеве. Но во-первых, речь идет о плате, которая уплачивается городу, а не частным лицам, а во-вторых, это, на наш взгляд, не соответствует нормам

Декрета № 56-93. То есть никаких аналогий в данном случае проводить нельзя.

 

8. ВОПРОС.

У предпринимателя есть свой собственный сайт в Интернете. Он размещает на нем рекламные баннеры других субъектов, в том числе в обмен на размещение собственных баннеров на их сайтах. Как уплачивается налог с рекламы?

Ответ.

Услуги по размещению рекламы в виде баннеров являются объектом налога с рекламы. Налог с рекламы уплачивается при оплате услуг за их установку и размещение.

Например, предприниматель размещает на своем сайте баннер ООО «Перевозчик», при нажатии на который открывается его страничка в Интернете.

ООО «Перевозчик» платит за размещение баннера в течение трех месяцев 120,5 грн. (в том числе НДС — 20 грн., налог с рекламы — 0,5 грн.).

Существует вариант, когда рекламодателем оплачивается не просто размещение баннера на сайте другого лица, а покупаются показы баннеров оговоренное число раз. Если пользователь загрузил веб-страницу лица, оказывающего рекламные услуги, то считается, что он увидел баннер рекламодателя, и это засчитывается как один показ. В этом случае налог с рекламы уплачивается со стоимости оплаты количества показов.

Итак, в данной статье мы постарались ответить на большинство интересующих вас вопросов о налоге с рекламы. Если же какие-то нюансы были не охвачены, то вы можете прислать свой вопрос в адрес нашей редакции по почте или на электронный ящик —

sd@id.factor.ua.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше